Педагогическое мастерство учителя кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 2011 году начальная школа начнет учиться по новым образовательным стандартам. Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство. Ведь именно от нас учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.

Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:

  • Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.
  • Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.
  • Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).
  • Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).

К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.

Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, опробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения, 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.

Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.

Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования. Понятно, что этот процесс неодномоментный, происходит в условиях взаимодействия с другими людьми (школьниками, коллегами, родителями).

Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:

  • Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).
  • Самооценка (объективность, критика коллег).
  • Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).
  • Самопрограммирование (программа самосовершенствования).
  • Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).

Итак, каковы же современные требования к учителю:

  • Глубокое знание теории предмета
  • Отличное методическое вооружение
  • Знание теории воспитания и методики воспитательной работы
  • Знание педагогики и психологии
  • Знание дидактики
  • Нравственно-эстетические качества
  • Искусство общения
  • Культура речи
  • Сформированность педагогических умений
  • Владение современными педагогическими технологиями
  • Педагогический кругозор
  • Высокое качество уроков
  • Высокий уровень внеклассной работы
  • Творческий подход
  • Методический вклад педагога и т. д.

Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.

Педагог - мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство и его значение

Мастерство – это своеобразный сплав природных способностей, знаний и умений, проявляющихся комплексно.

По своей сути мастерство выражает высшую степень профессионализма.

Педагогическое мастерство – это в первую очередь глубокое понимание и осознание закономерностей процессов воспитания и обучения, умения эффективно применять на практике методы и формы организации педагогической деятельности, добиваться высоких результатов в развитии личности ребенка.

По своей природе мастерство является великим чудом, которое проявляется в тот момент, когда перед учителем стоит проблема, требующая оригинального и нестандартного решения. Каждому педагогу важно обнаружить у себя педагогический дар, который в последующем трансформируется в педагогическое мастерство.

Таким образом, становление педагогического мастерства находится во взаимосвязи с решением творческой задачи педагогической направленности.

Сущность педагогического мастерства заключается в том, что это постоянно совершенствуемая степень овладения различными видами педагогической деятельности и ее последующая трансформация в мастерство. Однако необходимо отметить, что трансформация возможна только в том случае, если педагог владеет всем арсеналом знаний, умений и навыков в совершенстве и у него имеется определенный практический опыт деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Мастерство является одним из важнейших качеств педагога.

Становление и развитие педагогического мастерства доступно для любого педагога, который постоянно совершенствует свое профессиональное искусство в области воспитания и обучения детей.

Изучением педагогического мастерства в профессиональной деятельности занимались ученые и исследователи в разное время. Все они по-разному расшифровывали понятие мастерства, но при этом не изменялась его суть и значимость.

В настоящее время в характеристику педагогического мастерства включают следующие компоненты:

  • психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
  • комплекс профессиональных способностей;
  • педагогическая техника;
  • ряд специфических качеств личности, присущих педагогическим работникам и необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство неотделимо от педагогического творчества, а именно от умения выдвигать новые креативные идеи, принимать нестандартные решения, применять в учебном процессе оригинальные подходы и технологии, воплощать замысел в реальность.

Понятие педагогического творчества

Творчество – это деятельность, которая порождает что-то кардинально новое, отличающееся от всего, что было ранее своей неповторимостью и оригинальностью.

Современный взгляд на педагогическую деятельность, рассматривает ее как одну из разновидностей творчества. В первую очередь это связано с тем, что процесс воспитания и обучения уникален для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей. То есть невозможно взять готовый шаблон воспитательно-образовательного процесса и применить его к конкретному ребенку. Те методы и приемы, которые в него заложены, могут быть просто не эффективны или даже принесут вред. Тем самым, каждый педагог, подходя к организации педагогического процесса, использует свои творческие способности и умения, делая обучение оригинальным и эффективным именно для той группы детей, с которой работает педагог в данный момент.

Творческий потенциал педагога основан на накопленном им профессиональном опыте, знаниях, умениях и навыков, которые позволяют ему находить нужное решение в различных ситуациях. Разрешение проблемных ситуаций способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога. Это объясняется тем, что каждая учебная ситуация уникальна и требует выработки оригинального решения. Только хорошо подготовленный и высоко эрудированный педагог, обладающий творческим мышлением способен быстро осуществить анализ сложившейся ситуации и найти из нее новый выход и способ разрешения.

В настоящее время, под педагогическим мастерством понимается процесс разрешения педагогических задач в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях.

Каждая проблемная ситуация уникальна, однако процесс их решения осуществляется по одному и тому же алгоритму:

  1. Анализ сложившейся ситуации
  2. Осмысление возможных путей ее разрешения
  3. Проектированного разработанного решения и его соответствие исходным данным
  4. Анализ имеющихся средств для решения проблемы
  5. Проверка предположения и внедрение решения в разрешение проблемы
  6. Оценка полученного результата и его соответствие с ожидаемым результатом

Тем самым опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда таких ситуаций, развита интеллектуальная активность педагога, специфическая познавательная мотивация. Однако стоит отметить, что будет получен опыт, но научить самому творчеству невозможно.

Понимание педагогического творчества и его природы способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию.

Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и мастерство педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Искусство воспитания - одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить обучающегося таким, какой он есть.

Если урок – искусство, а не только учебное занятие, жизнь - не часы в расписании, то, наверное, это и есть призвание педагога.

1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);

2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);

3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.

Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.

Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?

Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.

Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.

Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.

Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.

Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.

У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.

Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности - способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьников.

Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:

1. Перевод учащегося в данное состояние.

2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.

3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.

Что такое педагогическая задача? Педагогическая задача - это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающейся к цели педагогической деятельности.

Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.

Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.

Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.

Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.

Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.

Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.

Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.

Пристальное внимание к работе учителей, успешно продвигаться к вершинам профессионализма, помогло выявить тот факт, что подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника. Такая чувствительность и эмпатичность в то же время - главные условия их гибкости в работе, и творчестве.

Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.

2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях, внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик, анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт, по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

Мастерство - высший уровень профессионализма, индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Общие компоненты педагогического мастерства :

1. Личностные качества педагога : ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость, любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность.

2. Профессиональные знания : знания методики педагогики, психологии, умение решать педагогические задачи, углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

4. Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение).

5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога, а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники.

Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить? Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.

Читайте также: