План дорожная карта реализации концепции развития школьных информационно библиотечных центров

Обновлено: 07.07.2024

УТВЕРЖДАЮ
заместитель Министра образования и науки РФ
Т.Ю. Синюгина
22 февраля 2018 г.

План ("дорожная карта")
реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ)

1. Общесистемные мероприятия

Внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 12 июля 2016 N 855 "О Координационной группе Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам развития школьных информационно-библиотечных центров"

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Приказ Минобрнауки России

Актуализация утвержденного состава Координационной группы

Закрепление полномочий федерального информационно-методического центра за Информационным центром "Библиотека имени К.Д. Ушинского" Российской академии образования

Департамент государственной политики в сфере общего образования

ФГБУ "Российская академия образования"

Приказ Минобрнауки России

Создание единого центра координации деятельности сети школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций

Проведение совещаний с субъектами Российской Федерации (в режиме видео-коференц-связи) по вопросам развития школьных информационно-библиотечных центров

Не реже двух раз в год

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Обеспечение единой государственной политики по вопросу развития школьных информационно-библиотечных центров

Внесение в план коллегии Минобрнауки России вопроса о реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Презентация лучших региональных практик

2. Совершенствование нормативно-правового и научно-методического обеспечения школьных информационно-библиотечных центров

Разработка регламентов: взаимодействия организаций - участников сети школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций; деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров поддержки школьных информационно-библиотечных центров

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Регламенты, утвержденные локальным актом РАО

Разработаны типовые документы, позволяющие организовать взаимодействие в рамках единой сети национального масштаба

Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, формирования цифровых компетенций с использованием возможностей школьных информационно-библиотечных центров

Департамент государственной политики в сфере общего образования

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Приказ Минобрнауки России

Единые требования к условиям общего образования

Разработка нормативно-правовых и научно-методических документов, регулирующих деятельность школьных информационно-библиотечных центров: типовое (модельное) положение о ШИБЦ; требования к оснащению пространственно обособленных зон ШИБЦ; вариативные функциональные требования к материально-техническому оснащению ШИБЦ; примерные должностные инструкции сотрудников ШИБЦ; методика каталогизации ресурсных фондов ШИБЦ; инструкция по пополнению, учету и списанию информационных фондов ШИБЦ; методические рекомендации по реализации метапредметной и внеучебной деятельности на базе ШИБЦ; методические рекомендации, квалификационные характеристики и инструкции для сотрудников ШИБЦ по взаимодействию с обучающимися с ОВЗ

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Проекты типовых документов

Единые требования к организации деятельности школьных информационно-библиотечных центров

Разработка комплекта нормативно-правовых и научно-методических документов, регламентирующих деятельность сотрудников школьных информационно-библиотечных центров: документы, определяющие объем учебной нагрузки педагога-библиотекаря; нормативы штатной численности работников ШИБЦ; типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в ШИБЦ; регламентирующие документы по оплате труда, гарантиях и компенсациях сотрудников ШИБЦ; методические рекомендации по аттестации сотрудников ШИБЦ

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Единые требования к организации деятельности сотрудников школьных информационно-библиотечных центров

3. Инновационная деятельность и методическое сопровождение деятельности школьных информационно-библиотечных центров

Создание и сопровождение сети школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций, централизованной удаленной методической поддержки школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций (вебинары, онлайн-консультации, видеоконференции и т.д.)

ФГБУ "Российская академия образования"

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Информационные и методические материалы

Создана федеральная сеть, осуществляется организационная и методическая поддержка деятельности школьных информационно-библиотечных центров

Поддержка на конкурсной основе региональных программ создания и развития школьных информационно-библиотечных центров

Департамент управления программами и конкурсных процедур

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Ежегодная поддержка не менее 18 субъектов РФ Ежегодная поддержка не менее 20 школ

Разработка и апробация моделей функционирования школьных информационно-библиотечных центров (городских, сельских, совместно с библиотеками Минкультуры России и др.).

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Модели функционирования школьных информационно-библиотечных центров; информационное письмо в субъекты Российской Федерации

Апробированы модели школьных информационно-библиотечных центров для различных условий функционирования

Реализация пилотных проектов внедрения в деятельность общеобразовательных организаций учебного курса "Основы информационной культуры" на базе школьных информационно-библиотечных центров

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Реализованы пилотные проекты

4. Совершенствование кадрового обеспечения школьных информационно-библиотечных центров

Доработка и представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проекта профессионального стандарта "Педагог-библиотекарь": пояснительная записка к проекту профессионального стандарта; сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта; информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

ФГБУ "Российская академия образования

Проект профессионального стандарта "Педагог-библиотекарь"

Созданы условия для привлечения кадров в деятельность школьных информационно-библиотечных центров

Разработка и ежегодная актуализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для сотрудников школьных информационно-библиотечных центров, руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций

ФГБУ "Российская академия образования"

ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Примерные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации; информационное письмо в субъекты Российской Федерации

Используется современный образовательный контент для обучения специалистов школьных информационно-библиотечных центров

Разработка методических рекомендаций по аттестации сотрудников школьных информационно-библиотечных центров

ФГБУ "Российская академия образования" Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Созданы условия для аттестации специалистов школьных информационно-библиотечных центров

Организация сетевой библиотечной школы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогов-библиотекарей общеобразовательных организаций с участием лучших российских и международных преподавателей и образовательных организаций

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Создана сетевая библиотечная школа; проведены выездные тренинги

Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствии с профессиональным стандартом "педагог-библиотекарь"

В течение 1 года после вступления в силу соответствующего профессионального стандарта

Департамент государственной политики в сфере высшего образования

ФУМО по УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки"

ФГБУ "Российская академия образования"

Приказы Минобрнауки России

Созданы условия для подготовки кадров

Разработка самостоятельного модуля по библиотечному делу в рамках примерной основной образовательной программы для обучающихся по образовательным программам в рамках УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки"

В течение 1 года после вступления в силу соответствующего профессионального стандарта

Департамент государственной политики в сфере высшего образования

ФУМО по УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки"

ФГБУ "Российская академия образования"

Примерные основные образовательные программы, внесенные в реестр Минобрнауки России

Созданы условия для подготовки кадров

Учреждение Национальной премии Н.А. Рубакина "За достижения в области развития детского и семейного чтения"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Положение о премии

Вручены награды лучшим библиотекарям, педагогам, деятелям науки и культуры

5. Совершенствование материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения школьных информационно-библиотечных центров

Создание и сопровождение единого электронного каталога печатных и электронных изданий, электронных информационных и образовательных ресурсов для школьных информационно-библиотечных центров

ФГБУ "Российская академия образования"

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

Регламенты, утвержденные локальным актом РАО

Создан единый каталог

Создание мультимедийных (цифровых) фондов и коллекций для реализации основных и дополнительных образовательных программ и индивидуальных образовательных проектов на базе региональных информационно-методических и ресурсных центров

ФГБУ "Российская академия образования"

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

Созданы региональные коллекции мультимедийных образовательных ресурсов

6. Развитие программного обеспечения школьных информационно-библиотечных центров

Разработка единой технологической площадки для педагогических работников школьных информационно-библиотечных центров, предназначенной для поддержки распределенной совместной работы и проектно-исследовательской деятельности, организации профессиональной социальной сети, предоставления доступа к научно-методическим наработкам, поиска по банку педагогических инноваций, публикаций методических наработок, предоставления доступа к электронным версиям научно-методических печатных изданий и т.д.

ФГБУ "Российская академия образования"

Разработана платформа для работы комьюнити профессионального сообщества специалистов школьных библиотек

Создание и сопровождение информационного ресурса, обеспечивающего централизованную каталогизацию изданий для школьных библиотек

ФГБУ "Российская академия образования"

Созданы условия для распределенной каталогизации, в том числе по модели краудсорсинга

Создание единой облачной информационно-библиотечной платформы, поддерживающей стандартные процессы автоматизации библиотечной деятельности: каталогизацию, комплектование, доступ к справочно-поисковому аппарату и к полнотекстовым ресурсам, расчет коэффициентов книгообеспеченности, автоматизированное обслуживание читателей

ФГБУ "Российская академия образования"

Созданы условия для автоматизации деятельности школьных информационно-библиотечных центров

Создание интегрированного решения, обеспечивающего работу читателей с информационным ресурсом открытого и ограниченного доступов, включая поиск по внешним системам электронной дистрибуции; резервирование информационных ресурсов; доступ к полнотекстовым и мультимедийным изданиям в онлайн и офлайн режимах; печать по требованию; мониторинг востребованности информационных ресурсов и пр.

ФГБУ "Российская академия образования"

Создана единая точка доступа к информационным ресурсам открытого и ограниченного доступов

Создание инфраструктуры электронного обучения и аттестации сотрудников школьных информационно-библиотечных центров с применением дистанционных образовательных технологий

ФГБУ "Российская академия образования"

Созданы условия для дистанционного обучения с применением электронных образовательных технологий

Сопровождение и развитие экспертно-аналитической интернет-платформы для поддержки и мониторинга реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, включая обеспечение взаимодействия региональных ресурсных центров с федеральным информационно-методическим центром, автоматизированный сбор и анализ статистических данных, ведение банка данных нормативно-методических документов; транслирование и распространение лучших практик по вопросам развития ШИБЦ в регионах РФ

ФГБУ "Российская академия образования"

Организована информационная поддержка школьных информационно-библиотечных центров в регионах в режиме 24/7/365

7. Популяризация деятельности школьных информационно-библиотечных центров

Разработка и реализация медиаплана непрерывного освещения хода реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в средствах массовой информации

Департамент информационной политики

Департамент государственной политики в сфере общего образования

ФГБУ "Российская академия образования"

Создана дорожная карта освещения реализации Концепции

Проведение межрегионального форума "Школьные библиотеки нового поколения" для представителей федеральных, ретональных и муниципальных органов управления образованием

Департамент государственной политики в сфере общего образования

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Концепция форума, информационные и методические материалы

Создана площадка для информационного взаимодействия представителей органов образования и профессионального сообщества

Участие в деловой и выставочной программе Московского международного образовательного салона с привлечением представителей регионов

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Концепция, информационные и методические материалы

Создана площадка для демонстрации лучших практик

Участие российских специалистов в мероприятиях Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship)

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Информационные и методические материалы

Доступ к лучшему мировому опыту и зарубежным практикам

Организация и проведение конкурса на лучшую социальную рекламу о пользе чтения в средствах массовой информации

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Положение о конкурсе, информационно-аналитические материалы

Реализация творческого проекта по чтению "Читающая мама - читающая страна"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Положение о конкурсе, информационно-аналитические материалы

Созданы условия по популяризации чтения среди детей и родителей

Проведение ежегодного Всероссийского форума школьных библиотекарей "Михайловское"

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира

Концепция, информационные и методические материалы

Создана площадка для информационного взаимодействия школьных библиотекарей

Проведение мероприятий по популяризации и развитию культуры чтения, формированию медийно-информационной грамотности, информационной культуры личности, основам информационной безопасности

В течение всего периода

Департамент информационной политики

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

ФГБУ "Российская академия образования"

Ассоциация школьных библиотек русского мира

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

Информационные и аналитические материалы

8. Мониторинг и контроль реализация Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

Ежегодный мониторинг реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров: проведение анализа деятельности школьных информационно-библиотечных центров и региональных информационно-методических и ресурсных центров с разработкой предложений по ее совершенствованию; мониторинг правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

ФГБУ "Российская академия образования"

Департамент государственной политики в сфере общего образования

Обеспечена прозрачность реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами в работе школьных библиотек, учитывая опыт, исследования и практику отечественных и зарубежных библиоструктур. В данном документе определяются цели, задачи, проблемы, функции, основные направления развития, этапы, а также ожидаемые результаты и система организации контроля над реализацией концепции.

Концепция разработана с учетом следующих документов:

Переход к информационному обществу и увеличение роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности требует от школьных библиотек преобразований во всех направлениях своей работы. О такой необходимости и говорится в Федеральной программе развития образования, ФГОС, где отводится особое внимание воспитанию и формированию будущих успешных, активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Одной из новых инфраструктур в образовательной организации, которая будет способна обеспечить современные условия для обновления учебного процесса в условиях реализации ФГОС, готова стать школьная библиотека при реорганизации её в библиотечный информационный центр.

Библиотека в школе — это инфраструктурная основа образовательной деятельности, обеспечивающая необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексном системном удовлетворении образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Информационное пространство школьной библиотеки даёт равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на печатных, мультимедийных и цифровых носителях.

Современная библиотека школы может обеспечивать как образовательную, так и воспитательную, гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, досуговую деятельность.

Школьная библиотека – является также и социальным пространством для всех участников образовательного процесса, местом коллективного мышления и творчества, центром грамотности по формированию читательских навыков, здесь возможен обмен между преподавателями актуальными педагогическими методиками, информационными, цифровыми, электронными ресурсами.

Школьная библиотека является общедоступной для учащихся школы, педагогов, работников школы, родителей учащихся. Вместе с этим, школьная библиотека является неотъемлемой частью системы образования. Основными препятствиями к развитию школьной библиотеки в настоящее время являются: несовершенство нормативной правовой базы, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения.

Требования ФГОС значительно расширили перечень предоставляемых школьной библиотекой услуг.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации. В материально-техническом и информационно-ресурсном обеспечении наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.

Необходимо частично обновить фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.

В настоящее время школьная библиотека, только становится активной частью сформированной уже в школе инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняет свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя, но реорганизация в информационно-библиотечный центр должна ускорить этот процесс.

Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий. Формирование современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

5.Функции школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, создания условий социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. В организациях общего образования происходит формирование квалифицированного читателя, пользователя общедоступных библиотек, и развитие навыков библиографического поиска и использования библиотечных ресурсов должно закладываться в первую очередь школьной библиотекой. Реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр должна стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Информационно-библиотечный центр должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.

Библиотечно-информационный центр имеет следующие функции:

  • Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра обеспечивает доступ участников образовательного процесса к информации, способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
  • Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.
  • Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
  • Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни
  • Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
  • Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.
  1. Основные направления реализации Концепции

Выполнение целей и основных задач деятельности ИБЦ возможна только через этапы реализации.

Основной этап – это информационно-ресурсный, предоставляющий возможность свободного и быстрого доступа к информации, путем формирования, хранения и предоставления читателю многочисленных ресурсных фондов на различных носителях. Главные основы деятельности информационно-ресурсного этапа:

  • высокий уровень качества обслуживания;
  • стабильность регламентированного обслуживания;
  • комфортность (удобство получения и пользования);
  • оперативность предоставления услуг;
  • гибкость в соответствии с динамикой потребительского спроса;
  • креативность (умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на применение новых форм обслуживания).

Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетентности и творчества. Успех этой работы возможен только при создании в школе специальных технико-технологических, учебно-методических, информационно-педагогических условий. Именно это и является основной целью информационно-ресурсного этапа информационно-библиотечного центра.

Задачи информационно-ресурсного этапа:

  • включение библиотеки в единое образовательно-информационное пространство школы;
  • расширение объема библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникативных технологий и улучшения материально- технического обеспечения.

Главная задача этапа – создание в школе образовательной среды, способствующей приобщению к чтению. Основными характеристиками такой среды являются:

  • информационная насыщенность;
  • свободный доступ к информации;
  • развивающее, воспитывающее образовательное пространство школы;
  • обогащение и расширение приемов, методов работы учителя, библиотекаря, психолога,и др.;
  • профессиональный и творческий рост коллектива;
  • читательская и информационная грамотность всех участников образовательного процесса.
  • умением мыслить системно;
  • умением мыслить стратегически;
  • умением мыслить критически;
  • умением мыслить творчески.

Хорошо отработанный этот этап в образовательном учреждении даст ученикам возможность осознать значимость чтения для своего успешного обучения другим предметам. У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Дети начальной школы получат возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • составлять краткую аннотацию на литературное произведение и писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с детской периодикой, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученики среднего и старшего звена научатся:

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников на различных информационных носителях;
  • осуществлять информационную переработку текста, создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров;
  • высказывать и отстаивать собственную точку зрения при решении возникающих проблем.

Важнейшей составляющей частью работы на этом этапе является библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзор новых поступлений и публикаций).

На этом этапе так же возможна работа с родителями:

  • удовлетворять запросы пользователей и информировать о новых поступлениях;
  • консультировать по вопросам организации семейного чтения, знакомить с информацией, по воспитанию детей;
  • консультировать, по вопросам учебных изданий, адресованных учащимся.

Таким образом, школьная библиотека, реорганизованная в информационно-библиотечный центр, станет частью единого информационного пространства школы, своеобразным центром притяжения, где неограничен доступ к информации, где тщательно подобраны и систематизированы разнообразные информационные материалы, представляющее разные уровни сложности, где можно интересно поработать или просто спокойно посидеть в тишине листая новую книгу. Словом, реализация принципа свободного доступа к информации с помощью систематического обучения стратегиям информационной деятельности на всех образовательных ступенях и по всем областям содержания образования благодаря будущему информационно-библиотечному центру становится в школе реальностью.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.

Для реализации Концепции необходимо:

  • создание нормативной базы библиотеки;
  • создание материально-технических условий;
  • увеличение количества книговыдачи;
  • формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
  • создать условия для организации широкого спектра творческой и игровой деятельности;
  • обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав;
  • обеспечить пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;
  • обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях.

7.Ожидаемые конечные результаты реализации

  • Оснащение школьной библиотеки современным оборудованием;
  • овладение библиотекарем школы новыми информационными технологиями;
  • увеличение библиотечного фонда;
  • обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет;
  • увеличение читательской активности;
  • создание условий для самообразования учащихся и педагогов;
  • обмен информацией с читателями через сайт школы;
  • повышение качества научных работ учащихся и учителей;
  • отказ от бумажной картотеки;
  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся;
  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
  • позиционирование библиотеки в информационно — досуговый центр школы.
  1. Мероприятия по реализации Концепции
  • Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьной библиотеки в соответствии с современными требованиями к образованию;
  • реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр;
  • материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития информационно-библиотечных центров;
  • включение школьной библиотеки в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
  • организация мониторинга развития библиотеки;
  • развитие системы повышения квалификации педагога-библиотекаря;
  • разработка программ социального партнёрства школьной библиотеки с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
  • создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС)

9.Система организации контроля над исполнением Концепции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реалиация Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ) .

Рассмотрение вопросов, связанных с развитием ШБ и библиотечно-информационным обслуживанием, в рамках работы муниципального органа управления образованием.

Отдел образования Глушковского района

Участие в работе муниципального методического объединения специалистов школьных библиотек.

Отдел образования Глушковского района

Совершенствование материально-технической базы школьной библиотеки с учётом требований к ШИБЦ в условиях ФГОС, пополнение фондов школьных библиотек на электронных и бумажных носителях.

Формирование заказа федерального комплекта учебников для обучающихся

Обновление материально-технической базы (доступ в Интернет, мебель, средства автоматизации библиотечного обслуживания, ПК, планшеты, экран/интерактивная доска, ИКТ-оборудование.

Создание электронного каталога печатных и электронных изданий.

Обеспечение пользователям доступа к информационным ресурсам НЭБ, НЭДБ, Президентской библиотеки.

Создание сообщества школьной библиотеки в соцсетях

Поведение мероприятий по популяризации и развитию культуры чтения, читательской грамотности, формированию медийно-информационной грамотности, информационной культуры, информационной безопасности (библиотечные уроки, создание проектов и т.д.)

Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О необходимости смены образовательной парадигмы в России нужно не просто говорить, как о архиважной задаче, её надо решать.

ВложениеРазмер
Проект развития школьной медиатеки 34.69 КБ

Предварительный просмотр:

План реализации Концепции развития школьных библиотек

Проект модернизации медиатеки

МБОУ Излучинская ОСШУИОП № 2

Заведующая Центром информатизации, кандидат культурологии

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов образовательного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, информационно грамотных участников современного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки.

В нашем случае библиотека (медиатека) – это уже структурная составляющая Центра информатизации школы. Спектр информационно-образовательных услуг, техническое оснащение, фонд традиционных источников информации, ЭОР, технический центр, где учителя и обучающиеся имеют возможность использовать компьютер и периферийное оборудование для образовательных целей, электронные БД, библиотечное делопроизводство, методическое сопровождение учебного процесса – реалии сегодняшнего дня. С 2005 года библиотека модернизирована в медиатеку (библиотека и технический центр на 7 компьютеризированных мест). Однако, вектор ее развития очевиден – улучшение качества предоставляемых образовательных, информационных услуг, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и информационного общества.

Модернизация медиатеки с целью достижения качественно нового уровня информационно – библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС.

 Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационных, информационных, кадровых и материально-технических условий для модернизации медиатеки.

 Формирование информационного пространства школы.

 Обеспечение информационно-методической поддержки образовательного процесса, в том числе обеспечение аккумуляции и общедоступности информационных ресурсов.

 Формирование информационной культуры обучающихся, учителей и сотрудников школы.

 Обслуживание участников образовательного процесса в локальном и удаленном режимах с использованием ИКТ.

 Создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды.

Участниками проекта являются библиотекари, педагоги, учащиеся, родители.

Модернизация медиатеки обеспечит более комфортный доступ для участников образовательного процесса ко всем ресурсам библиотеки, Интернет, а также улучшит собственные информационные продукты деятельности, что в конечном итоге будет оказывать положительное влияние на качество образования.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

 Обеспечение доступа к информационным ресурсам.

 Увеличение спектра информационных услуг.

 Увеличение количества обучающихся – участников смотров-конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, в том числе Интернет-конференций.

 Увеличение количества педагогических работников – участников смотров-конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, в том числе Интернет-конференций.

 Повышение ИКТ - компетентности участников образовательного процесса.

 Повышение результативности учебно-воспитательного процесса.

 Увеличение количества участников образовательного процесса, использующих ресурсы медиатеки, в том числе и традиционные (печатные).

Перспективы модернизации школьной медиатеки

 Внедрение комплекса новых автоматизированных библиотечных услуг.

 Повышение уровня обслуживания в локальном и удаленном режимах с использованием новых информационных технологий.

 Продолжение работы по созданию баз данных.

 Накопление и использование фонда информационных ресурсов в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.

 Развитие материально-технической базы.

 Развитие умений школьных библиотекарей работать в инновационном режиме.

  • Формулы определения основных относительных показателей библиотечной статистики
  • Примерное положение о порядке предоставления учебников
  • ФГОС извлечения для библиотек

Анализ работы библиотеки (медиатеки) за 20176-2018 учебный год.

Проекты с аналогичной тематикой

  1. Сергеева С.А.Учебный проект"Читаем вместе"
  2. Учебный проект "Электронная библиотека"
  3. Визитка проекта Внедрение информационных технологий в практику работы школьной библиотеки
  4. Учебный проект "Библиотека будущего"

Паспорт проекта модернизации медиатеки

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Излучинская общеобразовательная средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2

ХМАО-Югра, Нижневартовский район, гп.Излучинск, ул.Школьная д.7

Ф.И.О. руководителя учреждения

Грибецкая Антонина Дмитриевна

Количество учащихся в ОУ

Количество педагогических работников в ОУ

Количество компьютеров, объединенных в локальную сеть в ОУ, в

т. ч. в библиотеке, техническом центре.

Модернизация школьной медиатеки

Основания для разработки

Администрация МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Горелова Елена Витальевна –Заведующая Центром информатизации школы

Законодательная база для разработки Проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Закон РФ "О библиотечном деле".
  • Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
  • Закон РФ "Об информации".

Локальные акты школы

Основные направления деятельности по реализации Проекта

Проект модернизации школьной медиатеки ориентирован на реализацию приоритетных направлений региональной образовательной политики в области организации образовательного процесса в школах в условиях реализации ФГОС:

  • Методическое сопровождение внедрения информационных технологий в образовательный процесс школы.
  • Информационное сопровождение уроков, занятий дополнительного образования, семинаров, совещаний, Педагогического и Методического советов, конференций и т.д.
  • Оказание методической помощи педагогическим работникам при разработке мероприятий с использованием медиаресурсов.
  • Внеклассная работа, сочетающая в себе традиционные и нетрадиционные средства информации.
  • Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
  • Самостоятельное знакомство и изучение медиаресурсов, использование Интернет.
  • Работа с одаренными учащимися.
  • Учебно – исследовательская и проектная работа.

Сроки и этапы реализации Проекта

Срок реализации проекта: с января 2017 г. по июнь 2020 г.

I этап – подготовительный – январь 2017 – май 2018 г.

(анализ деятельности библиотеки, анализ материально-технической базы библиотеки, подготовка финансового обоснования проекта)

II этап – основной – 2018 г. - 2020 г. (модернизация медиатеки в сфере материально-технического оснащения, повышение уровня информационных услуг, расширения спектра библиотечного обслуживания)

III этап – заключительный – июнь 2020 г. Анализ результатов реализации проекта.

Читайте также: