Определение направлений по плану география 6 класс кратко

Обновлено: 17.05.2024

Глобусы, карты полушарий и физическая карта России; раздаточ­ный материал.

ВложениеРазмер
opredelenie-rasstoyaniy_-6kl.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №15 География 6 кл. Дата ______

Практическая работа №7 «Определение расстояний, направлений и

Развить и закрепить умение определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте

Глобусы, карты полушарий и физическая карта России; раздаточный материал.

I. Организационный момент

Задания на знание понятий

Что называют географической широтой?

Дайте определение термина долгота.

Задания на проверку усвоения закономерностей

- Определите, какая точка расположена:

а) дальше всех от экватора; 1. 40° с. ш

б) ближе всех к экватору; 2. 20° ю. ш.

в) самая северная; 3. 10° с. ш

г) самая южная. 4. 50° ю. ш.

Какой меридиан является продолжением нулевого, 20° в. д., 50° в. д.?

Чтобы кругосветное путешествие было короче, вы должны будете двигаться по 20° с. ш. или 50° ю. ш.?

Задания на проверку умений

Определите координаты г. Джомолунгма по карте полушарий.

Определите координаты г. Якутска по карте России.

Определите удаленность вашего населенного пункта до экватора и северного полюса в градусах и километрах.

Определите удаленность вашего населенного пункта до нулевого меридиана в градусах и километрах. При расчетах пользуйтесь данными таблицы:

Если стрелка не изображена, то верхняя рамка плана считается северной, нижняя — южной, правая — восточной, левая — западной.

СЮЗВ.jpg

Зная направление на основные стороны горизонта, можно от любой точки плана определить все другие стороны горизонта. Точное направление на какой-либо географический объект показывает азимут. На плане его определяют с помощью транспортира .

Угол 2.jpg


На транспортире отмечен центр . На полуокружности транспортира имеется шкала из \(180\) делений. Одно деление равно \(1°\).

При измерении азимута основание транспортира совмещают с направлением на север, а центр транспортира — с точкой вашего местонахождения. Далее определяют, через какую отметку на транспортире проходит линия от вашего местонахождения до нужного объекта на местности. Это и будет величина искомого азимута.

План может использоваться с целью ориентирования в незнакомой местности. Начиная ориентирование, план нужно повернуть так, чтобы верхняя рамка или стрелка на плане, указывающая направление север–юг, была обращена к северу. Где находится север, можно определить по компасу.

Далее нужно совместить какую-либо линию плана (например, дорогу) с направлением этой же линии на местности. Необходимо также определить, в какой точке местности вы находитесь, и где это место на плане. Это можно сделать, выявив местоположение на плане окружающих вас объектов. Это самый ответственный этап ориентирования. Только обнаружив на плане изображения объекты, имеющиеся на местности, можно определить точку своего нахождения.

В давние времена в морских путешествиях люди стремились устанавливать свое местоположение по звездам, позднее появились компасы. Способность ориентироваться на определенной территории играет большую роль в жизни всякого человека. На данном занятии рассмотрим всевозможные способы ориентирования на местности. Выявим роль компаса, кроме того научимся устанавливать, где мы находимся и определять куда нужно продвигаться, чтобы достичь определенной территории.

План урока:

Способы ориентирования по местным признакам

Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Мы живем в пространстве, в котором на различных расстояниях размещены всевозможные объекты: дома, деревья, кустарники и т.д.

Все, что располагается вокруг нас, представляется нам огромным и бесконечным. Если нашему взгляду не препятствуют дома, горы или лес, то мы видим далеко. К примеру, человек среднего роста, который стоит на ровной местности, может увидеть объекты на расстоянии до 5 км.

Территорию, возможно, обозначить открытой, если нашему взгляду не препятствуют ни постройки, ни лес, ни горы. На открытом участке линия горизонта заметна хорошо. А в лесу данная граница почти не видна, по этой причине такую территорию именуют закрытой.

Вспомним стороны света по рисунку.

Стороны света играют роль при установлении местонахождения, пути движения, то есть при ориентировании.

Внимательный человек, оказавшись на неизведанной местности способен ориентироваться и без компаса. Свое месторасположение он сможет установить с использованием местных признаков.

Поэтому познакомимся со способами ориентирования по местным признакам.

  1. Устанавливать стороны света можно по полуденной тени. Людьми было установлено местонахождение Солнца в полдень. Представим, что небесное светило располагается у нас со спины. Тогда перед нами север, а со спины – юг. Подобный метод ориентирования по местным признакам, то есть по Солнцу, нужно проводить в ясную погоду.

Для ориентирования по небесному светилу допускается использовать прибор, который получил название гномон [1] . Используется с давних времен как солнечные часы.

Его очень просто изготовить, даже если вы находитесь далеко от цивилизации. Для этого можно взять палку и вбить ее в землю, а вокруг провести полуокружность. На рисунке видно как можно определять направление по данному прибору.

  1. Мы с вами живем на территории России, поэтому каждую ночь можем наблюдать самую яркую звезду – Полярную. Она обладает примечательным качеством – при любой ситуации располагается на севере. Вот еще один прием ориентирования на местности, где местным признаком считаются звезды.

При выявлении этой звезды небо должно быть чистым. Установим местоположение созвездия Большой Медведицы, которая походит на ковш. Две крайние звезды соединим в мыслях линией и просчитаем расстояние больше этого в 5 раз. Тогда в конце этой прямой заметим Полярную звезду. Зная, где находится север, возможно, выявить и другие стороны света, ориентируясь на местности без карты и компаса.

  1. Стороны света в ночное время суток возможно установить, наблюдая за Луной. Для ориентирования по Луне на местности необходимо сосредоточить внимание на ее фазы. В каждой своей фазе Луна располагается в определенной стороне света. Познакомимся подробно на следующем рисунке.

Если полная луна появилась на небе в 19.00, значит, она указывает направление на восток, а в 1.00 – на юг. Убывающий месяц в 1.00 ночи указывает направление на восток, а утром в 7.00 – на юг.

  1. В лесу также возможно увидеть достаточное количество местных признаков, по которым можно ориентироваться. Многие из них основаны на неодинаковом количестве тепла, получаемого с разных сторон света. Установим 10 местных признаков ориентирования:
  • Присмотритесь внимательно к деревьям. Одна сторона с меньшим числом ветвей, менее пышная. Чаще всего этот край направлен на север.
  • Ведь не только деревья могут указывать стороны света, по их пням также можно установить это. На пне очень хорошо видны годовые кольца. Внимательно рассмотрев их можно увидеть закономерность: с севера они более узкие. Вот и еще один из способов ориентирования в лесу без компаса.
  • Есть еще один прием выявления сторон света по деревьям. Обращали внимание на цвет коры у берез? Часто бывает, что с одного края она более светлая, а с другого темнее. Так вот светлая сторона располагается на юге.
  • Самым известным природным фактом считается место произрастания мха. Войдя в лес, обратите внимание на то, как он растет. Часто произрастает только с одной стороны объекта, например, дерева. Та сторона, на которой есть мох, указывает направление на север.
  • С детства многие любят наблюдать за жизнью муравейника. А знаете ли вы, что и по этим лесным жителям можно определить стороны света? Это хорошо можно проследить по рисунку.
  • В зимний и весенний период стоит присмотреться к таянию снега. Присмотревшись внимательно, можно заметить, что с разных сторон тает неодинаково. Область, получающая больше света, тает быстрее. Соответственно она считается южной. И наоборот. Познакомимся с данным явлением на рисунке.
  • Попав после дождя в лес, опять же присмотритесь к деревьям. Их кора высыхает неравномерно. Одна часть быстрее, другая более медленно. Кора, долго остающаяся влажной, считается северной, так как получает меньше тепла.
  • Многие леса имеют просеки. Стоит их найти, если вы заблудились. По ним также можно выявить направление, в котором нужно идти.
  • В хвойном лесу также существуют различные признаки, по которым можно ориентироваться. На стволах хвойных деревьев есть смола, которой с одного края бывает больше, чем с другого. Там, где есть ее наплывы, ствол будет направлен на юг.

Учитывайте, что по 1 местному признаку и предмету осуществлять ориентирование нереально. В этих целях необходимо применять ряд местных и природных признаков, только лишь в этом случае, можно провести верное ориентирование и выбрать путь движения.

Значение компаса при ориентировании

Надежнее и удобнее при любых условиях ориентироваться по компасу.

Давайте установим строение этого прибора, и как ориентироваться с помощью компаса. Его основой считается стрелка, обладающая свойством магнита. Размещается она на острие, поэтому может вращаться. Окрашена стрелка неодинаково: красный указывает на юг, а синий на север. Сверху коробочка компаса прикрыта стеклом, под которым есть шкала и на ней обозначены стороны горизонта.

В целях ориентирования на местности по компасу требуется рассмотреть порядок действий:

В этом случае компас станет ориентирован, и тогда можно определить с его помощью стороны горизонта. С этим прибором можно выявлять направление на предметы и объекты. К примеру, установить, где расположен колодец, родник, церковь и так далее.

Посмотрим на циферблат компаса и увидим, что если объект, к которому мы движемся находиться на севере, то градусы азимута будут равны 0. Направление на восток будет составлять азимут 90 0 . Тогда азимут южного объекта будет соответствовать 180 0 , а западного – 270 0 .

Рассмотрим алгоритм определения углов азимута и сторон горизонта по компасу.

Научившись определять азимут по компасу, мы сможем, устанавливать направление без карты и ориентироваться даже на незнакомой местности, например, в лесу.

Представим, что наступила осень, и мы как заядлые грибники идем в лес. Карты у нас нет, а вот компас взяли. Может быть, он даже есть встроенный в гаджет, который сейчас у каждого при себе. Прежде чем войти в лес, необходимо выбрать объект, на который мы будем осуществлять ориентирование по компасу, лучше, если он будет достаточно протяженным. Часто выбираются линейные объекты. К примеру, это будет тропинка, шоссе, речка и т.д. Для определения азимута нам нужно повернуться, вспомнив русские сказки – к лесу задом, к объекту передом. Ориентируем компас и определяем по нему стороны горизонта. Вычисляем угол азимута по циферблату и запоминаем его. На противоположной стороне компаса будет азимут направления для движения в лес.

Все, мы готовы идти за грибами, однако следует периодически проверять, не ушли ли вы далеко от объекта.

Таким образом, мы рассмотрели еще один способ ориентирования на местности, но уже по компасу.

Определение направлений на плане местности и карте

В предыдущих уроках мы познакомились с различными способами изображения поверхности. Так вот карту и план можно также использовать для ориентирования по компасу на местности.

Рассмотрим определение направлений сторон горизонтов по плану и топографической карте.

Вы уже знаете, что стороны горизонта на плане и карте изображены в виде стрелки. Верхняя часть плана указывает на север, а нижняя на юг.

Для определения азимута необходимо сориентировать карту, то есть расположить ее на местности так, чтобы верх был направлен на север. Ориентировать карту можно различными способами.

  1. По линейным объектам – к ним могут относиться шоссе, линии электропередач, речки, дороги и другие. Нужно встать рядом с этим объектом и поворачивать карту или план пока направление не совпадет с таковой на местности. В результате ориентирования определим по плану местности точку нашего нахождения.
  1. По направлению на объект, являющийся ориентиром. Данный способ применяют, если известно, в какой точке мы находимся, и в пределах видимости есть ориентир, нанесенный на карту. Тогда ее размещают так, чтобы изображение на карте совпало с направлением на местности.
  1. По компасу ориентирование карты проводят в лесу, где другим способом это сделать нельзя. С начала необходимо определить направление на стороны горизонта по компасу.

После ориентирования карты можно приступить к определению азимута. Существует несколько способов:

  1. Определять направление и азимут по плану местности можно транспортиром. Рассмотрим алгоритм действий определения градусов азимута, пользуясь транспортиром.
  1. Определение сторон горизонта, направлений на объект и азимута можно также осуществлять с помощью компаса и карты.

Во-первых, никто никогда не знает где и в каких лесных дебрях или пустынях он окажется. Возможно, вы станете геологом, а для ориентирования на местности в поисках горных пород вам точно пригодиться умение определять азимут по компасу. Да и любой путешественник, и турист, совершающий походы, должен уметь определять направление движения по азимуту с использованием компаса.

Азимут в артиллерии Источник

Решение задач по определению азимута

Выяснив, для чего нужен азимут, и как его определять, потренируемся в решении задач.

В первой задаче нам предстоит помочь Маше. Ей нужно добраться до дерева, где ее ждет медведь. У Маши есть компас и план, по которому она должна двигаться. Для определения азимута необходимо сориентировать компас по сторонам света, как показано на рисунке. Мысленно проведем линии до объектов. На данном компасе каждые 10 0 проведены через два штриха. Тогда определяем азимут с помощью компаса и получаем результат.

Теперь Маша может двигаться к известному объекту, переходя от одной точки к другой с учетом азимута. При этом, не забывая смотреть на компас и не отклоняться от заданного направления.

Потренироваться в ориентирование по азимуту с компасом можно даже в квартире. Посвятим этому следующую задачу.

Как при таких условиях определить азимут на предметы интерьера комнаты по компасу? Вспоминаем алгоритм действий. Сначала ориентируем компас по сторонам горизонта с целью выявления азимута. Определяем, как нужно встать, чтобы перед нами был север. Устанавливаем те предметы, которые присутствуют в пределах нашей видимости. Именно на них будем определять азимут с помощью компаса. В данном случае это будет телевизор, балконная дверь и кухонный стол. В уме прочерчиваем линии к этим предметам интерьера. Устанавливаем азимут, при этом учитывая, что одно деление соответствует 5 0 .

Рассмотрим еще один тип заданий, в которых будем определять азимут с помощью компаса и по карте

Как в данном случае найти азимут от нашего местонахождения до школы по компасу? Нам необходимо выявить точку местонахождения и сориентировать на нее компас. Проводим линию от центра компаса до точки местонахождения и до школы. Получаем угол направления на строение. Учитываем через, сколько градусов проведены штрихи на шкале компаса – 5 0 . Тогда получаем азимут соответствующий 50 0 .

По карте, возможно, определять углы не только по компасу, для этого существует специальная линейка, которой вы пользуетесь на математике, транспортир. Посмотрим, как определять азимут, если есть только карта и транспортир.

На карте выявляем место нашего расположения и проводим прямую линию, верх которой будет показывать на север. Находим место, куда нам нужно прийти и соединяем эти две точки. В результате получаем угол. Прикладываем транспортир к прямой линии и определяем градусные меры углов. По данному заданию с помощью транспортира получаем азимут соответствующий 114 0 .

Итак, мы познакомились с различными способами ориентирования на местности, научились работать с компасом и выявлять азимут. Теперь нам не страшно оказаться в неизвестном месте. Всегда можно найти путь домой по азимуту.

Словарь

1. Гномон – это прибор, с помощью которого определяют направление и высоту Солнца над горизонтом.

2. Навигация – раздел науки, изучающий способы определения маршрута судна с помощью различных приборов.

1 Определение направлений по плану местности. Ориентирование.Азимут. Урок географии в 6-ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учительница географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области

2 Что означают следующие записи: 1.1:100 2.В 1 см – 10 м 3.1: м м В 1 см – 5 м Переведите эти виды масштаба в другие виды Численный масштаб Именованный масштаб Численный масштаб Именованный масштаб Линейный масштаб

3 Проверка: 1.1:100 в 1 см – 1 м 2.В 1 см- 10 м 1: :40000 в 1 см – 400 м 4. В 1 см – 100 м 5.В 1 см – 5 м 1: м м

4 Прочитать рассказ: Наш путь шёл от по до через. Затем мы двигались по вдольк. К вечеру мы вошли в прошли 2 км по и у сделали привал.

5 Вспомните: 1.Что такое горизонт? 2.Сколько сторон у горизонта? 3.Что называют линией горизонта? 4.Вспомните, что называют градусом? 5.Сколько градусов содержит прямой угол? 6.Развернутый?

7 Стороны горизонта С Ю ЗВ

8 С Ю З В СВ ЮВ СЗ ЮЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РУМБЫ

9 Запомни углы – румбы сторон горизонта : С Ю З В СВ ЮВ СЗ ЮЗ 0 º 180 º 90 º 270 º 45 º 135 º 225 º 315 º

10 Ориентирование на местности Ориентирование - это умение находить стороны горизонта на местностиОриентирование - это умение находить стороны горизонта на местности

11 Азимут Азимут – это угол между направлением на север и какой-нибудь предмет 45º С 90º

География 6 класс. Краткий курс

Земля - планета Солнечной системы

География 6 класс. Краткий курс.
Сигнал-конспекты

География 6 класс. Краткий курс — это сигнал-конспекты всех тем школьного курса. География 6 класс кратко. Минимальный уровень знаний для хорошей оценки, а также возможность освежить знания в отсутствии учебника за 6 класс.

Земля — планета Солнечной системы

География 6 класс. Краткий курс

Земля — планета Солнечной системы

Форма и размеры Земли

Форма и размеры Земли


ПЛАН и КАРТА

Понятие о горизонте. Стороны горизонта

Понятие о горизонте. Стороны горизонта

Масштаб

Масштаб

Масштаб

Географическая карта

Географическая карта

ориентирование по карте

План и карта. Основные отличия

План и карта. Основные отличия

ЛИТОСФЕРА

литосфера 1

литосфера 2

горы

Крупнейшие горные системы

Крупнейшие горные системы

Равнины

Равнины

Рельеф дна Мирового океана

Рельеф дна Мирового океана

Глубоководные океанические впадины

Глубоководные океанические впадины

ГИДРОСФЕРА

ГИДРОСФЕРА

Мировой океан и его части

Мировой океан и его части

Моря

моря

моря 2

Заливы, проливы

Заливы, проливы

Острова, архипелаги, полуострова

Острова, архипелаги, полуострова

Свойство вод Мирового океана

Свойство вод Мирового океана

Движение воды в океане

Движение воды в океане


Органический мир Океана

Органический мир Океана

Воды суши

воды суши

питание рек

Важнейшие реки на Земле

Важнейшие реки на Земле

Озера

озера

Крупнейшие озера мира

крупнейшие озера

Ледники

ледники

Болота

болота

АТМОСФЕРА

атмосфера

атмосфера 2

Температура воздуха

Температура воздуха

Давление атмосферы

давление атмосферы

Ветры

ветры

Вода в атмосфере

Вода в атмосфере

Вода в атмосфере

Климат

климат

Климатические пояса и воздушные массы

Климатические пояса и воздушные массы

Географическая оболочка

Климатические пояса и воздушные массы

БИОСФЕРА

биосфера

Природные зоны

природные зоны 1

природные зоны 2

Добавить комментарий Отменить ответ

Конспекты по географии

Физическая география:

Материки и океаны:

География России:

Страноведение:

Найти конспект:

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Читайте также: