Целеполагание как функция планирования деятельности детского сада
Обновлено: 05.07.2024
· состояние и качество методической работы в школе;
· эффективность работы с родителями и общественностью;
· состояние здоровья педагогов и учащихся, их санитарно-гигиеническая культура;
· результативность деятельности совета школы, педагогического совета.
Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.
Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность педагога, так и деятельность ученика. Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели, по утверждению Л.И. Божович, должны явиться результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом, в конкретные требования к его интересам, стремлениям, чувствам и поступкам. При определении "дерева" целей управления необходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель представить в виде ряда конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели достигается за счет выполнения составляющих ее частных целей.
Автор: Сидорова Марина Ивановна,педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой описываются приёмы целеполагания, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, педагогов школ.Педагоги могут использовать статью для выступлений на заседаниях МО, педагогических советах.
Цель: Ознакомление педагогов с приёмами целеполагания для детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в области определения темы и постановки цели занятия совместно с обучающимися;
- научить использовать в практике приёмы целеполагания;
- повысить уровень мастерства педагогов.
2 4 1 6 3 5 0
Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид.Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема "Дикие животные".
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.
- профессиональных умений руководителя,
- способностей оперативно принимать решения,
- способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
- умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
- правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
- умения создавать собственные управленческие концепции развития.
- способность проанализировать ситуацию;
- умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
- умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:
– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.
- недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
- трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
- необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.
Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.
Система планирования в ДОУ.
Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).
- неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
- нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
- отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
- заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
- непродуманность и неразработанность структуры планов.
Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:
1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.
- привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
- обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
- определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
- распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
- выработка оптимального набора форм планирования.
Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.
Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.
Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.
- включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
- создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
- долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
- нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
- заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.
Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.
- определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
- определение исполнителей (кто?);
- обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).
Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным.
- создание долгосрочного плана:
- дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
- способствует снижению риска при принятии решений;
- помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.
Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.
Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.
- определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
- создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
- установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
- выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
- чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.
Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.
Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.
- анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
- планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
- обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
- обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
- создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
- укрепление материально-технической и финансовой базы.
- все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
- кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
- составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
- поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
- Первая часть плана представляет собой:
- анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
- задачи на новый учебный год.
Оформление анализа годового плана
- анализ состояния здоровья воспитанников;
- анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
- анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
- общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
- резервы планирования деятельности на новый учебный год.
- анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
- анализ уровня познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
- общие выводы;
- резервы повышения уровня выполнения программы.
- анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
- анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
- общие выводы;
- резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
- результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
- заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
- анализ методической работы в ДОУ;
- анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
- общие выводы, выявленные тенденции;
- резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
- анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
- выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
- результаты взаимодействия с другими организациями;
- общие выводы.
- итоги административно-хозяйственной работы,
- материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
- проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
- выявить достижения и недостатки в работе;
- определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
- оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
- наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.
Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).
Состоит из следующих разделов:
- инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
- производственные собрания;
- повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
- методические объединения;
- подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
- изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
- консультации с обслуживающим персоналом.
- деятельность совета по развитию ДОУ;
- педагогические советы;
- семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
- работа с молодыми воспитателями.
- родительские собрания (общие/групповые);
- лектории и консультации для родителей;
- дни открытых дверей;
- занятия педагогического всеобуча;
- оформление выставок и др.
- воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
- оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)
- итоговый;
- оперативный;
- фронтальный;
- тематический.
- ремонт помещений;
- укрепление материально-технической базы;
- работа на территории ДОУ;
- работа по охране жизни и здоровью детей и др.
Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:
1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел (н-р, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников, конкурсов, выставок);
3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.Презентация на тему Целеполагание как функция планирования детского сада., предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 16 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Целеполагание как функция планирования детского сада.
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобретает новые черты и особенности.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и развития организации, облегчить контроль.
С теоретической точки зрения это связано с тем, что вводятся новые требования к планированию образовательного процесса, который должен: - основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; принципе интеграции образовательных областей; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;
С практической точки зрения эти требования должны найти отражение в выборе, адаптации или разработке эффективных моделей образовательного процесса для детей разного возраста, выразиться на трёх основных уровнях планирования образовательного процесса: стратегическом, тактическом, и оперативном
Как известно, план работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровней, примерной общеобразовательной программы для дошкольного образовательного учреждения, а так же на основе анализа работы ДОУ за истекший период.
Анализ работы ДОУ за год — это анализ внутренней информации, технология которого состоит из нескольких этапов:
1 этап (предварительный)
2 этап — характеристика элементов анализируемой деятельности.
3 этап — содержательная характеристика связей между элементами.
4 этап (завершающий)
Второй шаг составления годового плана, это четкое представление тех результатов уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты.
При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что создает предпосылки для успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения и облегчает достижение общих целей и задач
дети, педагоги, родители и развивающая среда ДОУ
В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров, повышение уровня профессиональной квалификации не только педагогов, но и их помощников – младших воспитателей .
Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации безопасной жизни, воспитания и обучения дошкольников.
В данном разделе планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями
Заключительную часть годового плана составляют приложения, т.е. более подробные планы работы специалистов, различных комитетов, советов направленных на реализацию общих годовых задач и целей воспитательно-образовательной работы с детьми..
Тщательно разработанный план позволяет выполнить работу более качественно
Читайте также: