Какие уроки человечество должно извлечь из второй мировой войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

К началу XX века сложилась ситуация, которая создала условия к началу Первой мировой войны, а затем и Второй. Эта война в истории человечества стала самым чудовищным событием. Погибло огромное количество человек, появились лагеря в которых замучили миллионы людей. Война стала возможной из-за того, что мировые страны не могли договориться мирным путем. Многие страны желали оставаться в стороне, хоть и видели, что рядом с ними создается государственная система, которая делила людей на высшую расу и второсортных людей. Эти же государства позволили захватить и разделить территории других независимых стран. Таким образом, все выше перечисленные факты не должны повторяться и послужить уроком для потомков.

Урок первый. Третьей Мировой быть не должно

Вторая Мировая война не привела к полному уничтожению человечества только потому, что у противоборствующих сторон не было ядерного оружия. Сейчас ядерным оружием владеют девять стран:

  • США;
  • Россия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Китай;
  • Индия;
  • Пакистан;
  • Израиль;
  • КНДР.

Если же говорить о совокупных потерях Второй Мировой, то по некоторым подсчетам они составили примерно 70 миллионов человек. Сюда входят и солдаты, погибшие на фронтах, и умершие в фашистских лагерях смерти, и гражданские, подвергшиеся насилию со стороны захватчиков.

Вот еще несколько фактов из страшной статистики:

  • Суммарные людские жертвы Советского Союза — 26,6 миллионов человек. Это 13% населения;
  • На территории РСФСР во время оккупации были полностью или частично уничтожены города 23 областей;
  • В фашистских лагерях смерти умерло 11 миллионов человек.

цифры второй мировой

Некоторые говорят, что войны — это двигатели прогресса. Но мы никогда не узнаем, сколько открытий не было сделано, сколько гениальных ученых умерло на фронтах или в газовых камерах, под бомбежками и при расстрелах мирного населения. Эти люди никогда не смогут сделать своих открытий.

Урок второй. Войну всегда можно предотвратить

Военный конфликт — не тот метод, которым должно пользоваться цивилизованное общество для урегулирования споров. И благодаря урокам истории мы знаем, что войну можно предотвратить на том этапе, когда она только планируется.

Нацистская Германия — страна, переживающая страшный кризис послевоенных лет, оскорбленная, униженная — закономерно хотела мести. И пока соседи игнорировали зарождающийся дух нацизма, фашистская идеология процветала пышным цветом что в Германии, что в не менее обездоленной Италии.

А 11 марта 1938 года гитлеровские войска вошли в Австрию. Но даже это прямое нарушение Версальского договора было проигнорировано и Францией, и Великобританией. Советское правительство требовало подавить агрессивные настроения Гитлера, но эти требования остались без ответа.

Какие выводы можно сделать? В современных условиях политики могут и должны делать все, чтобы сохранить мировой порядок. Нужно искать компромиссы со своими деловыми партнерами, но при этом помнить, что общей и главной целью должно оставаться поддержание стабильного мира. Нельзя недооценивать террористические и неофашистские движения. Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ уже заняла огромные территории Сирии и других стран Ближнего Востока. Точно так же, как некогда мелкие фашистские организации под предводительством Гитлера и Муссолини, она старательно подводит мир на грань катастрофы.

Урок третий: агрессора умиротворить нельзя

До начала Второй Мировой войны европейские лидеры искали все возможные способы компромисса с фашистской Германией, причем на тех условиях, когда агрессия гитлеровских войск будет направлена исключительно против СССР. И только после того, как фашистские войска завоевали едва ли не всю Западную Европу, Великобритания и США решились на создание антигитлеровской коалиции.

В середине 1930 годов уже было ясно, что вероятным противником в надвигающемся конфликте выступит либо Германия, либо Италия, либо Япония (рассматривался и вариант их общего нападения на СССР). В итоге всех политических переговоров в 1938 году было заключено Мюнхенское соглашение.

Мюнхенские соглашения

29-30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась встреча глав Германии, Италии, Англии и Франции. Они предписывали Чехословакии передать Германии 1/5 часть своих территорий, на которой проживала едва ли не четверть населения. Кроме того, именно здесь была сосредоточенны предприятия тяжелой промышленности и крупные военные форты. Мнение Чехословакии, естественно, в расчет не принималось. В обмен на это Германия подписывала декларации о ненападении на Англию и Францию.

Иллюзия тех, кто хотел умилостивить агрессора и избежать конфликта очень скоро развеялись. В декабре 1938 года были достигнуты соглашения между Германией, Италией и Японией. А в марте 1939 года немцы заняли Прагу. Через несколько месяцев, 1 сентября 1939 года, вместе со вторжением немецких войск в Польшу, началась Вторая Мировая война.

Историки до сих пор спорят о том, можно ли вообще было избежать той войны? Некоторые из них считают, что если бы СССР, Англия и Франция уже тогда заявили о себе, как о единой силе, способной выступить против Германии, Гитлер бы вспомнил печальные итоги Первой Мировой и никакой агрессии не проявлял. Но не сложилось, и самая страшная война в истории человечества была развязана.

Советское руководство прекрасно понимало, что рано или поздно немецкие войска подойдут к границам СССР. Поэтому было вынуждено пойти на заключение с Германией десятилетнего пакта о ненападении. Как мы знаем, Гитлер условия договора в итоге нарушил.

Урок четвертый. Хочешь мира — готовься к войне

подписание договора о ненападении

С весны 1941 года в действиях верховного командования СССР нарастает паника и смятение. Некоторые говорят, что советские войска легко остановят немецкое вторжение и перенесут войну на территорию противника. Другие говорили, что оборона не выдержит. И именно они оказались правы. Приграничные гарнизоны были не готовы к нападению, для них внезапная атака гитлеровских войск оказалась неприятным сюрпризом.

Современные исследователи говорят, что такая нестабильная обстановка сложилась в стране сразу по ряду причин:

  • Своими активными действиями на границах СССР Сталин опасался спровоцировать военный конфликт, так как разведка говорила о готовности Англии и Франции поддержать фашистскую Германию в войне против Советского Союза;
  • Командиры на местах опасались проявлять инициативу по приведению своих частей в полную боевую готовность: в памяти все еще жили события массовых репрессий 1936-38 годов;
  • Высшее руководство СССР не ожидало войны, потому что в тылу Германии оставалась не завоеванная фашистами Англия;
  • Донесения разведки были очень противоречивы.

В это время немецкие военачальники тщательно подготавливались к кампании. Планировался блицкриг — стремительная, и, главное, — дешевая война. Для всего мира Советский Союз был колоссом на глиняных ногах. И гитлеровцы недооценили Красную Армию, посчитав, что она просто не способна на ведение современной войны. К тому же у Советского Союза было мало хороших генералов: во время репрессий профессиональных военных либо расстреляли, либо сослали в лагеря.

И пока мир не перешел к глобальному разоружению, не стал мультикультурным, лишенным стереотипов и ненависти, у страны должна быть армия, готовая защитить ее от агрессии.

Урок пятый. Есть такая профессия — Родину защищать

За что воевали советские люди? Ни одна армия не способна противостоять превосходящим силам противника, если позади нет надежного тыла. С тылом у Советского Союза тоже были проблемы: подготовлено было не все. Зато были люди, которые несмотря ни на что, все-таки очень сильно любили свою страну.

В понятие Родины было вложено все самое лучшее. И речь здесь не о жизни в государстве, но об окружающих людях, собственной семье и земле. Люди прекрасно понимали, что воюют за свой собственный дом, и что если фашисты придут на их землю — возвращаться будет уже некуда и не к кому.

О том, что советские люди были народом сплоченным, рассказывает тот простой факт, что тыл посылал фронту все самое лучшее, нередко — последнее. Люди собирали деньги на военную технику, отправляли воюющим лично сшитые и связанные вещи, любовно собранные пайки. И это при том, что в большинстве колхозов ситуация была — хуже некуда.

ночные ведьмы

Урок шестой. Массовая пропаганда — это важно

Пропаганда работает всегда и везде, работала она и в годы Второй Мировой, причем с обеих сторон. Пока фашисты скидывали на города бомбы и листовки с призывом сдаться, культура СССР менялась. В искусстве главными темами стали патриотизм, ненависть к захватчикам, массовый героизм советских воинов.
В годы войны было написано множество литературных произведений и снят десяток кинолент. В осажденном Ленинграде была создана вторая часть седьмой симфонии Д. Шостаковича. На фронте выступали целые концертные бригады.

Фашистская Германия тем временем уничтожала культурные центры и национальные достояния Советского Союза уничтожению:

  • Разграблены 427 музеев;
  • Повреждено 1670 храмов;
  • Уничтожены сотни архивов;
  • Более 500 тысяч предметов искусства похищено и вывезено из страны.

Некоторые из утраченных реликвий никогда не были возвращены: к примеру, до сих пор неизвестно место нахождения легендарной Янтарной комнаты.

В период Великой Отечественной войны Советское руководство приняло новую церковную политику. Верующие тоже уходили воевать за страну, и это не могло пройти незамеченным. К церковникам стали проявлять больше терпимости: это было непростым шагом, так как догматизация идей марксизма заключалась и в принятии полного атеизма.

разграбленный екатерининский дворец

22 июня 1941 года митрополит Сергий обратился ко всем верующим страны с посланием, благословив их на защиту и подвиги во имя Родины. Тем же летом прекратился выпуск антирелигиозных журналов.

В трудные времена народ обратился к Богу: в осажденном Ленинграде церковные службы шли при переполненных храмах.

Урок седьмой. О жизни в оккупации

В годы войны только на территории Белоруссии было уничтожено 5295 поселений. 186 из них были уничтожены полностью, вместе со всеми жителям, включая беременных женщин и грудных детей.

Открытое выступление против оккупантов было невозможным, и началось партизанское движение. Конечно, среди местного населения встречались и коллаборационисты, которые шли на сотрудничество с немцами. Но партизан было больше: к концу 1942 года в тылу неприятеля действовало 1770 партизанских отрядов общей численностью до 125 тысяч человек. К 1943 году эта цифра достигла 250 тысяч человек.

Урок восьмой. В любой войне есть пленники

Плен — это извечный спутник любой войны. За годы Второй Мировой через немецкие лагеря прошло до 5,7 миллионов военнопленных, из них более 60% погибло в плену.

узники Освенцима

Судьбы советских военнопленных — это всегда трагедии. На Нюрнбергском процессе зверства против советских пленных приравнивались к преступлениям против человечности. Но даже спасаясь из плена для советского солдата ничего не кончалось. Чаще всего он попадал в лагерь или штрафбат уже на Родине. Поэтому советским солдатам было проще умереть на поле боя, чем попасть в бой, а уж тем более — добровольно сдаться: это было тяжелейшим преступлением. Семьи военнопленных часто лишались государственного пособия, а семьи тех, кто добровольно сдался — подвергались аресту. Конечно, на практике такие репрессивные методы применялись редко, но все-таки имели место быть. Большинство военных, попавших в плен, числились пропавшими без вести.

Плен и бесчеловечное обращение часто приводят к тому, что человек, доведенный до отчаяния, идет на сотрудничество с врагом. Впрочем, были и те, кто шел на сотрудничество добровольно: как, к примеру, генерал А.Власов и его последователи, сдающиеся в плен в надежде получить преференции от Германии.

Урок девятый: за мир надо бороться даже под грохот пушек

Московская конференция 1943 года была посвящена вопросам послевоенного мирного урегулирования. Решались вопросы о французской и германской проблемы, было выдвинуто предложение о создании международной организации, которая будет заниматься вопросами безопасности.

На Тегеранской конференции 1943 года поднимались не только вопросы территориального передела послевоенного мира, но также вопросы союзнического контроля над Германией, чтобы более не допустить ее агрессии. Именно в Тегеране Рузвельт изложил схему создания будущей международной организации по вопросам безопасности.

Во время Ялтинской конференции, когда уже были понятны итоги Второй Мировой, союзники серьезно обеспокоились усилением Москвы. Для них сильный Советский Союз был настоящей угрозой, так что интересы СССР они уже не ставили в один ряд с собственными интересами. Зато наконец-то был решен вопрос о создании организации по вопросам безопасности. 25 августа 1945 года, на конференции в Сан-Франциско была учреждена ООН.

Урок десятый: итоги Второй Мировой войны нужно защищать

В Америке считают, что Великая Отечественная война была всего лишь незначительной частью Второй Мировой. А Вторую Мировую, конечно же, выиграли американцы, высадившись на берегах Нормандии.

Фальсификация истории идет по всем фронтам, а как мы вынесли из шестого урока, массовая пропаганда творит чудеса.

статистика второй мировой

Говорить о том, что Красная Армия просто завалила врага трупами — значит унижать подвиг солдат. Да, страна понесла колоссальные потери, но соотношение с военными потерями Германии составляет 1,3/1. Среди 26 миллионов погибших граждан СССР только 9 миллионов были военными. Остальные умерли на оккупированных территориях, осажденных и уничтоженных городах и деревнях, вдали от фронта — от голода и болезней.

Нельзя забывать о трагических уроках Второй Мировой. Насилие и террор и сегодня остаются основой политики некоторых стран. Третьей мировой все еще не случилось, но фитиль тлеет, и по всей Земле идут десятки локальных войн. Мы должны сделать все возможное, чтобы он навсегда потух, а в мире воцарились мир и порядок.

XX век является уникальным периодом мировой истории. Человечество на столь коротком временном промежутке получило две кровопролитные и разрушительные мировые войны. Эти войны оказали огромное влияние на весь ход мирового развития и менталитет старшего и молодого поколения. Существенно изменилась и демографическая ситуация. Кардинальным образом изменилось соотношение войны и социальных процессов.

В результате Первой мировой войны произошли революция в России и революционный взрыв в Европе. К власти в Германии пришли нацисты, которые развязали новую войну, связанную с миллионами человеческих жертв.

В результате Второй мировой войны произошел социальный раскол Европы, что обусловило крайнюю напряженность на континенте. Ускорилась социальная трансформация в Азии и Африке. Произошла политическая и социальная поляризация в мире, конфронтация либеральной и коммунистической моделей.

Из итогов и последствий Второй мировой войны вытекают следующие уроки:

· нельзя допустить Третьей мировой войны, так как в ней не будет победителей, останутся лишь руины цивилизации;

· нельзя допустить углубления кризиса доверия между государствами, так как отсутствие системы коллективной безопасности порождает ситуацию постепенного втягивания человечества в войну или локальные конфликты;

· нельзя обеспечивать свою безопасность за счет других стран, необходимо постоянно сохранять взаимосвязь политики и морали;

· нельзя насаждать тоталитарные режимы с их идеологией и практикой, милитаризмом, имперскими амбициями, формированием агрессивных военных блоков, так как это может привести к большому международному конфликту.

Главный урок Второй мировой войны состоит в том, что без мобилизации людских и материальных ресурсов никакая модернизация и инновация невозможны.

Таким образом, человечество не может, не должно и не имеет права допустить вновь коллективного самоубийства. Любые глобальные проблемы человечества, прежде всего, сохранение мира, можно и должно решать только совместными усилиями, даже при наличии серьезных противоречий, которые до сих пор существуют в современном мире.

И всё же даже в 1947 и 1948 гг. ещё не было признаков наращивания вооружённых сил. Лишь осенью 1947 г. Москва учредила Комитет по информации, возглавляемый Молотовым, для координации и оценке данных иностранной разведки. Это было ответом на создание в этом году ЦРУ.

После окончания Второй Мировой войны страны Западной Европы и США объединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами, в которых по окончании военных действий сформировались просоветские правительства. Таким образом мир был разделен на два лагеря: капиталистический и социалистический. И в том, и в другом были созданы так называемые системы коллективной безопасности – военные блоки. В январе 1949 г. большинство стран Восточной Европы объединилось в экономический союз – Совет Экономической Взаимопомощи. Это ещё больше раскололо Европу.

В апреле 1949 г. Соединённые Штаты создали вместе с Канадой и большинством стран Западной Европы Североатлантический союз (НАТО). Это был крупнейший и наиболее важный военный блок. Его создание происходило в два этапа. На первом этапе США поддержали формирование западноевропейской военной группировки – подписание в 1948 г. Брюссельского пакта Англией, Францией, Бельгией, Нидерландами Люксембургом. Второй этап был успешно пройден весной 1948 г., когда был подготовлен проект резолюции, который открыл бы дорогу американскому участию в региональном военном блоке. 11 июня 1948 г. резолюция бала принята конгрессом США и открыла дорогу созданию Организации Североатлантического договора. Впервые после 1778 г. – после союза с Францией Соединённые Штаты были вынуждены отказаться от ряда традиционных принципов своей внешней политики, которых они придерживались, на протяжении многих десятилетий. Один из таких принципов – не вступать в международные альянсы, имеющие определённые или слишком обременительные обязательства для США. Конечно, Соединённые Штаты время от времени вступали в отношения сотрудничества, оформленные в виде соответствующих соглашений и договоров, но при этом, как правило, американцы сохраняли свободу рук и могли в случае необходимости отказаться от взятых обязательств. А вот после Второй мировой войны США буквально увязли в системе многосторонних договоров и соглашений (НАТО, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС).

После создания НАТО и Варшавского договора в мире возникла биполярная (двухполюсная) система. Америка уже начинала полномасштабную программу вооружения. Начинал её и Советский союз. Постепенно это вылилось в гонку вооружений между двумя сверхдержавами.

Начало ее было связано с атомным оружием. В 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки, хотя уже никакой военной надобности в этом не было. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. СССР прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. Над этой задачей работали советские ученые и разведчики. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Создание атомного оружия в СССР было вопросом времени, но этого времени не было, поэтому данные разведки имели большое значение. В 1949 г. СССР испытал собственную атомную бомбу. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира. В 1952 г. США испытали термоядерное устройство, в котором атомная бомба играла роль запала, а мощность взрыва многократно превосходила атомный. В 1953 г. СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени обстановка во всём мире стала зависеть лишь от здравомыслия руководителей этих двух стран.

Но гонка вооружений не могла бы существовать без мощных объединений государственных, промышленных и военных структур – были созданы военно-промышленные комплексы. На их нужды уходили гигантские материальные средства, самые лучшие научные силы. Военно-промышленные комплексы создавали самую современную технику, которая шла, прежде всего, на нужды гонки вооружений. Начиная с 50-60-х годов процесс наращивания атомных и термоядерных вооружений (и средств их доставки) стал неуправляемым. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок.

Первым серьезным конфликтом между сверхдержавами стали страны Дальнего Востока. СССР и США было что делить. В Тихоокеанском регионе находились огромные людские и сырьевые ресурсы. Стабильность капиталистической системы во многом зависела от контроля над этим регионом.

Два явления отличают 1960-е г. от предшествующего периода: в эти годы и в СССР и в США произошёл огромный прирост стратегического потенциала, причём динамика была не в пользу Америки. Ещё в 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника земли. Отныне советская ракета могла доставить груз, в том числе и ядерный, в любую точку планеты. В 1958 г. американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет. А в 1961 г. СССР первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге – их высадка на Луну.

В 1960 г. отношения между СССР и США снова ухудшились. Американцы отправили в полет над территорией СССР разведывательный самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для истребителей, но был сбит ракетой. Разразился скандал.

Переговоры с СССР начались 17 ноября 1969 г. в Хельсинки. После двух с половиной лет переговоров удалось найти почву для обоюдовыгодного компромисса. Обе стороны, согласно бессрочному Договору об ограничении систем противоракетной обороны (подписан в Москве 26 мая 1972 г.), отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период США отказались развёртывать крупную, имеющую стратегическое значение систему.

Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека.

Для СССР Афганистан стал такой же головной болью, как для Америки в своё время Вьетнам. В Советском Союзе эта война тоже стала вызывать народные выступления за прекращение вооружённых действий. Это и то обстоятельство, что советская экономика не смогла выдержать ноши этой затянувшийся войны, и стало причиной вывода войск и подписания мирных договоров.

18 июня 1979 г. в Вене был подписан Договор ОСВ-2. Он определял количество носителей стратегического оружия для обоих сторон. СССР, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего, он дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или свёртывания. Но и для США договор ставил существенные барьеры. Так, США вынуждены были ограничить себя в численности баллистических ракет с разделяемыми головными частями (не более 1200 единиц), в численности крылатых ракет (не более 3000 авиационных крылатых ракет). Общее число носителей ядерного оружия фиксировалось цифрой 2250. Согласно протоколу к Договору ОСВ-2, запрещалось развёртывание крылатых ракет наземного и морского базирования дальностью свыше 600 км. Обе стороны – СССР и США – заявили о том, что будут соблюдать его положения до тех пор, пока на нарушение его положение не пойдёт противостоящая сторона.

Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 было положительным явлением. Оно означало, что в высшем эшелоне власти США созрело убеждение: для их позиций в мире лучше взаимная американо-советская сдержанность, чем авантюрные попытки достичь стратегического превосходства. Договор ОСВ-2, каким он был подписан в Вене, становился отправной точкой изменения самоубийственных силовых основ во внешнеполитическом планировании обеих держав.

Однако договоры ОСВ имели существенный недостаток. Ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, они почти не касались размещения ядерного оружия. Между тем противники могли сосредоточить большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений. Эту проблему предстояло решить в будущем.

Первый и главный итог Второй мировой войны заключается во всемирно-исторической победе над фашизмом. Победа спасла мировую цивилизацию, разрушила притязания Германии на мировое господство. Государства, где у власти стояли фашистские партии - Германия, Италия, Япония и их союзники - были разгромлены, их вооруженные силы, экономика, политика, идеология потерпели полный крах. Фашистские режимы были ликвидированы, партии запрещены, фашистские главари подверглись заслуженной каре. Страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свою независимость и демократические свободы.

Во-вторых. Вторая мировая война была самой жестокой и кровопролитной в истории человечества. Цена одержанной над фашизмом победы велика: 27 млн советских людей, погибших на фронтах, десятки миллионов людей были ранены, стали инвалидами. Война опустошила целые страны, превратила в руины многие города и села. Нельзя забыть и о таком бесчеловечном явлении, как концентрационные лагеря и лагеря уничтожения, в которых за годы войны находилось 18 млн человек, 11 млн из них уничтожены гитлеровцами.

В-третьих, война показала способность демократических сил сплотиться перед общей смертельной опасностью. В ходе войны была создана антигитлеровская коалиция, в которую в начале 1942 г. входило 25 государств, а в конце войны - 56. Победа в войне - это общая заслуга и общий капитал всех государств и народов.

В-четвертых. Вторая мировая война стала одним из переломных этапов истории современного мира. Изменилась политическая карта мира, образовалась новая мировая структура. Победа наметила основные тенденции послевоенного развития - появилась новая международная организация – ООН, основная цель которой - поддержание международного мира и безопасности.

Из итогов и последствий вытекают уроки, которыми необходимо руководствоваться, чтобы трагедия не повторилась в будущем.

Во Второй мировой войне приняли участие 61 страна с населением 1,7 млрд. человек. В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. человек больше, чем во время Первой мировой войны. Во второй мировой войне погибло около 50 млн. человек.

Материальный ущерб, нанесенный гитлеровской Германией и ее союзниками народному хозяйству Советского Союза, выражался, прежде всего, в истреблении части советского населения в оккупированных районах. Население городов и сел освобожденных западных районов СССР за время оккупации значительно сократилось. Всего на оккупированной врагом территории оставалось не менее 73 млн. человек гражданского населения (или 37% всего населения СССР). Общее число жертв гражданского населения в период оккупации составило 13 млн. 684 тыс. 692 человека.

Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР гитлеровской Германией и ее сателлитами, выражается также в уничтожении и разграблении основных и оборотных фондов СССР в оккупированных районах. На оккупированной территории СССР были полностью или частично разрушены и разграблены 31 тыс. 850 заводов, фабрик, 1 тыс. 876 совхозов, 2890 МТС, 98 тыс. колхозов, 4 тыс. 100 железнодорожных станций, 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 тыс. больниц, 33 тыс. поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 тыс. начальных и средних школ, 1 тыс. 520 специальных учебных заведений — техникумов, 334 высших учебных заведения, 605 научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, 427 музеев, 43 тыс. библиотек общественного пользования и 167 театров. Не меньший материальный ущерб был нанесен сельскому хозяйству СССР. На территории СССР, подвергавшейся оккупации, уничтожено или похищено оккупантами 7 млн. лошадей из общего количества 11,6 млн. лошадей, бывших в этих районах до оккупации; истреблено 17 млн. голов крупного рогатого скота из общего количества 31 млн. голов. Была подорвана материальная база механизации земледелия: уничтожено или похищено оккупантами 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов, 46 тыс. зерновых тракторных сеялок, 35 тыс. молотилок. Немецкими оккупантами в оккупированных районах СССР разрушены транспорт и связь, уничтожен и похищен подвижной состав. Варварскому уничтожению подвергся жилой фонд населения СССР. Из 2 млн. 567 тыс. жилых домов в городах СССР, подвергавшихся оккупации, уничтожено и разрушено 1 млн. 209 тыс. По отношению к национальному имуществу СССР, находившемуся до войны на территории, подвергавшейся оккупации, потери имущества составляли около двух третей.




Литература:

1.ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней тт. 1,2,3,4. – А., 1996-2010.

2.Козыбаев М.К. Казахстан – арсенал фронта. – Алма-Ата, 1983.

4.СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Военное издательство министерства обороны СССР, – М., 1970 г.

5.Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне. – Алма-Ата, 1958.

6. Казахстан в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: Сб. докум. и материалов. – Алма-Ата, 1975.

Первый и главный итог Второй мировой войны заключается во всемирно-исторической победе над фашизмом. Победа спасла мировую цивилизацию, разрушила притязания Германии на мировое господство. Государства, где у власти стояли фашистские партии - Германия, Италия, Япония и их союзники - были разгромлены, их вооруженные силы, экономика, политика, идеология потерпели полный крах. Фашистские режимы были ликвидированы, партии запрещены, фашистские главари подверглись заслуженной каре. Страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свою независимость и демократические свободы.

Во-вторых. Вторая мировая война была самой жестокой и кровопролитной в истории человечества. Цена одержанной над фашизмом победы велика: 27 млн советских людей, погибших на фронтах, десятки миллионов людей были ранены, стали инвалидами. Война опустошила целые страны, превратила в руины многие города и села. Нельзя забыть и о таком бесчеловечном явлении, как концентрационные лагеря и лагеря уничтожения, в которых за годы войны находилось 18 млн человек, 11 млн из них уничтожены гитлеровцами.

В-третьих, война показала способность демократических сил сплотиться перед общей смертельной опасностью. В ходе войны была создана антигитлеровская коалиция, в которую в начале 1942 г. входило 25 государств, а в конце войны - 56. Победа в войне - это общая заслуга и общий капитал всех государств и народов.

В-четвертых. Вторая мировая война стала одним из переломных этапов истории современного мира. Изменилась политическая карта мира, образовалась новая мировая структура. Победа наметила основные тенденции послевоенного развития - появилась новая международная организация – ООН, основная цель которой - поддержание международного мира и безопасности.

Из итогов и последствий вытекают уроки, которыми необходимо руководствоваться, чтобы трагедия не повторилась в будущем.

Во Второй мировой войне приняли участие 61 страна с населением 1,7 млрд. человек. В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. человек больше, чем во время Первой мировой войны. Во второй мировой войне погибло около 50 млн. человек.

Материальный ущерб, нанесенный гитлеровской Германией и ее союзниками народному хозяйству Советского Союза, выражался, прежде всего, в истреблении части советского населения в оккупированных районах. Население городов и сел освобожденных западных районов СССР за время оккупации значительно сократилось. Всего на оккупированной врагом территории оставалось не менее 73 млн. человек гражданского населения (или 37% всего населения СССР). Общее число жертв гражданского населения в период оккупации составило 13 млн. 684 тыс. 692 человека.

Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР гитлеровской Германией и ее сателлитами, выражается также в уничтожении и разграблении основных и оборотных фондов СССР в оккупированных районах. На оккупированной территории СССР были полностью или частично разрушены и разграблены 31 тыс. 850 заводов, фабрик, 1 тыс. 876 совхозов, 2890 МТС, 98 тыс. колхозов, 4 тыс. 100 железнодорожных станций, 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 тыс. больниц, 33 тыс. поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 тыс. начальных и средних школ, 1 тыс. 520 специальных учебных заведений — техникумов, 334 высших учебных заведения, 605 научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, 427 музеев, 43 тыс. библиотек общественного пользования и 167 театров. Не меньший материальный ущерб был нанесен сельскому хозяйству СССР. На территории СССР, подвергавшейся оккупации, уничтожено или похищено оккупантами 7 млн. лошадей из общего количества 11,6 млн. лошадей, бывших в этих районах до оккупации; истреблено 17 млн. голов крупного рогатого скота из общего количества 31 млн. голов. Была подорвана материальная база механизации земледелия: уничтожено или похищено оккупантами 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов, 46 тыс. зерновых тракторных сеялок, 35 тыс. молотилок. Немецкими оккупантами в оккупированных районах СССР разрушены транспорт и связь, уничтожен и похищен подвижной состав. Варварскому уничтожению подвергся жилой фонд населения СССР. Из 2 млн. 567 тыс. жилых домов в городах СССР, подвергавшихся оккупации, уничтожено и разрушено 1 млн. 209 тыс. По отношению к национальному имуществу СССР, находившемуся до войны на территории, подвергавшейся оккупации, потери имущества составляли около двух третей.

Литература:

1.ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней тт. 1,2,3,4. – А., 1996-2010.

2.Козыбаев М.К. Казахстан – арсенал фронта. – Алма-Ата, 1983.

4.СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Военное издательство министерства обороны СССР, – М., 1970 г.

5.Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне. – Алма-Ата, 1958.

6. Казахстан в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: Сб. докум. и материалов. – Алма-Ата, 1975.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Уроки и итоги Второй мировой. Урок обобщения по всеобщей истории и истории России"

Уроки и итоги Второй мировой. Урок обобщения по всеобщей истории и истории России

Ключевые вопросы:

1) Дайте краткую характеристику основным периодам Второй мировой войны.

2) Каковы военные и политические итоги Второй мировой войны?

3) Какие уроки должно извлечь человечество из Второй мировой войны?

В истории Второй мировой войны принято выделять несколько периодов.

Первый период: сентябрь 1939 – июнь 1941 года. Захват государствами фашистского блока контроля над большей частью Европы, начало военных действий в Северной Африке, расширение японской агрессии в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Третий период: ноябрь 1942 – конец 1943 года. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, переход стратегической инициативы в руки союзников по антигитлеровской коалиции. Фашистские государства потерпели полное поражение в Северной Африке, англо-американские войска высадились в Италии, что привело к её выходу из войны.

Четвёртый период: 1944 – май 1945 года. Полное освобождение территории СССР. Открытие второго фронта в Европе. Разгром фашистской Германии, завершение Великой Отечественной войны.


Пятый период: лето – 2 сентября 1945 года. Разгром Японии, завершение Второй мировой войны.

Разумеется, любая периодизация условна. Например, некоторые исследователи выделяют лишь три этапа. Первый – до июня 1942 года: расширение масштабов войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй – по январь 1944 года: коренной перелом в войне. Третий – по 2 сентября 1945 года: заключительный этап, разгром Германии и Японии.

Какая бы периодизация не использовалась, итоги Второй мировой войны остаются неизменными: фашистский блок государств потерпел в ней полное и сокрушительное поражение. Это поражение выражалось не только в разгроме вооружённых сил агрессоров. Полный крах потерпела их идеология. Фашистские режимы были ликвидированы, партии и организации запрещены. Впервые в истории состоялся суд над организаторами преступлений против мира и человечности.



Особую остроту приобрел вопрос о соблюдение прав человека и прав народов, в том числе на суверенное развитие. Начался распад колониальной системы. Уже в ходе войны многие колонии (Корея, Индонезия, Филиппины, Бирма, Вьетнам, Камбоджа, Сирия, Ливан) провозгласили свою независимость. Метрополии так и не смогли удержать в них своё господство.

Общие материальные потери во время Второй мировой войны оцениваются (в переводе на современные цены) в 2 триллиона долларов, а если учитывать те средства, которые были затрачены на ведение военных действий, цифру необходимо увеличить, как минимум, в два раза. Наибольший урон понёс Советский Союз. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий. Сумма ущерба составила 610 миллиардов долларов. Многие культурные ценности, разрушенные или утраченные во время войны, в принципе невозможно оценить в денежном выражении.

Какие уроки человечество могло и должно было извлечь после окончания этого разрушительного конфликта?

Самый первый и главный урок – недопустимость третьей мировой войны. Учитывая постоянно возрастающую мощь военной техники, наличие оружия массового поражения, в первую очередь атомного, в новой войне победителей не будет. Человеческая цивилизация может просто исчезнуть с лица планеты, не исключено, что и вместе с самой планетой.

Во-вторых, пока военное столкновение не началось, есть возможности его предотвратить. Существовала такая возможность и накануне Второй мировой. При условии создания работающей системы коллективной безопасности в Европе фашистской Германии пришлось бы с самого начала вести военные действия одновременно на два фронта: на Западе и на Востоке. В такой ситуации её руководство вряд ли бы решилось начать войну. Но и в случае начала, конфликт не принял бы такие масштабные размеры и не привёл бы к таким разрушительным последствиям. Конечно, договориться о совместных действиях странам с разным, можно даже сказать противоположным, политическим строем было достаточно сложно. Но не невозможно, что доказывает создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Но в конце 30-х годов ХХ века руководители западных государств и СССР стремились обеспечить безопасность своей страны за счёт соседей, пытались использовать агрессоров для решения собственных геополитических задач.

Назовём ещё четвёртый урок. Наибольшая опасность начала большой войны исходит от государств с тоталитарным политическим режимом. В таких странах общество полностью контролируется властями, население практически не может оказывать воздействие на политику государства, протестующие и сомневающиеся подавляются, в том числе, уничтожаются физически.

Можно назвать и другие уроки Второй мировой войны. Попробуйте сделать это самостоятельно. Как вы считаете, извлекло ли человечество для себя эти уроки?

Читайте также: