Консультация для воспитателей как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду

Обновлено: 07.07.2024

Зыбцева Е. А. воспитатель Д/С №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенок хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужно подготовительная работа.

Необходимо предварительное знакомство воспитателей с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение.

Перед поступлением ребенка в детский сад я обсуждаю с родителями следующие проблемы:

1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?

Я знакомлю родителей с режимом дня в группе. Обсуждаю проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

2) Какой тип общения предпочитает малыш?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со взрослыми, то я советую родителям побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. д.

4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, советую родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.

А также я советую родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье для него. В первые дни не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.

Родители должны щадить его ослабленную нервную систему. На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально общественной жизни.

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышами в присутствии мамы, помогаю переодеться. Показываю шкафчик с веселой картинкой, мини-игровую зону с разными игрушками в приемной комнате, все это помогает избавиться от беспокойство малыша. Малыш выбирает понравившуюся игрушку, и вместе с мамой проходит в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе. Мама является проводником и защитником ребенка.

Моя задача – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для меня – завоевать доверие малыша, его привязанности. Я даю ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для малыша очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойствие, когда его окружают знакомые вещи. Я разрешаю приносить в группу его любимые домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.

Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Малыш, играет с игрушками, оглядывается на маму.

При этом я подчеркиваю: мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему.

Лучшие лекарства от стресса - смех. В группе создаю такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, для этого я вношу игрушки забавы; продолжаю говорить шутками, прибауткам, паю веселые песенки.

Во время режимных процессов учитываю индивидуальные особенности дети, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка: глажу ему ручки, ножки, спинку.

Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними. В заключении хочу отметить, что выработка единых требований и поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение ко мне и сверстникам.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от 10 – 11 месяцев до полутора лет);

2. Состояния здоровья и уровня развития ребёнка;

3. Биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнку после рождения – режим дня, питания, игры и т.п.; заболевания в течение первых трех месяцев жизни и др.).

Чтобы этого не произошло, необходимо комплексный подход к решению проблемы адаптации.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребёнка в детский сад.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла и уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Необходимо всяческий удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

2. Работа с родителями.

Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержать на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Ход игры. Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, До того мы закружились,

Среди травок и цветов, Что на землю повалились.

Кружим, кружим хоровод. БУХ!

Вариант игры: Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружатся с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишки и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

(проводится с двумя – тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Вариант: игра проводится с мишкой.

(проводится с двумя0тремя детьми)

Вариант: игра проводится с мишкой.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачку, Пете лапу!

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребёнка.

Ход игры. На прогулку воспитатель собирает вместе с ребёнком

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребёнку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбрать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

Игра способствует развитию согласованности движений.

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулак?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак).

Ну – ка, ну – ка, вылезай!

Это пальчик? АЙ – АЙ – АЙ! (Выставить вперед большой палец.)

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук – стук – хлоп, стук – хлоп – хлоп и т.п.

Приведенные ниже игры не только одобрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Материал. Лошадка -качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребёнка на лошадку – качалку и говорит:

Игра развивает речевую активность.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребёнка. Дует на цветок или травку.

Ребёнок повторяет действия взрослого.

«ПОДУЙ НА ШАРИК, ПОДУЙ НА ВЕРТУШКУ,

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребёнка подвешивается шарик и рожок, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребёнку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребёнок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игра. На прогулке воспитатель дает ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребёнку посмотреть сквозь

увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

Игра развивает наблюдательность

«ПРОГУЛКА ПО ОЧЕРТАНИЯМ

Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

Игра способствует развитию представлений о предметах.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Такие действия формируют у ребёнка навыки сюжетной игры.

Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребёнку научиться различать цвета.

Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.

Ход игры. Дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать её, умыть, накормить и т.д.

Дети 2-3 летнего возраста ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребёнка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мяч.

Садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Материал. Яркий мяч.

Упражнение повторяется с другим ребёнком.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т.д. Хвалить ребёнка, когда он достигает места назначения.

Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседа. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то,

о чём говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Главной фигурой и центром внимания для 2-3 летних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данной момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойную игру.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду."

Период адаптации ребёнка к детскому саду - это сложная жизненная ступенька для ребёнка, родителей и педагога.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от.


При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от.


При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от 10 – 11 месяцев до полутора лет);

2. Состояния здоровья и уровня развития ребёнка;

3. Биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнку после рождения – режим дня, питания, игры и т.п.; заболевания в течение первых трех месяцев жизни и др.).

Чтобы этого не произошло, необходимо комплексный подход к решению проблемы адаптации.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребёнка в детский сад.

hello_html_27c96fa2.jpg

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла и уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Необходимо всяческий удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

2. Работа с родителями.

Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

hello_html_m65b15a4.jpg

3. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержать на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Ход игры. Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, До того мы закружились,

Среди травок и цветов, Что на землю повалились.

Кружим, кружим хоровод. БУХ!

Вариант игры: Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружатся с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишки и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

(проводится с двумя – тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Вариант: игра проводится с мишкой.

(проводится с двумя-тремя детьми)

Вариант: игра проводится с мишкой.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачку, Пете лапу!

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребёнка.

Материал. Корзина.

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребёнку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбрать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

Игра способствует развитию согласованности движений.

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулак?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак).

Ну – ка, ну – ка, вылезай!

Это пальчик? АЙ – АЙ – АЙ! (Выставить вперед большой палец.)

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук – стук – хлоп, стук – хлоп – хлоп и т.п.

Приведенные ниже игры не только одобрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребёнка на лошадку – качалку и говорит:

Игра развивает речевую активность.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребёнка. Дует на цветок или травку.

Ребёнок повторяет действия взрослого.

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребёнка подвешивается шарик и рожок, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребёнку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребёнок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игра. На прогулке воспитатель дает ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребёнку посмотреть сквозь

увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

Игра развивает наблюдательность

Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

Игра способствует развитию представлений о предметах.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Такие действия формируют у ребёнка навыки сюжетной игры.

Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребёнку научиться различать цвета.

Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать её, умыть, накормить и т.д.

Дети 2-3 летнего возраста ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребёнка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

Материал. Мяч.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мяч.

Садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Материал. Яркий мяч.

Упражнение повторяется с другим ребёнком.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т.д. Хвалить ребёнка, когда он достигает места назначения.

Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседа. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то,

о чём говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Главной фигурой и центром внимания для 2-3 летних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данной момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойную игру.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Список используемой литературы

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач педагогов и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения заключается в решении вопроса об адаптации детей к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Материал направлен для воспитателей, которые набирают детей в группу раннего возраста. Какие факторы влияют на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения, у каких детей раннего возраста легче всего протекает адаптация, для чего необходима целенаправленная организация жизни детей раннего возраста в дошкольном учреждении.

МБДОУ ЦРР - детский сад № 51 "Родничок", с. Кагальник

Консультация для педагогов

"Адаптация к условиям детского сада"

Адаптация - это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания требует ранний возраст (1-3 года), в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов.

Установлено, именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, длительность которого может достигать полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, в крайне возбужденном состоянии: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64 дня).

При легкой адаптации наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита.

Адаптация средней тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые нормализуются лишь к концу месяца. Ребенок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают легкие, продолжительностью 7-10 дней, заболевания, завершающиеся без осложнений.

При тяжелой адаптации привыкание ребенка идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев. Оно сопровождается частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев, граничащем с неврологическими состояниями. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.

Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов:

-сформированность опыта общения, а также

-степень родительской опеки.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого - овладение ребенком совместно со взрослыми миром предметов, назначение которых
сам малыш открыть не в состоянии.

Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.

В ходе делового общения формируются особые связи с окружа­ющими людьми.

Чем отличается эмоциональный контакт от дело­вого, практического? Прежде всего, эмоциональные отношения - это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков вни­мания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыш начинает четко различать своих и чужих.

Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми.

Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий со­циальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внима­ния со стороны взрослых.

Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие с взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной по­требности в общении приводят к сложностям во взаимоотноше­ниях ребенка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость, опасение. Таким об­разом, причиной трудного привыкания к детскому саду может слу­жить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональ­ной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения - сотрудничества со взрослым.

Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игруш­ками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро от­кликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интере­сом исследуют новые игрушки. Для них это - привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет сред­ствами, необходимыми для этого.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, является слабая сформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы и слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты со взрослыми, предпочитают эмоциональное общение.

Чтобы успешно прошла адаптация, нужно продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят.

Одна из главных задач педагогов и психолога дошкольного образовательного учреждения заключается в решении вопроса об адаптации детей к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

В период адаптации детей взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку. Исполнять колыбельные песни перед сном. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения

Затормаживают отрицательные реакции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики, соединять детали крупного конструктора "Лего"

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, ребенок успокаивается.

Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего мира Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко. Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей. Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий ребёнка. Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок -- взрослый” и “ребенок -- ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Проводятся консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации.

И еще одно непреложное правило - не принуждать ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Воспитателю следует постоянно помнить, что с поступлением в ясли все проблемы ребенка становятся профессиональными проблемами педагога.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавить к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание — и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Читайте также: