Как меняется восприятие сказки по мере взросления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы воспитывать грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

За период от двух до пяти лет проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей. У них есть мысли и чувства похожие или не похожие на него.

Можно отметить следующие основные возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства. По мнению Л.М. Гурович, для детей этого возраста в первую очередь характерна зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни. Но дети очень часто строят неверные суждения о том, что не совпадает с их жизненными представлениями. На восприятие произведения может оказать влияние и педидущий литературный опыт ребенка.

Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом.

Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Малышей не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. Детей интересует внешний вид. Действия и поступки персонажа, но они не понимают его внутренних переживаний, мотивов поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются и иллюстрации.

По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно этим объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

• формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно, слушать литературные произведения;

• обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;

• помогать детям, соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;

• помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

• помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

• помогать детям, мысленно представлять, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.

Самым маленьким книжку лучше не читать, а рассказывать – короткие произведения, известные многим с детства, вполне позволяют сделать это. Преимущество рассказывания перед чтением, прежде всего в том, что рассказчик передает содержание так, как будто он сам был участником событии, тем самым создается особая атмосфера для восприятия произведения.

Выбирая произведение для чтения детям младшего и среднего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и ограждать мир ребенка от зла и несправедливости, сказочных персонажей, носителей зла. Дети очень часто одушевляют и считают, что они могут реально присутствовать в жизни, угрожая им. И уж ни в коем случае не нужно читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи.

Старайтесь читать ребенку не спеша, предварительно объяснить то, что может быть ему не понятно, хорошо проговаривая все звуки, ведь его речевой слух находится в процессе развития, он не всегда может вычленить слово из потока речи и осмыслить его.

Читая ребенку, необходимо помнить, что восприятие её происходит, скрыто от вас. На первый взгляд может показаться, что дитя ничего не понимает и не может воспроизвести только что прочитанное произведение, но проходит время, и он начинает удивлять вас своими суждениями. Поэтому отнеситесь ответственно к выбору произведений для чтения, руководствуясь прежде всего собственным вкусом и интуицией, и помните о доступности текста для ребенка, его художественных достоинствах.

Чтобы развить образное мышление, нужно как можно чаще давать ребенку возможность представлять внешний вид персонажа, обстановку в которой происходит действие, картины природы и другое. Целесообразно вместе с ребенком как можно внимательнее рассматривать иллюстрации художников к прочитанным произведениям, комментируя их, или побуждать ребенка самого рисовать и объяснять свои рисунки.

Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, особый настрой ребенка на встречу с книгой, чтобы эта встреча была для него праздником, который всегда с нетерпением ожидается, чтобы, став взрослым он с гордостью вспоминал об этих минутах истинного наслаждения.

Консультация подготовлена: (По материалам полной хрестоматии для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей в 2 кн. Составитель С.Д. Томилова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. -704с.)

Одна моя клиентка владеет небольшим предприятием, где работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что хозяйка работает на них. Она подбирает самых беспомощных в профессиональном плане работников, опекает их, решает их проблемы, в том числе личные.

Вот еще один пример. На заре перестройки, когда еще никто не знал о финансовых пирамидах, я случайно встретилась в кафе с одним из самых знаменитых впоследствии авторов подобной аферы. Тогда он был еще никому не известен. С ним за столиком сидел мой коллега, психолог, в том числе занимающийся разработкой концепций рекламных роликов. И вот за разговором они попросили меня придумать креатив для раскрутки венчурного предприятия. Я стала расспрашивать, чего они хотят, что за деятельность предполагается?

Видимо, в детстве они сочувствовали Буратино, разглядывая те же картинки. Эту историю я вспомнила лишь через несколько лет, когда пирамиды успели не только построиться, но и обрушиться, и миллионы людей потеряли свои деньги. И сегодня мы постоянно слышим подобные истории — об обманутых дольщиках и вкладчиках.

Обращение к своим любимым сказкам — один из вариантов сценарного анализа. В детстве мы постоянно перечитывали их, неосознанно идентифицировали себя со сказочными героями, представляли себя на их месте и переживали события их сказочной жизни. Какие-то из сказок могли произвести на нас настолько сильное впечатление (и не обязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу нашего жизненного сценария.

Как обнаружить свою сценарную сказку?

Посмотрев на них, мы можем понять, как это работает у нас. Но недостаточно просто вспомнить любимую сказку. При анализе сказок важно обратить внимание на три момента.

Много произведений детства, которые на нас производили впечатление, есть и из них самые любимые. Которые, впечатлитесь на минутку, влияют на судьбу. ? Часто в работе с клиентами, проводя анализ, вдруг выясняется, что герой любимой сказки-это сам клиент и есть. И жизнь проходит у кого в дремучем лесу, кто в башне сидит со своей косой, кто отмывает от золы дом.

Сценарий-это судьба, план жизни, который формируется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается именно так, как было определено с самого начала, Эрик Берн.

Сам автор теории выделял сценарии как победителей, так и проигравших, сценарий не победителей.

Как же формируется сценарий? Ребенок считывает и воспринимает мир через родителей, братьев и сестер Это помогает еще беззащитному, крошечному малышу адаптироваться в незнакомом и большом мире. Важную роль играет не только смысл, но и интонации голоса, неосознанное отношение родителей к самим героям, акценты, комментарии в отдельных моментах. Все это влияет на ребенка. Важно еще и само восприятие ребенком происходящего в жизни родителей или его восприятие сказки, мультфильма.

Ассоциируясь с любимым героем, мы в детстве копируем его стратегии. Во взрослой жизни происходит то же самое, только человек не понимает, как с ним это происходит

А знание сказки и понимает понять модель и структуру выстраивания жизни. Она закладывает нашу судьбу, поведение и характер. Ее конечно же, можно изменить, этим и занимаются профессиональные психологи.

Немного о ваших любимых героях.

Русалочка . Тема сказки - двое молодых людей любят друг друга, но не могут быть вместе. Задает программу жертвоприношения мужчине, который все равно выбирает не ее. Еще интересно в жизни порой отражается, что у Русалочки хвост, а не ноги.

Золушка . Тема сказки - как получить желаемое. Жертвенность с нереальным счастливым окончанием. В сказке транслируется, что если будешь мыть, стирать, убирать и слушаться, то станешь принцессой. Быть послушной и ждать за труды вознаграждения.

Дюймовочка закладывает интересную программу на поиск своего. Дюймовочку все-время выдают замуж, но она ждет своего избранника.

Красавица и чудовище. Во взрослой жизни может отражаться надеждой, что чудовище из алкоголика/наркомана/домашнего тирана превратится в принца.

Морозко -сказка про послушничество. Она ко всем добра и трудолюбива, как и в Золушке. Мораль: надо слушаться и принимать любые сюрпризы судьбы.

Емеля. Простодушный Емеля, как и все дураки на Руси, совсем не ленивый. На самом деле за этим скрывается мудрость и проницательность. Сказка может заложить как программу лени, так и программу думай, прежде чем делать. Поиск скрытых преимуществ.

Гадкий утенок взрослея, отказывается от роли жертвы и решает принять смерть от прекрасных лебедей, коим сам и оказывается, находя таким образом, свою волшебную стаю.

Гуси-лебеди. Сюжет взаимопощи указывает на добро, которое вернется. Не обязательно сразу. Помогай просто так, не жди отдачи. А с другой стороны-множественные испытания.

Волк и семеро козлят. Темой этой сказки является исключенный из системы отец.Нарушение контакта ребенка с отцом и одновременно с матерью, поскольку та препятствует или мешает его отношениям с отцом. Во взрослой жизни это может отразиться исключением мужской части из семьи.

Курочка-Ряба - это сказка о волшебстве, о счастливых случайностях, в которой жизнь дарит счастье, а ты не знаешь, что это оно и что с ним делать. Будь внимателен и не плачь, если пропустил удачу.

Репка . Тема сказки - командный дух, сплоченность, ресурсы. Даже если, что-то сразу не получается нужно прилагать усилие и пробовать. В итоге даже малейшее последующее усилие может оказаться решающим и все получится. Нет ничего невозможного.

Колобок - кладезь интерпретаций. Одна из них: человек начинает дело, но ничего не доводит до конца - он "катится" дальше, как только ему становится скучно. С другой стороны, внимание к ресурсам: по сусекам поскребли, по амбару помели. Будь внимателен: увидел врагов, успеешь убежать. Будь внимателен, когда подлизываются – могут съесть. Или одну из интерпретаций, которую я слышала, все звери были мужского рода, а попался он в пасть к женскому.

Сказки бывают разные. Важно то, что вы можете выбирать сами, что вы будете читать деткам. Сделайте заведомо лучший выбор – читайте об успехе и взаимопомощи, выделяйте положительных героев-победителей.

Чтобы определить, насколько гармонична ваша сказка, посмотрите на свою жизнь со стороны, на свои сферы жизни, и, я уверенна, это даст вам подсказки. И обратите внимание на важный ньюанс: вам могла нравится не вся сказка целиком, а лишь определенный момент, который вы и старательно привносите в свою реальную жизнь.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания : она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

С. Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.

О. С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Литература :

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.

2. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.

3. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС. Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций Несмотря на то, что вопрос о роли проблемных ситуаций в познавательной деятельности.

Читайте также: