Что такое импровизация кратко

Обновлено: 05.07.2024

Импровизация — это особый вид искусства, новое направление в творчестве. Его использование в танцах неотъемлемая часть развивающегося современной хореографии. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое импровизация и какое мнение имеет общество об этом виде искусства. Расскажем, какие импровизация имеет характеристики, а также классификацию.

В конце статьи объясним, почему нужно уметь импровизировать, а также какую роль в жизни человека играет импровизация. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной помощью.

Импровизация: разбор понятия

Перед пониманием термина импровизация нужно узнать происхождение и дословный перевод слова. Это понятие присутствует во многих языках Европы. Например, во Франции — improvisation, в Италии — improvvisazione. Латинский язык также не обошёл такой термин как импровизация стороной (improvisus). В переводе понятие можно охарактеризовать как неожиданный или внезапный.

Импровизация — это своеобразный творческий процесс искусства, выполняемый во время действия человека, который ведёт себя эксцентричность. Например, в процессе танца, представления или исполнения музыки человек что-то добавляет или изменяет в концепцию выступления. Точной информации о происхождения такого термина, как импровизация нет, но учёные исследователи считают, что его истоки уходят глубоко в народное творчество.

Значение термина в истории

Древняя история народов мира наполнена сказаниями, песнями, танцами и обрядами, придуманными старыми людьми на основе услышанных старых рассказов, сказов. Из фантазии, культуры, страхов и желаний были созданы множество историй, произведений и сказок.

Обряды, танцы и песни, люди придумывали для празднования и чествования своих богов. Импровизация в профессиональных кругах творчества сильнее всего развила поэзию, музыку и танцы. Поэтическая импровизация на заданную тему зачастую использовалась для конкурсов.

Общественное мнение

В обществе популярно мнение, что импровизация в отличие от хореографии лишена правил, техник и школой. Однако это мнение ошибочно. Правила выполнения такой техники, как импровизация находятся на другом творческом плане. Эта техника для медитации и релаксации.

Её вдумчивое и грамотное использование позволяет людям:

  • понять потребности и желания своего тела;
  • слышать скрытые подсознательные сигналы;
  • чувствовать энергию, приводящую партнёра в движение;
  • ощущать пространство и время порождающее новое чувство;
  • и воплотить все полученные знания в творческую концепцию песни, танца, музыки.

В отличие от обычных танцоров классических жанров привыкших стоять у станка, импровизаторы проводят все время, на полу исследуя посыл и чувства тела, а также проявляют креативность. В начале XX века возросло важность музыки в техниках танцев. Это привело к созданию ещё одной разновидности импровизации, а именно спонтанное исполнение танца основанного на интуиции и музыке. Новое направление танцев породило создание множество школ подражающих друг другу.

Импровизация: характерные черты

Импровизация характерные черты

Импровизация — это глубокая внутренняя работа с собственной личностью, понимание желаний и импульсов души. Её исполнение требует от человека познать недостатки и достоинства своей личности. Прийти к пониманию своего истинного я.

Импровизация отличается от других танцевальных жанров, где требуется лишь выучить и тренировать определённую технику, тем, что в ней нужно развивать и понимать свою личность.

Импровизация — это напряжённая работа с историей своей жизни, набором характеристик личности, внутренними желаниями и потребностями, которые творческий человек превращает в новое и грандиозное шоу.

Особый процесс в театре

Театральная импровизация — это моментальное вживание в роль, подбора нужных реплик и создание на сцене нового образа персонажа без сценария и помощи постановщика. Актёры выходят на сцену, чтобы играть незнакомого им персонажа в полностью новом спектакле. Их действия зависят только от способности мгновенно импровизировать, создавая на месте новую личность и ситуацию.

Использование в музыке и танце

Использование в музыке и танце

Человек решил расслабиться и погрузиться в музыку. Включив любимый трек, он начинает плавно извиваться, исполняя только ему ведомый танец. Чувства и потребности тела и души рождают новые сочетания движений. Музыкант, имеющий опыт игры на флейте, решил собрать из приятных звуков, целую мелодию.

Актёры в кино и театра, играя роли, вкладывают в своих героев привычные жесты, повадками и особенности. Они делают персонажей живыми, разделяя с ними частичку души. Это и называется импровизацией. Искусство, творчество обязано своему существованию именно этому процессу.

Если бы человечество не было способно создавать из полученного опыта, своих чувств, желаний и ощущений что-то новое, то художественное искусство не смогло бы развиться до нынешних масштабов. Музыка, танцы, театр и кино так популярны только благодаря импровизации.

Если есть желание научиться играть на музыкальных инструментах, то первое, что нужно делать — это импровизировать. Она учит подбирать звуки, создавая из них мелодию. Стоит отметить, что придуманные вещи во время импровизации быстро забываются, поэтому нужно их записывать.

Импровизация — это создание чего-то из чувств, импульсов тела и духа, а также профессионального опыта. Если композиция повторяется в неизменном виде множество раз, то это уже не импровизация, ведь в этот момент даже не используется воображение.

Импровизация: классификация

Люди привыкли воспринимать этот особый процесс как полную свободу воли и желаний в совершенствование каком-либо искусстве. Однако подобное мнение является заблуждением. Импровизация уже давно была разделена на уровни, а также ограничена правилами:

  1. Строгая.
  2. Обычная.
  3. Фантазирование.

Строгая и обычная

Творческого человека заставляют придерживаться установленных ограничений и правил. Например, в поэтическом конкурсе участникам выдают задание составить стихотворение на определённую тему, жанр, тембр голоса и интонации. Исполнитель должен следовать задачам иначе он будет дисквалифицирован.

Обычный вид является более свободным вариантом творчества. Индивиду дают определённый уровень творческой свободы, что-то создать на выделенную тему. Он может использовать весь жизненный опыт, инстинкт и инициативы в выполнение задачи.

Фантазирование

На этом уровне импровизации ограничений нет. Человек волен сам выбирать тему творчества, способы его выражения, интонации и тембр голоса. Он должен оценить потребности и желания публики в выборе номера, чтобы люди могли высоко оценить представление.

Импровизация: почему нужно уметь импровизировать

Импровизация почему нужно уметь импровизировать

Человек способный импровизировать раскрывает свой потенциал возможностей. Способность создавать из уже изученного материала что-то новое показывает талант и труд индивида. Люди не способные проявить творческий талант, а также отказывающиеся развивать личность и познавать новое не смогут импровизировать.

В попытке проявить себя они бессмысленно нажимают на клавиши фортепиано, перебирают струны гитары или скрипки, не понимая, что играют, а значит музыка, ужасна на слух.

Импровизация помогает человеку развиваться и лучше понимать свою личность. Она позволяет узнать, что таится в движениях тела, открывая талант в создание чего-то необычного. Развиваясь человек, постоянно держит в напряжение свой разум, не позволяя ему деградировать.

Совершенствуясь в творчестве, индивид укрепляет память, когда нужно запоминать импровизацию. В сценическом искусстве человек совершенствует свою речь, открывая таланты развития и возможности. Импровизация на публике важный момент в творческой жизни индивида.

Главное — это богатый опыт в определённом творческом искусстве. Он должен открыть в себе гениальность. Импровизировать в танцах допускается после полного понимания возможностей и ограничений тела в движениях хореографического ремесла. Он должен показывать плавный танец тела, а в музыкальной сфере отточенные движения пальцев.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Этимологический Словарь Русского Языка

Французское – improvisation, improviser (импровизировать).

Итальянское – improvvisare, improvviso (неожиданный, внезапный).

Слово заимствовано русским языком из французского, вероятно, в последней трети XVIII в. Под импровизацией понимают выступление, не подготовленное заранее; сочинение стихов, песен во время выступления.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от лат. improviso — непредвиденно, внезапно) — сочинение художественного произведения в момент исполнения или произведение, созданное таким образом.

Рб: автор и художественное творчество

Род: художественное творчество

Асс: сказитель, творческое вдохновение, художественное мастерство

* "Какой вид импровизации мы ни взяли бы: русские народные причитания или итальянскую комедию дель’арте — мы легко убеждаемся, что импровизированный текст — это вдохновенный, мгновенно рождающийся в сознании творца монтаж многочисленных общих формул, готовых сюжетных положений, образов, ритмико-интонационных ходов" (Ю.М. Лотман). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, и, ж.

Произведение, создаваемое в момент исполнения без предварительной подготовки (импровизировать стихи, музыку, рассказы); создавать фантазируя.

* ► Я был в духе, импровизировал разные необыкновенные истории. // Лермонтов. Герой нашего времени // *

Словарь музыкальных терминов

(ит. improvisazione , от лат. improvisus — внезапный, неожиданный)

1. Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Импровизация занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные певцы, инструменталисты развивают напевы в процессе исполнения. В концертной практике XVIII в. импровизация также была достаточно распространённой. Широко распространена импровизация в современной джазовой музыке.

2. Музыкальное произведение в свободной форме.

Лексикон джаза

вид музыкального творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Является одним из главных элементов джаза. Характерна для архаического джаза и новоорлеанского стиля, где преобладала совместная нмпровизация корнетиста, кларнетиста и тромбониста. В чикагском стиле коллективная нмпровизация была заменена сольной, а в 30-е гг., в связи с развитием свинга, отошла на второй план. Если в традиционном джазе И. близка к вариационности и основывается на мелодическом материале, то в современном джазе она опирается на аккордовую структуру темы. Для фри джаза типична свободная, часто коллективная нмпровизация.

Энциклопедический словарь

(от лат. improvisus - неожиданный, внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт.

Словарь Ожегова

ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж.

1. см. импровизировать .

2. Импровизированное произведение. Блестящая и.


1. Действие по глаг. импровизировать (в 1 знач.). Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация! Вересаев, Загадка. И на репетициях и на съемках [я] требовал не речевой импровизации, а точной передачи текста по сценарию. Гардин, Воспоминания.

2. Художественное произведение (стихи, музыкальная пьеса и т. п.), сочиненное в момент исполнения. Речь его была блестящей, остроумной импровизацией в духе статей Салтыкова-Щедрина. Скиталец, Кандалы. Слова этого поэтического плача никогда не повторялись. По-моему, каждый плач был импровизацией. Паустовский, Золотая роза.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

ИМПРОВИЗА'ЦИЯ, и, ж. (книжн.). Действие по глаг. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая и. Стихотворная и. Господа! сказал он, обращаясь к публике: жребий назначил мне предметом импровизации Клеопатру и ее любовников. Пшкн.

импровиза́ция

1. действие по значению гл. импровизировать; создание художественного произведения (стихов, музыки и т. п.) в момент исполнения, без предварительной подготовки

2. результат такого действия; литературное или музыкальное сочинение (часто на заданную тему) без предварительной подготовки

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сноска — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Импровизация – что это такое

Привет всем читателям! На связи Людмила Редькина, и мы продолжаем общаться! Случалось ли вам быстро соображать, что ответить или как начать разговаривать в незнакомой компании? Мне часто приходится находить ответы на сложные вопросы. А сложность в том, что нужно не соврать, интересно и емко ответить, чтобы больше не задавали таких вопросов! Оказывается, не одной мне приходится так делать! Еще некоторое количество лет назад такой процесс, как игру, разработали в телевизионном шоу КВН. Команды должны были на заданную тему придумать остроумный ответ, чтобы всем было и смешно, и понятно. Итак, сегодня мы подробно разберем, что такое импровизация, где она применяется, и как ее развивать.

Определение

Импровизация – это процесс быстрого сочинения по заданной теме и ускоренного выдумывания без предварительной подготовки. Это значит, что человеку в короткий промежуток времени нужно что-то ответить по теме, и его застали врасплох.

Кто умеет хорошо импровизировать, не будет тупить и блеять, соображая что сказать.

Импровизация в музыке тоже важна и ценна. Музыканту задают тональность и характер мелодии, а он уже сочиняет свои мотивы, соблюдая знаки и мажор-минор. Кстати, импровизирующий музыкант на фортепиано и других инструментах ценится на вес золота, ведь не каждый может самостоятельно и “в попад” создавать красивые мелодии. Это утонченное творчество.

Определение импровизации вам много информации не даст, ведь вам важны не красиво сложенные слова в словаре, а как научиться импровизировать в жизни, не правда ли? Но мы еще немного задержимся на теории.

Классификация

Процесс творческого сочинения в онлайн-режиме (назовем так импровизацию) бывает нескольких видов:

  • музыкальная – тип музицирования в нескольких жанрах музыки;
  • литературная – устное народное творчество, экспромт;
  • танцевальная – включена в профессиональное искусство, начало берет из народных праздников, игр и т. д.;
  • театральная – представляет игру актера, с помощью которой он создает свой сценический образ: текст, действия не по сценарию.

Хоть импровизацию и воспринимают как полную свободу действий, все равно ее однажды упорядочили и ограничили. Рассмотрим, на какие критерии она подразделяется. Вот систематика Феранда, которая основывается на двух моментах: заданной схеме (модели) и спонтанной находке (творчестве).

  • Строгая. Действия музыканта, танцора, артиста (любого творческого деятеля) заранее ограничены определенными правилами. Например, выходит артист, и ему дают задание раскрыть тему в таком-то ракурсе, с такими-то словами и такой-то интонацией.
  • Импровизация. Полностью поощряется творческая свобода человека в заданной тональности или теме, поддерживается его инициатива в любом проявлении.
  • Фантазирование. Полная свобода, не связанная с любой моделью. То есть артист или музыкант может сам определять тему/тональность, сам играть или говорить что хочет и определять, что делать на сцене.

Зачем уметь импровизировать?

Уже общеизвестный факт о том, что понятие импровизации состоит из таланта и труда. Своими словами, человек, не обладающий творческим мышлением и не желающий развиваться, импровизировать не может. Он может болтать, нажимать клавиши на пианино, но остроумно шутить или играть красиво он не сможет.

Зачем нужно импровизировать? Во-первых, это развивает. Развитие – это всегда плюс. Без развития человек деградирует. Кстати, импровизация также развивает память и внимание.

Во-вторых, вы упражняетесь в развитии речи, если это сценическое искусство. Когда человек импровизирует, он показывает свой уровень развития и свои возможности.

В-третьих, вы показываете окружающим, как талантливы и гениальны. Но помните, чтобы уверенно импровизировать, важно сначала “пуд соли съесть” в своем ремесле. Если это танец, то вы показываете свои плавные движения, перекаты, прыжки и все, чему до этого научились. Если импровизируете на гитаре, показываете технику пальцев. Заодно и с волнением на сцене справляетесь.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Как-то холодным осенним вечером я лежал в студенческом общежитии №17, и мою юную голову не покидали мысли. Как же разбогатеть? Как не работать всю жизнь на дядю, путешествовать, наслаждаться жизнью и делать то, что тебе нравится, а не то, что хотят другие?

Мыслей было много, а потом я уснул. Это был интересный путь длиною в 8 лет. Путь тренировок, попыток, непонимания со стороны окружающих. Но у меня получилось, пусть и с фиг знает какой попытки.

Получилось создать пассивный доход, получилось раскрутить этот блог, получилось создать капитал в инвестициях в 40+ тыс. $, приобрести недвижимость и спортивную машину. А также полгода прожить на Бали и путешествовать.

Приглашаю вас развиваться вместе со мной! 😉

В ораторском искусстве примеры импровизации можно посмотреть в юмористических шоу, где есть задания на групповую импровизацию или монолог. В этом жанре нужно уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. Отличную инструкцию, как быстро это сделать, читайте тут.

Подводим итоги. Импровизация нужна и важна даже в обычной жизни, так как помогает:

  • упорядочить свои мысли;
  • развиваться в общении;
  • развивать память;
  • упорно трудиться.

Как научиться импровизировать: 6 приемов

В психологии процессу импровизации уделяется много внимания. Собственно, большинство детских развивающих программ построено на этом процессе. Инициативность и проявление творческого мышления поощряется, к тому же импровизация + лидерские качества помогают быстро завоевывать внимание публики и пользоваться авторитетом. Секреты по лидерству и завоеванию группы читайте в этой статье.

Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.

Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.

Внимание зрителей

С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании. Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:

  • в шуточном разговоре или монологе речь должна быть живой, а не монотонной;
  • используйте эмоциональные контрасты;
  • высказывайтесь непринужденно, ни одна мышца на вашем лице не должна указывать на волнение, какие бы испытания или задания ни были;
  • фразы должны быть емкими и интересными, можно и “переливать из пустого в порожнее”, но это должно быть ненавязчиво, каждое предложение со своим отдельным смыслом.

Расположение публики

Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:

  1. Юмором. Тонкий и добрый юмор всегда в цене, как его развивать, читайте здесь.
  2. Единством. Найдите общий интерес со зрителем. Например, можете рассказать смешную историю из своей жизни по теме монолога, или высказать свое мнение, которого придерживается большинство слушающих.
  3. Профессионализм. Мастер слова всегда найдет что сказать и как словесно обыграть ситуацию.

Используйте ассоциации

Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.

Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.

Ставьте вопросы

Прием изменения темы

Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.

Вживайтесь в роль

Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.

Тренинг по импровизации от Павла Воли

Если же хотите прокачать себя в импровизации на 100 %, то вам поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Для меня такой человек – Павел Воля. По данным Forbes, он за 2019 год заработал более 2 млн $ на юморе, импровизации и харизме.

  1. Познакомитесь с новыми интересными сторонами себя.
  2. Раскрепоститесь.
  3. Станете более эмоционально выразительным.
  4. Научитесь быстро реагировать в любых новых необычных обстоятельствах.
  5. Станете более открытым.
  6. Разовьете выдумку и фантазию.

Обучение состоит из 42 видеоуроков, каждый из которых разбит на 2 части: практическую и теоритеческую. После каждого урока вам нужно будет выполнить задание, чтобы закрепить материал.

Вместе с основной программой каждый день будет проходить 15-минутная импров-физкультура.

Обучение стоит 12 000 руб.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс не подошел, организаторы вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Обговорите с ней условия оплаты.

Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.

Заключение

Дорогие друзья, импровизируйте, шутите, относитесь к жизни с юмором. Это поможет вам добиваться успехов и чувствовать себя уверенно. Я верю, что с описанными приемами вы достигнете естественной импровизации и легкости в речевых вариациях.

Если статья вам помогла, и вы узнали что-то новое, пишите отзывы в комментариях. А также делитесь статьей в соцсетях, чтобы и ваши друзья имели возможность развиваться! До новых встреч!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

Читайте также: