Ворона и лисица план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель : познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

- образовательная : совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;

- развивающая : развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитательная : воспитывать отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Оборудование : мультимедийный проектор, текст басни И.А. Крылова, костюмы для инсценировки, выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова.

Организация класса.(2мин.)

Подготовка к уроку, посадка учащихся, психологический настрой (я рада вас всех видеть на сегодняшним нашем уроке, я вам желаю успехов, и надеюсь, что вам понравится наш урок).

Послушайте известные вам строки…

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

- Ребята, кто автор этих строк?

Целеполагание .(1мин)

Открытие новых знаний.

Слово учителя о Крылове.(8мин)

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Отец его был бедным армейским офицером. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью.

С детства Крылов любил читать и размышлять о прочитанном . первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать же приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Ученье давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело.

Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Но все же домашние условия были трудны, и девятилетнему Крылову пришлось работать в губернских канцеляриях переписчиком бумаг. Однако, впереди были еще более тяжкие испытания: рано умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. На плечи Крылова легла забота о пропитании его матери и младшего брата.

Иван Андреевич Крылов полностью отдается самовоспитанию и саморазвитию. Он много читает, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится образованным человеком и вступает во взрослую жизнь. В своей жизни Иван Андреевич был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. В своих баснях он представил всю русскую жизнь в ее самых острых противоречиях.

Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен.

- Что вам запомнилось из жизни Крылова?

2. Басня в творчестве Крылова.(4мин)

Какое же место занимает басня в творчестве Ивана Андреевича Крылова? . Свою первую басню Крылов написал в возрасти 11-ти лет. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, честность- главное в жизни. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. Каждые три-четыре года их приходилось переиздавать. Крылов постоянно свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сборнике их было два десятка, а в последнем- почти две сотни.

(обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены наиболее популярные басни И.А. Крылова).

Первичный контроль знаний учащихся.(3мин)

- Ребята, а сейчас мы познакомимся с одной из них.

- В баснях всегда присутствует аллегория . А что такое аллегория?(это иносказание, которое заключает в себе скрытый смысл, или скрытый намёк. Например, хитрость иносказательно изображается в образе лисы, коварство- в виде змеи, жадность- в обличие волка).

- В каждой басне присутствует мораль. А что такое мораль?( Мораль, ребята,- это логический, поучительный вывод. Она несёт в себе то, чему учит нас автор).

1 . Работа над текстом басни.(4мин)

Послушайте, сейчас я прочту вам эту басню.

Скажите, какие новые для вас слова встретились а басне?

2. Словарная работа .(2мин)

Лесть – лицемерное, неискреннее восхваление.

Льстец - льстивый человек.(говорит о ком-либо лучше, чем есть на самом деле)

Гнусный – внушающий отвращение

Пленил – привлёк внимание

Вещуньина – принадлежащая вещунье (Вороне)

Царь- птица – главная среди всех птиц.

Взгромоздясь – взлетела, взобралась, уселась .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(1,5мин)

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Анализ басни.(7 мин)

- Прочитайте первые три строчки басни. (мораль басни)

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей Крылов?

- Что советует автор помнить всегда?

-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте слова, с которыми она обращается к вороне.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

- Вот это и называется аллегорией.

Проанализировав, басню Крылова , сделайте вывод: чему учит нас эта басня? (уметь отличать ложь от правды. и не попасться на удочку к льстецу).

Контроль знаний учащихся.

Рефлексия.(3мин)

- Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего урока вы узнали?

- Что запомнилось вам больше всего?

Выставление оценок за работу на уроке, с комментарием учителя.(2мин)

Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками

произведения глубокий смысл басни, выражать

свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Коррекция аналитико – синтетической

деятельности на основе упражнений в соотнесении

слов, пословиц к басне.

3. Воспитывать отрицательное отношение к

порокам и недостаткам человека как лесть,

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,

плакат с датами жизни и смерти баснописца,

фотография памятника И.А.Крылову,

иллюстрации к басням,

предметные картинки ( вороны, лисы),

карточки с лабиринтом,

карточки со словами и словосочетаниями,

маски лисы и вороны,

запись пословиц на доске.

Тип урока : изучение новой темы .

Методы и приёмы : словесный ( рассказ учителя, обобщающая

беседа, выступления учащихся, работа с учебником);

наглядный ( предметные картинки, иллюстра-

ции, портрет, фотографии)

I. Организационный момент:

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

- Сколько чашек стояло на столе ?

- Была ли среди фруктов груша ?

- Что лежало под столом ?

- Что было нарисовано на картине ?

- Какого цвета была ваза для фруктов ?

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

- Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

- Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

( На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

- Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.

1) Работа с предметными картинками.

- Опишите, какова ворона по внешнему виду.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

- Кто слышал ворону? Какой у неё голос?

- Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

2) Прослушивание басни в грамзаписи.

- Понравилась ли вам басня?

3) Словарная работа.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц : расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.

5) Чтение басни учащимися про себя.

6) Обобщающая беседа.

- Как вы понимаете, что такое лесть?

( Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

- Кого называют льстецом?

- Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

- Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?

- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

( Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

- Перечислите , что расхваливала Лисица?

- Как она называла Ворону ?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

- Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

( Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!)

- Каким голосом говорила Лисица?

( Ласковым, нежным и тихим голосом.)

- Искренними ли были её слова?

Как автор говорит об этом?

( И говорит так сладко, чуть дыша.)

- Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

( Чтобы отнять у Вороны сыр.)

- Догадывалась ли об этом Ворона?

- Как это случилось?

-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

- Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

- В каких словах басни заключён её главный смысл?

( Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

( Говорили не раз.)

( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

- Какой же смысл имеет басня?

( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

- Доказал ли это Крылов?

( Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

IV. Закрепление материала.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать состояние и действия Лисы, учуявшей запах сыра.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

- При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

- Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.

- Вложить в эту строчку насмешку автора.

2. Выразительное чтение басни.

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру

Не на пользу – но только всё не впрок.

Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

Очень близко – близехонько

Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

Очень громко – во всё горло

Исчезла, скрылась – была такова

3. Чтение басни по ролям.

- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

- Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.

- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

- На языке медок, а на сердце ледок.

- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

- За добро добром платят.

5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – ( Ворона)

Честолюбивый, любящий славу – ( Ворона)

Неправдивый, лживый – ( Лиса)

V. Домашнее задание.

Выучить басню по ролям сильным учащимся.

Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.

VI. Подведение итогов урока.

- Что мы начали изучать на уроке?

- С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

- Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Отметить работу ребят за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Творческое выступление "Породия на басню И.А.Крылова "Ворона и лисица"

Этот сценарий можно использовать как самостоятельный юмористический номер на любом праздничном концерте, КВНе или презентации классов.


Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией.


Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица".

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап.

Открытый урок на тему "Иллюстрирование басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"".

Данный урок разработан для учащихся 5 класса.


Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Задачи:

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; помочь активно воспринимать изучаемый материал;

помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; расширять и активизировать словарный запас детей; помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование:

Технические средства: ноутбук, видеопроектор, экран.

Планируемые результаты: Предметные: знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
  • находить необходимую информацию в различных источниках; участвовать в работе группы.

Личностные:

Познавательные:

  • понимать содержание прочитанного;
  • высказывать свое отношение к прочитанному;
  • осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные:

  • извлекать необходимую информацию из текстов; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • организовывать свое рабочее место;
    в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Коммуникативные:

  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Ход урока

1. Оргмомент

Психологический настрой обучающихся.

Страна Литературия зовёт вас на урок!

Вы знания получите -
Они пойдут вам впрок.
Слушайте, старайтесь
И не отвлекайтесь!
Думайте, читайте,
На вопросы верно отвечайте!

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим работать над знакомым вам жанром литературы. Вспомним, что такое басня и особенности жанра. Установите соответствие понятия и его определения.(Конверт с карточками №1)

Аллегория (иносказание) – это…

…краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами, созданное для исправления нравов.

…нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение.

…изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление.

…перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

- Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (И.А.Крылов)

- Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль.

- Установите соответствие: Крылатое выражение - название басни - смысл крылатого выражения. (Каждый ученик получает набор карточек).

"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. " (Карточка.)

- О каких человеческих недостатках и пороках вы узнали из этих басен? (Невежество, глупость, безответственность.)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Значит, вы готовы к встрече с героями ещё одной басни И.А.Крылова.

- Кто главные герои этой басни? (Ворона и Лисица.)

- Попробуйте предположить, о чём басня? (Эта басня о том, как Лиса обманула Ворону.)

- Почему вы так думаете? (В русских сказках лиса – хитрая обманщица, всегда добивается своего. Вороны в сказках всегда самодовольны и хвастливы. Известна Ворона и своей глупостью.)

- Проверим наши догадки.

4. Первичное восприятие текста. (Аудиозапись)

Проверка качества первичного восприятия текста. (После прослушивания аудиозаписи басни.)

- Проверим наше предположение. О чём басня? (Басня о том, как Лисица обманула Ворону.)

- Совпадает с нашим предположением? (Да.)

- Понравилась вам басня?

- Предложите своё название басни.

- Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием.

Физминутка.

5. Вторичное восприятие текста

- Прочитайте заголовок басни.

- Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы?

(Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди.)

- И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных.

- Как называется такой литературный приём в баснях? (Иносказание или аллегория.)

- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен. Определить значения непонятных слов нам помогут толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, Д.Н.Ушакова.

Чтение басни учащимися.

6. Словарная работа

- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули. Уточним их лексическое значение.

Лесть - притворное одобрение, похвала с корыстной целью. (Толковый словарь В.И.Даля)

Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Лесть - угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-то, чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

Корысть – собственная выгода.

Льстец - тот, кто хвалит из корыстного желания расположить к себе.

Гнусна (гнусная, гнусный) - отвратительный, омерзительный.

Не в прок - не на пользу.

Взгромоздясь (взгромоздиться) - взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко.

Пленил (пленить) (устар.) - привлекая к себе, целиком овладеть чьими-либо мыслями, чувствами.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Вещуньина (голова) – вещунья – предсказательница, предвестница.

Вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать.

Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном.

Сырный дух - сырный запах.

На цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно.

Глаз не сводит – смотрит очень внимательно, не отрываясь.

Ангельский (голосок) – сладостный, весьма приятный, пленяющий, приводящий в восторг, как у божественного ангела.

Царь-птица – главная среди птиц.

Дыханье спёрло – трудно стало дышать.

Во всё горло – каркнула очень громко.

Была такова – поспешно исчезла, скрылась (обычно после какого-то плохого проступка).

7. Анализ литературного текста

Анализ развития событий.

- Сколько смысловых частей в тексте? (В тексте две смысловые части.)

- В какой части текста изображены все события басни? (Во 2 части.)

- Какой вопрос можно поставить к тексту 2 части? (Что произошло?)

- Определите тип текста. (Текст - повествование.)

Завязка действия.

- С чего начинается рассказ про Ворону и Лисицу? Прочитать по тексту.

(Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Ворона случайно нашла сыр.)

Развитие действия.

- Где Ворона решила съесть свой сыр? Прочитать по тексту.

- Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель? (Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе.)

- Ворона сразу съела сыр? (Нет. Ворона собиралась позавтракать.)

- Как развивалось действие дальше? Прочитать по тексту.

(Лисица, почуяв запах сыра тут же приближается к Вороне.)

- Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала.

- Что остановило Лисицу? Прочитать по тексту.

- Верно. Лиса задаётся целью, во что бы то ни стало, заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.)

- Какую хитрость выдумывает Лисица, чтобы выманить сыр у Вороны? (Лисица придумала расхваливать красоту Вороны и её голос. Если Ворона поверит и раскроет клюв, чтобы спеть, то выронит сыр.)

Кульминация.

- Где самый напряженный момент в развитии действия? Как называется этот момент в развитии действия? (Кульминация.) Найдите и прочитайте по тексту.

- Объясните, что произошло? (Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула.)

Развязка действия.

- Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту.

- Что произошло? (Сыр падает. Лисица с сыром убегает.)

- Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке второй части.

Анализ образов героев басни.

- Басня И.А.Крылова отличается точным и остроумным описанием героев. Попробуем разобраться, какими видит автор Ворону и Лисицу.

– Какое редкостное счастье выпало Вороне? Прочитайте по тексту.

- Чтобы создать образ крупной, медлительной, неповоротливой, задумчивой Вороны, как нужно прочитать эти строчки? (Медленно, спокойно.)

- Как И.А.Крылов представляет нам образ Лисицы? Прочитать по тексту.

- Как автор называет Лисицу? (Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница.)

- И.А.Крылов сравнивает Лисицу с плутовкой. Как называется прием, когда образ создается при помощи сравнения одного предмета с другим? (Сравнение.)

- Что мы должны узнать из этой строчки про Лисицу? (Лисица – плутовка, хитрая обманщица.)

- Как ведёт себя Лисица?

- Какой голос у Лисицы? Используйте новое выражение из словаря С.И.Ожегова. (Голос у Лисы вкрадчивый, чтобы вызвать к себе доверие.)

- Верно. Речь рыжей Плутовки звучит, как негромкая приятная песня. При чтении желательно растягивать слова, приближаясь в их произношению к пению.

- Темп чтения строчек про Лисицу изменится? (Да. Про Лисицу будем читать чуть быстрее, чем про Ворону. Лисица всё делает быстро.)

- Верно. Темп происходящего усиливается за счет действий Лисы, которой не терпится добиться своей цели.

- Найдите в тексте монолог Лисицы, обращённый к Вороне. Прочитайте по тексту.

-Ворона в природе отличается от всех птиц особенной красотой? (У Вороны нет никакой особенной красоты. Ворону нельзя назвать красивой птицей.)

- Скажите, Лисица искренне восхищается красотой Вороны? (Лисица притворяется, что она восхищается красотой Вороны.)

- С какой целью Лисица притворяется ласковой, притворно восхищается красотой Вороны? (Ворона должна поверить, что Лиса ей не враг.)

- О чём жадно и страстно мечтает Лисица? (Лисица жадно и страстно мечтает отобрать у Вороны сыр.)

- В чём корысть жадной Лисицы? (Корысть жадной Лисицы в кусочке сыра.)

- А что такое похвала с корыстной целью? (Лесть.)

- Льстивая, ласковая речь Лисицы эмоциональная, в конце каждой фразы стоит восклицательный знак.

- С каким чувством нужно читать это восхваление Вороны? (Читать нужно с чувством восторга, восхищения.)

- Что вы можете сказать о певческих способностях вороны? (У вороны нет певческих способностей, она только каркает.)

- Голос Вороны достоин подобного восхваления? (Нет. Голос у Вороны неприятный. Это лесть с целью добыть сыр.)

- Верно. Рыжая героиня басни И.А.Крылова коварно льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра.

- Как подействовали похвалы льстивой Лисицы на Ворону? Прочитать по тексту.

«…Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло…

- Смогла Ворона - вещунья предсказать потерю сыра? (Нет.)

- Что происходит с Вороной от льстивых слов Лисицы? Прочитайте по тексту и объясните.

рассуждать. Ворона-вещунья превратилась в глупую Ворону.

- Какой результат хитроумной уловки Лисицы? Прочитать по тексту.

- Как ведёт себя льстивая Лисица, добившись своей цели? (Коварная Лисица скрылась, получив обманом лакомый кусочек сыра.)

– А что с Вороной? (Ворона осталась без сыра, который мечтала съесть.)

Проблемный анализ.

- Какие человеческие пороки и слабости показал И.А.Крылов через образы Вороны и Лисицы? (Через образ Лисицы автор показал жадность, хитрость, коварство и лесть, а через образ Вороны – глупость, чрезмерную доверчивость, любовь к лести.)

- Как называется такой художественный приём в литературе? (Художественный приём называется аллегория.)

- Как Лисе удалось обмануть Ворону? (Коварная хищница - Лиса хитро льстит, а глупая Ворона верит каждому льстивому слову Лисы.)

- Как автор относится к героям басни? (Для автора Лисица – плутовка, льстивая обманщица. А Ворона - глупа, чрезмерно доверчива, верит льстивым речам своего врага - хищной Лисицы.)

– Правильно. В басне И.А.Крылова нет положительных героев.
Нравственная проблема.

- Где в тексте мораль? (Мораль в 1 части текста.)

Выразительное чтение вслух.

Чтение басни проходит в виде конкурса на лучшего чтеца.

- Оцените свое чтение и чтение одноклассника.

Инсценирование басни. (Работа в группах по 3 ученика.)

Коллективное оценивание прочитанной басни.

8. Итог урока

- Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Теперь вы можете украсить свою речь крылатыми выражениями, которые вам подарил великий русский баснописец И.А.Крылов.

9. Рефлексия

  • Сегодня на уроке мне было интересно …………………………. .
  • Сегодня на уроке я узнал, что … ………………………………….. .
  • Урок дал мне для жизни новый опыт… …………………………. .

Оценивание результатов работы учащихся.

10. Домашнее задание

б) задание по выбору учащихся: чтение басни по ролям; инсценировка басни; выучить басню наизусть.

Литература

[1 ] c. 9 Хемницер И.И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. ", ред. В.Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.

Автор: Ильина Елена Петровна

Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Глазов

5 класс, адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

УМК: З.Ф.Малышева Чтение 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, М.: Просвещение, 2018 год.

Цели урока:

Образовательная:

Коррекционно-развивающая:

  1. развивать творческое воображение, познавательную активность,
  2. работать над развитием разговорной речи;

3. корректировать слухового восприятия;

5. корректировать и развивать связную речь обучающихся

Воспитательная:

1. воспитывать требовательность к себе,

2. формировать положительные качества,

3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

4. пробуждать добрые чувства,

5. воспитывать интерес к чтению.

  1. научить обучающихся понимать, что лесть – не очень хорошее качество человека.

Здоровье сберегающие:

  1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. способствовать созданию ситуации успеха;
  4. двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Средства: учебник, компьютер или ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал на каждой парте.

Что делают обучающиеся

Улыбаются друг другу

Ввод в тему урока

Сегодня, мы познакомимся с новым литературным жанром.

-А как вы думаете, что такое басня?

-Басни- короткие рассказы в стихах или прозе с моралью или нравоучением. Басни Крылова написаны живым, почти разговорным языком. Герои басен- звери добрые и злые, глупые и умные.

-Среди портретов поэтов и писателей найдите портрет И.А.Крылова.

Угадывают на слайде

Правильно, вы нашли среди фотографий И.А.Крылова. Давайте послушаем биографию писателя. Доклад нам приготовил Владислав Н.

И.А.Крылов родился в Москве, в семье одного бедного армейского офицера. Его детские года прошли на Урале. Мать Крылова была без всякого образования, но умная от природы. Она сама руководила учебой сына. Но семья была бедной, и после смерти отца мальчику пришлось работать, чтобы обеспечить мать и младшего брата. Но он не унывал. С детства Крылов полюбил чтение, имел прекрасные способности и был настойчив в овладении знаниями. В зрелые годы он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные.

-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;

- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;

-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- организовывать свое рабочее место;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Коммуникативные.

-научатся адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Подробный конспект урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Психологический настрой обучающихся.

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

- Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

- Подарите свою улыбку мне.

- Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.

2.Постановка темы и цели урока

Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.

1.«Из того ли то города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

(Былина).

(Загадка).

(Пословица).

4.«Ласточки пропали

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

(Стихотворение)

5.«Дождик, дождик пуще

-О каком литературном жанре мы будем говорить? (Басня)

- Давайте вспомним , что такое басня?

-Кто является действующими лицами в басне? (животные)

- Рассмотрите книжную выставку.

На доске выставлены книги И.А. Крылова

-С баснями какого автора мы с вами уже начали знакомиться? (Иван Андреевич Крылов)

3.Обобщение знаний о писателе

-Сейчас Мадина прочитает нам стихотворение (портрет И.А. Крылова)

Стихотворение о Крылове читает ученик

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

-Давайте вспомним, что мы знаем об этом писателе.

4. Речевая разминка

- Прочитайте медленно.

Са-са-са – в лесу живет лиса

Су-су-су – мы увидели лису

На-на-на - сидит черная ворона

Ну-ну-ну – поймаю глупую ворону

- Прочитайте с ускорением.

Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса

Проворонила ворона вороненка.

-О ком была речь? (о вороне и лисе)

-Может вы догадались название произведения, которое написал Крылов?

-Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.

-Чему мы будем учиться на уроке?

5. Работа по теме урока

1) Первичное знакомство с басней

–Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню.(Аудиозапись басни)

Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?

-Понравилось ли вам?

– Почему это произведение так называется?

2) Словарная работа.

-Прочитайте текст самостоятельно, назовите те слова, значение которых вызвало у вас затруднения.

Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.

-Посмотрите задание 1, карточки у вас на столах.

- Выберете значения слов, которые вы видите на доске.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Ангельский (голосок) – нежный, добрый;

Не в прок – не в пользу;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

- Вы все молодцы, но активнее всех работали ребята….

-Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.

-Когда вы будете читать произведение выразительно постарайтесь передать интонацией голоса, мимикой эти образы.

3) Анализ литературного текста.

1. Анализ развития события

-На какие части можно разделить текст? (зачин, основная часть, концовка)

-Как вы думаете, подходят ли они к басне?

-Найдите эти части в тексте.

-Давайте проанализируем весь текст.

-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)

- Прочитайте первую строку.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

- Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь? (Когда мы завтракаем – утром)

-Что произошло дальше, в основной части? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.

(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.

На ту беду Лиса близехонько бежала

-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.

Вдруг сырный дух лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил

-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича

Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала

2. Анализ образа героев

- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк? Зачитает учитель.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала

-Как ворона очутилась на ели? (Взгромоздилась на нее)

-С какой интонацией надо читать эти строки? ( Спокойно.)

-Прочитайте, как автор характеризует Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша

-Как автор назвал Лису? (Плутовка)

-Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)

Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

– При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

-Перечислите, что расхваливала Лиса? ( Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок.)

-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)

-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

-Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло

(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)

-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.

-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение- каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Как автор относится к героям? Смеется над их пороками (ворону он считает глупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной; лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)

3. Проблемный анализ

Работа в парах. На столах у детей задания 2.

-В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,

Лису- во 2 колонке. Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.

-Когда группа закончила , поднимаете руку.

(Проверка по слайду презентации. Самооценка)

(Критерии оценивания: если все правильно-5, если 1,2 ошибки -4, если больше ошибок-3.Поднимите руку у кого 1 ошибка и т.д.)


Ворона
Хитрая
Добрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Добрая
Льстивая
Умная
Честная
Глупая

-Какой вы себе представляете лису? – Какой у вас будет голос при чтении? (вкрадчивый, льстивый)

-Какой вы себе представляете ворону? - Какой голос при чтении? (грубый, глупый, доверчивый)

-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.

Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)

4. Нравственная проблема

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними.

-Прочитайте первые 3 строчки басни.

-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

4) Творческая работа. Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.

- Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лису.

Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп, громкость).

- Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?

5) Итог урока

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Назовите жанр этого произведения?

Чтобы вы посоветовали Вороне?

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

А сейчас покажите какое у вас настроение к концу урока. Если плохое, что у тебя не получилось?

11) Выставление оценок.

Вы все получили оценки за работу в группах.

Кто по вашему мнению, работал лучше всего над анализом басни?

Кто лучше всех читал на уроке? Кому нужно поработать дома над выразительностью?

Читайте также: