Проекты с использованием икт в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Я работаю учителем более тридцати лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Поиск эффективных методик привел меня к информационно- коммуникационным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные ИКТ открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Для того, чтобы учить младших школьников, одного желания мало. Прежде чем начать применять на своих уроках ИКТ, мне пришлось овладеть рядом умений:

- техническими, т. е умениями, необходимыми для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

- методическими, т.е. умениями, необходимыми для грамотного построения урока и обучения младших школьников;

- технологическими, т.е. умениями, необходимыми для разумного использования средств ИКТ обучению на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Сегодня перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования.

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том, что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение. На сегодняшний день самым важным современным устройством

ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении - это мотивация обучающихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П., Пассова Е.И. и многих других. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение ). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность . Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив .

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями .

Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить мотивацию и эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках. Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Необходимость использования современных информационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление.

Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

Смена ярких кадров презентации на экране даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Вся моя работа как учителя построена с применением ИКТ. Уроки, внеклассные мероприятия, выступления я провожу с применением информационных технологий. Благодаря электронным образовательным ресурсам, могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока, по любому предмету начальной школы, которые веду.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Структуру урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики.В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока:

- на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;

- на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;

- на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;

- на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты;

- на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;

- на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;

- на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов;

- на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих ребят на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как способ создания проблемной ситуации,

- как способ объяснения нового материала,

- как форма закрепления изученного,

- как форма проверки домашнего задания,

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

На уроках математики при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение, цепочки для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Использование презентаций, видеороликов позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. На уроках русского языка использую ИКТ при подготовке к написанию сочинения по картине: план, вопросы, трудные слова, сама картина — всё это перед глазами детей.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки.

А для уроков окружающего мира презентация вообще просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны — всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады.

Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, а затем вывести готовый результат. Причём информационные технологии дают возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

При помощи ИКТ учитель имеет возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- способствует повышению качества образования.

В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ:

Выступление с опорой на мультимедиа продукт:

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия обучающихся. Этому способствует использование звуковых и зрительных демонстраций, фрагментов видеофильмов и мультипликации, выделение главных мыслей.

Во время выступления мне не приходится тратить время на выписывание текста на доске, смену мелких и невзрачных иллюстраций. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных, игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Использование электронных сборников-тренажёров:

С использованием компьютера на уроке появилась возможность увеличить объём выполнения тренировочных упражнений. Задания носят различный характер, прошу детей установить соответствие, решить кроссворд, вставить пропущенные слова, поставить подписи к картинкам, прослушать описание и найти объекты на картинке и другие.

Работа с электронными энциклопедиями:

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность делать ученику первые шаги в поисково-исследовательской работе, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Использование интерактивной доски:

Мои ученики являются активными участниками международных и всероссийских конкурсов, викторин, онлайн-олимпиад по различным предметам. (прилагаю таблицу участия моих учеников за 2019-2020 учебный год).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте представлена система работы учителя на протяжении 4 лет.

Использование современных технологий на уроках в начальной школе с применением ИКТ.

В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без использования наглядного материала. Особенно на уроках познания мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это располагать на доске и менять во время урока бывает неудобно, да и не привлекает современных детей. Поэтому такие уроки я провожу с использованием информационных технологий.

Считаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся:

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

овладеть практическими способами работы с информацией,

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств,

повышению уровня комфортности обучения,

развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, т.к.
младшие школьники имеют наглядно - образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Передо мною стала проблема: учащиеся, пришедшие в 1 класс не все были готовы к учебной деятельности, со слабой познавательной мотивацией и самостоятельностью, некоторые из учащихся были настроены только на получение отметки, на тот момент одной из главных и ведущих у большинства детей была игровая деятельность.

Гипотеза исследования: использование современных технологий с применением ИКТ в учебном процессе способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников.

Цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность ИКТ технологии в процессе обучения младших школьников. Используя преимущества ИКТ технологии, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях ИКТ технологии.

Работу я начала в 2015 году. В соответствии с гипотезой, целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи:

- изучить теоретический материал по данной проблеме;

- определить условия эффективности ИКТ технологии в процессе обучения младших школьников;

-изучить особенность воздействия разработанного сборника на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость ИКТ технологии на процесс обучения.

Работа была спланирована в несколько этапов:

I этап – теоретический.

II этап – организационно-практический.

III этап –аналитический.

IV этап – обобщающий (подведение итогов).

На I этапе - происходило изучение психолого-педагогической и методической литературы; изучение передового педагогического опыта; определение мотивации первоклассников к учебной деятельности.

1) Определила, из каких элементов состоит мотивационная основа учебной деятельности учащегося

сосредоточение внимания на учебной ситуации,

осознание смысла предстоящей деятельности,

стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий),

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

2) Выделила приёмы, которые способствуют повышению мотивации учащихся:

создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся,

положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,

создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий;

занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.

3) Выявила возможные причины снижения мотивации младших школьников к учебной деятельности.

Анализ изученной литературы показал:

- что память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь являются важнейшими познавательными процессами, которые тесно взаимосвязаны.

- в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, поэтому читается важным:

состояние здоровья,

психологические проблемы, комплексы,

индивидуальные особенности, способности к тем или иным предметам.

внешний – 14% создают родители и педагоги, они понуждают ребенка к учебной деятельности

социальный – 3% это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

получение отметки – 21 %

Из этих данных я пришла к выводу, что мои дети пришли в школу получать оценки и играть. 23% первоклассников привлекала лишь внешняя сторона обучения.

Результатом I этапа стали:

Изучение требований при создании презентаций в программе Power Point.

Подбор презентации, динамических минуток, тренажёров для работы с учащимися 1 класса посредством Интернета.

Создание собственных презентаций в программе Power Point.

Проведение уроков с элементами ИКТ.

Подбор презентации, динамических минуток, тренажёров для работы с учащимися 1 класса посредством Интернета.

Мною были созданы презентаций по следующим учебным предметам:

Русский язык

Познание мира

Целью II этапа стали: освоение инновационных технологий, выбор и апробация наиболее эффективных методик и приёмов развития мотивации, изучение уровня развития ЗУН учащихся, уровня развития мотивации, выявление динамики.

На данном этапе изучила и внедрила в учебный процесс элементы технологий, позволяющие создать условия для развития мотивации в УВП: игровую технологию, технологию поисково-исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию критического мышления, технологию развивающего обучения, ИКТ технологии.

Применение игровой технологии на уроке развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, позволяет повторить, изучить, закрепить пройденный материал.

В своей практике использую педагогические игры:

– обучающие, тренировочные;
– контролирующие, обобщающие;
– познавательные, развивающие, творческие .

Использование технологии развивающего обучения помогает развитию индивидуальной самореализации учащихся, их личностных качеств, реализации гуманно-личностного подхода направленного на интеллектуальное развитие школьников

Использование технологии личностно-ориентированного обучения создает условия

для готовности учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу, осознанию мотивов своей деятельности. Неоценимым помощником мне в этом явилось применение ИКТ. После самостоятельной работы предлагаю детям ответить на вопросы таблицы.

Самоконтроль

Проверь результат по образцу.

Самооценка

Оцени свою работу

Самоанализ

Сделай вывод, над чем ещё нужно работать.

Что повторить?

Что способствовало успеху? Почему всё

удалось в работе?

Для развития положительной мотивации к выполняемой работе предлагаю домашние задания творческого характера на выбор. Написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать диафильм, пересказать отрывок от имени героя произведения.

Использование элементов технологии критического мышления позволило мне повысить интерес к процессу обучения и усвоению нового материала.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Вызов (создание проблемной ситуации).

Элементы данной технологии широко применяю на уроках познания мира, литературного чтения, математики.

III Обобщающий этап, здесь был проведён итог всей работы, сопоставление и сравнение результатов на начало и конец работы над проблемной темой, обобщение опыта работы на МО, презентация дидактического материала.

Предварительная результативность этапа показала динамику развития мотивации у исследуемых учащихся.

Сравнительный анализ динамики развития у учащихся уровня мотивации показал, что к 3- ему классу у моих учеников внешняя мотивация понизилась на 4 % (14 % - 10%), учебная мотивация повысилась – на 17 % ( 3 % - 19%), социальная мотивация увеличилась на 7% ( 3 % - 10%) , мотив получения отметки оставался стабильным (20% - 21 %), игровой мотив снизился на 22 % (40% - 18%), позиционный составил – 21%.

Анализируя данные пришла к выводу, что % учебной мотивации ещё недостаточно высок, у ¼ класса присутствует внешняя мотивация и мотив получения оценки, поэтому мне нужно пересмотреть методы и приёмы работы с детьми.

Качество знаний по предметам на протяжении трёх лет достаточно стабильны. Эти результаты можно увидеть на диаграммах.

Качество знаний по русскому языку 1-3 класс.

Качество знаний по математике 1-3 класс.

Качество знаний по литературному чтению 1-3 класс.

Качество знаний по познанию мира 1-3 класс.

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний за 2015 – 2018 год.

Аналогично по предмету русский язык, познание мира, литературное чтение все видно из мониторинга и представленных диаграмм.

С 1 класса вовлекаю детей заниматься исследовательской деятельностью: подбор информации при помощи ресурсов Интернет, различные задания с опережением на различных уроках, тем самым даю учащимся осуществлять право выбора индивидуально, в группе и коллективно. Начиная с 3 класса, учащиеся осуществляют самостоятельный подбор презентаций о биографии того или иного автора по литературному чтению, по познанию мира – подбор информации в виде презентаций о различных животных и растениях. Учащиеся, которые достаточно хорошо владеют компьютером являются самостоятельными авторами своих презентаций.

Использование ИКТ в исследовательской работе позволило мне активизировать познавательную деятельность учащихся моего класса. Один из любимых уроков детей - познание мира, литературное чтение. Учащиеся по теме урока приносят наглядный материал, который мы вместе оформляем в виде презентаций. Всё это помогает мне совершенствовать учебный процесс, повысить мотивацию к усвоению нового материала, а учащимся испытать гордость от своей проделанной работы.

Организация кружка, постоянное использование ИКТ технологий на уроках в своей предметной области дают хорошие результаты. У учащихся повышается интерес к предмету, проявляют инициативу, ставят цели и способы их достижения. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных областных и республиканских марафонах, школьных олимпиадах. Проделанная мною, вышеперечисленная работа дала свои результаты.

Школьная олимпиада:

2016-17 уч. год: I место – 1 чел., II место – 2 чел., III место – 5 чел.

2017-18 уч. год: I место – 2 чел, II место – 3 чел, III место – 3 чел.

Городская олимпиада - III место (русский язык и литературное чтение) – 1 чел.

III место (познание мира) – 1 чел.

4 чел, III место – 1 чел.

Командный Интеллектуальный Чемпионат первоклассников - диплом I степени – 2 чел, диплом II степени – 2 чел.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась

Практическим выходом моего проекта стало:

Выступление на МО учителей начальной школы «Использование

Создан банк собственных презентаций по предметам: математика, русский

язык, литературное чтение, познание мира.

Проведение открытых уроков по проблемной теме:

См. приложение 1.

Я, как учитель нахожусь в постоянном поиске и самосовершенствовании, свои работы я публикую на сайте kopilka.urokov.

Таким образом анализ педагогического опыта и результатов диагностики показал, что рациональное использование на уроках образовательных технологий вместе с ИКТ технологиями на различных этапах урока способствуют развитию учебной мотивации и овладению детьми прочными знаниями. Применяя образовательные технологии, ИКТ технологии, я даю возможность каждому учащемуся по мере своих индивидуальных способностей достигать своей вершины в усвоении знаний.

Информатизация начального уровня образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

При написании данной статьи, мы отдавали себе отчёт в том, что на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.

Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.

С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но для учёного главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт.

Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка.

Мы будем опираться на имеющийся личный опыт по организации проектной деятельности в начальных классах и опыт коллег, методистов, опубликованный в педагогической литературе, Интернете (Приложение 1).

Мы предположили, что теперь учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом обучение будет носить активно – деятельностный, проектный характер.

  • осваивает модели учебной деятельности;
  • приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
  • получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;
  • развивает навыки общения.

Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного или вводного,. поисково-исследовательского..Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации PowerPoint в этом случае помогают оптимизировать данный этап.

Данная программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины, поэтому интересна для ознакомления и применения она будет и педагогам.

В основу обучения детей положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащённом современными персональными компьютерами, подключёнными к локальной сети. Продолжительность занятия – 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. Идёт освоение детьми первоначальных навыков работы на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого, они учатся работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, обучаются основам алгоритмизации и программирования, приобщаются к проектно-творческой деятельности.

По результатам диагностики, проведённой психологом в классах, где дети занимаются проектной деятельностью, уровень школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой) имеет положительную динамику, что отражено на графике (рис.1).

Сокращённый вариант теста Амтхауэра (А.Н. Воронин, С.Д. Бирюков) показал, что в результате работы по созданию собственных проектов, значительно возросло количество детей, умеющих работать с информацией различного уровня (рис.2)

Уровень развития креативности у младших школьников в наших классах был определён с помощью тестов креативного мышления П. Торренса (обработка Е.Е. Туник). На графике показано отсутствие отрицательной динамики данного качества (рис.3).

Таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ведёт к освоению метапредметных результатов.

В заключение, хочется сказать, что использование метода проектов действительно является средством формирования и развития личности младших школьников, готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.


Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

Что же нам дает приме-нение ИКТ?

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что такое презентация? Почему именно презентация?

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
  • скомпоновать учебный материалисходя из особенностейконкретного класса, темы,предмета.


В гости к пернатым друзьям Интеллектуально – познавательная игра для начальных классов. Подготовила учитель начальных классов : Язова Л.В. Апрель, 2017г.

В гости к пернатым друзьям

Интеллектуально – познавательная игра для начальных классов.

Подготовила учитель начальных классов : Язова Л.В.

Апрель, 2017г.

Отгадай тему урока по первым буквам отгадок 1 . Живёт спокойно - не спешит, На всякий случай носит щит, Под ним, не зная страха, Гуляет Ч ерепаха 2. Буквы-значки как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условном месте стоит, И называется… А лфавит

Отгадай тему урока по первым буквам отгадок

1 . Живёт спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

2. Буквы-значки как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

Подготовила учитель начальных классов : Язова Л.В. Май, 2017г.

Подготовила учитель начальных классов : Язова Л.В.

Оцени свою работу на уроке Было здорово. У меня всё получилось. Я немного сомневался. Нужно ещё поработать. Мне было грустно от того, что у меня ничего не получалось.

Оцени свою работу на уроке

Было здорово. У меня всё получилось.

Я немного сомневался. Нужно ещё поработать.

Мне было грустно от того, что у меня ничего не получалось.


Преимущества ИКТ Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе: активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию учащихся к изучаемым предметам; экономит время на объяснение материала; полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; повышает качество усвоения материала; расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; создаёт комфортность на уроках.

Преимущества ИКТ

  • Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе:
  • активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • повышает мотивацию учащихся к изучаемым предметам;
  • экономит время на объяснение материала;
  • полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников;
  • позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
  • повышает качество усвоения материала;
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам,электронным библиотекам, другимресурсам;
  • позволяет дифференцировать и индивидуализироватьработу учащихся;
  • создаёт комфортность на уроках.

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: