Почему жизненная емкость легких является важным показателем здоровья кратко 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам

2. Фронтальный опрос

Примеры вопросов и заданий обязательного уровня.

  1. Какую роль в организме человека изучает кислород?
  2. В чем заключается основная функция дыхательной системы?
  3. Какими органами она образована?
  4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?
  5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

Примеры вопросов и заданий повышенного уровня.

III. Изучение новой темы

Учитель сообщает тему урока и акцентирует внимание учащихся на доску, где записан план занятия.

  1. Механизм легочной вентиляции:
    1. вдох;
    2. выдох.

    После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока.

    ►Обычно дыхание ассоциируется с вдохом и выдохом, т.е. дыхательными движениями, необходимыми для вентиляции легких у человека. Издавна интересовала ученых и врачей и причина вдоха и выдоха. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление: а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а, сжимаясь, выталкивают его (выдох).

    – С какой гипотезой вы согласны? Ответ свой объясните.

    Действительно, воздух поступает в легкие, потому что они способны менять свой объем благодаря высокой эластичности альвеол.

    Но легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Благодаря чему легкие обладают такой способностью?

    Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой.

    Полость же грудной клетки расширяется благодаря сокращению дыхательных мышц, к которым в первую очередь относятся диафрагма и межреберные мышцы. Диафрагма при вдохе опускается на 3-4 см. Опускание ее на 1 см увеличивает объем грудной клетки на 250-300 мл. Таким образом, только за счет сокращения диафрагмы объем грудной клетки увеличивается на 1000-1200 мл. На прошлом занятии мы с вами говорили о плевральной щели, которая образуется между двумя листками плевры и герметически закрыта. Давление в ней ниже атмосферного, за счет отрицательного давления в плевральной полости легкие следуют за расширившейся грудной клеткой, растягиваются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного, и в результате разности давления атмосферный воздух устремляете через дыхательные пути в легкие. Происходит вдох. Кроме того, активное участие в дыхании принимают и межреберные мышцы, которые при их сокращении приподнимают ребра за счет чего, также увеличивается объем грудной полости.

    За вдохом наступает выдох. При обычном выдохе диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка спадается и ее объем уменьшается. При этом объем легких уменьшается, и воздух выходит наружу.

    Поступление воздуха в легкие и его изгнание из легких можно пронаблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, физиолога Дондерса.

    Учитель демонстрирует механизмы вдоха и выдоха на модели.

    В сильном выдохе участвует брюшной пресс, который, напрягаясь, давит на внутрибрюшные органы. Они, в свою очередь, давят на диафрагму, которая еще более выпячивается в полость грудной клетки.

    Будут ли работать легкие, если нарушится герметичность грудной клетки? Ответ отрицательный.

    Учитель подтверждает ответ на модели. (Если вставить спичку между наружной стенкой воронки и шариком, изображающим диафрагму, в месте их соприкосновения так, чтобы воздух внутри воронки соединялся с наружным, то модель работать не будет.)

    Поступление воздуха в плевральную щель (или в полость плевры) при нарушении целостности ее стенок называется пневмотораксом. Частичный пневмоторакс с успехом применяется при лечении туберкулеза легких. Врач специальной иглой прокалывает грудную клетку и впускает в плевральную щель определенное количество газа. Давление в ней искусственно повышается, и движение легких значительно ограничивается, а это создает покой больному органу. Клетки плевры обладают способностью поглощать воздух, поэтому чрез некоторое время они полностью удаляют газ из плевральной щели и в ней опять устанавливается пониженное давление.

    Давайте подведем итоги этой части урока.

    1. Механизм вдоха

    • сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы)
    • увеличение объема грудной полости
    • уменьшение давления в грудной полости и в полости легких
    • засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

    2. Механизм выдоха

    • опускание ребер и расслабление диафрагмы
    • уменьшение объема грудной полости и полости легких
    • увеличение давления в легких
    • выталкивание части воздуха наружу

    3. Поступление воздуха во время вдоха в легкие и выталкивание воздуха из легких из воздуха являются физическими процессами. Доказать это положение мы можем тем, что нам удалось смоделировать этот процесс на неживом объекте. Следовательно, законы физики едины для органического и неорганического мира.

    У человека легкие занимают около 6% объема тела независимо от его веса. Но объем легкого меняется при вдохе не всюду одинаково.

    Учитель вешает на доску схему легочных объемов.

    Измеряя дыхание, мы можем судить об интенсивности обмена веществ в организме.

    Объем воздуха, вдыхаемый при обычном (неизменном) вдохе и вдыхаемый при обычном (неусиленном) выдохе, называется дыхательным объемом.

    Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ).

    Равна ли ЖЕЛ всему объему легких? Нет.

    Это связано с тем, что легкие никогда не спадают, в них содержится так называемый остаточный объем.

    Воздух, который вдыхается максимальным усилием после нормального вдоха, называется резервным объемом выдоха. Функциональная остаточная емкость состоит из резервного объема выдоха и остаточного объема. Это тот находящийся в легких воздух, в котором разбавляется нормальный дыхательный воздух. Вследствие этого состав газа в легких после одного дыхательного движения обычно резко не меняется.

    Интенсивность вентиляции зависит от физической нагрузки, т. к. работающая ткань быстрее поглощает кислород.

    Во время сна человек за 1 час поглощает от 15 до 20 л О2; когда он бодрствует, но лежит, потребление О2 увеличивается на 1/3, при ходьбе – вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой в шесть и более раз.

    Активность газообмена влияет на жизненную емкость легких.

    Проанализируйте средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Почему отличаются средние показатели ЖЕЛ у спортсменов?

    1. как влияет мышечная активность на легочную вентиляцию?
    2. Как спорт и физическая нагрузка способствуют развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях?

    Человек дышит ритмично. С первого и до последнего дня жизни ритм дыхания у него не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорожденный ребенок 60 раз в мин совершает дыхательное движение, пятилетний – 25, с 15-16 лет частота дыхания устанавливается 16-18 раз в мин. и сохраняется такой до старости, а в старости вновь учащается.

    Спортсмен Показатели ЖЕЛ, мл
    Штангист 4000
    Футболист 4200
    Гимнаст 4300
    Пловец 4900
    Гребец 5500

    Регуляция дыхания

    – Чем же определяется ритм дыхания? От чего он зависит?

    2. Работа с текстом учебника.

    Учитель просит рассказать о том, как происходит вдох по предложенной схеме.

    Учащиеся объясняют рефлекторный механизм выдоха с опорой на схему.

    – Какое влияние оказывает на работу дыхательного центра углекислый газ?

    IV. Общие выводы урока

    1. Воздух поступает в легкие благодаря дыхательным движениям, в которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
    2. Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 с в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.
    3. На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий.
    4. Большое значение для поддержания постоянной концентрации углекислого газа и кислорода в крови имеет гуморальная регуляция дыхания.

    Закрепление изученного материала

    Решите задачи.

    1. Сколько воздуха проходит чрез легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1 ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания – 18 раз в минуту?
    2. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном дыхании.
    3. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько – все учащиеся класса в 1 ч.

    Работа с криптограммой (использование игрового момента)

    Домашнее задание:

    Изучить текст учебника, с. 143-144, выполнить задание к тексту, с. 146-147, работа со словариком, выполнить задание №111 в рабочей тетради.

    Жизненная ёмкость лёгких – это максимальный объём воздуха, который может быть набран лёгкими после максимального и полного выдоха. Измеряется с помощью спирометра и состоит из суммы трех объемов: дыхательный (около 500 см 3 ), резервный объём вдоха (около 1500 см 3 ) и резервный объём выдоха (около 1500 см 3 ).

    Чем выше показатель, тем лучше вентилируются лёгкие, а значит, организм получает больше кислорода.

    № 2. Какие болезни лёгких удаётся выявить с помощью флюорографии?

    С помощью флюорографии можно выявить на ранних стадиях туберкулез и рак лёгких.

    № 3. Как проявляется туберкулёз лёгких? Как распространяется палочка Коха — возбудитель туберкулёза?

    Палочка Коха может попасть в организм человека воздушно-капельным путем, вместе с пищей, которая не прошла тепловую обработку. В первую очередь, она негативно сказывается на работе иммунной системы, так как сразу начинают образовываться небольшие очаги поражения в лёгких и лимфатических узлах.

    Оседая в лёгких и других органах, палочка Коха начинает размножаться, что ведёт к активному развитию заболевания.

    На ранней стадии туберкулез лёгких практически никак не проявляется. С развитием заболевания отмечается ухудшение состояния больного, появление утомляемости, слабости, резкая потеря веса без видимых причин, стабильная температура 37 – 38℃ в течение нескольких недель, бледность кожных покровов. Со временем появляется сухой приступообразный кашель, который потом становится интенсивным.

    № 4. Какие факторы способствуют заболеванию раком лёгких? В чём выражается эта болезнь?

    Факторами риска заболевания раком лёгких являются:

    Курение (активное и пассивное);

    Наследственность (обычно рак лёгких не является наследственным, однако наследственная предрасположенность способна увеличить риски данной болезни);

    Окружающая среда (содержание в воздухе соединений радона, хрома, никеля; работа с вредными веществами, например, мышьяком).

    Рак лёгких выражается в поражении эпителиальной ткани бронхов, которая начинает перерождаться и разрастаться. Растущая опухоль негативно сказывается на жизнедеятельности организма, ведет к истощению всех тканей и органов.

    № 5. Каковы приёмы первой помощи при спасении утопающего?

    № 6. Какие последствия могут быть при завалах пострадавшего землёй? Какую первую помощь ему необходимо оказать?

    Одно из серьёзных последствий при завале может быть удушение пострадавшего, ведь земля попадает в нос и рот. После того, как человека извлекают из-под завала, ему необходимо очистить дыхательные пути от грязи, провести непрямой массаж сердца, сделать искусственное дыхание. Если имеются повреждения, то обработать раны, наложить шины при переломах и жгуты при открытых кровотечениях.

    № 7. Почему поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одну группу — электротравма?

    Потому что в обоих случаях происходит поражение электричеством (молния – это природное электричество). Последствия поражения молнией и техническим электротоком схожи: потеря сознания, нарушение дыхания, сбой в работе сердца.

    № 8. В чём различие между биологической и клинической смертью?

    Биологическая смерть (истинная) – это необратимое прекращение всех физиологических процессов в тканях и клетках организма. Связана со смертью мозга.

    Клиническая смерть – это обратимый этап, так называемый переходный период между жизнью организма и его биологический смертью. Организм еще можно вернуть к жизни с помощью реанимационных манипуляций.

    № 9. Как проводят искусственное дыхание методами изо рта в рот и изо рта в нос?

    Если грудная клетка и в первом, и во втором случае расширяется, значит, все делается правильно. Оба метода искусственного дыхания сопровождаются непрямым массажем сердца.

    № 10. Как проводят непрямой массаж сердца?

    Чтобы восстановить кровообращение, нужно выполнять сдавливающие движения на грудине. Сердце во время таких манипуляций сдавливается между грудиной и позвоночником, а кровь начинает выталкиваться из сердца в сосуды. При непрямом массаже сердца пострадавшего укладывают на спину и только на твёрдую поверхность. Спасающий человек находится сбоку от пострадавшего стоя или на коленях. Одну ладонь он кладет на нижнюю половину грудины так, чтобы пальцы располагались перпендикулярно ей. Вторую руку кладет поверх первой. Приподнятые пальцы обеих рук не касаются тела, а прямые руки находятся перпендикулярно грудной клетке пострадавшего. Далее массаж выполняют быстрыми толчками при помощи тяжести всего тела, не сгибая руки в локтях. Грудина пострадавшего при таких движениях должна пригибаться примерно на одну треть внутрь. Частота надавливаний составляет около 100 – 120 толчков в минуту.

    Стр. 191

    № 1. На рисунке 89 показано, что происходит при западении языка, которое появляется в ряде случаев, например при обмороках. Объясните, что надо сделать, чтобы восстановить дыхание.

    Такое западение языка может препятствовать свободному поступлению воздуха в гортань. Чтобы восстановить доступ воздуха, необходимо запрокинуть голову пострадавшего назад, насколько это возможно, положить одну руку ладонью ему на лоб, а вторую подложить под шею. Если дыхание не восстанавливается, нужно выдвинуть верхнюю челюсть вперед и открыть рот. Это позволит открыть максимально гортань и тем самым обеспечить свободный пропуск воздуха в трахею пострадавшего.

    № 2. Расскажите по рисунку 90, как сочетают проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

    Сочетание искусственного дыхания и непрямого массажа сердца позволяет произвести реанимационные мероприятия максимально эффективно. Во время непрямого массажа сердца выполняются динамичные толчки – воздействия на грудину, которая сдавливается и способствует выталкиванию крови из сердца в аорту и лёгочную артерию. На один искусственный вдох делают 4 – 5 сдавливаний грудной клетки.

    Дыхание - процесс обмена газами (кислородом и углекислотой) между организмом и окружающей средой. Дыхание представляет собой сложный нервно-мышечный акт, состоящий из вдоха и выдоха, т. е. введения воздуха в легкие и выведения его из них. Координирование функций, лежащих в основе легочного газообмена, осуществляется центральной нервной системой. Рефлекторное раздражение дыхательного центра происходит при повышении содержания в крови углекислоты.

    Какие стадии выделяют в процессе дыхания?

    а) внешнее дыхание - процессы, происходящие в органах дыхания, благодаря которым кислород из внешней среды поступает в кровь, а углекислота - во внешнюю среду;

    б) перенос газа кровью - насыщение органов кислородом и выделение углекислоты;

    в) тканевое или внутриклеточное дыхание - окисление органических соединений в клетках тела, сопровождающееся потреблением кислорода, образованием углекислоты и освобождением энергии, которая используется для процессов жизнедеятельности.

    Какое значение для процесса дыхания имеет величина жизненной емкости легких?

    Большое значение для процессов газообмена имеют вместимость легких и величина поверхности, через которую может происходить обмен газами между легкими и кровью. Чем больше емкость легких, тем больше обеспечиваются ткани кислородом.

    Как определяется жизненная емкость легких?

    Жизненная емкость легких определяется объемом максимального выдоха, сделанного после максимального вдоха. Величина жизненной емкости зависит от возраста, пола и степени развития дыхательного аппарата (размеры грудной клетки, сила дыхательных мышц и т. д.) индивидуума. Средняя величина жизненной емкости легких у мужчин 3,5 л, у женщин - 3 л, у спортсменов - 4,7 л. Определяется жизненная емкость легких спирометром или с помощью газовых часов.

    Как измеряются показатели вентиляции легких?

    Большое значение имеет вентиляция легких - смена воздуха в полости легких, производимая посредством периодических вдохов и выдохов. Она измеряется количеством воздуха, которое человек выдыхает за 1 минуту, или минутным объемом дыхания. Взрослые люди в условиях покоя производят в среднем от 16 до 20 дыхательных движений в 1 минуту. Объем каждого вдоха обычно составляет около 500 мл, отсюда минутный объем дыхания равен 500X16=8000 мл. У новорожденного частота дыхания 60-70 в 1 минуту, к 5 годам она снижается до 26, а к 15-20 годам - до 20 в минуту. При работе, движении, при лихорадке (в условиях повышенного обмена) число дыхательных движений в 1 мин увеличивается. Вентиляция легких, равная в покое в среднем 8 л, при тяжелом физическом труде возрастает в 20 раз.

    Как можно определить частоту дыхания у больного?

    Для определения частоты дыхания следует положить руку на грудную клетку или живот больного и, отвлекая его, считать число дыхательных движений в течение 1 минуты. При наличии у больного дыхательной недостаточности возникает одышка, при которой больной нуждается в медицинской помощи. Число дыхательных движений медсестра отмечает графически в температурном листе больного.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Жизненная емкость легких

    Дыхание - единый процесс, осуществляемый целостным организмом. Процесс дыхания состоит из трех неразрывных звеньев: а) внешнего дыхания или газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких; б) переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови; в) внутреннего (тканевого) дыхания, т. е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту.
    Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания. Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов – переносчиков кислорода, при заболеваниях легких наступает тахикардия.

    Исследование функционального состояния системы внешнего дыхания.

    Исследование системы внешнего дыхания представляет важный раздел изучения функционального состояния организма в целом. В условиях спортивной деятельности к аппарату внешнего дыхания предъявляют высокие требования, реализация которых обеспечивает эффективную работу всей кардиореспираторной системы.
    Исследование органов дыхания ведется по общепринятой клинической методике: расспрос, осмотр, перкуссия, аускультация и использование инструментальных методов исследования.

    При врачебном исследовании определяют тип, частоту, глубину и ритм дыхания.

    У взрослого человека в покое число дыхательных движений в минуту колеблется от 12 до 20. Частота дыхания меняется от ряда причин: в спокойном состоянии дыхание реже, а при движении, физических упражнениях - чаще. Дыхание учащается при повышении температуры окружающей среды, температуры тела, во время и после еды, при волнении. Оно меняется в зависимости от положения тела; реже - в положении лежа, чаще - в положении стоя. У женщин дыхание чаще на 2-4 в минуту, чем у мужчин. У детей дыхание значительно чаще, чем у взрослых.
    Количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха зависит от глубины и частоты дыхания. При всяком напряжении, особенно физическом, эта величина становится в несколько раз больше. Подсчет дыхательных движений производится прикладыванием кисти руки на границу грудной клетки в эпигастральной области. При этом необходимо отвлечь внимание обследуемого и определить частоту дыхания незаметно, иначе обследуемый невольно начинает дышать чаще или реже обычного и неравномерно.

    В покое у спортсменов количество дыхательных движений снижается и составляет 12-14, а иногда и 8 дыханий в минуту.

    На развитие грудной клетки оказывает влияние регулярность занятий физической культурой и спортом. Экскурсия грудной клетки и сила дыхательных мышц в определенной степени зависит от вида спорта. Подвижность грудной клетки оказывается наибольшей у лиц, тренирующихся в тех видах спорта, которые предъявляют значительные требования к аппарату дыхания. Наибольшая экскурсия грудной клетки отмечена у гребцов, бегунов на средние и длинные дистанции, у пловцов, а наименьшая - у гимнастов, штангистов.

    Исследование жизненной емкости легких(ЖЕЛ).

    Жизненная емкость легких - это объем воздуха, который испытуемый может выдохнуть при максимальном выдохе после максимального глубокого вдоха.

    ЖЕЛ является одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Величину ЖЕЛ обычно выражают в единицах объема. Она позволяет косвенно оценить величину площади дыхательной поверхности легких, на которой происходит газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров. Чем больше ЖЕЛ, тем больше дыхательная поверхность, большей может быть глубина дыхания и легче достигается увеличение объема вентиляции.

    Величина ЖЕЛ зависит от роста, веса, возраста, пола, а также положения тела. Наименьшая величина ЖЕЛ - в положении лежа, сидя и наибольшая - в положении стоя. В спортивной медицине этот показатель определяется в положении стоя.

    С возрастом ЖЕЛ увеличивается, ее прирост у мужчин происходит в среднем до 30 лет, у женщин - до 25 лет, затем наблюдается стабилизация этого показателя, а после 35 лет - его постепенное снижение.

    Величина ЖЕЛ зависит от размера грудной клетки, ее подвижности и силы дыхательной мускулатуры. Средние показатели принято считать у мужчин - 4000 мл, у женщин - 3200 мл. У спортсменов величина ЖЕЛ может колебаться в широких пределах - от 4500 до 8000 мл у мужчин и от 3500 до 5300 мл - у женщин.

    Показатели ЖЕЛ зависят от спортивной специализации. Наибольшие показатели величины ЖЕЛ наблюдаются у спортсменов, тренирующихся преимущественно на выносливость и обладающих высокой кардиореспираторной производительностью.

    Для измерения ЖЕЛ нужно сделать максимальный плавный вдох, а затем, зажав нос, плавно равномерно выдохнуть в спирометр. Продолжительность выдоха – 5-7 с. Измерение ЖЕЛ повторяют с интервалом 0,5-1 мин. При повторении двух максимальных величин измерение ЖЕЛ заканчивают. Полученная таким образом величина называется фактической.

    В связи с зависимостью ЖЕЛ от веса, роста и возраста фактическая величина может быть правильно оценена только при сравнении с должной величиной. Предложен ряд формул, с помощью которых можно оценить должную величину ЖЕЛ наиболее удобной является формула Антони: должная величина ЖЕЛ равна основному обмену в ккал, определенному по таблицам Гарриса-Бенедикта, умноженному на коэффициент 2,6 для мужчин и 2,3 для женщин:

    ДЖЕЛмуж = 00 x 2,6,

    ДЖЕЛжен = 00 x 2,3.

    Для детей в возрасте менее 16 лет ДЖЕЛ рассчитывается:

    для мальчиков ДЖЕЛ = 00 x 2,3,

    для девочек ДЖЕЛ = 00 x 2,1.

    Для выражения фактической ЖЕЛ в процентах должной величины пользуются формулой:

    Факт. ЖЕЛ, в % = Фактическая ЖЕЛ х 100.

    Для определения ДЖЕЛ в спортивной медицине можно использовать формулу Болдуина-Курнана-Ричардса. Эти формулы связывают должную величину ЖЕЛ с ростом испытуемого, его возрастом и полом:

    ДЖЕЛмуж = 27,63 - 0,122 х В/х L;

    ДЖЕЛжен = 27,78 - 0,101 х В/х L,

    где В - возраст в годах; L - длина тела в см.

    ДЖЕЛ в норме не должна быть ниже 90% от должной величины, у спортсменов она чаще всего превышает 100%.

    ЖЕЛ в % к ДЖЕЛ - 100 ± 10% -средняя

    ниже 90% - низкая;

    выше 110% - высокая.

    Функциональные пробы системы внешнего дыхания.

    Динамическая спирометрия – определение изменений ЖЕЛ под влиянием физической нагрузки. Определив исходную величину ЖЕЛ в покое, обследуемому предлагают выполнить дозированную физическую нагрузку - 2-минутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин при подъеме бедра под углом 70-80°, после чего снова определяют ЖЕЛ. В зависимости от функционального состояния системы внешнего дыхания и кровообращения и их адаптации к нагрузке ЖЕЛ может уменьшиться, остаться неизменной или увеличиться. О достоверных изменениях ЖЕЛ можно говорить только в том случае, если она превысит 200 мл.

    Проба Розенталя - пятикратное измерение ЖЕЛ, проводимое через 15-секундные интервалы времени. Результаты данной пробы позволяют оценить наличие и степень утомления дыхательной мускулатуры, что, в свою очередь, может свидетельствовать о наличии утомления других скелетных мышц.

    Результаты пробы Розенталя оценивают следующим образом:

    - увеличение ЖЕЛ от 1-го к 5-му измерению - отличная оценка;

    - величина ЖЕЛ не изменяется - хорошая оценка;

    - величина ЖЕЛ снижается на величину до 300 мл - удовлетворительная оценка;

    - величина ЖЕЛ снижается более чем на 300 мл - неудовлетворительная оценка.

    Проба Шафранского заключается в определении ЖЕЛ до и после стандартной физической нагрузки. В качестве последней используются подъемы на ступеньку в течение 6 мин в темпе 16 шаг/мин. В норме ЖЕЛ практически не изменяется. При снижении функциональных возможностей системы внешнего дыхания значения ЖЕЛ уменьшаются более чем на 300 мл.

    Проба Генчи - регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха. Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.

    В норме величина пробы Генчи у здоровых мужчин и женщин составляет 20-40 с и для спортсменов – 40-60 с.

    Проба Штанге - регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки.

    Средние величины пробы Штанге для женщин – 35-45 с для мужчин – 50-60 с, для спортсменок – 45-55 с и более, для спортсменов - 65-75 с и более.

    Проба Штанге с гипервентиляцией.

    После гипервентиляции производится задержка дыхания на глубоком вдохе. Время произвольной задержки дыхания в норме возрастает в 1,5-2,0 раза.

    Проба Штанге с физической нагрузкой.

    После выполнения пробы Штанге в покое выполняется нагрузка - 20 приседаний за 30 с. После окончания физической нагрузки тотчас же проводится повторная проба Штанге. Время повторной пробы сокращается в 1,5-2,0 раза.

    По величине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне обменных процессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии и состояния левого желудочка сердца.
    Лица, имеющие высокие показатели гипоксемических проб, лучше переносят физические нагрузки. В процессе тренировки, особенно в условиях среднегорья, эти показатели увеличиваются.
    У детей показатели гипоксемических проб ниже, чем у взрослых.

    Читайте также: