Разработка программы и личного плана самовоспитания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для руководства самовоспитанием необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания и ставят перед собой следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

Нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?

2. Что мы знаем о себе?

3. Кто добивается цели?

4. Сотвори себя сам.

5. Как создавать характер?

6. О привычках полезных и вредных.

7. Как преодолеть свои недостатки?

8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

10. Что такое самовоспитание?

11. Можно ли изменить свой характер?

12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

13. Как создавать характер?

14. Принципиальность и равнодушие.

15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Огромную духовную активность вызывают диспуты. Они затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

2. Подвиг – мгновение или жизнь?

3. В чем красота человека?

4. Кто оставляет добрый след в жизни?

5. Всякое ли дело может быть интересным?

6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7. Как стать интересным человеком?

8. Какого человека можно назвать красивым?

10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

11. В человеке все должно быть прекрасно.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.




Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Список литературы:

1. 1. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - СПб., 1911.

2. 2. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1996.

3. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

4. 4. Покрасс М.Л. П48. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.

5. 5. Покрасс М.Л. П48. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.

6. 6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000.

7. 7. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.

8. 8. Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. - М.-Л., 1931.

9. 9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: "Прогресс", 1990.

10. 10. Червоненко А. Беседы с Учителем. - М.: "Прометей", 1992.

11. 11. Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1912.

12. 12. Из книги Ориса (Цвелев С.В.). В интернете адрес web-страницы:

13. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992

14. Кочетов А.И.“Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк.,1986

15. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

16. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990

17. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

18. 18. Орлов Ю.М.“Самопознание и самовоспитание”,М.,Просвещение,1987

19. 19. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985

20. 20. Свинцов В.И. Логика. М., 1987

Для руководства самовоспитанием необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания и ставят перед собой следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

Нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?

2. Что мы знаем о себе?

3. Кто добивается цели?

4. Сотвори себя сам.

5. Как создавать характер?

6. О привычках полезных и вредных.

7. Как преодолеть свои недостатки?

8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

10. Что такое самовоспитание?

11. Можно ли изменить свой характер?

12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

13. Как создавать характер?

14. Принципиальность и равнодушие.

15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Огромную духовную активность вызывают диспуты. Они затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

2. Подвиг – мгновение или жизнь?

3. В чем красота человека?

4. Кто оставляет добрый след в жизни?

5. Всякое ли дело может быть интересным?

6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7. Как стать интересным человеком?

8. Какого человека можно назвать красивым?

10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

11. В человеке все должно быть прекрасно.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.

Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Список литературы:

1. 1. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - СПб., 1911.

2. 2. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1996.

3. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

4. 4. Покрасс М.Л. П48. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.

5. 5. Покрасс М.Л. П48. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.

6. 6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000.

7. 7. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.

8. 8. Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. - М.-Л., 1931.

9. 9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: "Прогресс", 1990.

10. 10. Червоненко А. Беседы с Учителем. - М.: "Прометей", 1992.

11. 11. Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1912.

12. 12. Из книги Ориса (Цвелев С.В.). В интернете адрес web-страницы:

13. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992

14. Кочетов А.И.“Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк.,1986

15. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

16. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990

Как же научиться быть по настоящему счастливым? Для этого надо и учиться и воспитывать себя.В обучении все большеее место стало занимать самообразование, а в вопросах воспитания - нравственное совершенствование личности.Это все предполагает систематическое воспитание личности.Работа ориентирована на выявление оптимальных приемов и методов работы по самовоспитанию, с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

ВложениеРазмер
рассмотрены и проанализированы основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимумули 43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель МКООУ СТ-ТСШИ

Воликова Елена Григорьевна

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки .

"Работа над собой, - пишет А.И, Кочетов, - требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент".

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание.

Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.

Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Содержание воспитательной деятельности строится по принципу: узнать, понять, принять, жить вместе с ребенком. Жить настоящей жизнью со всеми ее достоинствами и недостатками.

Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если:

  • школьники стремятся к совершенствованию своей личности;
  • осознают пути и средства самовоспитания;
  • четко организована деятельность школьников по самовоспитанию в коллективе.

Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь . Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д.

Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени".

Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

Прямота в словах и поступках.

Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Никому не показывать этого журнала.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П.К. Анохина, они выполняют функцию "акцептора действия" (от лат. acceptor - принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы . Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea - сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения . Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: "Нехорошо давать слово и не держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал профессор С. Я. Долецкий . "Я считаю, -подчеркивал он, - что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее".

Метод самовнушения . Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:"Я никогда не употреблю плохих слов", "Я не допускаю сквернословия", "Скверные слова позорят того, кто их употребляет", и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство . Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки.

Метод самокритики . Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: "Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность - это же примета бескультурья" и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии , или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств . Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ . Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: "Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов". Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания . Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.

Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими друзьями, классом, а затем и перед самим собой.

Важное значение в нравственном самовоспитании имеет самоприказ. Учащиеся с

интересом воспринимают это средство самовоспитания и охотно пользуются им. Они

могут приказать себе встать с постели, когда хочется еще полежать, пойти принять душ,

прекратить игру и идти заниматься. Однако часто бывает, что школьники, однажды

воспользовавшись самоприказом, быстро отказываются от него. Воспитателю необходимо

периодически проверять, как учащиеся пользуются самоприказом в совершенствовании

Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и

самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным

В формировании нравственных идеалов учащихся важная роль принадлежит воспитателю.

Всей своей работой он учит анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной.

Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.

Одним из средств работы над собой, является составление планов и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Этапы работы по проблеме.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе

положительные качества личности, избавиться от отрицательных

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей

жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при

условии,, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при

условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в

себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с

организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт

характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

Структура процесса самовоспитания его компоненты:

  • критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
  • разработка программы самовоспитания;
  • определение его методов;
  • аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
  • самоконтроль

Как работать над собой? А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой. ( Приложение 1)

Работа над собой – это то, высокое, на что способен человек. Конечно, это тяжкий труд, но и какое счастье, и гордость за то, что ты смог создать себя и свою жизнь.

Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.

Гришин Д.М., Колдуное Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.

Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн /. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

План саморазвития – важная составляющая на пути в работе над собой. Без четко выстроенной последовательности действий трудно добиться желаемого результата. План саморазвития личности формируется в зависимости от поставленных целей и выбранных сфер жизни для проработки. Рассмотрим подробнее примеры для женщин, мужчин, подростков, какие главные критерии должны быть учтены в вашем перспективном саморазвитии.

введение

Саморазвитие с чего начать план

план с чего начать

План саморазвития это расписанный поэтапно порядок действий, определяющих путь к достижению поставленной цели. Таким образом, получается, что для формирования ступеней работы над собой необходимо определиться с тем, чего вы хотите достичь.

Как это лучше сделать? В первую очередь важно понять, что не устраивает в жизни на данный момент. Может быть здоровье оставляет желать лучшего – необходимо перейти на здоровый образ жизни, пройти обследование, или в личной жизни ничего не получается – найти причину, возможно потребуется помощь психолога или вы сможете самостоятельно заняться самокопанием, чтобы устранить причины неудач, и др.

колесо жизненного баланса

Исходя из проведенного самоанализа, вам необходимо сформулировать цели, которых вы хотите добиться.

При этом важно учесть временной фактор и выделить краткосрочные (например, прочитать книгу) и долгосрочные (допустим, получить высшее образование).

Таким образом, чтобы составить план для саморазвития вам необходимо:

  1. Определить сферы жизни, которые требуют корректировки.
  2. Поставить цели, в соответствии с которыми, в дальнейшем определяется порядок действий.

Еще один фактор, который необходимо учесть – для кого разрабатывается план. Для мужчин и женщин и цели, и порядок работы над собой будет несколько отличаться.

план саморазвития пример

Саморазвитие с чего начать план женщине

Исходя из полученных результатов, сформируйте цели, распределив их по времени реализации. Для наглядности составьте таблицу, разместив данную информацию в соответствующих колонках. Достижение первоочередных задач будет мотивировать на осуществление более долгосрочных перспектив.

Далее по каждой цели определите конкретный порядок действий. Например, если задача похудеть на 20 кг – перейдите на правильное питание, займитесь спортом, выпивайте ежедневно 2 л воды и т.д. На каждое действие отведите временной период.

Саморазвитие с чего начать план мужчине

Для мужчины уже другие сферы жизни являются приоритетными, следовательно, и составленный алгоритм действий будет отражать другие критерии. Но принцип формирования плана саморазвития личности по пунктам такой же, как у женщин:

  1. Определить сферы жизни, требующие корректировки.
  2. Распределить задачи на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
  3. На каждую выбранную цель сформировать свой порядок действий.

Например, при желании продвинуться по карьерной лестнице, определитесь, возможно ли это реализовать при существующих условиях, и если да, то что для этого нужно сделать (получить дополнительное образование, добиться высоких показателей в работе, продемонстрировать руководству качества, позволяющие занять более высокую должность и т.д.).

При развитии одной области, не стоит забывать и про остальные, все должно быть сбалансированно. Но в некоторых случаях корректировка одной сферы жизни влияет на автоматическое улучшение других.

Например, самообразование способствует личностному росту, может сказаться на карьере и материальном благосостоянии.

С чего начать саморазвитие девушке план

Молодой амбициозной особе хочется охватить все и сразу, добиться всех целей одновременно и гармонизировать все направления жизни. Но все-таки стоит акцентировать свое внимание на тех аспектах, которые являются наиболее отстающими в текущий момент:

  1. Выбрать несколько целей, отличных по временным рамкам.
  2. По каждой задаче составить план действий, отслеживая полученные результаты.
  3. Полученные этапы распределить по времени, сначала зафиксировать краткосрочные, в конце списка – долгосрочные. Ежедневные задачи удобнее вынести отдельно (пробежка по утрам, чтение книг, тренировки, правильное питание и др.).
  4. Начать действовать сразу, не упуская возможность стать лучше уже сегодня.

Составление графика действий по достижению цели – это процесс сугубо индивидуальный, поэтому стратегию его формирования необходимо применять исходя из собственных желаний, возможностей и приоритетов. Например, можно разработать готовый план саморазвития личности на год, а можно на несколько месяцев.

Саморазвитие с чего начать план подростку

Составление плана саморазвития и самовоспитания подростка, имеет свои особенности, так как на данном жизненном этапе, деятельность направлена в большей степени на самообразование, развитие творческих способностей, и т.п. Поэтому план будет отражать именно эти составляющие. Но несмотря на это, не стоит забывать про отношения с близкими, друзьями, личностный рост и другие сферы жизни. Все должно быть сбалансировано для достижения гармоничного становления личности.

Составить план саморазвития

Определившись с целями, возникает вопрос, как составить план саморазвития. Как правильно продумать действия, какие они вообще должны быть? Как сформировать порядок действий, чтобы достигнуть поставленных задач? Попробуем разобраться, какие именно могут быть шаги на пути к профессиональному или личному саморазвитию, затронем и другие сферы.

Личный план саморазвития

  • физический;
  • социальный;
  • интеллектуальный;
  • духовный.

Исходя из этого, составьте алгоритм шагов личного саморазвития:

  1. На физическом уровне сформируйте план, учитывая питание, принципы здорового образа жизни, физические тренировки, дыхательные упражнения, режим бодрствования и отдыха и т.д.
  2. Социальный уровень саморазвития касается таких аспектов, как взаимодействие с обществом, с близкими, друзьями, коллегами по работе.
  3. Интеллектуальный уровень затрагивает не только умственные способности, мыслительные операции, сюда так же относится способность контролировать свои эмоции, целенаправленность развития, умение видеть сущность жизни и свою истинную природу. Немаловажную роль играет обучение, образование и совершенствование имеющихся навыков.
  4. Духовный уровень затрагивает вопросы осознания своего предназначения, душевной организации, познания окружающего мира.

Таким образом, готовый алгоритм действий должен отражать эти составляющие вашей жизни.

План творческого саморазвития

Творчество – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Кто-то уделяет ей время и внимание, а у кого-то в приоритете совсем другие цели и задачи. Но у человека все должно быть в балансе, поэтому совсем упускать эту сферу жизни не стоит.

При составлении плана своего саморазвития важно в первую очередь понять, к чему у вас есть способности. Кто-то любит шить, кото-то вышивать, кто-то конструировать и т.д. Исходя из собственных приоритетов, сформируйте план действий. Постарайтесь уделять внимание любимому занятию не от случая к случаю, а систематически. Совершенствуйте свои знания и навыки, добавляйте что-то новое, изобретайте свое. Креатив плодотворно влияет на развитие мыслительных операций.

Индивидуальный план профессионального саморазвития

Цель профессионального развития не только и не столько в покорении вершины карьерной лестницы. Да это подтверждение успеха, но цель – достижение высокого уровня профессионализма в своей деятельности.

Поэтому когда вы составляете план профессионального саморазвития, в нем не должно фигурировать перечисление желаемых должностей, а должно быть написано, что нужно сделать, чтобы получить это повышение.

Некоторые сферы деятельности требуют повышения уровня знаний, а некоторые — профессиональных навыков. Вам необходимо составить план в зависимости от специфики работы. Если требуется дополнительное обучение — задайтесь целью пройти его, если необходимо больше практики- стремитесь повысить свою производительность труда.

Кроме этого не забывайте про такие составляющие, как взаимоотношения с коллегами, подчиненными. Здоровый микроклимат в коллективе – залог успешной самореализации.

План самовоспитания и саморазвития

Таким образом, мы выяснили, что цели можно отразить в плане профессионального и личностного саморазвития. Но остался еще один важный момент, который необходимо учесть, при составлении алгоритма своих действий — это временной фактор. То есть, как я уже говорила, цели должны быть распределены в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Следовательно и план можно сформировать в отношении каждого этапа.

время

Планы на лето для саморазвития

В преддверии лета и периода отпусков можно составить отдельный график на этот период. Сюда удобно включить цели и действия, которые вы можете реализовать во время отдыха. Возможно это будет поездка к местам силы, общение с духовным наставником, дополнительное обучение, посещение курсов, обучение чему-то новому на отдыхе (дайвинг, серфинг, плавание).

Краткий план саморазвития

Один из вариантов работы над собой- составление краткого индивидуального плана саморазвития. Он может захватывать одну-две сферы жизни, и содержать действия в отношении какой-то одной, но достаточной важной цели. Например, дальнейшее саморазвитие не осуществимо без нормализации здоровья. И основная цель на ближайшее время – восстановление или реабилитация после болезни, травмы.

План саморазвития на каждый день

При формировании алгоритма действий по совершенствованию и достижению гармонии, некоторые манипуляции придется превратить в ежедневный ритуал:

  • правильное питание;
  • подъем в определенное время;
  • сон 6-7 часов;
  • пробежка по утрам;
  • тренировки;
  • употребление 2 литров воды;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • ходьба пешком до работы и обратно;
  • и др.

Подобные манипуляции лучше отразите в отдельном плане действий по саморазвитию. Таким образом, план для саморазвития на день должен содержать эти пункты в обязательном порядке. К ним дополнительно включайте цели по другим сферам жизни.

План саморазвития на неделю

Если вы формируете свою деятельность на неделю, то очень удобно составить план саморазвития в виде готовой таблицы:

план саморазвития таблица

Такой вариант эффективнее, потому что в нем отражены как ежедневные задачи, так и более долгосрочные. Наглядное представление позволяет откорректировать время отдыха и деятельности. Сразу видно, какие мероприятия запланированы на неделю, поэтому проще им следовать, отмечать результат.

План саморазвития на несколько месяцев

При формировании плана на месяц важно отразить конечные цели, которые должны быть достигнуты за этот период. А подробные действия по их реализации зафиксируйте в еженедельных и ежедневных алгоритмах деятельности. Это может быть месячный план не только саморазвития, но и самообразования. Например, научиться моделировать выкройки, читать на английском, похудеть на 5 кг и т.д.

Пример в виде таблицы плана саморазвития на месяц:

план на полгода

План саморазвития на год

Годовой план саморазвития – это представление своей идеальной жизни через 12 месяцев. В нем отразите конечные цели по каждой сфере жизни, которые вы желаете реализовать за этот период. Например, в личной сфере – родить ребенка, в работе – занять должность главного специалиста и т.д.

План саморазвития личности на год позволяет увидеть конечный результат, к которому необходимо прийти, для гармоничного и сбалансированного бытия. А как это сделать формулируйте в краткосрочных алгоритмах, например на каждый месяц, неделю.

Цели на 5 лет

План саморазвития человека на 5 лет, это достаточно долгосрочный проект, позволяющий отразить то, каким вы хотите видеть себя в будущем. Но не исключено, что за это время приоритеты поменяются, поэтому эффективнее формулировать задачи на менее долгосрочный период.

План саморазвития ошибки

Для того, чтобы ваш план сработал, постарайтесь придерживаться правил при его разработке:

  1. Выбирайте правильное время для его составления. Не стоит делать это наспех или в плохом настроении, уставшим.
  2. Составляйте как годовой, так и еженедельные планы, чтобы видеть конечные цели и подробный алгоритм действий.
  3. Учитывайте свои возможности. Нет смысла включать в задачи обучение дайвингом, если даже отпуска в ближайшие полгода не предвидится.
  4. Соизмеряйте свои ресурсы и работоспособность. Сегодня вы полны сил и энергии, а завтра ничего не хочется делать, колебания физической и эмоциональной активности влияют на процесс реализации ваших желаний.
  5. Составляйте план с единственной целью – исполнять его, а не ради забавы или потому что так модно.
  6. Не бойтесь неудач.
  7. Адаптируйте действия к реальным условиям.
  8. Учитывайте возможности отступления от плана с его соответствующей корректировкой.
  9. Отразите алгоритм действий и цели наглядно (в виде таблицы, графика, тезисно, и т.п.).
  10. Формируйте цели, которые вас вдохновляют на их реализацию.
  11. Не пропускайте запланированные мероприятия.
  12. Верьте в себя и свой успех!
  13. Отслеживайте прогресс.
  14. Ищите поддержку, не только среди близких людей, но и в группах по интересам.

Не воспринимайте составленный алгоритм действий, как порабощение вашей воли, план не должен отягощать вашу жизнь, а наоборот, стимулировать, вдохновлять к развитию.

План саморазвития пример

Вы можете составить алгоритм действий на примере или разработать самостоятельно под свои желания и приоритеты. Можно взять образец за основу и откорректировать некоторые пункты под себя.

Пример ежедневного плана саморазвития:

ежедневный план пример

Пример плана для саморазвития на год:

план саморазвития на год

Как вы сами видите, нет ничего сложного в саморазвитии, когда поставлена цель, и разработан план. Главное изначально поставить задачи на долгосрочную перспективу, а потом поэтапно распределить варианты их достижения в программе саморазвития. Если есть вопросы, пишите в комментариях, помогу вам разработать свою программу саморазвития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физическое самовоспитание

Описание презентации по отдельным слайдам:

Физическое самовоспитание

Самовоспитание - это сознательная деятельность человека, направленная на изме.

Самовоспитание - это сознательная деятельность человека, направленная на изменение своей личности (её качеств, способностей, сил и т.п.).

Процесс самовоспитания: Самоанализ; Разработка программы личного плана самово.

Процесс самовоспитания: Самоанализ; Разработка программы личного плана самовоспитания; Реализация программы; Самоконтроль.

1 Самоанализ – это выделение положительных, а так же отрицательных качеств, к.

1 Самоанализ – это выделение положительных, а так же отрицательных качеств, которые необходимо преодолеть.

Методы самопознания: самонаблюдение за своими действиями, поступками; сравнен.

Методы самопознания: самонаблюдение за своими действиями, поступками; сравнение себя с теми, кто является для вас примером.

2 Разработка программы и личного плана самовоспитания Цель: формирование физи.

2 Разработка программы и личного плана самовоспитания Цель: формирование физической культуры личности. Задачи: включиться в ЗОЖ, активизировать познавательную физкультурно-спортивную деятельность, сформировать нравственно-волевые качества личности, овладеть 3-4 приёмами саморегулирования, улучшить физическое развитие и подготовленность.

3 Реализация программы Для реализации используют методы самовоздействия, нап.

3 Реализация программы Для реализации используют методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности: Самоприказ; Самоубеждение; Самовнушение; Самоуправление; Самокритика; Самоодобрение и самоободрение; Самообязательство.

4 Самоконтроль-определяет способность следить за намеченной программой действ.

4 Самоконтроль-определяет способность следить за намеченной программой действий и контролировать её в соответствии с поставленными задачами, достижениями.

Самоконтроль включает ведение дневника, в котором отмечается выполнение запла.

Самоконтроль включает ведение дневника, в котором отмечается выполнение запланированных действий, даётся их самооценка, анализируются причины неудач или успеха. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является самоотчётом о проделанной работе.


Краткое описание документа:

Данная тема изучается в старших классах, но так же с этой темой можно знакомить учащихся среднего звена. Материал изложенный в презентации доступен для понимания учащихся 6 - 8 классов. Презентация по теме "Самовоспитание" направлена на знакомство учащихся старших классов с понятиями: самовоспитание, процесс, самоанализ, методы, самоконтроль, план самовоспитания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 752 человека из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 284 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 8. Формы и средства контроля индивидуальной физкультурной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.10.2018 2238
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 59 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Завойкина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: