Педагогический авторитет и его составляющие кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

Методы и приёмы работы:

-изучение состояния проблемы по разным источникам;

-анкетирование, беседа, анализ;

-метод математической статистики.

Полученные результаты и выводы: В ходе исследования выяснили, что авторитет учителя-воспитателя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – педагогический феномен, особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п.

1. Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта.

2.Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями, а также неумением оценивать качество профессиональных знаний.

3. Подростки и старшеклассники выделяют как наиболее важный профессиональный компонент педагогического авторитета, хотя придают и не малую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять.

4. Опытные же учителя считают значимым как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета.

Таким образом, наиболее важными для различных субъектов учебно-воспитательного процесса являются разные компоненты педагогического авторитета.

ВложениеРазмер
nauchno-_issledovatelskaya_rabota.docx 305.1 КБ

Предварительный просмотр:

VIII ОКРУЖНАЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Авторитет учителя как

Секция: социально – гуманитарные и экономические науки

Подсекция: история, политология, философия, социология

Автор: Попова Анастасия Васильевна, муниципальное

общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 9, 10 класс

Руководитель: Ситникова Елена Викторовна, учитель математики,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

  1. Введение 3 – 4
  2. Методика проведения исследования 4 – 5
  3. Результаты исследования:

3.1. Теоретическая часть 5 – 7

3.2. Практическая часть 7 – 11

  1. Список литературы 12
  2. Приложения 13 – 19

Авторитет учителя как педагогический феномен

Ямало – Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 , 10 класс

В послании президента Д.А.Медведева к народу во главу угла нашего общего дома – России – он вновь поставил образование. И был сто раз прав, ибо без глубоких знаний, без нравственных уроков, которые, прежде всего, должна давать школа в любой её ипостаси, невозможно строить общество в высоком смысле этого слова. Ведь не зря 2010 год объявлен годом Учителя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. И чем выше этот авторитет, тем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому. О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. , Крупская Н.К., Сухомлинский В.А и др.).

Актуальность данного исследования, его социальная значимость состоит в том, что учитель – это человек, в руках которого наши судьбы, а значит и будущее нашего общества.

Объект нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.

Предмет исследования: компоненты авторитета учителя- воспитателя.

Цель нашего исследования : выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

В работе мы будем доказывать следующую гипотезу: значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  • изучить структуру авторитета учителя – воспитателя;
  • изучить положительный опыт завоевания учительского авторитета среди учащихся;
  • выявить педагогические условия становления истинного авторитета учителя - воспитателя.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы:

-изучение состояния проблемы по разным источникам;

-анкетирование, беседа, анализ;

-метод математической статистики.

Методика проведения исследования

В ходе исследования была изучена научно – популярная и методическая литература, проведена проверка выдвинутой нами гипотезы (значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта). Для этого мы выбрали следующие субъекты учебно-воспитательного процесса:

1) детей (младших школьников, подростков, старшеклассников);

2) учителей с опытом (стаж от пяти лет и более).

Для выявления профессионально-личностных качеств учителя, которые являются самыми значимыми для младших школьников, мы выбрали следующие методы.

Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем: “Мой любимый учитель”, “Каким я представляю настоящего учителя”, “Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего учителя”.

Были даны предложения типа: “Я люблю своего учителя, потому что он…”

Предлагались качества учителя, которые необходимо было расположить по степени важности (смотри приложение).

Для выявления значимых профессионально-личностных качеств учителя у подростков и старшеклассников были использованы такие же методы и методики, кроме сочинения, что и с младшими школьниками. А также использовался метод тестирования . Тест был дан с целью выявления значимых качеств учителя и отношений между учителем и учеником.

Для проверки качеств педагога, которые ценят больше всего учителя с опытом, мы использовали следующие методы:

Учителям предлагалось расположить по степени важности для педагога предложенные качества, а также выполнить тесты № 1 и № 2 (смотри приложение). Целью теста № 1 является выявление наиболее значимых профессионально-личностных качеств учителя. Тест № 2 направлен на выявление стиля взаимодействия между учащимися и учителем.

С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой. Даже циничная рыночная экономика согласна, что человеческие ресурсы, наряду с сырьем и технической базой, основной фактор производства. Учитель - главное звено, главный элемент, основа, душа и сердце системы образования

Понятие “авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае, учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Подлинный авторитет нельзя получить свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый даётся должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надёжен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьниками профессионализма учителя. В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенциалов, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников. Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если, не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.

Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.

Структура педагогического авторитета

Завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая работа по совершенствованию профессионального состояния. Если педагог перестаёт быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношении с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью учителя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою “авторитетную” форму. Это значит нужно серьёзно анализировать свои отношения с детьми, критически осмыслить свое поведение, преодолевать черствость, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь. Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы учитель занимался не только самовоспитанием , но и самообразованием. Авторитет учителя не самоцель и не самоценность . Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным).

Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными младшие школьники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.

Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты.

Читайте также: