Циолковский что делать на земле кратко

Обновлено: 05.07.2024

Справжня історія України-Русі та Московії. Національно-визвольна боротьба поневолених Москвою народів.

Сторінки

пʼятниця, 24 серпня 2018 р.

О большинстве идей Циолковского, за исключением связанных с космонавтикой, сейчас вспоминать не принято. А жаль – мыслил Константин Эдуардович широко и по пустякам не разменивался. Так, для избавления всего живого от страданий он предлагал уничтожать целые классы живых существ, стерилизовать детородную функцию у людей, и вообще взять власти под полный контроль рождение детей, вплоть до формирования родительских пар.

Циолковский о себе

(Выдержки из: Фатум, судьба, рок. (Из автобиографии). М.: Отечественные архивы, 2001.- № 2. с. 47 – 51)

В 1867- 68 году, когда я был, приблизительно, 10 – 11 лет, последовал первый удар судьбы. У меня была скарлатина, результатом чего были: некоторое умственное отупение и глухота. Но что же сделала со мной глухота? Она заставляла страдать меня каждую минуту моей жизни, проведённую с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя, заставляло искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презираемым. Мне всегда казалось, что за глухоту меня презирают. Да оно так и было, хотя принято скрывать презрение к больным и уродам. Начальный удар от глухоты произвёл усиление ума, который от людей перестал получать впечатления. Я как бы отупел, ошалел, постоянно получая насмешки или обидные замечания. Способности мои ослабели, я как бы погрузился в темноту.

Учиться в школе я не мог. Учителей совершенно не слышал, или слышал одни неясные звуки. Но постепенно мой ум находил другой источник идей в книгах.

Глухота, заставляя непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь и теперь гонит, она отделила меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим и навеянным наукой мыслям. Без неё я никогда бы не сделал и не закончил столько работ.

Я решил не следовать страстям, а как можно скорее жениться без любви на доброй и трудящейся девушке, которая не могла бы препятствовать моим стремлениям. Женитьба эта тоже была судьбой и великим двигателем. Я, так сказать, сам на себя наложил страшные цепи.

Характер у меня вообще, с самого детства, скверный, горячий, несдержанный. А тут глухота, бедность, унижение, сердечная неудовлетворённость, и вместе с тем пылкое, страстное до безумия стремление к истине, к науке, к благу человечества, стремление быть полезным, выбраться из застенка с тою же целью, полное, ради этого, пренебрежение средними человеческими обязанностями.

Евгеника в масштабе планеты Земля

«Если бы мы предоставили полную свободу хищникам, животным, растениям и бактериям, если бы не боролись, не сопротивлялись им, то они истребили бы человечество без остатка. Даже бактерии и насекомые могли бы нас одолеть. Даже домашние животные могли бы послужить причиною нашей гибели при полном непротивлении и потакательстве.

Действительно, они бы могли страшно размножиться и поесть все человеческие запасы или уничтожить поля, сады и огороды. Если слабые и кроткие домашние животные могут своей ограниченностью уничтожить человека, то тем более злые или заблуждающиеся люди — лучшую, но не сопротивляющуюся часть человечества.

Не только дурные люди отдельно проявляют своё зло, но даже и лучшая часть общества, благодаря своей силе, почти всегда угнетает более слабую.

Необходимость борьбы с людьми доказывает, что некоторая часть человечества находится на очень низкой нравственной ступени, что эта часть подобна хищным животным и вредным бактериям.

Итак, борьба неизбежна. Но как бороться: убивая существа, или только ограничивая их свободу? Волков, тигров, ядовитых змей, вредных насекомых просто истребляют, т.е. убивают. К бактериям и насекомым, как низшим существам, подобным растениям, это также применимо. Вредные растения и бактерии можно без колебания уничтожать: они почти не страдают. Насекомые уже чувствительнее. Но и их чувствительность ничтожна.

Однако, к человеку можно быть ещё милосерднее. Он может вести даже и брачную жизнь, но оставаться бесплодным, благодаря лёгкой операции над мужем или женою.

К. Э. Циолковский

1. Для бактерий, растений и низших существ можем применить уничтожение самих существ и уничтожение их зачатков прокаливанием почвы в каждом уединённом участке. Размножение так быстро, что только уничтожением родов в изолированных частях мы можем успешно бороться с ними.

6. Несовершенные в физическом, умственном или нравственном отношении — безбрачием или бесплодными браками, смотря по желанию. Но между ними могут попадаться полезные и даже гениальные люди, также, как и между преступными. Их род должен продолжаться и улучшаться подходящими браками.

На суше применимо разделение Земли на уединённые участки, но на море — это, как будто, невозможно. Однако гении разрешат и этот вопрос.

Вместо эпилога

Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. 2 рубля, серебро, 2007 г.

Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

libking

Константин Циолковский - Что делать на Земле? краткое содержание

Что делать на Земле? - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Константин Эдуардович Циолковский

Что делать на Земле?

СОДЕРЖАНИЕ. Что всего важнее. Суеверия, пессимизм или ограниченный материализм. Картина космоса. Совершенство космической жизни. Основания этики. Что делать на земле. Общественное устройство.

ЧТО ВСЕГО ВАЖНЕЕ

Эти идеи, хотя и не так полно, были уже высказаны мною в Монизме и других статьях. Я снова считаю не лишним повторять их, хотя в другой форме. Таким образом, читатель видит предмет как бы с разных точек зрения и потому лучше понимает его. Надо говорить о том, ЧТО ВСЕГО ВАЖНЕЕ. Всего важнее вопросы: 1) будет ли жить человек после смерти и, 2) если будет, то какова эта жизнь. Почему же это важно? Атомы, из которых состоит человек, живут в его образе не долгое время (ну хоть 100 лет), в другом же виде, в другой комбинации — бесконечность. Конечно, нет ничего важнее, как узнать о судьбе этой бесконечности. И жизнь должна приноравливаться к ней. Некоторые мыслители пришли к такому ответу: БУДЕТ ЖИТЬ, НО КАЧЕСТВО БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК ОН ПРОВЕЛ СВОЮ НАСТОЯЩУЮ ЖИЗНЬ. Доказать ни того, ни другого они не могли. Однако сумели внушить свою веру другим людям. И сейчас человечество склонно верить этим положениям. Процент веры различен: от 0 до 100. Такая вера, разумеется, весьма желательна, так как она дает бодрость сознательному существу и остерегает его от ошибок. Какой же источник поддерживает эту веру? Вера в бесконечность жизни (и в ПОСТЕПЕННОЕ ее изменение) у людей, незнакомых с науками, поддерживается известными всем фактами. Напр., человек внезапно умирает. Все органы его целы. Отчего же он перестает ходить, говорить, работать и т. д. Для решения этого вопроса у простого человека возникает гипотеза о душе. Есть такая штучка внутри человека, которая живит тело. Уходит она и тело становится мертвым, приходит — и тело оживает. Отсюда выводы: 1) душа сохраняет свои свойства после смерти, 2) животные также имеют душу. Вот еще основание для веры в духов. Больные, а иногда и здоровые видят наяву своих умерших родственников и знакомых и самым искренним образом разговаривают с ними в присутствии посторонних лиц. Это так называемые галлюцинации. Они бывают: зрительные, слуховые и осязательные, а иногда — все вместе. Из этого делают вывод: духи существуют, но для одних видимы, а для других — нет. Сны, обмороки, летаргическое состояние также побуждают средних людей верить в душу, как хозяйку тела. Обморок объясняется временным уходом души из тела. Сон с видениями живых и особенно умерших считается блужданием души без тела и доказательством существования душ живых и умерших людей. Верят в это не только простые люди, но и образованные, даже очень ученые и гениальные. Объясняется это их незнакомством с естественными науками, особенно с устройством тела и мозга животных. А иногда бывает от чрезмерного легковерия, недостатка критических свойств. Это особенные люди, которые дают себя легко обмануть. Однако и средний человек, если поразмыслит, то может усомниться в существовании души. Действительно, смерть есть ВСЕГДА результат порчи животного механизма. Иногда это очевидно, иногда же только вскрытие и тщательное исследование тела специалистами может открыть причину смерти. Мы часто не понимаем причину остановки маленьких часов и порчи сложных машин. Как же мы можем понять причину смерти, если животное в миллионы раз сложнее самых хитрых машин! Тут иногда недостаточно и микроскопа! Умственная деятельность, страсти, движения лица и членов — все результат строения тела и мозга. Так вам скажут все физиологи и медики, кроме самых упрямых, или испорченных ложным воспитанием. Отсюда видно, что свойства души и тела исчезают со смертью, так как зависят от тела и мозга, которые со смертью расстраиваются. Крепкие сны и обмороки объясняются приостановкой деятельности некоторой части нервной системы, от той, или другой причины. Галлюцинации всех родов — самостоятельной работой нервных центров, которые обыкновенно возбуждаются только внешними впечатлениями. Галлюцинация есть усиленное болезненное возбуждение мозговой деятельности, доходящее до самообмана. Мы можем себе вообразить что угодно, но мы в то же время сознаем, что это игра воображения. Если эта игра от болезни или яда усиливается, а сознание и внешние восприятия ослабевают, то перевес становится на сторону воображения, и мы начинаем смешивать внутреннюю игру мозга с внешними впечатлениями. Тогда-то мы видим духов. Во сне прекращается сознание действительности, умолкает все внешнее и мы игру воображения отдохнувшего (перед просыпанием) мозга принимаем за реальность. Смешные выводы из простодушной веры людей приводят нас также к отрицанию. Напр., вселенная должна быть переполнена душами коров, лошадей, собак, мух, клопов и других существ. После смерти собаки она увидится с душами других собак и т. п.

Выходит, как будто, что со смертью животного все для него прекращается. (Жизнь не повторяется, живут один раз и т. д.). Наука и даже простой здравый смысл отрицает вечность жизни какого бы то ни было существа. Значит, и говорить о возмездии, о зависимости между настоящей жизнью и будущей не имеет, как будто, никакого смысла.

Второе верование (о качестве посмертной жизни) отпадает само собой.

Вот к чему приводит разум среднего человека, не проникнутого знанием физиологии.

Кто же мог подумать, что этот самоучка будет основоположником современной теории ракетостроения и ракетодинамики?

Памятник К. Э. Циолковскому в Боровске

Ученый в мастерской

Циолковский всегда грезил о космосе и стремился свои мечтания обосновать теоретически и даже практически. Первые мысли об использовании ракет для полета в космос высказывались ученым еще в 1883 году, однако стройной математической теории реактивного движения суждено было появиться лишь тринадцать лет спустя.

Многие теории Константина Эдуардовича можно назвать пророческими, например, о выборе жидкого двухкомпонентного топлива и о возможности использования других видов топлива, в частности энергии распада атомов.

Семья Циолковских, 1902 год

В лаборатории среди своих моделей дирижаблей

Его идеи о регенеративном охлаждении камеры сгорания и сопла двигателя компонентами топлива, керамической изоляции элементов конструкции, раздельном хранении и насосной подаче топлива в камеру сгорания, оптимальных траекториях спуска космического аппарата при возвращении из космоса с успехом применяются сегодня.

Схемы К. Э. Циолковского

Астрономические чертежи

Ученый активно совмещал теорию и практику, стараясь найти возможные пути реального осуществления всего, что он задумал. Циолковский научно обосновал проблемы, связанные с ракетным космическим полетом. Например, он детально рассмотрел все, что касается ракеты: законы движения, ее конструкцию, вопросы управления, проведение испытаний, обеспечение надежной работы всех систем, создание приемлемых условий полета и даже подбор психологически совместимого экипажа.

Любопытно, что, не имея практически никаких приборов, Циолковский рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли — промежуток от трехсот до восьмисот километров над планетой. Именно на этих высотах и проходят современные космические полеты.

Во времена Циолковского мало кто верил, что его мечты станут когда-нибудь реальностью

Прошло всего 20 лет после смерти Циолковского — и космос был покорен. Очень символично, что первый искусственный спутник был русским

Прошло всего 20 лет после смерти Циолковского — и космос был покорен. Очень символично, что первый искусственный спутник был русским

Циолковский вывел формулу, которая впоследствии будет названа его именем, позволяющую определить скорость летательного аппарата под воздействием тяги ракетного двигателя. При этом ученому удалось получить ответ на важный практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить нужную скорость отрыва от Земли и благополучно покинуть планету? Результат расчета был таков: чтобы ракета с экипажем развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весят корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. Но как вместить в корабль столько топлива? Ученый нашел оригинальный выход — ракетный поезд, состоящий из нескольких ракет, соединенных между собой. В передней ракете находятся определенное количество топлива, пассажиры и оборудование. Далее ракеты работают поочередно, разгоняя весь межпланетный поезд. Как только топливо в одной ракете выгорит до конца, она сбрасывается: в результате удаляются опустошенные баки и корабль становится легче. Далее начинает работать вторая ракета, затем — третья и т. д.

На основании формулы Циолковского был сделан важный вывод о том, что возможности ракеты в первую очередь определяются характеристиками двигателя и совершенством ракетной конструкции.

Принципы запуска ракет были сформулированы Циолковским задолго до того, как человечество поверило в возможность покинуть планету

Принципы запуска ракет были сформулированы Циолковским задолго до того, как человечество поверило в возможность покинуть планету

Точность, с которой Циолковский предсказывал существование будущих околоземных станций, поражает

Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, Калуга

Циолковский оставил богатейшее научное наследие. Не все его идеи представляют большую ценность для науки, но все же ко многим вопросам ученый обратился первым. Его взгляды даже сейчас кажутся немного фантастическими. Поражает то, с какой точностью ученый предсказывал будущее. Так, ему принадлежит первенство в изучении вопроса об искусственном спутнике Земли и его роли для народного хозяйства.

Памятник К. Э. Циолковскому в Калуге

Марки разных стран, посвященные Циолковскому

Памятник в Москве

Краткая биография

Константин Эдуардович Циолковский

В 1926–1929 годах Циолковский занимался практическими вопросами космических полетов. В это время рождаются самые смелые и даже фантастические идеи, которым суждено сбыться в будущем. Циолковский рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли, отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, придумал первые колесные шасси, разработал принципы движения на воздушной подушке, писал о будущем открытии лазера и предсказал проникновение математики во все области науки. Умер Циолковский 19 сентября 1935 года.

Что всего важнее. Суеверия, пессимизм или ограниченный материализм. Картина космоса. Совершенство космической жизни. Основания этики. Что делать на земле. Общественное устройство.

ЧТО ВСЕГО ВАЖНЕЕ

Эти идеи, хотя и не так полно, были уже высказаны мною в Монизме и других статьях. Я снова считаю не лишним повторять их, хотя в другой форме. Таким образом, чи­татель видит предмет как бы с разных точек зрения и потому лучше понимает его.

Надо говорить о том, ЧТО ВСЕГО ВАЖ­НЕЕ. Всего важнее вопросы:

1) будет ли жить человек после смерти и,

2) если будет, то какова эта жизнь.

Почему же это важно? Атомы, из которых состоит человек, живут в его образе не долгое время (ну хоть 100 лет), в другом же виде, в другой комбинации — бесконечность. Конечно, нет ничего важнее, как узнать о судьбе этой бесконечности. И жизнь должна при­норавливаться к ней. Некоторые мыслители пришли к такому ответу: БУДЕТ ЖИТЬ, НО КАЧЕСТВО БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК ОН ПРОВЁЛ СВОЮ НАСТО­ЯЩУЮ ЖИЗНЬ. Доказать ни того, ни другого они не могли. Однако сумели внушить свою веру другим людям. И сейчас человечество склонно верить этим положениям. Процент веры различен: от 0 до 100. Такая вера, разумеется, весьма желательна, так как она даёт бодрость сознательному существу и остерегает его от ошибок. Какой же источник поддерживает эту веру? Вера в бесконечность жизни (и в ПОСТЕПЕННОЕ её изменение) у людей, незнакомых с науками, поддерживается известными всем фактами. Напр., человек внезапно умирает.

Все органы его целы. Отчего же он перестаёт ходить, говорить, работать и т.д. Для решения этого вопроса у простого челове­ка возникает гипотеза о душе. Есть такая штучка внутри чело­века, которая живит тело. Уходит она и тело становится мёрт­вым, приходит — и тело оживает. Отсюда выводы:

1) душа со­храняет свои свойства после смерти,

2) животные также имеют душу.

Вот ещё основание для веры в духов. Больные, а иногда и здоровые видят наяву своих умерших родственников и знакомых и самым искренним образом разговаривают с ними в присутствии посторонних лиц. Это так называемые галлюцинации. Они бывают: зрительные, слуховые и осязательные, а иногда — все вместе. Из этого делают вывод: духи существу­ют, но для одних видимы, а для других — нет. Сны, обморо­ки, летаргическое состояние также побуждают средних людей верить в душу, как хозяйку тела. Обморок объясняется времен­ным уходом души из тела. Сон с видениями живых и особенно умерших считается блужданием души без тела и доказатель­ством существования душ живых и умерших людей.

Верят в это не только простые люди, но и образованные, даже очень учёные и гениальные. Объясняется это их незнакомством с естественными науками, особенно с устройством тела и моз­га животных. А иногда бывает от чрезмерного легковерия, не­достатка критических свойств. Это особенные люди, которые дают себя легко обмануть. Однако и средний человек, если по­размыслит, то может усомниться в существовании души. Дей­ствительно, смерть есть ВСЕГДА результат порчи животного механизма. Иногда это очевидно, иногда же только вскрытие и тщательное исследование тела специалистами может открыть причину смерти. Мы часто не понимаем причину остановки маленьких часов и порчи сложных машин. Как же мы можем понять причину смерти, если животное в миллионы раз слож­нее самых хитрых машин! Тут иногда недостаточно и микро­скопа! Умственная деятельность, страсти, движения лица и членов — всё результат строения тела и мозга. Так вам скажут все физиологи и медики, кроме самых упрямых, или испорчен­ных ложным воспитанием.

Отсюда видно, что свойства души и тела исчезают со смертью, так как зависят от тела и мозга, которые со смертью расстраиваются. Крепкие сны и обморо­ки объясняются приостановкой деятельности некоторой части нервной системы, от той, или другой причины. Галлюцинации всех родов — самостоятельной работой нервных центров, ко­торые обыкновенно возбуждаются только внешними впечатле­ниями. Галлюцинация есть усиленное болезненное возбужде­ние мозговой деятельности, доходящее до самообмана. Мы мо­жем себе вообразить что угодно, но мы в то же время сознаём, что это игра воображения. Если эта игра от болезни или яда усиливается, а сознание и внешние восприятия ослабевают, то перевес становится на сторону воображения, и мы начинаем смешивать внутреннюю игру мозга с внешними впечатления­ми. Тогда-то мы видим духов.

Во сне прекращается сознание действительности, умолкает всё внешнее и мы игру воображе­ния отдохнувшего (перед просыпанием) мозга принимаем за реальность.

Смешные выводы из простодушной веры людей приводят нас также к отрицанию. Напр., вселенная должна быть переполнена душами коров, лошадей, собак, мух, клопов и других существ. После смерти собаки она увидится с душа­ми других собак и т.п.

Выходит, как будто, что со смертью животного всё для него прекращается. (Жизнь не повторяется, живут один раз и т.д.). Наука и даже простой здравый смысл отрицает вечность жизни какого бы то ни было существа. Значит, и говорить о возмездии, о зависимости между настоящей жизнью и будущей не имеет, как будто, никакого смысла.

Таким образом, второе верование (о качестве посмертной жизни) отпадает само собой.

Вы прочитали только часть статьи Константина Циолковского.


Константин Циолковский

Костя Циолковский в возрасте пяти-шести лет

Константин Эдуардович Циолковский появился на свет 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего. Константин был не единственным ребёнком Эдуарда Игнатьевича и Марии Ивановны — старший брат Дмитрий родился в 1851 году; позже родились Игнатий (1858) и Екатерина (1868). В 1860 году семья перебралась в Рязань. Там мальчик заболел скарлатиной, из-за чего едва не потерял слух. Тогда подобная инвалидность была почти приговором, ведь человек практически выпадал из общественной жизни и мог рассчитывать только на доброту окружающих. Однако сам Циолковский позднее утверждал, что именно глухота помогла ему стать учёным: он не мог играть и общаться с другими детьми, поэтому с раннего возраста предавался размышлениям.

В 1868 году семья Циолковских вновь переехала — в Вятку. Отец отдал Константина вместе с Игнатием в первый класс мужской гимназии. Но Костя там особо не блистал — глуховатому мальчику попросту было трудно учиться, да и учителя были чересчур строги. На третий год его исключили. Пришлось заниматься самообразованием. Тогда Циолковский впервые приобщился к техническому творчеству. Он изготавливал заводные пружинные игрушки, увлекался фокусами, даже сделал небольшой токарный станок для обработки дерева.

В возрасте пятнадцати лет Циолковский увлёкся воздухоплаванием. Его воображение захватила идея безопасного, устойчивого и несгораемого дирижабля. Парадоксально, но любимая научная тема Циолковского впоследствии не получила практического развития.

Отец космонавтики Константин Циолковский

Модель металлического аэростата (один из проектов Циолковского)

Необыкновенные способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он надумал послать юношу в Москву, надеясь, что тот сумеет добиться успеха на поприще технических наук. В 1873 году Константин покинул Вятку для поступления в ремесленное училище, однако его туда не приняли. Но молодой человек остался в Москве, нашёл себе жильё и продолжил самообучение. Он сидел на хлебе и воде — почти все деньги уходили на книги. За первый год Циолковский освоил физику и начала математики. На втором году изучил дифференциальное и интегральное исчисления, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. Однако абстракции мало интересовали его. Циолковский прежде всего думал о решении конкретных задач. Из-за этого он не осилил классическую философию, а в зрелом возрасте не смог признать значимость идей Эйнштейна, Лобачевского, Минковского и других реформаторов науки.

Циолковский и марсиане

Марсиане

В 1876 году Константину пришлось вернуться в родительский дом: отец решил, что двух лет в Москве вполне достаточно. Хотя образование Циолковского было ещё далеко от завершения, он устроился работать репетитором — помогли отцовские связи.

Новое увлечение не на шутку захватило Циолковского. Он начал обдумывать аспекты межпланетных путешествий — и прежде всего хотел выяснить, какие перегрузки способен вынести живой организм. В Рязани он построил первую в мире центрифугу для проведения медико-биологических экспериментов и раскручивал в ней случайных животных. Так он выяснил, что цыплёнок спокойно выдерживает десятикратную перегрузку, а таракан — трёхсоткратную!

Жизнь шла своим чередом. Министерство просвещения отправило Циолковского в Боровск. В 1880 году Константин женился на дочери местного священника. За молодым учителем прочно закрепилась репутация чудака. Действительно, обстановка его дома была очень странной. Биографы очень любят цитировать один фрагмент из воспоминаний Константина Эдуардовича:

Отец космонавтики Константин Циолковский 1

Константин Циолковский с заготовками для действующей модели металлического дирижабля

У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колёса, блистали иллюминации и светились вензеля. Толпа одновременно поражалась громовым ударам. Между прочим, я предлагал желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся угощением получали электрический удар. Любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими ногами за нос или за пальцы. Волосы становились дыбом, и выскакивали искры из всякой части тела. Кошка и насекомые также избегали моих экспериментов. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, поднимаясь и опускаясь.

Отец космонавтики Константин Циолковский 2

Дом Циолковского в Боровске (Dmitry Rozhkov | СС BY-SA 3.0)

Циолковский и Королёв

Циолковский и Королёв

Памятник несостоявшейся встрече

Хотя Константин Эдуардович продолжал плотно заниматься проектом металлического дирижабля, его всё сильнее интересовали вопросы межпланетных перелётов. Например, он пытался представить, какие эффекты будут наблюдаться в состоянии невесомости. Однако Циолковский как практик хорошо видел и главную проблему, препятствующую освоению Солнечной системы, — отсутствие технической возможности разогнаться до космических скоростей. Описанные в фантастике концепции лунных пушек и антигравитационных аппаратов выглядели пустым фантазированием, поскольку нарушали известные законы физики.

Отец космонавтики Константин Циолковский 3

Константин Циолковский за работой

Отец космонавтики Константин Циолковский 4

Обложка брошюры Александра Фёдорова

Формула Циолковского была несовершенна, но и её на начальном этапе оказалось достаточно, чтобы провести анализ. Калужский учитель установил, что межпланетные полёты вполне возможны, если в качестве топлива применять смесь из нефти и жидкого кислорода — эти компоненты в его время добывать и использовать уже умели.

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, которая сегодня носит его имя. Она связывает четыре параметра: скорость ракеты в любой момент времени, скорость истечения продуктов сгорания из сопла, массу ракеты и массу взрывных веществ. Значение этой формулы для инженера-ракетчика трудно переоценить. Допустим, необходимо запустить спутник на околоземную орбиту. Значит, скорость ракеты после исчерпания топлива должна равняться первой космической скорости. Скорость истечения для каждого вещества индивидуальна. Располагая этими двумя величинами, можно перебирать соотношения масс топлива и ракеты, добиваясь оптимального.

Отец космонавтики Константин Циолковский 5

Фрагмент рукописи с выводом формулы Циолковского

Отец космонавтики Константин Циолковский 6

Космические ракеты Константина Циолковского

Российская фантастика конца XIX века была бедна на авторов. Издавались преимущественно мистические или утопические истории. В то же время молодёжь зачитывалась романами Жюля Верна и Герберта Уэллса. Любителем зарубежной фантастики был и Циолковский. Богатое воображение подталкивало калужского учителя к собственным пробам пера, и самым удобным форматом для него оказались научно-фантастические очерки, служившие иллюстрациями к его необычным идеям.

Отец космонавтики Константин Циолковский 7

Выполнив миссию по спасению человечества, учёные отправились к Луне и высадились на её поверхность. Там они обнаружили целые россыпи драгоценных камней и повстречали необычных существ, живущую в непрерывной погоне за солнечным светом. Затем межпланетные путешественники двинулись к Марсу, но садиться на него не стали, поскольку не были технически к этому готовы.

Примечательная деталь: в отличие от других сторонников космической экспансии, Циолковский не считал необходимым освоение соседних планет — он верил, что в самом межзвёздном пространстве достаточно ресурсов для обеспечения растущего человечества.

Отец космонавтики Константин Циолковский 8

Константин Циолковский в своей домашней библиотеке

С большим пиететом относились к Циолковскому и ракетчики. Будущий главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королёв понимал, что для создания новой сферы научно-технической деятельности, какой станет реальная космонавтика, ему нужны авторитетные предшественники. Но, кроме Циолковского, в России никого подходящего не было. Поэтому, едва занявшись ракетостроением, Королёв установил тесные контакты с калужским учителем, цитировал его труды и всячески чествовал.

Ссылаясь на Циолковского, молодые советские ракетчики преодолели недоверие высокопоставленных военных и развернули работу — сначала в Группе по изучению реактивного движения (ГИРД), затем в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ).

Циолковский в кино

Отец космонавтики Константин Циолковский 9

Поэт Евгений Евтушенко в роли Константина Циолковского

Отец космонавтики Константин Циолковский 12

Константин Циолковский в своей лаборатории

Современный сборник философских статей Циолковского

Циолковский очень хорошо представлял себе, что это за стандарты и каким способом можно усовершенствовать современное человечество. И он делился рецептом спасения. Для начала необходимо признать, что прогресс двигают гении. Следовательно, все социальные институты должны быть ориентированы на их выявление и обучение. А уж гении неизбежно придут к пониманию, что главная цель человечества — расселиться по всему обозримому космосу. И тогда наша космическая экспансия станет неизбежной.

Циолковский в космосе

Кратер Циолковский

Отец космонавтики Константин Циолковский 11

Памятник Циолковскому

Памятник Константину Циолковскому на Аллее космонавтов в Москве

Не исключено, когда-нибудь философию Константина Циолковского забудут. Забудут, что он вывел ключевую формулу и придумал прообраз первой космической ракеты. Всё возможно. Однако можно быть уверенным, что в человеческой памяти навсегда останется его лозунг, содержащий суть космической экспансии:

Читайте также: