Педагогическая деятельность и взгляды а дистервега кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дистервег родился в 1790 году в немецком городе Зиген, его отцом был судебный служащий. Народная школа и латинская школа, которые окончил Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что послужило основой интереса будущего педагога к обучению в народных школах.

В 1808 году начал обучение в Гернборнском университете, спустя год продолжил обучение университете в городе Тюбинген, по окончании которого в 1811 году была защищена докторская диссертация.

В 1811 году начал осуществлять практическую педагогическую деятельность в качестве домашнего учителя, а затем получил должность учителя гимназии.

В ходе осуществления педагогической работы в городе Франкфурт на Майне, Дистервег познакомился с несколькими педагогами, которые следовали в своей педагогической деятельности идеям Песталоцци. Данное знакомство сыграло большую роль в его дальнейшей педагогической деятельности, Дистервег начинает разрабатывать идею функционирования народной школы как школы, направленной на развитие у детей активности и самостоятельности мышления, кроме того, педагога занимал вопрос об осуществлении подготовки педагогического коллектива для таких школ.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской работой (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, принимал активное участие в работе учительских семинаров в Мерее, в Берлине.

Готовые работы на аналогичную тему

Вклад в науку

Дистервег внёс огромный вклад в педагогическую науку. Педагогом подробно рассматривались вопросы воспитания, данную проблематику отражают статьи, посвящённые принципам воспитания. Кроме того, автором обосновывается необходимость реализации обучения, носящего воспитывающий и развивающий характер. В большинстве статей также затронуты вопросы личностных и профессиональных качеств учителя, требованиях к учителю.

Большинство педагогических идей Дистервега опирались на исследования Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Наиважнейшими принципами воспитания педагог считал принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Данные принципы не потеряли своей актуальности и в современной школе.

Значительным вкладом Дистервега в педагогическую науку также является возрастная периодизация детей школьного возраста, в которой представлено описание трёх ступеней возрастного развития школьников с опорой на ведущую деятельность и характерные особенности данного периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Дистервега представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Основные труды

Педагогические исследования Дистервега отражены в большом количестве статей и трудов, они посвящены общей педагогике, теории воспитания, дидактике, кроме того, был выпущен ряд учебников и методических рекомендаций для учителей по преподаванию математики, астрономии, естествознания, географии, родного языка.

В качестве наиболее интересных трудов Дистервега можно назвать следующие:

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg) — немецкий педагог, либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.

14. Социально – педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. Вопросы воспитания в европейских социальных и коммунистических учениях 19 века

Роберт Оуэн (англ. Robert Owen; 14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но ещё через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось, и он отправился искать счастья в больших городах. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфордa, Лондона и Манчестера, однако он не получил систематического образования.

Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он со­кратил рабочий день до 10,5 ча­сов, значительно увеличил зара­ботную плату, построил для ра­бочих новые жилища, организо­вал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образователь­ных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для де­тей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь де­ти учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию де­тей в духе коллективизма. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифмети­ку, географию, естествознание и историю. Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию де­тей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобре­тали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простей­шими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей ра­бочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производ­стве, вечернюю школу,- соединив обучение с производительным трудом.

Социалисты-утописты XIX в. принимали активное участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка.

На основе своих социальных убеждений особенно активную работу в этом направлении вели Р. Оуэн в Англии и его последователи, которые с середины 30-х годов XIX в. создали сеть культурно-просветительных учреждений для рабочих, публикуя научно-популярную литературу. Идеи Р. Оуэна оказали значительное влияние на рабочее движение в Англии, в частности на разнообразные формы его просветительской деятельности.

Характеризуя воспитание, присущее новому обществу, А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значения индустриального производства, предупреждая о неминуемо негативных последствиях, к которым может привести пренебрежение им. В их сочинениях проявилось осознание необходимости распространения всеобщего образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда.

Адольф Дистервег является сторонником гуманистического обучения и воспитания. Согласно идеям Дистервега, сама суть человеческой жизни, её смысл заключается в стремлении к совершенству, идеалу, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Так он определяет истинную цель воспитания.

Позиция Дистервега относительно задач воспитания тесно связана с его взглядами на жизнь. Как полагал А. Дистервег, в человеке заложен грандиозный потенциал, дух того высшего целого, к которому он принадлежит. И воспитание способно реализовать этот потенциал. Непосредственной задачей воспитания является развитие всех сторон человеческой природы, всех сил, данных человеку, и постановка его на путь самостоятельного развития.

Сама идея гуманистического образования была выдвинута немецкими философами девятнадцатого века, такими, как Кант, Гегель, Гербарт и, разумеется, Адольф Дистервег. В своих работах эти учёные обосновали идею гуманистического образования, самосознания личности. Были предложены пути улучшения системы образования, как школьного, так и высшего.

В итоге в сфере образования и подготовки преподавателей была сформирована ситуация, ориентированная на идеалы гуманистической педагогики и психологии. Таким образом, состояние немецкой школы отображает основные тенденции развития мирового педагогического процесса.

Адольф Дистервег считал революционное, резкое изменение обществен­ных отношений неприемлемым. Постепенное, естественное развитие общества и просвещение народа являлись его приоритетами. Дистервег выступал в поддержку идеи общечеловеческого воспитания. По мнению учёного, задача школы состоит в воспитании сознательных, гуманных граждан своей страны.

Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа Дистервега. Основные задачи работы – проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.

Данная работа включает в себя три части. В первой части кратко описывается жизнь и общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега, во второй части мы рассматриваем взгляды учёного на суть воспитания, его цели и принципы, и, в третьей части работы, мы подвергаем рассмотрению дидактику развивающего обучения Дистервега.

Педагогическая деятельность Адольфа Дистервега

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в городе Зинген, Вестфалия. Как говорил сам учёный, ещё во время своего обучения в школе он был противником догматического обучения. Поступив в Герборнский университет в 1808 году, Дистервег стал изучать историю, математику и философию. Затем он перевёлся в университет в Тюбингене, где позже и получил степень доктора теологии.

Тем не менее, карьера в области богословия не привлекала Дистервега. Хотя он был человеком религиозным, Дистервег высказывал достаточно вольные мнения относительно определённых догматических проблем.

Будучи студентом, Адольф Дистервег изучил педагогические идеи Ж. Ж. Руссо и Песталоцци, став затем их последователем. Годы работы в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци, оказали сильное влияние на формирование прогрессивных педагогических убеждений учёного.

Дистервег стал полностью поддерживал передовые педагогические убеждения Песталоцци, и принял решение посвятить свою жизнь и карьеру образованию народа. На протяжении длительного времени он возглавлял учительские семинарии в Мерсе и в Берлине, где преподавал математику, немецкий язык и педагогику. В то же время, Дистервег являлся учителем в опытных начальных школах при этих семинариях.

В 1832 году Адольф Дистервег был назначен на должность директора Берлинской семинарии для городских школ, где он проработал пятнадцать лет. Ученики и последователи учёного съезжались сюда со всей Германии, а так же из Венгрии и России, чтобы увидеть известного педагога в деле.

Из-за политических событий в Пруссии, Адольф Дистервег был уволен с поста директора Берлинской семинарии в 1847 году. Позже, в 1850 году, после провала революции, ему пришлось уйти в отставку.

А. Дистервег - "учитель немецких учителей", его прогрессивная общественно-педагогическая деятельность. Теория Дистервега о целях и принципах общечеловеческого воспитания. Природосообразность и культуросообразность образования, требования к учителю.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.12.2014
Размер файла 21,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

    Введение
    • 1. Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега
    • 2. Сущность воспитания, его цели и основные принципы
    • 3. Умственное образование
    • 4. Требования к учителю
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.

    В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача воспитания - развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.

    В современном обществе с его погоней за новыми идеями и технологиями мы часто забываем о тех духовных ценностях, которые подарили нам предыдущие поколения. А иногда используем их как само собой разумеющуюся истину, забывая о тех людях, которые открыли эту истину путем долгих лет исканий, порой, вопреки общепринятому мнению и государственных догматов. Их служение обществу и безграничная преданность любимому делу и сейчас еще может послужить примером для многих выдающихся умов нашего времени.

    1. Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега.

    Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790--1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

    Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.

    Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.

    Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.

    2. Сущность воспитания, его цели и основные принципы

    немецкий педагогический воспитание образование

    Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.

    Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

    3. Умственное образование

    Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

    Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

    Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.

    Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.

    Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

    4. Требования к учителю

    Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что, в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

    Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.

    Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах.

    Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений.

    Можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми.

    В Вестфалии, на родине, сооружен ему памятник рядом с тем великим человеком, благодаря которому взошла в начале этого века для Германии заря лучшего будущего, рядом с памятником Штейну. Самый памятник представляет бронзовый бюст, несколько больше натуральной величины. На высоком пьедестале из красного полированного гранита, впереди вырезаны слова: Адольф Дистервег, Морс 1820-1832, Берлин 1832-1866.

    Список литературы

    1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов. - М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 432 с.

    2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Публ. фрагм из прудов нем. педагога, 1834 г. // Нар. Образование, 2001. - №1

    3. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя, 1883. - №5

    5. Соколова Л.Б. Совместное обсуждение образования философами и педагогами - состоялось! Хроника научной жизни 1999.

    6. Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии

    7. Пискунов А.И. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега // Советская педагогика, 1956. - №1. - с. 63-70

    8. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика, 1951. - №7. - с. 79-85

    Подобные документы

    Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей". Деятельность и роль педагога в России и на Западе в их историческом становлении. Высказывания педагогов Луначарского, Ушинского и Сухомлинского.

    контрольная работа [121,1 K], добавлен 14.04.2012

    Понятие авторской педагогической системы, реализация авторских подходов к обучению и воспитанию. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система по формированию умений. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

    реферат [40,0 K], добавлен 19.10.2011

    Знакомство с основами педагогической деятельности учителя в школе. Подготовка, разработка и проведение лекционного и семинарского занятий, внеклассного мероприятия по социально значимой теме. Развитие способности адекватно познавать себя и других людей.

    отчет по практике [38,5 K], добавлен 20.11.2014

    Вклад А.С. Макаренко в развитие педагогики. Жизнь и педагогическая деятельность Макаренко, основные положения его педагогической теории. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации. Убеждение как важнейший метод воспитания.

    курсовая работа [66,6 K], добавлен 14.04.2009

    История жизни М. Монтессори и ее педагогическая деятельность. Разработка методики дошкольного воспитания: рассмотрение основных целей, задач, принципов. Определение особенностей обустройства класса и использования дидактических материалов на занятиях.

    дипломная работа [117,7 K], добавлен 12.08.2010

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

    реферат [35,5 K], добавлен 18.11.2010

    Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского. Женское образование.

    Читайте также: