Чем наблюдение отличается от созерцания технология 7 класс кратко
Обновлено: 04.07.2024
Даже и в величайшем йоге по-прежнему появляются печаль и радость, надежда и страх. Различие между обычным человеком и йогом в том, как они рассматривают свои эмоции и реагируют на них.
"Когда вы оставляете каждую вещь в ее собственном состоянии, тогда ее форма не меняется, ее цвет не блекнет и ее сияние не исчезает. Что бы ни явилось, оно не запятнано никаким цеплянием, и так все, что вы воспринимаете, является как нагая мудрость ригпа".
Сердцем учения Дзогчен являются две практики, Трекчо и Тогал. Трекчо означает рассекание обманчивой иллюзии, как нож разваливает надвое кусок масла. Разрушается вся фантастическая арка иллюзии, как будто вы взорвали ее замыкающий камень. Иллюзия рассечена насквозь, и обнажается первозданная чистота и естественная простота природы ума.
У Тогал есть свойство немедленности, или немедленного осознания. Подход Тогал можно сравнить с тем, как если бы вместо того, чтобы проходить по горной гряде к отдаленной вершине, вы перенеслись туда одним прыжком. Действие Тогал состоит в том, чтобы позволить человеку воплотить в действительность все различные стороны просветления за время одной жизни. Поэтому его считают необычайным, уникальным методом Дзогчен. Трекчо является его мудростью, Тогал представляет собой его искусные способы.
Для большинства созерцание и наблюдение - одинаковые понятия, для меня разные. Созерцание я воспринимаю как возможность смотреть на что-то или на кого-то, не пытаясь присвоить, не пытаясь понять почему они что-то делают, или из чего это сделано. То, что я созерцаю, даёт мне возможность отдохнуть ни о чем не задумываясь. Это похоже на медитацию.
Наблюдение - активное видение. Наблюдая, я пытаюсь чуть лучше понять суть и принцип. Я пытаюсь наблюдать как что-то происходит в объектом. А в случае наблюдения за человеком, я пытаюсь понять как он двигается, какая эмоция у него присутствует. Люблю наблюдать и за собой. Очень понятным становятся ощущения, мысли, переживания. Я люблю наблюдать за собой в процессе своих действий. Люблю наблюдать за клиентами во время работы. Это помогает мне лучше понимать других, и лучше понимать себя. Я привыкла видеть за внешним фасадом глубину и смысл происходящего.
Я почти всегда наблюдатель, и изредка созерцатель. И да, мне важен процесс, в котором рождается результат. Потому что только результат возможно созерцать.
«Понятие апперцепции — это одно из тех понятий, которое в психологии имеет длинное прошлое, которое несомненно имеет огромное значение для течения всех психических процессов, но которое в то же время разными психологами понималось различным образом, так как выдвигались на первый план то те, то другие стороны процесса апперцепции.
* Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная — Л 1925 -С. 89-90.
Для того чтобы дать вам представление о том, что такое апперцепция, я приведу пример. Положим, вы слушаете лекцию; речь идет о каком-то сложном материале, который мало вас затрагивает, который ничего не объясняет из вашей прошлой жизни, не стоит в связи с вашими интересами. Вы воспринимаете далеко не все, думаете о постороннем, не сосредоточиваясь на этом предмете. Но вдруг лектор начинает говорить о близком вам предмете, который всегда вас интересовал, о котором вы сами думали. Вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспринимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредоточиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и на старании уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции.
Процесс апперцепции часто получал в старой психологии чисто метафизическое освещение — как явление чистой активности личности и т. п.
Реалистически же понятый процесс апперцепции является выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности.
С этой точки зрения ни один из актов поведения человека не является чисто пассивным: он всегда включает в
себя наряду с накоплением нового опыта и воздействие старого опыта на восприятия и реакции человека.
НАБЛЮДАТЬ (видеть) | СОЗЕРЦАТЬ (смотреть) |
(содержание) | (содержание) |
точно знать, что фиксировать и знать, как это делать обосновывать для себя его необходимость | без цели не фиксировать процесс смотрения, раствориться в нем отдаться чувствам, впечатлениям |
планировать заранее | без предварительно плана |
отслеживать выполнение плана | без рефлексивного самоконтроля |
описывать результаты, находить критерии описания, обобщать его в слове | результат — это новые переживания |
(результат) | (результат) |
протокол с фиксированной датой, точным временем, описанием объекта наблюдения | обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира |
параметров наблюдения, их изменения и в примечании — наблюдатель-исследователь, который а) включен в процесс, б) вне его | полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и сопереживание |
АППЕРЦЕПЦИЯ: через интуитивно поставленную задачу и случайное наблюдение может осуществить связь процессов наблюдения и созерцания
Понятие апперцепции*
«Понятие апперцепции — это одно из тех понятий, которое в психологии имеет длинное прошлое, которое несомненно имеет огромное значение для течения всех психических процессов, но которое в то же время разными психологами понималось различным образом, так как выдвигались на первый план то те, то другие стороны процесса апперцепции.
* Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная — Л 1925 -С. 89-90.
Для того чтобы дать вам представление о том, что такое апперцепция, я приведу пример. Положим, вы слушаете лекцию; речь идет о каком-то сложном материале, который мало вас затрагивает, который ничего не объясняет из вашей прошлой жизни, не стоит в связи с вашими интересами. Вы воспринимаете далеко не все, думаете о постороннем, не сосредоточиваясь на этом предмете. Но вдруг лектор начинает говорить о близком вам предмете, который всегда вас интересовал, о котором вы сами думали. Вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспринимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредоточиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и на старании уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции.
Процесс апперцепции часто получал в старой психологии чисто метафизическое освещение — как явление чистой активности личности и т. п.
Реалистически же понятый процесс апперцепции является выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности.
С этой точки зрения ни один из актов поведения человека не является чисто пассивным: он всегда включает в
себя наряду с накоплением нового опыта и воздействие старого опыта на восприятия и реакции человека.
Созерцание и наблюдение – это два понятия как синонимы, - но первое относят к внутреннему состоянию, а второе к внешнему миру. Созерцать можно что-то таинственное, тогда как наблюдать – исключительно данное органам как чувства зрительные, звуковые, тёплые, касания, вкусовые или, все пять, как объективные. Созерцают субъективное, наблюдают, как сказано, объективное.
В соответствие с различием объективного и субъективного, теперь уже можно сказать, наблюдение относят к предмету веры – это субъективное, а истины – объективное, но они обращены к одному и тому же предмету. И, если бы предмет был постоянный во времени, можно было бы говорить о тождестве веры и истины.
Что можно сказать на основе понятий веры и истины о трансцендентном, сверхсущем, Боге? Как предмет, Он тождественен самому себе, но для нас, в полном неведении Его, это – истина, в которую верим, то есть знаем, как нечто субъективно достоверное или Истину, Слово. Такой предмет, как сверхсущее, не наблюдаем, но созерцаем. Таким образом, последовательно рассуждая, логика вынуждает различать в целом сущее и сверхсущее в пространстве и времени. Созерцание же в целом божественной сущности делает предмет внутренним нашим опытом.
Сказанное выше есть тезис. Этому тезису можно поставить в соответствие антитезис, и станет возможным доказательство истинности обоих. Это доказательство есть эксперимент, как объясняющее факты.
Последнее оправдывает практическую деятельность человека. Мы приходим к пониманию единой воли, как деятельности человека. Это ответ на ранее поставленный вопрос о единой воле (смотри мои страницы за апрель 2018 года). Аминь.
Читайте также: