Как развивать эмоциональный интеллект у детей в доу

Обновлено: 04.07.2024

Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).

Введение

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них - ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

  • Понимать себя, свои эмоции и потребности;
  • Называть и распознавать свои эмоции;
  • Правильно вести себя в различных ситуациях;
  • Понимать эмоции и потребности окружающих;
  • Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.

Также у детей развиваются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Вербальные навыки;
  • Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
  • Познавательные способности;
  • Навыки целеполагания и достижения целей;
  • Стрессоустойчивость;
  • Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
  • Навыки разрешения конфликтов;

Монсики

Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.

Структура занятий

Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.

Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.

Введение: погружение.

Содержание: приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме занятия, выполнение комплекса физических упражнений. Дети проходят Волшебный портал (пролезают через туннель).

Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.

Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.

Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.

Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.

Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.

Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.

Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.

Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.

Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.

Содержание: игры, поделки, квесты.

Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.

Завершение

Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни, прощание.

Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.

Во время проведения образовательной деятельности педагоги ДОУ по возможности применяли сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходит какой-нибудь герой из сказки Буратино, Чиполлино и т. д. : Буратино приглашает детей поиграть и рассказать о своём настроении. Дети передают по очереди золотой ключик и рассказывают, что они чувствуют, с каким настроением пришли в детский сад. Или Чиполлино, просит угадать эмоцию, нарисованную на картинке и т. д. Сказочные герои приходят в детский сад с сувенирами, подарками. Детям это очень нравится и они с интересом вовлекаются в игру. Таким образом, если у детей были негативные эмоции, то они заменяются позитивными.

1. Улыбнись, как: кот на солнце; Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо;

2. Отдохните, как: турист, снявший тяжёлый рюкзак; ребёнок, который много трудился, но помог маме;

3. Испугайся как: заяц, увидевший волка; котёнок, на которого лает собака;

4. Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжёлый груз; муравей, притащивший большую муху.

В предлагаемых играх дети вместе с педагогами погружаются в мир эмоций – делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других. Всё это способствует развитию эмоционального интеллекта детей.

Таким образом, коррекции негативных эмоциональных состояний у детей способствовало снижению таких негативных проявлений, как страх, злость, печаль и способствовало более активному проявлению эмоций радости и интереса. Дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительные, они стали легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.

Формирование эмоционального интеллекта дошкольников станет более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.

1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Вильшанская А. Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции : методические рекомендации к тематическому словарю в картинках. - М. : Школьная Пресса, 2011.

3. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. //Тонус. - 2000. - № 5.

4. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций : пособие для работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2007.

5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - М. : АРКТИ, 1999.

Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников (информация для родителей) Мы мало отдаём времени детям. Мы мало играем с ними, не стараемся привлекать их к помощи взрослому в повседневной жизни, мало любим их,.

Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных коррекционных занятиях. Одной из основных.

Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Погремушка — средство развития ребенка с нарушением интеллекта 3–4 лет Погремушка – развивающая игрушка в жизни ребенка 3-4 лет с нарушением интеллекта. История русской народной игрушки - погремушки уходит.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.


Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое?

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе (рисунок 1).

Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.


Рис. 1. Основа положительной адаптации и социализации детей дошкольного возраста

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.

  1. ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  2. ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
  3. формируется эмоциональное предвосхищение;
  4. формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  5. чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.

Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте (табл. 1).

Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций) поЛ.Ю.Борохович

Возраст ребенка

Характеристика проявлений эмоций

3–4 года

Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится.

ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

4–5 лет

Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства.

ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.

6–7 лет

Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?).

Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить.

ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

А теперь, вспомните детей вашей группы. Теперь вы понимаете, почему дети по-разному проявляют себя в общении со сверстниками, что нужно изменить, на что обратить внимание?

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы. Познакомьтесь, пожалуйста с некоторыми из них и проанализируйте, какие подойдут именно вашим детям.

Способы развития эмоционального интеллекта удетей дошкольного возраста:

Как вы увидели, один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы. Поэтому, обратите, пожалуйста, внимание на следующую культурную жемчужинку классической литературы.

ПроизведенияЛ.Н. Толстого, как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны несколько рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои — животные и люди. Произведения Л. Н. Толстого знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.

В процессе образовательной деятельности дети также знакомятся с детством писателя.

Волк видит — коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

− Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.

А коза и говорит:

− Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

Беседа после чтения:

  1. Зачем волк звал козу спуститься вниз?
  1. Как коза догадалась о замысле волка?
  2. Как бы ты поступил на месте козы? Что бы ты ответил волку?

Инсценируйте этот рассказ.

Измените содержание рассказа так, чтобы коза не боялась волка.

БЕЛКА ИВОЛК.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

− Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

− Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

− Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Беседа после чтения:

  1. Почему белки всегда веселые?
  2. Почему волк злой?
  3. Как можно помочь волку?
  4. Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?
  5. Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Нарисуйте подарок для волка.

Скажите друг другу добрые слова.

Подберите пословицу к рассказу:

  1. Совет хорошо, а дело лучше.
  2. Легче друга потерять, чем найти.
  3. Доброе слово путь к сердцу открывает.
  1. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
  3. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, белок, эмоциональный интеллект детей, эмоция, действие сверстника, положительная адаптация, художественная литература.

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта.

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение, нравственная норма, федеральный государственный образовательный стандарт.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного.

Развивать Эмоциональный интеллект необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Игра как способ развития эмоционального интеллекта.

Положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Методическая рекомендация педагогическим работникам.

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и.

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного.

социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход игры, старший дошкольный возраст, социальное взаимодействие, необходимый этап, какая игрушка, часова стрелка.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

Первостепенной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, активное приспособление

– формирование у ребенка осознанного эмоционально-положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников.

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение, эмоциональная сфера дошкольников, дошкольный.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста.

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития.

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов ДОУ

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, для того чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще и в детском возрасте. Эмоциональный интеллект ребенка является фундаментом для дальнейшего становления личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно :

-умением контролировать свои чувства;

-способностью сознательно влиять на свои эмоции;

-умением определять свои чувства и признавать их;

-способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

-умением эффективно общаться с другими людьми;

-способностью распознавать и признавать чувства других.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия (т. е. процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека). Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий. Модель эмоционального интеллекта предполагает развитие четырех основных функций :

Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей?

Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир.

Развитие эмпатии (способности сочувствовать) . У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.

Позволение проявлять негативные эмоции. Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость) . Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься.

Педагоги должны понимать , какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.

Что такое экспрессивный этюд

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли) . Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории : как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии : мимику, пантомимику, жесты и интонацию.

Например : в зависимости от возраста ребенка педагог просит:

• покажи, как Мишка шел;

• покажи всем телом, как Мишка шел;

• покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;

• покажи, как кралась Лиса;

• скажи так же, как медведь Михайло Иванович;

• скажи так же, как Мышка-норушка.

Еще одно задание - показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.


Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты


Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?


Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:


Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Признаки низкого эмоционального интеллекта


Человек с низким уровнем EQ:

Диагностика EQ


В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей


С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)


В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)


В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)


Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Практические советы родителям


Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

Понимание чувств другого человека


Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей


Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка


Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами


Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева


Вот всё, что нужно знать родителям об эмоциональном интеллекте ребёнка и необходимости его развития. Если вы хотите воспитать счастливого и успешного человека, живущего в гармонии с собой и окружающим миром, научите его понимать себя и других!

Читайте также: