Педагогическое значение режима дня в доу

Обновлено: 02.07.2024

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад режимдня.docx

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

1.Физиологические и педагогические основы режима дня

1.1.Значения сна и бодрствования

Сон и бодрствование - это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодрствования, зависят характер засыпания, глубина и длительность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрствование его, как правило, протекает активно.

Режим должен обеспечить суточное количество сна и бодрствования. Для детей, посещающих детское учреждение, режим составляется не только на время пребывания малыша в детском саду, но и для дома, т.е. на сутки.

Если ребенка укладывать спать, кормить, организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и составляет физиологическую основу режима. Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.

Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью – возбуждением нервных клеток под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ухо, кожа и т.д.). Центральная нервная система дошкольного возраста еще слаба, и во время бодрствования он легко утомляется. Уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяются возрастом, индивидуальными особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависят от внешних условий.

Как показали наблюдения педагогов, психологов, врачей, у детей одного возраста могут быть значительные различия в уровне двигательной активности, в потребности двигаться. Как правило, здоровые дети отличаются большей подвижностью по сравнению с взрослыми. Это обусловлено более высокой возбудимостью нервной системы и относительно слабым развитием тормозных процессов у дошкольников. Если понаблюдать за ребенком, когда он предоставлен сам себе, не увлечен игрой, можно увидеть, что он ни минуты не остается спокойным. При этом его движения нередко отличаются неупорядоченностью, так как они не направлены на осуществление определенной задачи, не мотивированы.

При составлении режима за основу берется предел работоспособности нервной системы ребенка, который, например, на протяжении раннего возраста меняется многократно.

Правильно организованный и достаточно продолжительный сон имеет огромное значение для восстановления нормального состояния нервных клеток. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон должен быть полноценным, глубоким. В таблице 1. представлена частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет.

При недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности, работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные, неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников, взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п.

Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания, памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот вялыми, безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, снижением сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

1.2.Педагогическое и гигиеническое значение режима дня

Развитие и воспитание личности в дошкольном возрасте происходит в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и раздевание).

Создавая условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач:

- воспитание самостоятельности к ак относительной независимости от взрослого (предпосылкой ее является формирование на эмоциональной и наглядной основе элементарных орудийных действий);

- накопление опыта самостоятельных действий в бытовых процессах способствует развитию самоуважения, чувства собственного достоинства. Через действия с предметами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются основы будущей культуры труда, бережливости;

- воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть культурно-гигиеническими навыками. Они предохраняют здоровье ребенка, связаны с воспитанием его общей культуры;

Педагогу важно создать определенные условия для успешного решения вышеназванных задач. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту ребенка. Все предметы, оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, варежки, тряпочки и т.п.) должны иметь определенное место хранения, которое знают дети. Все это будет способствовать самостоятельности детей.

Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Поэтому важно, чтобы вода для умывания была теплой, а кран - на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукав; мыло - такого размера, чтобы ребенок смог его удержать в своих еще очень неумелых руках; посуда для еды привлекала своим внешним видом.

Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях.

Занятия являются основной, наиболее эффективной формой обучения детей. Занятия обеспечивают целенаправленное развитие ребенка, так как проводятся они в соответствии с программой, с учетом их индивидуального развития. На занятиях под руководством воспитателя дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Уже в раннем возрасте на занятиях малыши приобретают элементарные учебные навыки. Они учатся внимательно слушать воспитателя, воспринимать задание, действовать в соответствии с ним. На занятиях дети приобретают некоторые знания и навыки жизни в детском сообществе (не мешать друг другу, заниматься со своей игрушкой, подождать, пока взрослый занимается с другим ребенком, и т.п.).

Гигиеническое значение режима дня заключается в правильной организации сна, режима питания, бодрствования.

Гигиеническая организация сна заключается в следующем. Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры, т.к. в результате ребенок не может сразу заснуть, и в результате не высыпается. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, т.к. это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги должны быть открытыми, но за 20-30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду для сна.

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны принимать пищу в точно установленное время. Пониженный аппетит – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Это происходит в результате кормления ребенка помимо его желания или под влиянием каких-либо раздражителей (ожог рта, слишком горячая пища, резкие замечания взрослых во время кормления и т.д.). Чаще подобное наблюдается у детей с ослабленной нервной системой в период адаптации в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо во время приема пищи создавать спокойную доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение, не ругать ребенка, если он медленно ест, не делать ему часто замечания.

1.3.Изменение режима дня под воздействием различных факторов

В условиях семьи и детского учреждения при составлении режима дня должны учитываться следующие моменты:

1. Возраст ребенка.

2. Здоровье и уровень физического и психического развития.

3. Сезонные изменения.

Перевод на новый режим осуществляется в соответствии с возрастом ребенка. Это является сложным моментом в организации режима дня детей раннего возраста, как в условиях семьи, так и в условиях детского учреждения. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Перевод на новый режим должен осуществляться постепенно.

Сначала сокращается длительность сна и увеличивается длительность бодрствования внутри старого режима, а затем сокращается количество дневных снов, но увеличивается их длительность. Перевод детей на один дневной сон осуществляется после 1 года 6 месяцев.

Организуя перевод на другой режим дня необходимо учитывать не только возраст, но и состояние ребенка, индивидуальные особенности.

Так для ослабленных детей в связи с их состоянием здоровья, возможно, лучше не переводить их на новый режим, а оставить на режиме дня для детей более младшего возраста.

Перевод на новый режим производится также в связи с сезонными изменениями (переход на зимний период, или, наоборот, на летний), когда, например, изменяется время и длительность прогулок на свежем воздухе, время и виды занятий и т.д.

Так в летнее время увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Занятия с детьми, игры детей переносятся на участок. Дети укладываются на ночной сон позже на 30-60 мин.

Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов.

2. Предупреждение переутомления детей

В условиях дошкольного воспитания забота об охране нервной системе детей особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определенные обязательные задания, требующие не малых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки.

Все это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают ее расстройства. Поэтому так важна роль воспитателя в регуляции поведения детей, их деятельности.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, прежде всего, в ее недостаточной морфологической зрелости. Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребенка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Содержимое публикации

Режим дня дошкольника

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

При проведении режимных процессов необходимо придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в НЧДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года

ЧТО ТАКОЕ РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ?

Значение режима дня для ребёнка

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму -- смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14--16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5--6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В понятие "суточный режим" входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией отклонения отмечаются в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Таблица 1. Продолжительность сна у детей

Продолжительность сна (часы)

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка . У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия . В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДОУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

В настоящее время для дошкольников имеется большой выбор дополнительных образовательных услуг. Гигиенисты рекомендуют проводить занятия по дополнительному образованию для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю и не более 25 минут; для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Недопустимо проводить эти занятия за счет времени прогулок и сна.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными. Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения. Ежедневно свободное время дети могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение. Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора.

Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Дети дошкольного возраста могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке посуды и помещений (не более 15 минут в день). Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов) и превышающей физические возможности детского организма. Продолжительность такой работы у дошкольников должна составлять не более 30 минут.

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа

Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.

В современных условиях многие родители считают, что они могут дать своему ребенку гораздо больше знаний дома. В связи с этим они берут на себя большую ответственность. Воспитывая ребенка в домашних условиях надо понимать, что ребенок лишается полноценного общения со сверстниками в различных режимных моментах. Общения только на улице не достаточно. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими детьми на занятиях, утренниках. Сейчас в детских садах уделяется большое внимание разностороннему развитию ребенка. Вот несколько простых правил для организации режима дня в условиях семейного воспитания:

1. Соблюдайте дома режим дня и питания, принятые в детском саду.

2. В домашних условиях хвалите ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур, воспитывайте привычку к чистоте (умывание, летом мыть ноги перед дневным сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться туалетной бумагой, чистить зубы, полоскать рот после еды).

3. Соблюдайте режим прогулок. Давайте возможность ребенку во время прогулок много свободно двигаться. Введите семейную традицию занятий спортом.

4. Обеспечьте эмоциональный радостный фон жизни ребенка. Поддерживайте радостную атмосферу в семье. Сохраняйте традиции семейных праздников. Посещайте с ребенком театры. Концерты. Цирк.

5. Для устранения и предупреждения нарушений в звукопроизношении проводите с ребенком игровые упражнения. Так же для развития фонематического слуха и речевого внимания применяются специальные игровые упражнения.

6. Давайте детям в домашних условиях, под контролем взрослого, вырезывать ножницами, шить иглой, лепить и так далее.

7. Много рассказывайте и показывайте детям, читайте художественную литературу.

Соблюдение этих правил родителями облегчит дальнейшую жизнь детям. Ведь ситуация может измениться и ребенку нужно будет пойти в детский сад. На этот случай он уже будет обладать элементарными навыками самообслуживания.

Автор: Годеева Татьяна Владимировна
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняющий от переутомления.

Большое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений [5].

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическими особенностями дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пищи, деятельности, движении.(15 гиг. Основы)


Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Читайте также: