Здоровьесберегающие технологии в театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Решение этой задачи ложится в первую очередь на нас воспитателей, которые постоянно находятся с детьми.

Оценить 774 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Мурманская область г. Апатиты

Муравьева Елена Геннадьевна

первая квалификационная категория

В настоящеевремя проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Вся работа ДО направлены на оздоровление ребенка-дошкольника. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Решение этой задачи ложится в первую очередь на нас воспитателей, которые постоянно находятся с детьми.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Раскрыть дверцу в мир детства и отыскать ключик к внутреннему миру каждого малыша поможет театрализованная игра. Игра - важнейшее средство воспитания дошкольников. Игровая деятельность спонтанная, непринужденная. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка. Результатом работы является то, что дети очень любят играть, легко идут на контакт со сверстниками, взрослыми. В группе - хороший микроклимат, дети могут самостоятельно организовать игру, развить сюжет, проявить творчество, действовать в соответствии с ролью, контролировать правила игры и действия партнеров по играм.

Ведь только игра связывает детей между собой. Пребывание малыша в детском саду насыщается игрой, в которой каждый ребенок старается сыграть свою роль. Именно театр поможет научить малыша играть, брать на себя роль и действовать, согласно роли.

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Благодаря театру ребенок познает окружающий его мир умом, сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность привлекательна для детей, охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития психических процессов, обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать формы, методы и приемы театрализации в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка в образовательном и воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Театрализованная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. При этом учитывается психологический комфорт для ребенка, который определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Работая по данному вопросу, необходимо определить систему и последовательность работы. Чтобы успешно донести всю информацию необходимо выделить основные педагогические задачи по формированию у детей театрализованной деятельности. Театральная игра – самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, свободно размещаться по площадке, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, мышление, фантазию, интерес к сценическому искусству.

упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, умение строить диалог с партнером, развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки.

воспитывать нравственно – этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Педагогический процесс осуществляется в тесной связи с музыкальным руководителем и логопедом. Никому не секрет, что детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды, на вербальном уровне. У ребенка может исчезнуть желание узнать что-то новое, может проявиться агрессия. Для того, чтобы избежать проявление отрицательных эмоций, в группе надо создавать среду, которая отвечает требованиям творческого развития каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

Основные функции театрализованной деятельности:

Воспитательная – развивающая среда в группе должна быть ориентирована на создание игр – ситуации, когда дети стоят перед нравственным выбором. Развивающая среда – центр, где зарождаются положительные взаимоотношение нравственного, бережного отношения, возникает основа для сотрудничества.

Развивающая - содержание среды каждого вида деятельности должно соответствовать возрастным особенностям детей, должно быть доступно.

Организующая - содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора детьми вида самостоятельной деятельности, отвечающей предпочтениям, потребностям и интересам.

Предметно – развивающая среда группы требует перемен. И на помощь следует привлекать родителей. Созданная всеобщими усилиями, театрализованная среда вызвала огромный восторг у детей и у взрослых. У нас в группе поселились куклы – герои разных сказок, театр масок, пальчиковый театр, театр картинок, теневой театр. Имеется ширма, большой фланелеграф, уголок ряженья. Организация в группе театрализованной среды дало возможность приблизиться к позиции ребенка, создала уют для полноценного развития детей в условиях ДУ.

В работе с детьми использую такие средства: разыгрывание потешек, сказок, мини – сценок; владение куклой, игрушкой; ролевая игра.

Театрализованную деятельность реализую через все виды деятельности – игровую, продуктивную, двигательную. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Дети значительно лучше и эмоциональней усваивают материал, если о нем рассказывает не воспитатель, а сказочный герой (петрушка, незнайка и пр.). Они с удовольствием помогают Колобку, Красной Шапочке найти выход из какой – либо затруднительной ситуации. Одевая костюм или маску сказочного героя, ребенок глубже переживает ситуацию. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений, видит пути решения проблемы и частично переносит их в повседневную действительность. Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий с театрализованной деятельностью способствует развитию у детей не только художественных способностей, способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, но и физических и психические качеств, закреплению знаний о поведении в той или иной жизненной ситуации, формируют привычку к здоровому образу жизни. Процесс формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что в процессе театрализации ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения, рисования и т. п.) с целью получения знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья, природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, содействия в осознании детьми ценности здоровья и ответственного отношения к нему; включения в здоровьесберегающую деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. И важно то, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать героям, сопереживать им. Таким образом, театрализованная деятельность – важное средство развития у детей эмпатии, т.е. умение распознавать эмоции человека по мимике, жестам, интонации, умение действовать в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театр зарождает у детей стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне!

1. Гончарова С. Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности // Перспективы науки. – № 8. – 2012.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов. Чтобы помочь детям не стать психосоматиками, необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру людей, обучить их выражению и распознанию некоторых базовых эмоций.

Эмоции помогают ребёнку приспосабливаться к той или иной ситуации.

На ряду с этим необходимо уделить внимание развитию умение обучаться, понимать чувство других людей, сочувствовать им, находить выход из конфликта.

Одним из средств укрепления психоэмоционального здоровья детей на наш взгляд является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Огромным потенциалом формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников обладает театрализованная деятельность, которая стимулирует развитие психических процессов, создает условия для познания окружающего мира, усвоения способов укрепления и сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, обогащает значимыми впечатлениями, способствует самопознанию, ориентации детей в различных ситуациях физического и психологического благополучия, реализует творческую активность формирующейся личности ребенка, позволяет формировать опыт ценностного поведения, создавая среду для формирования ценности здоровьесбережения благодаря оформлению в различных знаковых системах (в речи, пантомимике) в соответствии с целями педагога и предпочтениями, интересами детей.

Специфика формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что в процессе театрализации ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения, рисования и т. п.) с целью получения знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья, природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, содействия в осознании детьми ценности здоровья и ответственного отношения к нему; включения в здоровьесберегающую деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями; закрепления моделей здоровьесберегающего поведения.

Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка, адекватной оценочной деятельности, способствующий бережному отношению ребенка дошкольного возраста к себе и своему здоровью. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет эффективным при реализации психолого-педагогических условий: выявлены сущность, структура и содержание здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, позволяющие определить механизм и динамику процесса его формирования; содержание деятельности педагогов по формированию здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет определено возрастными и психологическими особенностями детей и спецификой образовательного процесса дошкольного учреждения; обеспечена организация театрально-образовательной среды в дошкольном учреждении, включающей организованное пространство для театрализованной деятельности и взаимодействия педагогов, детей и родителей; спроектирована и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения педагогическая технология формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности; целенаправленное формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет осуществляться как процесс актуализации имеющегося и приобретения нового индивидуального опыта здоровьесбережения и обеспечиваться соответствующей системой методического сопровождения.

Дети дошкольного возраста вполне готовы к ролевой регуляции своего поведения, поэтому работу по театрализованной деятельности строим в три этапа.

Первый этап- возрастные особенности социально- личностного развития детей младшего возраста и особенности его развития средствами театрализованных игр.

Второй этап- формирование опыта социальных навыков поведения детей дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного дошкольника, гармонично входящего в социум средствами театрализованной деятельности.

Третий этап- использование освоенного положительного опыта детей в установлении межличностных отношений и активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками.

Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры имеют следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства с изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по своему использует предметы и заменитель в игре. В театрализованной игре осуществляется развитие межличностных отношений и эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Великое значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов освоения выразительности речи). Воспитательные возможности театрализованных игр усиливается тем, что их тематика практически не ограничена.

Особое внимание уделяем робким, стеснительным детям, для которых выступления на сцене связано с огромным нервным напряжением. Известно, как велика сила эмоционального воздействия театрализованной деятельности.

Именно в дружеском союзе воспитателей и детей зарождаются творческие способности. Исходя из этого, поставили перед собой и детьми следующие задачи:

Научить распознавать разницу между чувствами и поступками.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка

Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, творческими). Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Реагировать на имеющиеся отрицательные (страх, гнев и д. р). Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам корректировать его поведение, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества. На начальном этапе работы по театрализованной деятельности включаем в инсценировку упражнения на развитее памяти в воображения фантазии. Работа над ролью начинается с краткого художественного описания того места, где будет происходить действие инсценировки. Выразительное произведения, проговаривания отдельных строк. Затем анализируем, описанные в произведении, формируем интерес к желанию участвовать и принять на себя определенную роль. Конечный результат работы над ролью- действие в атрибутах маленькие дети владеют естественной грации и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведения проявляют через движения и речь. Тревожный робкий скрытый ребенок выглядит сутулым малоподвижным и пассивным. Чем меньше зажимов в речи и отрицательных эмоциях, тем ребенок, свободнее и благополучнее себя ощущает.. Таким образом в театрализованном представлении в игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений различных персонажей и взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.

Именно поэтому совместные занятия воспитателей групп и музыкального руководителя способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Робототехника как средство социализации мигрантов в ДОУ в образовательной деятельности Введение. Актуальность проблемы. Обострение межэтнических отношений породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. В то же.

Здоровьесберегающие технологии как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Я: - Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги! - Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли вы на мастер-класс,.

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41. Хамутько Ольга Ивановна, воспитатель второй младшей группы. Игровая.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Возможности театрализованной деятельности как средства ознакомления с фольклором детей младшего дошкольного возраста Целью театрализованной деятельности является обеспечение разностороннего интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка;.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Здоровье сберегающие технологии в театрализованной деятельности дошкольников.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Здоровье сберегающие технологии в театрализованной деятельности дошкольников.

ЗДОРОВЬЕ- это состояние полного физического, психического и социального благо.

Все занятия по театральной деятельности построены с учетом здоровье сберега.

Все занятия по театральной деятельности построены с учетом здоровье сберегающих технологий - системе, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика интенсивно воздействует на к.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика интенсивно воздействует на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Рaзвивает у ребенкa психические процессы: мышление, внимaние, память, воображение. Снимает тревожность.

Физкультминутки Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения.

Физкультминутки Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Гимнастика для глаз . Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников. Зада.

Гимнастика для глаз . Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи: предупреждение утомления глаз; укрепление глазных мышц снятие напряжения; общее оздоровление зрительного аппарата

Мимика Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоционально.

Мимика Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы.

Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Релаксация, помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомлен.

Релаксация, помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление. Использую слушанье музыки природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается. Релаксация

Психогимнастика Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, н.

 Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Куклы могут все или почти все. Кукольный театр – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, развития сферы чувств (соучастия сострадания, способности поставить себя на место другого).Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Если ребенок боится, стесняется выступать перед публикой, то мы можем говорить о театротерапии через использование кукольного театра. Театр кукол

В современном мире эмоциональные расстройства выходят на первое место среди всех

болезней. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и

повышенную заболеваемость. В нынешнем 21 веке вследствие повышенного темпа жизни,

психологические заболевания заметно потеснили всё остальное.

Чтобы помочь детям не стать психосоматиками, необходимо привлекать внимание детей

к эмоциональному миру людей, обучить их выражению и распознанию некоторых базовых

Эмоции помогают ребёнку приспосабливаться к той или иной ситуации.

На ряду с этим необходимо уделить внимание развитию умение обучаться, понимать

чувство других людей, сочувствовать им, находить выход из конфликта.

И.М Сеченов написал: «Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли

Гарибальди, когда его гонят за лишнюю любовь к Родине, создаёт ли Ньютон мировые

Одним из средств укрепления психоэмоционального здоровья детей на наш взгляд

является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность

позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.

Дети старших групп вполне готовы к ролевой регуляции своего поведения, поэтому

работу по театрализованной деятельности строим в два этапа.

Первый этап- эта подготовка к спектаклю и включает знакомства с его содержанием,

изготовление костюмов, работу над ролью.

Второй этап- в целом посвящен непосредственной подготовке проведению спектакля.

Особое внимание уделяем робким, стеснительным детям, для которых выступления на

сцене связано с огромным нервным напряжением. Известно, как велика сила

эмоционального воздействия театрализованной деятельности. Именно в дружеском союзе

логопедов и детей зарождаются творческие способности. Исходя из этого, поставили

перед собой и детьми следующие задачи:

Научить распознавать разницу между чувствами и поступками.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка

Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами

(словесными, творческими). Способствовать полноценному развитию личности

ребенка через самовыражение и творчество.

Реагировать на имеющиеся отрицательные (страх, гнев и д.р). Формировать у детей

отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и

обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых

ситуациях. При подготовки спектакля они учатся выделять цель, средства ее

достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому.

Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции

личностного развития. На начальном этапе работы по театрализованной

деятельности включаем в инсценировку упражнения на развитее памяти в

воображения фантазии. Работа над ролью начинается с краткого художественного

описания того места, где будет происходить действие инсценировки.

Выразительные произведения, проговаривания отдельных строк. Затем

анализируем, описанные в произведении, формируем интерес к желанию

участвовать и принять на себя определенную роль. Конечный результат работы над

ролью - действие в атрибутах маленькие дети владеют естественной грации и

свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведения проявляют через

движения и речь. Тревожный робкий скрытый ребенок выглядит сутулым

малоподвижным и пассивным. Чем меньше зажимов в речи и отрицательных

эмоциях, тем ребенок, свободнее и благополучнее себя ощущает.

Именно поэтому совместные занятия музыкального воспитателей групп

музыкального руководителя и логопеда способствуют укреплению эмоциональных

Читайте также: