Как понять что нужно менять школу

Обновлено: 02.07.2024

Перевод ребенка в новую школу часто помогает решить многие проблемы: от конфликтов до низкой мотивации. Рассказываем, как правильно выбрать школу для ребенка и не ошибиться. Идеальной школы не существует. Задача родителей выбрать ту, которая подходит ребенку и обеспечит его развитие оптимальным образом.

Обычно вопрос о смене школы встает после окончания началки. Выбор пятого класса в средней школе важен, поскольку ребенок постепенно переходит от развивающего обучения к получению важных знаний и навыков, но при этом еще и нуждается в подходящем коллективе для общения и социальных связей. Следующий этап - это 7 и 8 класс. Сменить школу в этом возрасте обычно стремятся родители, которые понимают, что ребенок может получать намного более существенные академические нагрузки. В 10 классе смена школы разумна под определенный профиль или систему, например, поступление в Предуниверсарий вуза мечты. В каком бы возрасте ребенок ни менял школу, обращать внимание нужно на одни и те же критерии, но придавать им бОльший или меньший вес.

Когда нужно менять школу?

Основные причины, по которым родители стремятся сменить школу, это:

  • Переезд. Смена места жительства часто требует и смены школы. В этой ситуации при выборе необходимо опираться на критерии, о которых мы говорим ниже.
  • Выбор предпрофильной или профильной образовательной программы. Профильное обучение начинается в 10 классе, но с 8 (а иногда и с 7 класса) многие школы используют вариативную часть учебного плана, ресурс часов внеурочной деятельности и дополнительного образования, чтобы у детей была возможность углубленного изучения определенных предметов. Это один из фокусов у родителей, которые хотят перевести ребенка в другую школу.
  • Дополнительные возможности школы. Их масса: от сотрудничества с центром дополнительного образования или спортивной школой до формата “школа полного дня” или лучшего турклуба в городе.
  • Академический уровень школы. Здесь родители обычно ориентируются на достижения выпускников: баллы ЕГЭ, олимпиадные победы.
  • Поиск подходящего социального круга. Иногда родители надеются за счет круга мотивированных детей зажечь интерес в своем ребенке, иногда ищут единомышленников и т.п.
  • Конфликты и проблемы в текущей школе. Часто родители меняют школу, чтобы избежать какой-то проблемы, например, травли в классе.

Это основные мотивы, которые подсказывают родителям, что нужно переводить ребенка в другую школу для его благополучия. Довольно часто решение о смене школы превращается в действие, когда несколько мотивов сходятся.

На что обратить внимание при выборе школы?

Выбирая школу, очень важно обратить внимание на ваши приоритеты и отталкиваться от них. Ответьте себе на вопрос: зачем вашему ребенку школа? После этого обратите внимание на следующие особенности.

Выбор предпрофиля в 7 или 8 классе нужен не всем детям. Вашему ребенку подходит этот путь, если он:

  • активно самостоятельно изучает какие-то дисциплины и приобретает навыки, проявляет выраженную устойчивую мотивацию без напоминаний и пинков;
  • общается с удовольствием именно по данному интересу и предпочитает круг единомышленников, а не просто подростковый коллектив;

Выбирать школу с дополнительными возможностями, помимо учебной программы, нужно тогда, когда ребенок:

  • готов уделять время дополнительным занятиям и не переживает, что будет меньше гулять или заниматься хобби;
  • хорошо справляется с основной учебной программой самостоятельно

Выбирать школу с более высокими академическими требованиями: олимпиадной подготовкой и т.п. - стоит если:

  • ребенок легко справляется с учебными задачами основной программы;
  • самостоятельно при помощи онлайн-обучения получает дополнительные знания;
  • имеет опыт участия в интеллектуальных соревнованиях и получает от них удовольствие;
  • имеет устойчивую самооценку и умеет справляться с неудачами, готов к ситуации, что он перестанет быть “самым умным в классе”.

Менять школу ради поиска социальной среды необходимо, если ребенок не находит общий язык со школьным коллективом, является аутсайдером. Однако важно не перепутать неподходящий социальный круг и психологические и поведенческие особенности ребенка, которые стоит скорректировать, прежде чем менять коллектив.

Как выбрать школу для ребенка подросткового возраста?

При выборе школы для ребенка важны две составляющие: школа подходит ребенку и ребенок подходит школе. Крайне важно убедиться, что оба утверждения верны, чтобы ребенку смена школы пошла на пользу.

Как выбрать предпрофильный и профильный класс?

  • Оценить объем нагрузки в часах и убедиться, что повышенная нагрузка соответствует сфере интереса ребенка.
  • Выяснить уровень знаний, который требуется для поступления и сверить с уровнем своего ребенка. Это можно сделать, изучив работы для поступающих прошлых лет.
  • Добиться возможности пообщаться с детьми, которые уже учатся в профиле. Например, на конференциях, где они выступают, на курсах дополнительного образования, куда приглашают внешних детей. В некоторых школах идут на встречу и предлагают пробный учебный день. Цель такой пробы убедититься, что ваши ожидания совпадают не только с планом на бумаге, но и с реальностью конкретной школы.

Также важно обсудить, какие результаты ожидаются от учеников и обсудить с ребенком, готов ли он добиваться их.

Как выбрать школу с хорошим коллективом?

И ФГОС и ответственные за презентацию школ говорят об одних и тех же ценностях: высокий уровень образования, развитие личности, индивидуальный подход и т.п. Однако на практике люди понимают эти слова по-разному и по-разному воплощают в реальность. Для того, чтобы найти “нормальных” сверстников ребенку и “нормальных” учителей, нужно выяснить, совпадают ли они с тем образом коллектива, который вам кажется подходящим.

Вот на что нужно обратить внимание при выборе школы:

В итоге мы получим 4 типа культуры в школе . На них нужно обязательно обращать внимание, когда вам важен коллектив и социальный круг в школе.

  1. Лидерская . В школе говорят, что делать, а дети выполняют (авторитарность+) и конкурируют между собой. При этом детям не оказывают поддержки, побеждает сильнейший (поддержка -), и его успехами гордятся.
  2. Партнерская. В школе совместно с ребенком и семьей решают, как выстроить индивидуальный учебный план, чтобы учитывать интересы всех сторон (авторитарность -), а ребенку помогают выполнять этот план (поддержка +). Здесь находят возможность оценить успехи ребенка по многообразию критериев и отметить значимость его вклада в школьную жизнь.
  3. Самонаправленная. В школе декларируется свобода выбора и взрослые не занимаются простраиванием учебной траектории детей (авторитарность -), при этом и инструментов педагогической поддержки дети не получают, хотя в школе может быть довольно много личных отношений, сочувствия, вовлеченности (поддержка -). Тут нет конкуренции и лидеров - это принцип.
  4. Бюрократическая . В школе все понятно, все расписано, учителя дают знания, дети сдают контрольные, учителя знают как правильно и как надо (авторитарность +). При этом взрослые считают сутью своей работы втянуть ребенка в норму, добиться показателей, поэтому они будут в меру своих представлений о том, как это делать, активно действовать (поддержка +). Тут дают исправлять оценки, назначают дополнительные занятия, говорят родителям, что они должны сделать и т.п.

Подумайте, в какой культуре будет полезно находиться вашему ребенку и имейте в виду эти типы, когда задаете администрации озадачивающие вопросы. Это поможет вам выбрать школу, в которой у ребенка будет чувство безопасности и зона для развития.

Стоит ли менять школу, если у ребенка не сложились отношения с классом?

Иногда это правильное решение, но очень важно подготовить ребенка к этому шагу. И лучше всего это делать со специалистом - детским психологом.

  • Провести работу с психологической травмой, который ребенок получил в результате травмы и буллинга.
  • Скорректировать его поведенческие стратегии: как стоит реагировать на новый коллектив, чтобы не вызвать негатив, как сохранить свои границы, но не вступить в конфликт.

Такие меры помогут ребенку чувствовать себя уверенно в новом коллективе и завести друзей. Обратитесь к психологу не с жалобой а конкретным запросом: Как моему ребенку научиться налаживать дружеские отношения в школьном коллективе?

Смена школы - это серьезный шаг и важный опыт в жизни ребенка. Адаптация к новому коллективу - это серьезная нагрузка, и игра должна стоить свеч. Выбирайте школу вместе с ребенком, взвешивайте все плюсы и минусы, чтобы выбор школы оказался правильным и помог ребенку развиваться и получать образование.

Ребенка в школе откровенно травят, может быть он не справляется с завышенными требованиями или, наоборот, школа не дает способному ребенку расти и реализовывать свой потенциал. Как родителям понять, что школу пора поменять, и как сделать этот процесс максимально безболезненным, – рассказывает образовательный консультант и коуч Анна Высоцкая.

Уже пора?

«Если родителю кажется, что что-то не так, это не значит, что пора немедленно менять школу. Но как минимум, можно задуматься, – говорит Анна, призывая мам и пап не игнорировать даже смутное ощущение, что сейчас их ребенок находится не на своем месте.

Учащиеся младших классов, как правило, подают сигналы несколько иным способом.

Может наблюдаться и обратная ситуация: на первый взгляд, все хорошо, ребенок справляется с нагрузкой, не болеет, ни с кем в школе не конфликтует. Но родители ощущают, что он находится не на своем месте и теряет время. Анна Высоцкая поясняет, что причины смены школы могут быть самыми разными, и перечислить все не получится. Важно прежде всего ответить себе на вопрос: справляется ли школа со своими задачами? Способна ли удовлетворять образовательные запросы родителей и ребенка?

Проводить ревизию хотя бы раз в год


У современных родителей пока нет практики садиться и обдумывать происходящее вместе с детьми. Родители не готовы делать оценку текущего образовательного опыта, пока не случится что-нибудь из ряда вон выходящее. Высоцкая предлагает проводить подобные семейные советы регулярно – ежегодно, по окончании очередного класса, или даже чаще.

Стоит задавать ребенку вопросы о том, что он ценит в нынешней школе, а что хотел бы изменить, какие задачи ставит перед собой на учебный год, чего хотел бы достичь вне школы.

Разрешить себе и детям перемены

При этом никаких ограничений по сути нет. Менять школу можно и в младших классах, и в средней, и в старшей школе.

«Конечно, это история про принятие решений. Мы боимся менять работу, боимся переезжать в другой город. В случае со школой присутствует еще больше страхов, потому что мы несем ответственность за ребенка.

Рейтинги и отзывы: как не ошибиться в выборе школы


Она предупреждает, что рейтинги надо уметь читать и интерпретировать. Следует отталкиваться от возраста ребенка и от образовательных задач, которые вы перед ним ставите. Так, в поисках начальной школы рейтинги не сыграют никакой роли: те школы, которые занимают лидирующие места, все равно проводят дополнительный конкурс при переводе из четвертого в пятый класс, и вашему ребенку придется конкурировать с другими детьми за право учиться в отобранном классе.

Помогут специалисты


Для тех родителей, которые не могут определиться самостоятельно, есть помощники. Называют их по-разному: образовательный консультант, образовательный коуч, тьютор, навигатор, дизайнер/архитектор образовательного опыта. Компетенции их различаются, но суть одна: эти люди помогут определиться с образовательными задачами.

В идеале, – говорит Анна Высоцкая, такой консультант должен сочетать в себе несколько навыков. Во-первых, он помогает родителям и ребенку определиться с тем, чего они ожидают от образования, к чему хотят прийти, а главное – с какой целью.

Существуют специалисты, которые обладают знаниями о большом количестве самых разных школ, в том числе, и такими, которые не очень доступны широкой публике. Еще одна компетенция, которой могут обладать консультанты в сфере образования – это психология и нейропсихология. Эти навыки помогут определиться с потенциалом ребенка и его особенностями – насколько он работоспособен, стрессоустойчив, мотивирован и готов к той или иной форме обучения. Анна рекомендует уточнять принципы работы и навыки, которыми обладает специалист, строго индивидуально. Профессия это новая, поэтому никаких общих профессиональных стандартов не существует.

Иллюстрации Дмитрия Петрова

Мария Рамзаева

1.​ Слишком легко учиться

Такая ситуация плоха по нескольким причинам. Во-первых, в ее рамках тяжело развиваться и получать знания. Вместо расширения кругозора приходится оставаться на уже пройденном уровне, повторяя давно известное. Во-вторых, это приучает к опасной мысли, что в жизни все дается легко, без каких бы то ни было усилий. Неумение трудиться — бич многих одаренных детей. Ведь написание курсовых и дипломных работ в вузе — это в первую очередь усидчивость и трудолюбие и только отчасти — знания и талант.

Кроме того, при обучении в слабом классе может нездорово повыситься самооценка, мол, другие корпят над выполнением заданий, а мне достаточно один раз взглянуть на упражнения. Подобное отношение может привести к сложностям с социализацией и жесткому разочарованию в дальнейшем, ведь однажды все равно станет ясно, что есть люди умнее и талантливее. В ситуации, когда в школе все дается слишком легко, стоит подумать о переводе в класс или школу с более сложной программой: лицейской, с углубленным изучением языков или математики и пр.

2.​ Нет круга общения

Бывает и так, что у подростка вовсе нет круга общения в школе. Он сидит за партой один, ни с кем не разговаривает на переменах, не ходит гулять после уроков с одноклассниками. В такой ситуации стоит попытаться узнать причину: возможно, школьник стал изгоем, а может, сам отдалился от других ребят из-за разницы в интересах и мировоззрении.

Чем бы ни было вызвано отсутствие общения, первое, что нужно сделать, — это, конечно, попытаться изменить ситуацию к лучшему. Подросток может попробовать наладить контакт с одноклассниками и поискать общие интересы, родители — поговорить на собраниях с другими семьями или даже учителями. Если же попытки ни к чему не привели, можно попробовать поискать школы с более здоровой атмосферой и близкими по духу людьми.

3.​ Школьник стал жертвой травли

Постоянные унижения, страх и боль плохо сказываются на психическом здоровье и успеваемости. Вместо того чтобы сосредоточиться на учебе, приходится думать лишь о том, как избежать тычков и оскорблений. Такая ситуация расшатывает нервную систему и способна оставить след на всю жизнь.

4. Изменились увлечения

5. Учителя-тираны

Умный, увлеченный своим предметом педагог — подарок для любой школы. Такие учителя запоминаются на всю жизнь. Но недалекий, озлобленный преподаватель, разочаровавшийся в своей работе, а то и жизни в целом, — плохой пример для подростков. Он способен отбить охоту даже у самых трудолюбивых и одаренных, вызвать отвращение к учебе.

Смена школы — серьёзное решение. И очень часто стресс для ребёнка. Все боятся изменений. Даже если школа совсем не устраивает — ни ребёнка, ни вас, мы всё равно не решаемся её сменить и боимся, что ребёнку станет только хуже. Но иногда менять школу действительно нужно, а страхи напрасны. О том, когда стоит задуматься о другой школе, — психолог Ирина Беляева.

Конечно, не стоит бежать забирать документы, как только ребёнок громко объявил о своей ненависти к школе. Возможно, сегодня просто неудачный день. Или двойка. Или ещё что-то. Но в некоторых случаях о смене школы стоит задуматься. И не только когда вы переехали в отдалённый район и ребёнку приходится полтора часа добираться на электричке до школы.

Когда школу нужно менять

1. Ребёнок вообще ничем не интересуется

2. Ему всё легко даётся, а на уроках он откровенно скучает

Ваш сын или дочь — отличник, у него всё получается, его любят учителя, всё делается одной левой. Можно просто порадоваться, но иногда стоит спросить себя и ребёнка: а есть ли в учёбе хоть какой-то вызов, может ли ваш ребёнок реализовать в этой школе свой потенциал? Всё-таки развитие происходит на грани того, что мы умеем и не умеем. Возможно, стоит найти школу подходящего уровня. Но не раньше средней школы. В начальной школе детям важно чувствовать себя компетентными и не испытывать стресс из-за оценок.

3. Методы преподавания учителя (иногда жёсткие) не подходят ребёнку

Некоторым детям тяжело учиться у педагога с жёстким стилем работы. Чувствительные дети начинают тревожиться, а это только тормозит обучение. Кажется, что ответственным детям только помогает излишняя строгость: они вскакивают по ночам, вспомнив, что не сделали домашнее задание, и переживают из-за школьных обязанностей. При этом теряют всякий интерес (ведь мотивация одна — избежать негатива) и зарабатывают невроз, бессонницу и стойкое неприятие учёбы. В основе интеллектуального развития должны лежать психологическая безопасность и доверие, а не замечания в дневнике и вызовы к директору.

4. В школе слишком сложно учиться. И ребёнок чувствует себя неудачником

5. Над ребёнком все смеются и даже издеваются

6. В школе все с айфонами последний модели — а вы не можете такого позволить

Читайте также: