Культура как ценностно нормативная система кратко

Обновлено: 07.07.2024

Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

В рамках этой концепции К. - совокупность матер и дух ценностей.

В современной литературе ценность понимается:

1. как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяет ту или иную потребность человека;

Члены каждого общ-ва так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Люди сами создают такие культурные образцы кот. впоследствии подчиняются и кот. принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие. Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Т.о., человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Итак, культурная норма явл-ся системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормат. Кул-ра - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в общ-ве или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи. Опирающийся на прошлый опыт стереотип поведения, привычный для членов данного общества или социальной группы, унаследованный ими и постоянно воспроизводящийся ими. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

· те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

· те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.




Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Институциональные нормы от простых обычаев и нравственных норм отличаются, прежде всего тем, что они сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы - это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену.

Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно.

Члены каждого общ-ва так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Люди сами создают такие культурные образцы кот. впоследствии подчиняются и кот. принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие. Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Т.о., человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Итак, культурная норма явл-ся системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормат. Кул-ра - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в общ-ве или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи. Опирающийся на прошлый опыт стереотип поведения, привычный для членов данного общества или социальной группы, унаследованный ими и постоянно воспроизводящийся ими. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

· те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

· те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.

Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Институциональные нормы от простых обычаев и нравственных норм отличаются, прежде всего тем, что они сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы - это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену.

Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно.

Культура – это совокупность системы ценностей, включающая жизненные представления, образцы поведения, способы и приемы человеческой деятельности, выраженные в материальных носителях, которые передаются будущим поколениям.

Сущность и структура культуры

Следует отметить тот факт, что феномен культура имеет множество значений. Культуру представляют как сферу жизни общества, которая закрепляется в социальных институтах. Также культура является совокупностью духовных ценностей и норм, которые присущи социальным группам. Также культуру можно воспринимать, как меру овладения духовными достижениями всего человечества.

В современной науке существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку она является, прежде всего, предпосылкой всех видов деятельности, имеющей достаточную степень социальной значимости, основными структурными элементами культуры можно назвать:

  • обычаи,
  • ценности,
  • традиции,
  • нормы,
  • язык.

Язык – это система условных символов, которые находятся в строгом соответствии с какими-либо объектами. Язык играет важную роль в процессе социализации личности, помогает усваивать культурные нормы, на практике осваивать социальные роли и формировать адаптационные модели поведения.

Каждый человек обладает собственным культурно- речевым статусом, который обозначает принадлежность к конкретным типам языковой культуры, а именно просторечию, диалекту и пр.

Поскольку культура всегда базируется на определенных традициях, то целесообразно дать определение этому понятию.

Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, которая связана с передачей базисных элементов нормативной культуры из поколения в поколение и устойчивым их сохранением.

Традиции являются обязательным элементом культуры, поскольку в той или иной степени их придерживаются представители различных слоев населения, этноса, народности.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурные ценности и социальные нормы

Также культура всегда базируется на социальных нормах.

Социальная норма – это тип социокультурной регуляции в конкретной сфере жизни общества, отражающий принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Социальная норма дает возможность установить те или иные границы, которые регламентируют взаимодействие между представителями тех или иных социальных групп.

Социальные нормы обладают следующими функциями:

  • реализуют поведенческие эталоны;
  • позволяют индивидам вступать в группы и объединения;
  • регулируют социализацию;
  • выступают паттернами поведения личности.

Все описанные социальные формы образуют ценностно – нормативный механизм социальной регуляции действительности. С позиции подобного подхода культура есть механизм сохранения и воспроизводства ободряемых большинством в обществе ценностей.

Нормы выбираются человеком в соответствии с уровнем развития его базовых ценностей.

Ценность – это категория, которая указывает на социальное, культурное, человеческое значение тех или иных явлений действительности.

Любая историческая эпоха характеризуется специализированным набором ценностей и их конкретной иерархией. Эта система является высшим уровнем социальной регуляции и составляет основу формирования личности, которая может поддержать нормативный порядок.

Также культуру можно анализировать с материальных и духовных позиций. Что касается материальной культуры, то она анализирует все сферы и результаты материальной жизни: одежду, средства труда, бытовые предметы и пр. Духовная культура включает в себя те сферы деятельности и продукты, которые касаются внутреннего мира человека, а именно познание, философию, просвещение, право и религию.

Доминирующая культура и субкультура

Культура может быть отражена в феномене доминирующей культуры, а также субкультуры. Доминирующая культура и субкультура могут выражать особенности развития культурного фона любой нации, а также каждого конкретного человека. Такие понятия часто становятся предметом исследований существующих социологических наук, а их изучение позволяет получить новую информацию о развитии общества.

Доминирующая культура — это синтетическое единство убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура – это термин, при помощи которого культурологи и социологи определяют культурные комплексы локального характера, отличающиеся от общепринятой в современном обществе культуры.

Любая субкультура предполагает набор правил и обрядов, образцов поведения, стиль одежды, манеру общения, другие особенности жизни.

Субкультура – это целостное образование, которое обладает относительной степенью автономности и включает в себя целый ряд отличительных признаков. Например, ими могут быть статусы, набор источников информации, формы времяпрепровождения и досуга, фольклор, жаргон, а также другие элементы.

Существует весьма много определений феномена субкультура, что только подтверждает многозначность этого понятия.

Социологи отмечают наличие в современном обществе девиантных субкультур, которые вырабатывают те системы ценностей, норм поведения, которые рассматриваются как антиобщественные. Они формируются в специализированных социальных условиях и для некоторых социальных групп помогают решить проблему низкого социального статуса.

В рамках подобной субкультуры происходит процесс социализации личности и осуществляется передача девиантных нравов. Они компенсируют, пусть и специфическим образом, неудачу в глобальном социальном пространстве.

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека — инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).

Культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни.

под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д.

Итак, под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.

Итак, культура включает в себя:

символические объекты, в первую очередь ценности и нормы,т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;

образцы человеческих отношений, социальных связей, т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Таковы структурные компоненты культуры.

Культурные универсалии — это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения.

Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей. Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества.

На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике — национализмом).

Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией — страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.

Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Культура поведения, этикет

Культура поведения, этикет Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.Аристотель. Политика, 1336 bВежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.Н.А. Бердяев 12, 41Этикет – это разум для тех, кто его не

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или

§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или

§ 2. Роль подходящих образцов в индукции

§ 2. Роль подходящих образцов в индукции Науки, находясь на раннем этапе своего развития, должны с необходимостью стремиться к установлению обобщений, изолированных друг от друга. Биология и социальные науки до сих пор находятся на стадии, когда их обобщения не оказывают

§ 3. Механизм отбора подходящих образцов

§ 3. Механизм отбора подходящих образцов Мы указали на центральную роль, которую играют подходящие образцы в установлении обобщений. Теперь следует вкратце рассмотреть способы получения подходящих образцов.Начнем с искусственной иллюстрации. Представим урну,

12. Дуализм фактов и норм

12. Дуализм фактов и норм В настоящей моей книге я говорил о дуализме фактов и решений и отмечал, следуя Л. Дж. Расселу (см. прим. 5 (3) к гл. 5), что этот дуализм можно описать как дуализм предложений (propositions) и предложений-проектов, или рекомендаций

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ Ценности, которые восхваляет и пропагандирует западная идеология, общеизвестны. Это - богатство, власть, слава, мастерство, собственность, комфорт, благополучие, сила, здоровье, удовольствие предпринимательство, свободы, права и т. д Оргия прославления

Глава V Индивидуализация, институционализация и стандартизация жизненных обстоятельств и образцов биографий

3. Институционализация биографических образцов

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Аннотация. Культура изучается в рамках различных дисциплин, в том числе и социологии. Выступая в качестве ценностно–нормативной системы, культура представляет собой совокупность норм и ценностей, образцов поведения, а также продуктов материальной и духовной деятельности человека, передающихся из поколения в поколение. Из множества подходов к анализу культуры как системы, нам, в первую очередь, интересен социологический подход, выделяющий социальные формы ее существования и развития, социальные функции культуры.

План лекции

2. Культура как система социальных ценностей и норм. Функции культуры.

3. Типология культуры.

4. Культурное многообразие, культурные универсалии.

5. Культура в современном глобальном мире.

Понятие культуры, как и понятие общества, – категории, которые наиболее широко используются в социологии. Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы; нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими.

Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает в себя манеру одеваться, семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В неё входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них (людей) ценность: луки и стрелы; плуги; фабрики и машины; компьютеры; книги; жилища и т.д.

Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия, но не стало менее многообразным. Например, строго научных определений культуры к 1950–м годам было 165 (по подсчетам американских культурологов А. Крёбера и К. Клакхона), а к 1970–м их стало уже 250 (по подсчетам француза А. Моля).

Собирательно–описательный подход. Его сторонники определяют набор компонентов, составляющих суть культуры. В этот набор включаются: знания, наука, нравственность, самостоятельное творчество, литература, а также совокупность учреждений культуры и художественного творчества (театры, клубы и т.д.). Здесь культура характеризуется как определенная сфера жизнедеятельности общества.

Понимание культуры, связанное с выявлением своеобразия общественной жизни по сравнению с природой. Культура является результатом исторического развития. Здесь подчеркивается роль социального наследия и традиций, переходящих к современной эпохе от предшествующих этапов общественного развития. Под культурой, в данном подходе, понимается всё, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Здесь история культуры отождествляется с историей общества.

Аксиологический (ценностный) подход. Он определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Культура предстает в виде совокупности готовых результатов человеческой деятельности.

Деятельностный подход. Культура – не только результат завершенной деятельности, но и сама деятельность. Культура – это всё, что характеризует человека как деятельное общественное существо, как субъекта социокультурных отношений. Суть данного подхода – вне деятельности культура существовать не может.

Социологический подход. Здесь важное значение имеют: 1) анализ культуры как подсистемы общества (включает материальное и духовное производство, экономические, социально–политические, нравственные отношения, все формы деятельности социальных общностей и институтов, развитие общественного сознания); 2) раскрытие социальной обусловленности культуры, порожденной потребностями людей, их интеллектуальными, эстетическими запросами, практическими интересами различных социальных групп, отдельных личностей; 3) социологический анализ культуры предполагает её характеристику как системы норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов и различных общностей.

Культура (как социологическое понятие) – это обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения между обществом, социальными общностями и индивидами, а также совокупность способов и форм активной деятельности людей по созданию материальных и духовных благ, передаваемых от поколения к поколению и способствующих социальному, интеллектуальному, духовно–нравственному развитию общества и личности.

Основы социологической теории культуры заложил Макс Вебер. Значительный вклад в развитие социологии культуры внес Питирим Сорокин.

Читайте также: