Характеристика христианства как мировой религии кратко
Обновлено: 06.07.2024
ХРИСТИА́НСТВО (греч. Χριστιανισμός , лат. Christianismus), крупнейшая мировая религия, основанная в 1 в. Иисусом Христом . Представлено многочисленными (более 20 тыс.) конфессиями и сектами, каждая из которых претендует на статус истинной Церкви . Крупнейшие из них (2015): католицизм (ок. 1,2 млрд. верующих), разл. деноминации протестантизма (ок. 800 млн.), православие (ок. 280 млн.), древневосточные церкви (антихалкидониты; см. в ст. Халкидониты ) и Ассирийская церковь Востока (70–80 млн. верующих).
Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.
Что такое христианство? Определение этого понятия
Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.
В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).
- Православие;
- Католицизм;
- Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.
Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.
Главные постулаты христианства
Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.
Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.
Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.
Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.
Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения
Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.
Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.
Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.
Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.
Виды христианства и их краткое описание
Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.
Православие
Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.
Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.
В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.
Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.
Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.
Католицизм
Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.
Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.
Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.
Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.
Протестантизм
Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.
Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.
Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.
У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.
Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.
Заключение
Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община [3] .
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп [4] . В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году [5] [6] [7] .
Содержание
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов [8] .
Численность
В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд [3] , в том числе:
- в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн [9] ,
- в Латинской Америке — около 380 млн [10] ,
- в Северной Америке — 180—250 млн:
-
— 160—225 млн [11] , — 25 млн [12] ),
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:
-
— около 1,15 млрд [16] , в том числе:
- около 17 млн католиков восточных обрядов[17] ;
- 105 млн пятидесятников;
- около 88 млн англикан[18] ;
- около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
- 70 млн методистов;
- 70 млн баптистов;
- 64 млн лютеран;
- 16 млн адвентистов седьмого дня[19] ;
- последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн [21] .
- Существенная метафизичность её содержания
- Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.
- создания церковных сетей, когда ты можешь выйти из церковного общества и в 50-60 лет вернуться;
- способности к социальным экспериментам — умение выстраивать общины в городах;
- в беспоповские общины приходят молодые серьезные люди со светским образованием. Они привлекают ищущую интеллигентную молодежь.
Христианские конфессии и учения
Автономные православные церкви
Неканонические православные объединения
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм
Православие
Древневосточные церкви
Протестантизм
Основные конфессии (более 10 млн. членов церкви)
Другие конфессии
Течения в протестантизме
Вероучение
Теология
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
Основные черты христианской религии
Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
Христология
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
Христианская антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах
История христианской церкви
Доникейский период (I — начало IV века)
Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.
Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.
Христианизация Армении
В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии [24] [25] , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.
Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия бежать в Армению [26] . Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством [27] .
Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.
Христианизация Грузии
Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным [28] [29] . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви [30] . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире [31] [32] [33] [34] [35] .
IV—VIII вв.
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типично императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.
Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.
В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).
В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.
IX—XI вв.
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.
Разделение церквей (формально 1054 г.)
Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.
Святые
Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.
На основе бытия Иисуса Христа, как человека, христианство дает ответы на все мировоззренческие вопросы жизни.
Суть религии — 10 заповедей подлинной любви. Христианские добродетели это смирение, покаяние, примирение, аскетизм, безропотность, которые будут вознаграждены Мессией.
Бог установил 7 основных Таинств. Это священнодействия для очищения, укрепления в вере: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.
Христианское вероисповедание распространено во всех странах. В 301 году, христианство приняла Армения, затем в Римской империи христианская вера стала основной среди населения. А в 988 году Русь приняла Христову веру. Главной среди равных тогда была Римская Апостольская Церковь.
Православная конфессия
Католическая конфессия
Протестантская конфессия — наиболее гибкая форма христианства
Таинства: у православных и католиков приняты 7 таинств (см. выше). Протестанты признают 2 — крещение и причастие, проводят их как обряды. Протестанты (кроме лютерантства) не крестят детей. Это таинство проводят только с совершеннолетними людьми.
Пост не признается только протестантами.
Брак в католической церкви практически нерасторжим.
Убранство храма у православных — иконы, иконостас, роспись стен. Богослужение ведется на греческом, церковно-славянском и национальном языке, хоровое пение, прихожане в храме стоят (могут на коленях). У католиков богослужение проводится на латинском языке, органная музыка, прихожане сидят на скамьях. У протестантов церкви, молельные дома убраны скромно. Нет икон, алтаря, колоколов, свечей. Богослужение ведет любой верующий, знающий Библию, в службе используют инструментальную музыку. Предельно удешевлены и упрощены церковные обряды.
Монашество протестантизм отвергает, также священство и святых. Жизнь святых почитают, как пример правильной жизни. Спастись можно самому и только верой.
Источник вероучений у православных и католиков — Библия, Евангелие, протестанты признают исключительно Библию.
Главный праздник у православных — Пасха, конец земной жизни Христа и начало небесной. У католиков и протестантов — Рождество, начало земной жизни Христа.
Авторитет в вопросах веры: у православных истиной считается решения Соборов. У католиков — Непререкаемый абсолют папы римского. Протестанты признают Библию.
Святые и в православии и католичестве почитаются те, которые были прославлены Церковью до раскола. После этого каждое течение причисляло к лику святых разных людей. В протестантстве священны все верующие.
Положение женщин: в православии и католицизме она — помощница мужчины, ее дело — хранение домашнего очага. У протестантов женщина абсолютно равноправна c мужчиной. Протестантизм породил явление эмансипации. Принимается рукоположение женщин в священный сан.
Различие в постройке храмов: в православном мире крестово-купольные или восьмиугольные церкви. Их венчают кресты (4, 6, 8 — конечные). У католиков костелы в разных стилях и 4-х конечный крест на куполах. Протестанты молятся в любой приспособленной для служб постройке, не признают пышное убранство храмовых построек и внутри храма.
Различие крестов: на крестах православных Христос изображен живым, торжествующим, победившим смерть, широко раскинув руки. У католиков Христос изображен провисшим, мертвым, с потеками крови из ран. Ноги прибиты одним гвоздем.
Крестятся православные тремя пальцами с правого плеча на левое. Католики — всей ладонью с левого на правое плечо. Протестанты не используют крестное знамение, не носят крест, считая его орудием казни.
Христианское понимание спасения условно делится на 3 этапа:
Оптимальное стремление к единству христианской веры
Раскол в христианстве не преодолен, но общение происходит. В 1965 году взаимные проклятия были сняты. В речи стали называть друг друга не еретиками, отступниками, а церквами — сестрами. О протестантах говорят, как об объединениях. В 2016 году произошла встреча глав двух конфессий — православных и католиков на Кубе, где договорились о необходимости объединения для защиты христиан в Северной Африке, на Ближнем Востоке; важности остановить подрыв духовных устоев христианства, их обращения в иную веру.
В XIX веке до трети русского населения были старообрядцами. В основном их центры были в Московской области, с. Гуслицы и Поволжье. В своей среде они называли себя христианами или староверами.
На начало 21 века в России насчитывается от 900 до 2-3 миллионов последователей. В Прибайкалье 2,5 тыс. человек, в Иркутской области родовые поселения ведут свое хозяйство, сохраняя традиции старой Руси. Сотни поселений староверов поселились на сибирской и уральской землях. Сейчас по программе переселения возвращаются из чужих краев на Дальний восток. Общаются на старинном русском языке с архаизмами, скупо и лаконично, продолжают родовой уклад жизни. Используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения распятия. Читают Библию, которая была до реформы Никона. Предпочитают деревянные, медные и оловянные иконы. Во время богослужения скрещивают руки на груди, в знак смирения. История их веры длинная. Защитники старой веры смотрели на себя как на последний оплот истинного православия на земле. В этом скрываются корни неприятия ими всех официальных церковных реформ. Современные старообрядцы делятся на поповство и беспоповство. Поповские согласия это те направления, которые имеют свою иерархию – епископов и священников. Беспоповские общины не имеют священства. Главная проблема сохранения старообрядческой веры — ослабление религиозных связей, обмирщение жизни населения России от которой трудно спастись даже в лесах.
Тем не менее, у старообрядчества есть перспективы развития и прибавления новых членов за счет:
Читайте также: