Формирование навыков чтения как основа успешного обучения ребенка в школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Калтасинская средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района Калтасинский район

Учитель начальных классов

МОБУ Калтасинская СОШ№1

Ишкуатова Людмила Никитична

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Почему это сейчас особо актуальная проблема?

Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Во–вторых , в классах много так называемых “детей риска”. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.

Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают азбуку. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (25–35 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 2–го класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:

1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата . К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика для губ, языка;

- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;

- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.

2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:

- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;

- чтение текста через слово.

3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;

- зрительные и слуховые диктанты;

- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;

- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;

- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:

- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста . К ним относятся:

- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов.

6 группа . Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:

Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера

(анаграммы, загадки, метаграммы , ребусы, шарады).

Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.

Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.

Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя .Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.

Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:

- увеличился объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;

- отрабатывается навык антиципаций;

- улучшается устойчивость внимания;

- почти не имеют место регрессии;

- увеличился словарный запас;

- развивается артикуляционный аппарат.

Результаты диагностики говорят следующее:

у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;

- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами;

уровень понимания текста – высокий;

уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.

Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на :

- общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;

- на повышение качества успеваемости;

на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.

Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.

Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.

В работе по совершенствованию навыков чтения используются следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.

Упражнения, способствующие четкости произношения .

Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка.

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Речевая разминка.

Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

Чтение сочетаний гласных и согласных.

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

б к з с т р м н в з р ш л н х

ж л п ф х ч ш б р п т с т к л

м н д г м к т ф т р м г н ж з

Чтение блоков.

Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

Чтение слов с общим корнем.

Чтение слов с разным корнем, нос одинаковыми окончаниями.

Чтение вслух непонятных слов из текста.

Установочное чтение.

Для выработки правильности чтения используется приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.

Зрительные диктанты (по И.Т. Федоренко).

На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести – восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Дети читают до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению

В презентации даётся описание актуальности проблемы обучения детей чтению. Чтение рассматривается как основа успешного обучения. Рассказывается об опыте работы учителя над данной проблемой через организацию работы в проекте "Успешное чтение".

Содержимое разработки

основа успешности обучения

Е.Я. СИРОТКИНА

Для успешного продолжения обучения скорость чтения у выпускника начальной школы должна быть на уровне разговорной речи, а это 120 -130 слов в минуту

Для успешного продолжения обучения скорость чтения у выпускника начальной школы должна быть на уровне разговорной речи, а это 120 -130 слов в минуту

  • В школе – скорость чтения – один из факторов, влияющих на успеваемость.
  • Быстрое чтение активизирует процесс мышления. Учёными доказано, что, если ученики 6-7 классов имеют скорость чтения ниже 60-70 слов в минуту, то они обречены на неуспеваемость, п.ч. на приготовление только одного устного задания они будут затрачивать от 4 до 6 часов.

Чтение помогает в учебе

Читая, ребёнок:

  • знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира;
  • учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему;
  • развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной;
  • формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость.

Чтение – основа успеха в обучении, одно из самых эффективных средств духовно-нравственного развития детей

Чтение – основа успеха в обучении, одно из самых эффективных средств духовно-нравственного развития детей

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В НАШ ВЕК НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ГДЕ ГОСПОДСТВУЮТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КОМПЬЮТЕРЫ И ВИДЕОИГРЫ, ДЕТИ С ВОЗРАСТОМ ТЕРЯЮТ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима.

В НАШ ВЕК НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ГДЕ ГОСПОДСТВУЮТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КОМПЬЮТЕРЫ И ВИДЕОИГРЫ, ДЕТИ С ВОЗРАСТОМ ТЕРЯЮТ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ.

  • список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
  • Принципы отбора:
  • соответствие возрастным возможностям и интересам;
  • проверенность многими поколениями читателей;
  • отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
  • 1-2 классы
  • Очень важно сформировать у детей культуру общения с книгой.
  • Особое внимание – правилам бережного отношения к книге.

Открытие проекта. 3 класс Нравственные уроки народной сказки

Открытие проекта. 3 класс Нравственные уроки народной сказки

Реализация проекта в классе. Что нужно подготовить?

Для 1-2 кл. по аналогии составила портфели читателя Фамилия, имя________________________________ Класс_______________________________________

по аналогии составила портфели читателя

Фамилия, имя________________________________ Класс_______________________________________

МНОЮ ПРОЧИТАНА КНИГА ____________________________________________ АВТОР КНИГИ ________________________________ Вклей бук Задание 1

МНОЮ ПРОЧИТАНА КНИГА

____________________________________________

АВТОР КНИГИ ________________________________

  • Ответь на вопросы по книге. Составь несколько вопросов самостоятельно.

1. Кто спас Элли во время наводнения? _______________________________________________

2. Кому пришла в голову мысль, что друзья могут использовать золотую шапку по очереди?

Твои вопросы по книге

Реализация проекта в классе

1 задание на 1 книгу

В 3-4 классах + нужно выполнить викторину по прочитанной книге или выступить с рекламой книги.

3-4 кл.

Что делают дети?

Что делает учитель?

Что делает учитель?

Что делает учитель?

По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно?

Какие возможны ошибки при использовании?

  • Принудительный характер участия.
  • Формальное отношение к заданиям и собеседованию.

Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?

На стенде были размещены:


Проблема активизации деятельности в проекте

Проблема активизации деятельности в проекте

В течение года за счёт занятий внеурочной деятельностью и уроков лит.чтения проводятся тематические уроки (позволяет уч.программа) 4 класс, ноябрь Урок по творчеству А.П. Гайдара

В течение года за счёт занятий внеурочной деятельностью и уроков лит.чтения проводятся тематические уроки (позволяет уч.программа)

Урок по творчеству А.П. Гайдара

Урок по творчеству А.П. Гайдара

Урок по творчеству А.П. Гайдара

  • О жизни писателя – викторина, в процессе которой ученик, ответивший на вопрос правильно и первый поднявший руку, получал жетон. В конце викторины подведены итоги. Получившим наибольшее число жетонов вручался дополнительный бук.
  • В конце урока – прошла письменная викторина для всех (по вариантам). Тем, кто справился, осталось выполнить задание по книге и сдать.

Лучший знаток рассказов

Николая Носова

Лучший знаток рассказов

Виталия Бианки

Лучший знаток сказок

Шарля Перро

Лучший знаток сказок

Реализация проекта в классе 1-2 классы. Родители готовят призы (мелочи) для розыгрыша лотереи. 3-4 классы. Родители готовят подарок, каждая семья для своего ребёнка из расчёта – 100 руб. за бук (обговариваем на РС).

Реализация проекта в классе

1-2 классы. Родители готовят призы (мелочи) для розыгрыша лотереи.

3-4 классы. Родители готовят подарок, каждая семья для своего ребёнка из расчёта – 100 руб. за бук (обговариваем на РС).

Успешен в жизни тот, кто много читает. Успешное чтение

Успешен в жизни тот,

кто много читает.

Успешное чтение

По завершении определенного этапа (либо в конце года, по завершении проекта в данном учебном году) проводится:

Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.

Розыгрыш лотереи 1 класс. Ярмарка

Розыгрыш лотереи 1 класс. Ярмарка

Книги читаем, в театре играем

Книги читаем, в театре играем

Постановка музыкальных спектаклей

Постановка музыкальных спектаклей

  • Решает также задачу духовно-нравственного воспитания.
  • Формирует коммуникативные навыки.
  • Помогает сдружить классный коллектив.
  • Развивает артистические способности и мн.др.
  • Только посредством коммуникаций становится возможным усвоение культуры и её достижений.

2016-2017 уч.год

Без помощи родителей и их активного участия работа в проекте будет затруднена и не будет эффективной и интересной для ребят.

Без помощи родителей и их активного участия работа в проекте будет затруднена и не будет эффективной и интересной для ребят.


Чтение помогает в учебе

Чтение помогает в учебе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают [1].

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека [2].

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

-объяснять поступки героев и давать им оценки;

-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);

-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Если сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. Изучение грамотности чтения - это изучение процесса понимания текста, 55% старших школьников не понимают того, что читают, по исследованиям PISA. У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому учителя сейчас озабочены тем, как читают их ученики, что читают, как часто, с какой целью, что понимают и запоминают из прочитанного.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова.

Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном, научном тексте и т. д. [4].

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы; 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, "тихое чтение" (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Основные подходы к выбору методики обучения чтению:

  • 1) Фонетический подход
  • 2) Лингвистический метод
  • 3) Метод целых слов
  • 4) Метод целого текста
  • 5) Метод Зайцева.

Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Лингвистический метод. Лингвистика это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.

Метод целого текста. В чем то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Мы считаем, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии начнет читать гораздо лучше. Такие методики описаны в работах Н.Ю.Чечериной, М.М.Безруких, Н.Н.Светловской и других известных педагогов, ученых, методистов.

Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин.

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания" - писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что "нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".

Как развить у ребенка навыки чтения

Навыки чтения необходимы ребенку, чтобы успешно учиться в школе. Чем больше и раньше развиты у ребенка эти навыки, тем выше будет его успеваемость. Если ребенок не научится читать до 8 лет, у него возникнут проблемы с обучением.

Родители – первые и главные учителя ребенка

Первыми учителями в жизни каждого ребенка являются его родители. Дети развивают речевые навыки, слушая родителей и подражая им. С рождения дети обладают способностью произносить звуки речи любого языка. С раннего возраста они слышат свой родной язык и пытаются его воспроизвести. Чем больше времени родители разговаривают с ребенком, тем лучше у него развивается речь.

Когда ребенок произносит первые слова, обратная связь от окружающих людей помогает ему понять смысл этих слов и начать использовать их для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Постепенно он учится составлять из слов фразы и предложения. Так шаг за шагом ребенок учится бегло говорить и понимать речь окружающих.

Чтение и письмо – это та же речь, только изложенная в письменной форме. Единственное различие заключается в том, что здесь используются буквы, а не звуки. Ребенок учит отдельные буквы и их комбинации, и, наконец, учится составлять из букв слова. Развитие устной речи помогает ему развивать и навыки письма.

Чтение способствует развитию ребенка

Родители ежедневно должны не только разговаривать с маленьким ребенком, но и читать ему. Это стимулирует интерес детей к книгам. Становясь немного старше, дети стараются во всем подражать родителям, в том числе и в чтении книг. Родителям необходимо прививать ребенку любопытство и интерес к чтению. Им следует не только читать ему книги, но и вместе обсуждать прочитанное. Сам процесс чтения должен быть интересным для ребенка и вызывать у него положительные эмоции.

Когда ребенок учится читать самостоятельно, родителям нужно читать вместе с ним. Также следует продолжать обсуждать с ребенком содержание прочитанных книг.

Как развить у ребенка интерес к чтению

Когда ребенок научится читать, запишите его в ближайшую библиотеку, чтобы он получил возможность читать книги, которые ему нравятся. Покупайте ему книги и детские журналы, соответствующие его возрасту.

Когда начинать учить ребенка чтению

Многие дети готовы к обучению чтению в возрасте трех-четырех лет, но некоторые – только к шести годам. Если у ребенка нет задержек речевого или умственного развития, нарушений слуха или зрения, навыки восприятия письменной речи у него формируются к шести годам.

Родители могут с удивлением обнаружить, что их трехлетний ребенок уже умеет читать. Он может научиться этому непроизвольно, смотря телевизор, или когда вы читаете ему названия магазинов на вывесках и т.д.

Дети осваивают речевые навыки в индивидуальном темпе. Однако если вы регулярно читаете ребенку, у него, скорее всего, возникнет интерес к чтению.

С чего начать?

Развивать навыки чтения следует с изучения букв. Учить с ребенком алфавит можно в возрасте от полугода до года. Используйте картинки, на которых нарисованы буквы и предметы, названия которых начинаются с этих букв. Можно посвящать каждую неделю изучению одной буквы. Сначала ознакомьте ребенка с новой буквой, затем предложите ему находить ее в словах. Так постепенно ребенок будет готов к тому, чтобы читать слова.

Также важно развить у ребенка навык фонематического восприятия. Ребенок должен понять, что слова состоят из отдельных звуков, и научиться воспринимать эти звуки в речевом потоке. Недавние исследования доказали, что стихотворения помогают детям развить фонематическое восприятие. Поэтому читайте детям стихи и пойте песенки – это занятие принесет вам много веселья, а ребенка вдобавок научит различать звуки. Кроме того, так ребенок быстрее научится читать.

Почему некоторым детям бывает трудно научиться читать?

Одни дети легче обучаются чтению, другие – труднее. Есть дети, у которых позже формируется готовность к чтению, чем у остальных. Некоторые дети готовы к этому только в 6 лет. Дело в том, что ребенок должен развить много навыков до того, как приступить к развитию навыков чтения. Каждый ребенок развивает эти навыки в индивидуальном темпе, который может сильно различаться, при этом все же оставаясь в пределах нормы.

Некоторым детям могут помешать научиться читать проблемы со слухом, зрением, задержки речевого развития, недостаточно развитая краткосрочная память или низкая скорость обработки информации. Если ребенку плохо дается чтение, поговорите с его воспитателем в детском саду или детским врачом – они помогут определить истинную причину. Некоторые дети могут страдать от дислексии. В таком случае ребенку поможет специальная программа обучения.

У некоторых детей нет никаких отклонений, но им могут не подходить методы обучения в школе. Поговорите с учителем: возможно, ребенку понадобятся дополнительные занятия или индивидуальный подход.

Как помочь ребенку с дислексией преодолеть трудности?

Развивая навыки чтения, ребенок может испытывать трудности, например, если страдает от дислексии. От этого он может чувствовать себя неполноценным или потерять интерес к обучению. Из-за трудностей с обучением чтению у некоторых детей возможны депрессия или проблемы с поведением.

Исследования показали, что существует всего один способ помочь научиться читать ребенку с дислексией. Это программа обучения чтению, которая одновременно использует несколько каналов восприятия (зрение, слух, осязание) и основана на развитии фонематического восприятия и различении отдельных звуков в речевом потоке. Наиболее эффективным в этом отношении считается метод Ортона-Гиллингэм. На его основе разработано много программ, доказывающих свою эффективность в обучении чтению детей с дислексией.

Читайте также: