Отечественная психологическая школа психологическая теория деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила:

Анпадистова

Татьяна Александровна,

учитель истории,

обществознания и географии

Узловского района

Психологическая теория деятельности.

Основные понятия и принципы. Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она всесторонне раскрыта в работах отечественных психологов – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 1920 – начале 1930-х гг. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание человека определяет его бытие и деятельность, а наоборот, бытие и деятельность определяют сознание. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней:

уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности. Цель - это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Операцией называется способ выполнения действия. Несколько простых примеров помогут проиллюстрировать это понятие. Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции (ф изиологические обеспечения психических процессов - способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность). Мотивационно - личностные аспекты деятельности. Потребности – биологические, социальные, духовные.

Виды деятельности – здесь обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельность. Для характеристики деятельности важны также и эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Е

Психические состояния и их регуляция. И. П. Павловым было показано, что конкретно кора регулирует протекание и выражение чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее воздействие на подкорковые центры, управляет ими. Чаще всего психические состояния делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Состояние бодрствования в покое встречается при (пассивном отдыхе, чтение книги).

Состояние релаксации это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил (транс, молитва).

Состояние сна – характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке).

Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, артиста цирка при выполнении сложного упражнения).

Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса).

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки.

Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. Его изучением занимался Г. Селье.

Наблюдается связь между психическим состоянием человека и заболеваниями (к психосоматическим относят диабет, астму, гипертонию и т. д., язву желудка и т. д.). Выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) регуляция посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.

1) - предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции противоположной той которую человек переживает и хочет устранить.

2) - связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес положительные эмоциональные переживания.

3) - предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Внешние методы регуляции психических состояний. Имеется много эффективных внешних методов регуляции состояний: фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, воздействие цветом, физические средства (массаж, гидропроцедуры, акупунктура).

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века. Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

Федеральное агентство по образованию

Челябинский государственный педагогический университет

Контрольная работа

1курса Беловолова С.А.

Проверил(а): Абрахимова О.Д.

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века. Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

  1. С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности ( мотивации, интересов, целей, характера ).
  2. С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.

Школа Л.С. Выготского (1896-1934)

Один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка. За десять лет интенсивной научной работы в области психологии им было написано свыше 180 работ, среди них такие как "Психология искусства", "Мышление и речь", "Педагогическая психология", "Исторический смысл психологического кризиса".

Центральной категорией, которой Выготский уделял первостепенное внимание была категория сознания. Л.С. Выготский искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой. Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из их развития и становления. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям. В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели). Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка. Натуральные функции - механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс. В то же время культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка.

К высшим психическим функциям относятся - логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые - натуральные - развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.

Л.С. Выготский формулирует две гипотезы:

  1. об опосредствованности высших психических функций;
  2. о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации.

Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития. Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах:

  • сперва - социальном, потом – психологическом;
  • сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая.

Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли.

Школа А.Н.Леонтьева (1903-1979)

А.Н.Леонтьев выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Известны такие его работы, как "Очерк развития психики", "Проблемы развития психики", "Потребности, мотивы и эмоции", "Деятельность. Сознание. Личность". Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи - преодоления натуралистического понимания личности.

Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается "как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития". Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды. Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: "первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может".

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации. Существуют переходы и в противоположном направлении - от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы - действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие (особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений). При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса:

  • "Ради чего совершается деятельность?" (мотив деятельности).
  • "На что она направлена?" (цель).
  • "Какими способами реализуется?" (средство).

Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. Понятие "индивид" - выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

Индивид - это продукт филогенетического и онтогенетического развития.

Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека: она производится, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Леонтьев утверждает, что: "исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой структуры личности получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями".

А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности (например: чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента).

Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии - общей, клинической, возрастной, инженерной и т.п.

Школа С.Л. Рубинштейна (1889-1960)

С.Л. Рубинштейн выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, автор одного из популярнейших учебников, на котором выросло не одно поколение психологов - "Основы общей психологии", исследователь, энциклопедист.

Методологические основы психологии увязывались С.Л. Рубинштейном с идеями К. Маркса. В статье "Принцип творческой самодеятельности", он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности. Положение о единстве сознания и деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30-40-е г. ХХ в.) с целью разрешения ситуации, которая сложилась в психологии вследствие преимущественного влияния двух направлений - интроспективной психологии и бихевиоризма. Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования. Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.

Теория деятельности в психологии имеет своё начало в 30-х годах прошлого столетия. Впервые основной принцип теории деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Таким образом была заложена основа деятельного подхода в рассмотрении развития личности человека.

Рубинштейн выводил обоснование подхода, опираясь на работы К. Маркса. В дальнейшем, теория деятельности получила развитие в изложении Выготского и Леонтьева. Именно с именем Леонтьева связывается это учение, и традиционно носит название общепсихологической теории деятельности.

Основной принцип

девушка с блокнотом

Другими словами, психика и сознание индивидуума формируется в деятельности, и в деятельности проявляется. Таким образом, была проведена тождественность деятельности и сознания человека. Сознание, согласно изложению Рубинштейна, не даётся для самонаблюдения.

Оно проявляется через взаимодействие субъекта, в данном случае через деятельность, и в ней же познаётся. Деятельность рассматривается как совокупность действий, которые направлены на достижение цели.

Принципы теории деятельности

Сама теория деятельности – это система изучения психических феноменов, основным предметом исследования которой является деятельность, как предшествующая и определяющая все психические процессы.

Теория деятельности Леонтьева

Теория деятельности Леонтьева

Основными принципами теории, в изложении Леонтьева, являются:

Л.С. Выготский детально прорабатывал вопрос о единицах психологического анализа. С его точки зрения, под единицей следует понимать такой продукт, который должен обладать всеми свойствами присущими целому, но при этом он должен быть живой частью единства;

  • принцип опосредствования – это отношение одного объекта к другому, которое возможно осмыслить или познать только через третье, которое выступает основанием для познания первых двух. Этот сложный принцип включает в себя следующие положения: 1) опосредствование психического отражения процессом, связывающим субъекта с процессом предметной деятельности; 2) опосредствование межличностных отношений через совместную предметную деятельность;
  • принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – устанавливает изменчивый характер зависимости запоминания от того, с какими условиями действия связан объект, запоминание которого необходимо. Этот принцип открыт на основе исследования памяти человека и до конца не раскрыт.

Труд, стимул, цель, задача

Труд как вид деятельности является главной особенностью человека, и деятельность выступает, в этом ключе, как динамическая система его взаимодействия с миром.

Это взаимодействие позволяет реализовывать отношения субъекта с окружающей реальностью, на фоне которой, происходит возникновение психического образа, воплощающегося в объекте. Деятельность в своей основе имеет побудительные причины, которые направляют субъекта на достижение поставленной цели.

Стимулом, который вызывает активность субъекта и определяет направление его деятельности, под действие внешних и внутренних факторов, является мотив. Мотив определяет цели и задачи любой деятельности.

Цель создает образ результата, на который направлена деятельность человека. Задача включает в себя цель деятельности, которая задана на определённых условиях. Она разрешается субъектом путем использования и изменения заданных условий по определённому алгоритму. Задача выступает заданной средой для развития самой деятельности индивидуума.


Деятельность определяет развитие

При рассмотрении теории деятельности с точки зрения психологии, можно сделать следующие выводы:

Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности.

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность.

При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий.

При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920–х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности.

В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов.

Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.

Высшие психические функции. Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь.

Знак и знаковое опосредствование Знак — основа символического моделирования явлений объективного мира, которая заключается в подстановке одного предмета или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета. Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя, форме.

Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Знаковое опосредствование — основной теоретический конструкт культурно–исторической теории Л.С. Выготского, как способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Л.С. Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Генезис высших психических функций осуществляется следующим образом. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация.

Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Формирование произвольных движений. Формирование произвольных движений, как передача управления при построении движений сознательному контролю, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой происходит реализация движения.

Возможность сознательного контроля над реализацией движения возникает лишь в связи с возникновением общественно–трудовой деятельности и языка. В соответствии с этим управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе, по мнению Л.С. Выготского, произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее выполняет. В дальнейшем у ребенка возникает возможность саморегуляции движения при помощи собственной речи, сначала внешней, потом внутренней.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность. Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие.

В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов деятельности выделяют: — мотивы, побуждающие субъект к деятельности; — цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; — операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации. Действия — процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель.

Могут быть выделены следующие составные части действия: — принятие решения; — реализация; — контроль и коррекция. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Виды: — управляющие, — исполнительные, — утилитарно–приспособительные, — перцептивные, — мнемические, — умственные, — коммуникативные действия. Операция (лат. operatio — действие) — исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение „ведущая деятельность“.

Ведущая деятельность. Ведущая деятельность — деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: — непосредственное общение младенца с взрослыми; — предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве; — сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста; — учебная деятельность школьников; — профессионально–учебная деятельность юности.

Детская деятельность. Детская деятельность — форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры.

Генезис. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики. Наиболее самостоятельной ранней деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению и таким способом, который закреплен за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже, на основе предметной деятельности происходит формирование других видов деятельности, в частности игровой.

В рамках сюжетно–ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями. Учебная деятельность.

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д.Б. Эльконина (1904–1984) и В.В. Давыдова (1930–1998). Развивающее обучение.

Было показано, что среднестатистические нормы умственного развития школьника порождаются существующей системой обучения, основанной на натуралистическом подходе к развитию. Дал логико–психологическое обоснование теории развивающего обучения. В соответствии с его идеей, что в действии человека всегда наличествует со–знание другого человека, развитие ребенка рассматривается им как происходящее в контексте двух типов отношений: ребенок — предмет — взрослый (в этом случае отношение ребенок — взрослый опосредствовано предметом) и ребенок — взрослый — предмет (в этом случае отношение ребенок — предмет опосредствовано взрослым).

Главная особенность „разумного мышления“ состоит в том, что оно базируется на теоретических понятиях, содержанием которых — в отличие от житейских (эмпирических) понятий — является не наличное бытие, а бытие опосредованное, рефлектированное. Эти понятия выступают одновременно и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, т.е. как особые мыслительные действия.

На основе гегелевско–марксового понимания отношения логического и логического в становлении индивидуального сознания, принципа деятельности, принципа всеобщности идеального бытия были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии, нашедшие практическую реализацию, прежде всего на базе московской экспериментальной школы N 91.

Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в рамках концепция социально–генетической психологии, созданной В.В. Рубцовым и его сотрудниками. Концепция социально–генетической психологии создана в рамках культурно–исторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Здесь психическое развитие ребенка объясняется здесь через совместную деятельность. Основой выступает анализ общей структуры деятельности, где новая психическая функция трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности.

Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия).

На материале формирования мышления показано, что:

1. Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;

2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение им особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех участников совместной работы характер того или иного предметного преобразования; при этом необходим рефлексивно содержательный анализ участниками формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности;

3. Форма организации совместного действия является каналом трансляции культуры, т.к. взаимодействием участников совместной ситуации осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий.

Литература по разделу Теория деятельности: А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М. М.: Изд–во МГУ, 1983; Абульханова–Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско–психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989; Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн — родоначальник деятельностного подхода в психологической науке // Психологический журнал. 1989, N 3, т. 10, 43–59; Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1–6. М., 1982–84. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304; Научное творчество Выготского и современная психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1981; Петровский А.В. История советской психологии. 1967; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957; Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958; Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2, Одесса, 1922; Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973; Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Советская психотехника. 1934, т. 7, N 1; Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Вопросы философии. 1966, N 7; Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978; Ярошевский М.Г. Л.Выготский в поисках новой психологии. СПб., 1993; Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.–Воронеж, 1996.

Читайте также: