Педагогическое проектирование в доу от теории к практике морозова л д

Обновлено: 04.07.2024

Особенности педагогического проектирования в развитии воспитанников ДОО.

Ключевые слова: Педагогическое проектирование, проект, проектный метод, метод проектов, проектные задачи.

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач дошкольного учреждения считается метод педагогического проектирования, как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Идеи проектного обучения возникли в России под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году, когда была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В образовательной практике проектный метод обучения начал применяться с 80-х годов прошлого века и уже накоплен достаточно большой опыт его реализации [2].

В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как :

- индивидуальное представление педагога о своей

будущей деятельности, в то время как план, по мнению В. В. Краевского, — форма фиксации проекта.

- как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта[4].

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [3].

Разновидностью проектной деятельности являются проектные задачи.

Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.) [1].

Возможности использования проектной деятельности в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени. Есть работы И. В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород, но больше - это публикации практиков. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

И. В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В практике дошкольной педагогики Л. Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. В дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:

экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н. А. Рыжовой) : чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;

развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей) : данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;

развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок –взрослый или соучастии на партнерских правах.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

-учет интересов ребенка;

-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть :

-изготовление макета по русским сказкам;

Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником?

-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;

-реализации потребностей в активной деятельности;

-увлеченности совместной деятельности со взрослым.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Таким образом, целью педагогического проектирования является решение некоторой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе. Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающая цель педагогического проектирования видится в выявлении, интерпретации и выполнении социального заказа. Но последний выступает лишь основой, предпосылкой педагогического проектирования и требует конкретизации, целей проектировочной деятельности педагога.

Список цитируемой литературы:

2. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010. - 80с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Проектирование в детском саду Введение Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного.

Задачи годового плана на 2014–2015 год с учетом ФГОС до Основные цели и задачи годового плана МАДОУ детский сад 1 на 2014 – 2015 учебный год. Цель: Психолого-педагогическое, методическое и.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение в практику технологию - метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

Педагог моделирует цикл творческой, познавательной практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Практические : связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой , подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Направленность проектной деятельности в ДОУ многогранна.

На практике нами были разработаны и реализованы проекты для детей по разным образовательным областям.

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

1 . Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008 . — 112 с.

2. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

3. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

4. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд . пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

7 . Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением . 2004, № 4.

Людмила Морозова - Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике обложка книги

Аннотация к книге "Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике"

В пособии раскрываются теоретические основы педагогического проектирования; определены его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявлены структура, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования.
В приложении представлены: словарь педагога-проектировщика; инновационный проект "Детский сад будущего - 2008"; консультации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников по совместному проектированию, а также итоги проектной деятельности "Музей мяча", "Моя игрушка".
Пособие адресовано руководителям дошкольных учреждений, организаторам дошкольного образования, преподавателям педагогических колледжей и вузов, студентам и аспирантам педагогических специальностей.

Иллюстрации к книге Людмила Морозова - Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике

Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность Шубина Ольга Геннадьевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектная деятельность Шубина Ольга Геннадьевна

Проектная деятельность Шубина Ольга Геннадьевна


Литература по проектной деятельности Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образоват.

«Проектирование, процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаем.

В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом —.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько з.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2- недели) средней продолжительности (несколько месяцев) долгосрочные (на протяжении всего учебного года)

Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей I этап Формирует п.

Этапы проектаДеятельность воспитателяДеятельность детей I этап Формирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (не жестко) Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Дополнение задач проекта. II этап Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. III этап Оказывает практическую помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков. IV этап Готовит презентацию Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

Структура: Тема проекта Название Авторы проекта Участники Вид проекта Срок ре.

Структура: Тема проекта Название Авторы проекта Участники Вид проекта Срок реализации Проблема Цель Задачи Актуальность проблемы Проектные действия Бюджет проекта Ожидаемый результат.

 1 этап – Постановка проблемы (цель). Основные задачи: Вхождение проблемы. Вж.

1 этап – Постановка проблемы (цель). Основные задачи: Вхождение проблемы. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задач и целей. Дополнение задач проекта.

3 этап – Практическая часть: работа с детьми, взаимодействие со специалистами.

3 этап – Практическая часть: работа с детьми, взаимодействие со специалистами ДОУ, сотрудничество с родителями и социумом. Основная задача: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. методы и приемы: разработка карточек–символов, подсказывающих способы деятельности детей; презентация ребенком своей деятельности; помощь старших братьев и сестер, родителей использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.

М. - узнал из детской энциклопедии и рассказал всем детям о китайце Цань-Лунь.

Детям понравилось экспериментировать с бумагой, многие показывали фокусы-опыт.

 4 этап – Презентация проекта (или его продукта). Последний этап проекта — за.

4 этап – Презентация проекта (или его продукта). Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Задачи проекта: формирование знаний детей о развитии труда человека; формиров.

Задачи проекта: формирование знаний детей о развитии труда человека; формирование знаний детей об образе жизни человека в древности, об условиях изменения быта; формирование единого детско-взрослого коллектива; обогащение словарного запаса детей; совершенствование связной речи детей; развитие познавательных процессов дошкольников; развитие мелкой моторики рук; воспитание интереса к истории русского народа, малых народов Севера, народов мира; развитие творчества участников проекта.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родител.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители. Возраст дошкольников участников проекта: 5-6 лет; Продолжительность проекта: сентябрь -декабрь; Основные формы реализации проекта: игровые занятия, работа с родителями, работа с познавательной литературой, составление альбома, рисование, экскурсии, изготовление макетов, составление рассказов, сочинений; Этапы реализации проекта: организационный – 1 неделя сентября, основной – сентябрь – ноябрь, итоговый- 1 неделя декабря; Обеспечение: познавательная литература (словари, справочники, энциклопедии), картины, открытки, альбомы и журналы и т.д.;

Предполагаемый результат: Воспитанник: Компетенции: - дети хорошо знаю.

Предполагаемый результат: Воспитанник: Компетенции: - дети хорошо знают образ жизни человека в древности; - хорошо знакомы с условиями изменения быта людей; - имеют представления о материалах, из которых изготавливают здания; - владеют знаниями о строительных профессиях, о строительном материале; - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; - владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи; - знают способы изготовления различных макетов, умеют применить их на практике. Коммуникативные навыки: - дети получают удовольствие о совместной деятельности со взрослыми; - возникает желание доискиваться до сути происходящего; - испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности; - имеют адекватную самооценку; Предпосылки научной деятельности: - имеют устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой; - возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым; - способны свободно вступать в общение с людьми; Педагог: - 1 квалификационная категория, повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; Родитель: - активный и заинтересованный участник педагогического процесса.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно начинать использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных

Читайте также: