Педагогическая школа выдающихся тренеров

Обновлено: 05.07.2024

5 сентября заслуженному тренеру СССР Дмитрию Коркину исполнилось бы 90 лет.

42 года назад трое его подопечных совершили невероятное — Павел Пинигин стал олимпийским чемпионом, а Роман Дмитриев и Александр Иванов завоевали серебряные медали. Эти победы навсегда вошли в историю Якутии не только как знаковое событие в спортивной жизни республики, но и как одна из вех в развитии общественного сознания.

Ни до него, ни после нет в республике фигур, равных ему по достигнутым результатам. Дмитрий Петрович подготовил четырех заслуженных мастеров спорта Советского Союза, 13 мастеров спорта международного класса, 175 мастеров спорта СССР. Он придавал огромное значение росту спортсменов как личностей. Известно, что через коркинское воспитание прошли 448 мальчишек и юношей, из них 265 воспитанников получили высшее образование, 20 человек в Якутии, 3 — в России, на Украине стали заслуженными работниками и тренерами. Общественность республики признала Дмитрия Петровича выдающимся тренером ХХ века.


Вместе с тем Дмитрий Коркин учил воспитанников думать и творить на ковре. Так появился на свет прием, названный в честь его автора, одного из ярких учеников Дмитрия Петровича, чемпиона СССР среди юношей Вячеслава Карпова. Приемом, придуманным еще в семидесятые годы прошлого века, успешно пользуются и борцы современности.


Сегодня институт физической культуры и спорта, открытый на базе школы-интерната, республиканская детско-юношеская спортивная школа-интернат и одна из улиц села Чурапча носят имя великого тренера.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


Памяти выдающегося тренера – реформатора, воспитавшего несколько поколений самбистов – чемпионов, автора многочисленных публикаций по самбо, профессора Е.М.Чумакова, проработавшего всю свою сознательную жизнь на кафедре борьбы в нашем вузе, посвящается эта выставка

Евгений Михайлович Чумаков – заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры РСФСР, судья международной категории, четырехкратный чемпион СССР по самбо, академик международной академии информатизации, награждён орденом FILA.

Выпускник ГЦОЛИФК 1950 г., профессор, кандидат педагогических наук, автор учебных пособий и научных работ, посвященных самбо. Участник Великой Отечественной войны.

1. Гжатск – малая родина

Евгений Михайлович Чумаков родился 16 февраля 1921 г. в городе Гжатске Смоленской области. Своё название город получил от реки Гжать, на берегах которой он возник по указу Петра I как пристань – посредник в торговле с Петербургом.

В 1968 г. город Гжатск был переименован в Гагарин в честь первопроходца космоса – уроженца Гжатска Юрия Алексеевича Гагарина.


Виды Гжатска, родители Е.Чумакова

Возникновение судоходства на Гжати вызвало к жизни многочисленные производства; кузнечное, кирпичное, чугунно-литейное, судостроение, кожевенное, стекольное, мукомольное, полотняное и другие. Гжатские купцы были самыми богатыми на Смоленщине. Гжатск являлся одним из наиболее развитых в промышленном отношении уездных городов не только Смоленской губернии, но и всей России. Наибольшие испытания выпали городу во время наполеоновского нашествия 1812 г. и оккупации немцев 1941 г. В годы Великой Отечественной войны Чумаков сражался и за свою малую родину, любовь к которой сохранил на всю жизнь.

2. Первая спортивная победа

Евгений Михайлович Чумаков – победитель первых турниров и официальных чемпионатов по самбо. Спортом начал заниматься с 1937 г., а его первым тренером стал знаменитый Анатолий Харлампиев.


1 - Чумаков с золотой медалью чемпионата СССР, 1939г. 2 - среди учеников Харлампиева 3 - Чемпионат СССР в Ленинграде 1939 г. 4 - Афиша матчевая встреча пяти городов

3. Старшина медицинской службы


С октября 1941 г. Чумаков в составе 1319 стрелкового полка 185 стрелковой дивизии Калининского фронта участвовал в обороне, а затем и в контрнаступлении под Москвой. Зимой 1941-1942 гг. дивизия вела тяжёлые бои в районе Ржева (в том числе и в окружении). В августе 1943 г. в ходе наступательной операции дивизия освободила сильно укреплённый населенный пункт Панкратово и заслужила звание Панкратовской, став единственным соединением РККА, носящим такое название.

Знания и умения, полученные Евгением Чумаковым на курсах в Рижской окружной школе санинструкторов, пригодились ему в годы Великой Отечественной войны. Санинструкторы обязаны были оценить вид ранения и степень его тяжести, оказать первую доврачебную помощь и вытащить раненого с передовой в тыл.

Не миновал Евгений и сам ранения, особенно тяжелым оказалось осколочное ранение правого предплечья 29 августа 1943 г.: на руке был перебит нерв, в результате чего рука практически перестала действовать.



В Вологде, в госпитале, куда был отправлен Евгений (1 ряд, 1 слева) на долечивание, он познакомился со своей будущей женой – Александрой Ивановной (1 ряд, в центре) – лейтенантом медицинской службы.

О своем ранении Евгений написал родным из госпиталя, вот строчки из его писем (фронтовые письма Евгений Михайлович передал в музей):

Здравствуйте, папа, мама!

Ну, будьте здоровы. С приветом, Ваш Женя. (22.09.1943 г).

Ты спрашиваешь, как обстоит дело с наградой. По всей вероятности дело в связи с ранением заглохло. Мой друг один, агитатор нашего полка пишет, что рапорт, который подали в день моего ранения, отставили, потому что на награду уже подано. Я что- то мало верю в возможность награды повторной. Да меня и не очень привлекает она сейчас. Лучше я без ордена, чем орден без меня. Пусть дадут тем, кто еще остались живы. Тем, кто воюет. А я уже награжден достаточно хотя бы тем, что жив и лечусь, а не валяюсь где - то, тогда как из 7 моих ребят такого счастья удостоились 3, остальные поплатились жизнью. Хорошие ребята были и погибли смертью храбрых.

Чувствую себя неплохо. Сил накопил для предстоящих боев много. Сегодня пробовал в физкультурном кабинете делать сложнейшие из силовых упражнений, которые я делал раньше, когда был чемпионом. Хорошо получается.

Я поправился здесь крепко. Морда довольно привлекательная стала. Ну само собой успех имею. Вообще живем – не тужим. (2.10. 1943 г.)

Евгений не случайно пишет родителям о Смоленске, для них это родные места: г.Гжатск, где жила семья, расположен в Смоленской обл. Фронтовые письма вместе с почтовой бумагой, пробитой осколком от снаряда, которым был ранен Евгений Чумаков, хранятся в нашем музее. Евгений Михайлович передал это вместе с трофейной книжкой, доставшейся ему в боях подо Ржевом от немецкого ефрейтора. В ней санинструктор делал короткие записи о фронтовой жизни и о том, что ему исполнился 21 год!


4. Возвращение в спорт

После такого тяжелого ранения, казалось, двери в большой спорт для него закрылись навсегда. Ценой мучительных ежедневных тренировок он начинает восстанавливать подвижность израненных рук изнурительными тренировками по суровому им установленному порядку. И еще трижды завоевывает золотые медали чемпиона страны, став четырехкратным чемпионом СССР по самбо!



3 - Через мгновение соперник "улетит" от передней подсечки Е. Чумакова. Чемпионат СССР по борьбе самбо, Ленинград 1949г. 4 - Чемпионат СССР 1950 г. 5 - Показательные выступления в Высшей школе КГБ СССР, демонстрирует Чумаков Е. Москва, 1947г.

В 1946 г. Е.М.Чумаков поступил в ГЦОЛИФК, по окончании которого был оставлен на преподавательской и тренерской работе, где многие годы был руководителем комплексной научной группы сборной команды СССР по самбо, участвовал в создании спортивного клуба СКИФ ГЦОЛИФК.


2 - Чумаков – студент ГЦОЛИФК 3 - показательные выступления студентов и преподавателей ГЦОЛИФК


СКИФ, ученики Е.М.Чумакова


1 - А.А.Харлампиев 2 - Преподаватели кафедры борьбы: А.З.Катулин, Н.Н.Сорокин, Е.М.Чумаков, Р.П.Мороз, В.П.Кожарский, 1965 г

В 1953-1962 гг. эксперимент с целью подготовки высококвалифицированных борцов был продолжен. Благодаря применению в обучении и тренировках экспериментальных методик борцы экспериментальной группы добились высоких спортивных результатов.

С 1954 по 1968 гг. включительно началось победное шествие СКИФовцев – учеников Е.М.Чумакова по пьедесталам почета соревнований всех уровней. Воспитанники Е.М.Чумакова завоевали 36 золотых, 16 серебряных и 11 бронзовых медалей. Такого еще никому не удавалось! Это как ничто лучше доказало правоту его методики тренировок.

Знаменитые ученики Е.М.Чумакова:


1 - Занятие в ГЦОЛИФК ведет Чумаков Е.М. 2 - Группа студентов - самбистов со своим куратором Чумаковым Е.М, 1984г. 3 - Последний выпуск студентов профессора Е.М.Чумакова, 1997 г.

С 1962 г. после прекращения занятий с экспериментальной группой исследования продолжались со сборной командой СССР по борьбе самбо. Для проведения исследований была укомплектована комплексная научная группа, которая с 1962 по 1972 гг. вела работу по подготовке самбистов к выступлению в международных соревнованиях по дзюдо. А в связи с образованием в 1972 г. Федерации борьбы дзюдо СССР и выходом борьбы самбо на международную спортивную арену исследования стали проводиться только в борьбе самбо.

При этом сборная команда самбистов добилась хороших результатов, став на длительное время лучшей командой континента (1963, 1964, 1965 г.г.). В 1964 г. от СССР участвовало в Олимпийских играх в Токио - 4 человека. Все завоевали бронзовые медали.

Начиная с 1972 г. сборная команда СССР выступала в чемпионате мира и Европы по борьбе самбо. За этот период проведено 6 чемпионатов мира и 4 чемпионата Европы. Сборная команда СССР во всех соревнованиях занимала I место.

В 1964 г., когда в ГЦОЛИФК открылась специализация по борьбе самбо, Е.М.Чумаков вел теоретические и практические занятия в учебных группах и в группах повышения спортивного мастерства, продолжал тренировочные занятия с группами самбистов СКИФ. Вскоре стал доцентом кафедры борьбы ГЦОЛИФК, был избран на должность декана факультета заочного обучения.

Его как известного тренера стали приглашать на различные конференции, включали в составы комиссии, где требовалось компетентное мнение специалиста. В 1972 г. участвовал в I Международном семинаре по борьбе зарубежных тренеров, спортсменов и судей в Лондоне. Так Школа борьбы самбо внедрялась в других странах мира.

В 1997 г. он выпустил свой последний набор студентов – самбистов, принял вступительные экзамены у абитуриентов. До последних дней жизни Евгений Михайлович Чумаков был связан с кафедрой борьбы и со своим любимым делом. И прошел путь от студента до профессора и крупного ученого с мировым авторитетом, создавшего свою школу.


1 - Е.М. Чумаков читает леккцию перед участниками Международного семинара тренеров по борьбе самбо, Мадрид, 1979г. 2 - Всесоюзный семинар тренеров в Кстово 3 - Сборная СССР по самбо 1981 г. Кстово учебный лагерь 4 - Чемпионат СССР борьбы-самбо 15-17 февраля 1984 г. в г.Рыбинске

6. Школа легендарного мастера

Е. М. Чумаков подготовил 15 кандидатов педагогических наук, опубликовал более 200 пособий и публикаций по самбо. Член – корреспондент Международной академии информатизации, награждён орденом FILA.


2 - Чумаковцы на первом сборе ЦС "Буревестник" по самбо, 1956г. 3 - Сборная СССР по самбо 1981 г.

Е. М. Чумаков – выдающийся тренер, воспитавший около 60 чемпионов и призёров СССР. На 200 учеников, которые у него были, приходится 63 медали разного уровня соревнований. За успехами его учеников стоит огромный труд тренера – реформатора.

В начале своего научно – педагогического эксперимента Евгений Михайлович изучал и обобщал существовавшие методы тренировочного процесса, классификацию и терминологию техники самбо. На базе существующего тогда уровня знаний о самбо и на основе собственного опыта Е.М.Чумаков предложил наиболее совершенный вариант классификации, систематики и терминологии борьбы самбо, содержание которых не утратило значения и по сей день.

О знаменитой спирали Чумакова

Феномен Е.М.Чумакова


Е.М.Чумаков не просто создал свою собственную школу, свое оригинальное направление, но и совершил очередной виток вверх в поступательном движении всего самбо, в его заметном продвижении вперед. Евгений Михайлович Чумаков для всех поколений спортсменов, которых он тренировал, оставался авторитетным непревзойденным Учителем, востребованным до последних дней жизни.


Память


2 - Ректор университета Михайлова Т.В. на откртыии бюста Е.М. Чумакова 3 - С.Е.Табаков. и Е.М.Чумаков 4 - Участники конференции на открытии выставки по истории самбо

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая деятельность тренера

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни. (Тренер в переводе в англ. – это специалист, помогающий расти живому организму).

Цели работы тренера:

1. Создать условия для занятий спортом, укреплять дружеские отношения в группе (команде).

2. Формировать здоровые привычки у воспитанников.

3. Создать возможность всем занимающимся участвовать в соревнованиях.

4. Дать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование в ИВС.

Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер принимает управленческие решения, которые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса, формируют волевую готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях и принимаются в процессе соревнований. Формы управления: планы, наставления, замечания, беседы.

Спортивное совершенствование возможно в условиях регулярного контроля: поэтапного, текущего, оперативного.

Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.

Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, состояний личности, организации норм поведения спортсмена. Эта функция наиболее актуальна в условиях психических срывов и при состояниях переутомления.

Воспитательная функция направлена на выработку морально-волевых качеств, нравственных черт характера, самосознания.

Профессиональные аспекты работы тренера

В процессе практической работы тренер должен:

• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;

• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;

• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;

• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;

• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;

• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;

• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;

• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;

• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;

• не навязывать свое мнение, а убеждать.

Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:

1) руководствоваться интересами дела, общества;

2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;

3) знание своего вида спорта;

5) разумная требовательность и тренерский такт.

Воспитательные аспекты работы тренера

Тренер это тот человек, который на деле занимается воспитательным процессов, т.е. является педагогом.

Тренер – воспитатель, морально ответственный за своего ученика. Тренер, который на деле занимается воспитательным процессом, должен обратить внимание на следующие обстоятельства:

• тренер является лидером своей группы (команды), следовательно должен сокращать разобщенность, воспитывать уважение спортсменов друг к другу через собственный стиль общения с ними, стремиться к созданию дружного коллектива;

• уметь расположить каждого спортсмена к себе, стараться быть добрым, приветливым и справедливым человеком, тренер может сердиться на учеников, но не должен быть обидчивым, злопамятным, злым и обижать своих спортсменов;

• старайтесь в самых неприятных ситуациях оставаться самим собой, будьте искренни, притворства и фальши воспитанники не прощают;

• используйте методы морального воспитания: личный пример, целенаправленная постановка усложняющихся задач, поощрение и наказание, честность и справедливость, знание своего дела;

• предъявляйте одинаковые требования и внимание ко всем спортсменам;

• будьте организованными, собранными, целеустремленными, требовательными;

• не позволяйте при учениках следующие поступки:

- не спорьте по пустякам с другими тренерами, руководителями, родителями, судьями;

- не курите, не выражайтесь;

- не хвалите, не критикуйте учеников в их отсутствие;

Стили работы тренера

Любой тренер осуществляет свою профессиональную деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют стиль его деятельности. Стили деятельности дифференцируются в основном на три вида: авторитарный, либеральный, демократический. Часто в деятельности тренера сочетаются компоненты нескольких стилей.

Авторитарность присуща двум типам личности:

Либеральный стиль. Тренер предоставляет воспитанникам максимальную самостоятельность, идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, прислушивается к мнению авторитетных учеников. Контроль осуществляется от случая к случаю. Безынициативен и безразличен к своей работе. Для такого тренера характерны: приветливость, сдержанность, тактичность, необидчивость. Из форм общения преобладают: одобрение, уговоры, замечания.

Либерал сам себя жалеет, оказывается главным врагом любых новаций. Либерал часто дезорганизует спортсменов, формирует безответственность и разболтанность. Либеральный стиль есть своеобразное выражение тренерской апатии.

Демократический стиль. Взаимоотношения тренер строит на основе уважения к личности воспитанника, допускает свободу обсуждения заданий и поручений. Прислушивается к мнению воспитанников. Ответственные и срочные дела выполняет сам. Равномерно общается со всеми спортсменами, никого не выделяет. Руководит в форме просьбы, совета, указания, рекомендации.

Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и к другим, прямотой, тактичностью, отсутствием раздражительности и нервозности. Он справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен, объективен, всегда доступен для контакта. Тренер – демократ всегда защищает спортсмена, слушает и слышит своего ученика, ведет с ним диалог, помогая ему состояться как личность. Он, жизнерадостен, самокритичен, трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства.

Успех в педагогической тренерской деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Авторитет формируется в процессе профессиональной деятельности.

Авторитет тренера – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

Существуют и так называемые ложные авторитеты: авторитет уступчивости, отчужденности, педантичный, авторитет унижения, поучительности, непререкаемый авторитет, авторитет занимаемой должности, учености, сомнительный, хвастуна, скромности, веселости и т.д. Ложные авторитеты взаимосвязаны между собой и редко встречаются в чистом виде.

Каким должен быть настоящий тренерский авторитет?

Главным основанием тренерского авторитета должна быть его тренерская работа, а так же его повседневная жизнь, гражданская позиция и поведение, умение критически себя оценивать.

• начинается авторитет с терпения;

• тренер должен быть членом группы (команды);

• тренер должен иметь профессиональный такт воспитателя;

• он не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам;

• живет естественной жизнью;

• прийти на помощь, дать совет (но помощь не должна быть навязчивой);

Настоящий тренерский авторитет основывается на человеческом факторе, на его знании жизни спортсменов, помощи им и его ответственности за воспитание учеников перед обществом.

2.5. Выдающиеся ученые, педагоги-тренеры, спортсмены Отечественной школы плавания.

А). Выдающиеся ученые,

Ведущая методическая роль кафедры обеспечивалась ее кадровым составом, в который в довоенные годы входили сильнейшие тренеры и спортсмены : И.Ю. Кистяковский, В.А. Оболенский, Л.Е. Соболева, Ф.Б. Житкова, З.Ф, Макарова, В.И. Хатунцева, В.А. Кислухин…
С началом Великой Отечественн ой войны многие преподаватели и студенты во главе со своим заведующим кафедрой добровольцами ушли на фронт. Большинство из них сражалось в подразделениях ОМСБОНа, военной разведке и десантных частях армии.
В боях за Родину погибли: ст. преподаватель кафедры С.И. Спицин, аспирант Е.М. Богачев, студенты-пловцы 1- IV курсов — М.К. Лобов, Б.П. Михайлов, М.А. Пичужкин, И.П. Карсали, П.В. Юрченко, Е.М. Гайдаренко.
В военные годы в эвакуации и по возвращении в Москву преподаватели кафедры готовили резервы для фронта, обучая призывников навыкам плавания с оружием, преодолению водных преград. Среди них — преподаватели В.А. Кислухин, Л.В. Студенова, В.Г. Попов, Л.В. Леви, О.И. Логунова, Н.Ф. Янсон, Г.И. Плечева, А.В. Душкина, Ю.С. Семенова, З.М. Рябенко, С.П. Блохина.
В послевоенные годы пути развития кафедры определяли вернувшиеся с фронта заведующий кафедрой капитан А.С. Чикин, майор Г.А Крупкин, подполковник В.А. Оболенский, капитан медицинской службы Е.С. Второва. Перед преподавательским составом кафедры ставится задача овладения исследовательскими навыками работы, научной аргументацией основных положений методики обучения, тренировки и техники спортивного плавания.
Первыми кандидатами педагоги ческих наук стали преподаватели кафедры Л.В. Студенова, Б.Н. Никитский, О.И. Логунова, Н.Ж. Булгакова, С.П. Блохина, В.И. Маслов, Л.П. Макаренко, С.М. Гордон.
С 1953 по 1971 г. кафедрой заведовала ученица А.С. Чикина, мастер спорта, кандидат педагоги ческих наук, доцент О.И. Логунова. Был значительно усилен кадровый состав кафедры за счет привлечения ведущих специалистов — заслуженных мастеров спорта и заслуженных тренеров СССР: И.П. Штеллера, Н.А. Бутовича, М.С. Фарафонова, К.А. Инясевского, С.М. Вайцеховского, а также молодых специалистов — выпускников специализации плавания ГЦОЛИФК Ю.В. Уголькова, Н.В. Чвановой, А.А. Чумакова, М.Н. Максимовой, А.А. Кашкина, Ю.М. Колпакова, О.Б. Житкова, М.М. Чубарова.

В) спортсмены Отечественной школы плавания.

Первые состязания по плаванию состоялись в России спустя почти 17 лет после Отечественной войны 1812 года. Местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 53 метра 34 сантиметра (25 саженей) преодолевалась наперегонки. Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями – офицеры второй саперной бригады русской армии. По результатам состязаний из числа лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат укомплектовывались специальные подразделения.
Начиная с лета 1829 года, состязания по плаванию проводились ежегодно в первой и во второй саперной бригаде, а плавание нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск.

Читайте также: