Что такое рыночная площадь в средневековье кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Рыночная площадь. Центром средневекового города обычно была просторная рыночная площадь. Сюда горожане приходили не только чтобы что-нибудь купить или продать. Здесь встречались, обменивались новостями, слушали глашатаев, объявлявших последние решения властей.

На рыночной площади разбирались тяжбы между купцами, и судья тут же прилюдно объявлял своё решение. Виновного не в очень тяжком преступлении могли прямо на площади высечь или выставить к позорному столбу, чтобы каждому стало известно о его проступке.

По праздникам на рыночной площади устраивались игры, танцы и даже рыцарские турниры. Здесь давали представления заезжие циркачи и актёры. Сюда же по тревоге собирались вооружённые горожане, чтобы выступить против врага.

Посреди площади нередко был устроен красиво украшенный колодец или фонтан, из него брали воду не только торговцы, но и все жители соседних кварталов. Доставка чистой воды в город и избавление от воды использованной были одной из постоянных забот горожан. Строительство водопровода и канализации было очень сложной задачей, и в большинстве средневековых городов её решить не могли.



На городском рынке. Миниатюры. XIV в.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?


Мальчик, играющий на дудочке, — украшение фонтана в городе Нюрнберге (Германия). XIV в.

2. Ратуша. Рядом с рыночной площадью обычно располагалась ратуша — здание, где заседал городской совет — правительство города. В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Из архивных документов особенно тщательно хранили грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.


Ратуша в городе Брюгге. XIV в.

Со временем в жизни городов всё большую роль начинали играть ремесленники. Они были недовольны, что власть в городе оказалась в руках богатых семейств — патрициата. Во многих городах споры между ремесленниками и патрициями перерастали в столкновения.

Порой вооружённые ремесленники под руководством цеховых старшин шли на штурм ратуши, арестовывали и изгоняли из города патрициев, устанавливали собственное правление. Однако в конце концов восставшие либо терпели поражение, либо договаривались с патрициями и делили с ними власть.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?


1. Романский собор в городе Шпейере (Германия). XI в.

2. Готический собор в городе Реймсе (Франция). XIII в.


Романская церковь Святого Михаила в Хильдесхайме (Германия). XI в.

3. Городской собор. Тут же, над площадью, возвышались башни городского собора. Он посвящался святому, считавшемуся главным небесным покровителем города и его обитателей.

Соборы строились такими большими, чтобы в них могли собраться для молитвы или решения насущных дел все жители города. Горожане гордились своим главным храмом и не жалели ни средств, ни сил, ни времени на то, чтобы сделать его как можно величественнее и прекраснее. Некоторые соборы строились и перестраивались веками, в течение жизни многих поколений. Если в казне города кончались деньги, строительство замирало. Порой оно прекращалось навсегда, так что во многих местах можно видеть храмы, у которых не хватает, например, башни.

Повсюду в Европе, и в деревнях, и в отдалённых монастырях, встречаются прекрасные средневековые церкви. И всё же самыми знаменитыми стали соборы, возведённые средневековыми мастерами именно в городах. Их строили во славу Бога и святых, но величественный собор прославлял и Церковь, и город, и епископов, при которых его закладывали и строили. Прославлял он и мастеров, своим трудом создававших подлинные чудеса.


1. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Южный фасад. Конец XII—XIII в.

2. Готический собор в городе Лане (Франция). XIII в.



1. Два французских собора в разрезе Слева — романский храм, справа — готический. Какие новые технические решения позволили строителям поднять своды?

2. Характерные черты романского (слева) и готического (справа) стилей в архитектуре

Назовите основные черты обоих стилей, последовательно сравнив: толщину стен и сводов; форму сводов; очертания и размеры оконных проёмов; соотношение горизонтальных и вертикальных линий в рисунке фасадов зданий; форму башен; другие детали.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

4. Романские и готические соборы. Церкви, строившиеся в Западной Европе со времени Карла Великого и вплоть до Крестовых походов, были суровы на вид.

Толстые каменные стены, мощные колонны, небольшие окна настраивали верующих на строгий, торжественный и строгий лад — даже несмотря на то, что храмы тогда любили расписывать яркими красками снаружи и внутри. Многие церкви этой поры напоминают по виду крепости. Их действительно строили так, чтобы за толстыми стенами можно было при необходимости укрыться от врагов.

Зодчие, работавшие в раннем Средневековье, нередко использовали приёмы древнеримских строителей. Поэтому историки называют стиль западноевропейской архитектуры I Х—XII вв. романским.

На смену романскому стилю в XII—XIII вв. приходит готический. У готических храмов тонкие стены, иногда почти целиком состоящие из огромных окон. Изящные колонны поддерживают очень высокий и на вид невесомый потолок. Шпили, башенки, окна собора — все эти многочисленные детали сделаны так, что они как бы тянут храм ввысь.


Сцена Страшного Суда над входом в собор города Бамберга (Германия). XIII в.

Над входом в храм прихожане могли воочию увидеть и вострубивших ангелов, и Иисуса Христа, вновь явившегося на землю в роли сурового судьи, и святых заступников, умоляющих Его о милосердии к грешникам, и самих грешников, которых зов ангельской трубы заставил встать из гробов. Теперь черти безжалостно волокут их в ад на бесконечные муки. С другой же стороны, по правую руку от Иисуса, — праведники, которых ожидает райское блаженство.

Зачем скульптор изобразил одного из грешников в короне, а другого — в епископском головном уборе — митре?


Готические своды и витражи. Сент-Шапель. Париж. XIII в.

И романские, и готические храмы украшались скульптурами, рельефами и статуями. Так, над главным порталом (входом в церковь) обычно помещали изображение Страшного Суда. Пусть верующие не забывают, что за все проступки в конце концов воздастся по заслугам.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?


Менялы. Живопись. XV в.

Место менялы на рынке можно было заметить издалека: только менялы покрывали свои столы коврами.

ОТ МЕНЯЛ К БАНКИРАМ

Из далёких стран купцы привозили с собой на рынок или ярмарку те деньги, что были обычными в их краях. Чтобы договориться друг с другом о покупке, им требовался меняла, знавший толк в монетах разных стран и времён.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

ПЕРЕСТРОЙКА ХРАМОВОЙ БАШНИ В АНГЛИЙСКОМ ГОРОДЕ

Мастера, которым поручалась работа, были более обеспокоены красотой, нежели прочностью. Они не сделали ни базы для колонн, ни сами колонны достаточно прочными, чтобы нести огромный вес великолепной постройки, и, хотя их слабость легко можно было увидеть по расширяющимся трещинам и расколам в некоторых мраморных колоннах, они всё же не желали останавливаться.


Сцена строительства. Миниатюра. XIII в.

На миниатюре виден подъёмный кран, работавший благодаря усилиям человека, ходившего в ту или другую сторону внутри большого колеса. Объясните, чем занят каждый из строителей.

В конце концов, священники и народ из страха отказались входить в церковь. В октябре священник, которого мучила бессонница, позвонил к заутрене на час раньше положенного. Когда все священники собрались, несколько камней упало с башни. Не успели ещё (священники) выйти, как вся башня обрушилась.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

В Средние века площади делились на соборные и торговые. Узнаем, как они становились центрами общественной и религиозной жизни.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.











Поговорим о средневековых площадях. Для начала выясним, как они возникали и какими были.

🏛 Первые площади средневековой Италии были теми же форумами, оставшимися от прежней цивилизации. Их перестраивали, вместо античных колонн строили романские дворцы и готические соборы. Здесь по-прежнему вели торговлю и устраивали собрания.

⚖️ В новых европейских городах рынок появлялся одновременно с самим городом и его улицами. Без торговли городская жизнь невозможна — собственно, большинство европейских городов и возникли на пересечении торговых путей. Такая площадь могла располагаться в центре или на окраине — в этом случае ее все равно со временем поглощал растущий город.

⛪️ С 12 века в разросшихся городах стали делать две площади — торговую и соборную с церковью. Это происходило по всей Европе: в Германии, Франции, Италии, Чехии, Словакии и в ряде других стран средневековой Европы. Это совпало со строительством крупнейших готических соборов, которые как раз и были выражением коллективного богатства и чувства собственного достоинства горожан. Такие соборы возносились над городом на много метров, и были видны на фоне города издалека, обозначая его место в ландшафте.

📐 Соборную и рыночную площади располагали тремя способами:
▪️ отдельно друг от друга и на большом расстоянии;
▪️ на общей территории, разделяя небольшим барьером из жилых домов или торговых помещений;
▪️ смыкая между собой в одной общей угловой точке.

🏘 Если площади находились далеко друг от друга, в городе возникало два центра: гражданский и церковный. А если рядом, это приводило к появлению узнаваемых видов старых городов, когда здание ратуши и собор становятся единым архитектурным ансамблем. Разумеется, сегодня почувствовать дух старых европейских площадей очень трудно: они были радикально расчищены и перестроены в 19 и 20 веке.

Площадь Главного Рынка, Краков

Итак, площадь Главного Рынка — самая большая средневековая площадь в Европе и имеет 200 х 200 метров! В таком виде она и была спланирована согласно городскому плану в 1257 года. По нему же — от каждой стороны Рынка должно было отходить по три параллельных улицы. И таким образом весь Краков был бы поделён на квадраты-инсулы подобно древнеримским городам!

Так появилось четыре квартала — Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский. Каждый из них одним своим углом заходил на Главный Рынок.

Сама площадь была огромнейшей и проектировалась с прицелом на дальнейший рост Кракова. А потому и сама быстро застраивается. Во-первых, Суконными рядами, которые разделяют площадь надвое и мешают оценить масштабы Главного Рынка. Во-вторых, ратушей. Сейчас саму ратушу разобрали, однако сохранили её башню.

Оставшаяся площадь тоже застраивается деревянными торговыми рядами. Соляным, угольным, рыбным, хлебным…

В начале XIX века Краков попадает под власть австрийцев и в превращается в Кракау. Подновляются здания Сукенниц и ратушной башни, реставрируются фасады домов, выходящих на площадь. Вокруг Мариацкого костёла убирают кладбище, а могилы переносят на только что образованное Раковицкое кладбище.

В наши дни жизнь с площади ушла, уступив место туризму. И возвращается лишь по праздникам и особенно во время рождественских ярмарок.

Сукеннице (Суконные ряды)

Сукеннице (Суконные ряды), Краков

Сукеннице (Суконные ряды), Краков

На самом деле по-русски они называются Суконными рядами, а по-польски Sukiennice. Учитывая, что оба языка славянские, то и наши туристы и гиды быстренько переименовали в Сукенницы. Так что же это такое? Обыкновенные торговые ряды, в которых торговали сукном. Почему именно сукном, вопрос для меня остаётся открытым.

Сукеннице (Суконные ряды) в дождь, Краков

Сукеннице (Суконные ряды) в дождь, Краков

В первом своей версии Суконные ряды появились в 1257 году при Болеславе V Стыдливом (Bolesław Wstydliwy), князе краковском и сандомирском. Затем здание много раз, как и полагается любому зданию с историей, горело и перестраивалось, и лишь в версии 1879 года мы его сейчас наблюдаем. Капители колонн для этой версии рядов рисовал сам Ян Матейко. Само же здание проектировал Томаш Прылинский.

Сейчас в рядах никаким сукном уже не торгуют, разве что сувенирным. Торгуют именно что сувенирами с бесконечными геральдическими орлами (символ Польши) и драконами (символ Кракова). Торговля идёт бойко! Думаю, что примерно такой же гвалт стоял здесь и триста лет назад, когда отмеряли столько-то локтей пурпурной материи, а не столько-то килограмм холодильниковых магнитиков.

Но рассматривая сувениры, не забывайте поднимать глаза вверх, чтобы увидеть подвешенный под потолком нож. Зачем он тут, никто конкретно не знает, но предполагают, что именно им один брат убил другого при строительстве башен Мариацкого костёла.

Петушок на маскароне, элемент декора Сукенниц (Суконные ряды), Краков

Петушок на маскароне, элемент декора Сукенниц (Суконные ряды), Краков

В рамках экскурсии можно посетить рыночные катакомбы. В 2005 году была реставрация Рынка и провели археологические раскопки. Экспонатов хватило для создания филиала Краковского исторического музея.

Суконные ряды внутри, Краков

Суконные ряды внутри, Краков

Макет Сукенниц, Краков

Макет Сукенниц, Краков

Памятник Адаму Мицкевичу

Адам Мицкевич, Рыночная площадь, Краков

Адам Мицкевич, Рыночная площадь, Краков

Памятник Мицкевичу установили по случаю столетия со дня его рождения 16 июня 1898 года. Автором скульптуры был Теодор Ригер. Отливала её итальянская фирма “Nelli” в Риме.

Во время фашисткой оккупации памятник был уничтожен, а уже после войны его обломки были найдены на свалке в Гамбурге. Вторичное открытие памятника Мицкевичу состоялось 26 ноября 1955 года в столетнюю годовщину смерти поэта.

Высота скульптуры составляет 10 метров. На постаменте кругом изображены аллегории родины, доблести, науки и поэзии.

Сам поэт при жизни не побывал в Кракове даже, однако его прах привезли сюда из Парижа и захоронили на Вавеле. Краковчане часто выбирают местом встречи около него, “У Адама”. Этим он аналогичен памятнику Пушкину в Москве или Вацлаву в Праге.

Вид на памятник Мицкевича и рождественскую ярмарку из аркады Сукенниц, Краков

Вид на памятник Мицкевича и рождественскую ярмарку из аркады Сукенниц, Краков

Башня городской ратуши

Башня ратуши, Рыночная площадь, Краков

Башня ратуши, Рыночная площадь, Краков

Без самой ратуши, которую разобрали по причине обветшалости, она смотрится сиротливо, но сама по себе 70-метровая башня очень красива.

Весь ратушный комплекс был построен в начале XIV века в готическом стиле. Однако в XVII веке в башню ударила молния и спалила шпиль. Восстановили уже с барочным шлемом, который мы можем видеть и сейчас. Разобрали же ратушу уже в XIX веке.

Лев у башни, Рыночная площадь, Краков

Лев у башни, Рыночная площадь, Краков

В 1960-х башню реконструировали. В частности привезли каменных львов из дворца Морстиновых в Плавовицах.

Сейчас на высоте 50 метров оборудована смотровая площадка, а в подвалах под башней есть уютное кафе и театр “Маскарон”.

Макет Ратуши, Краков

Макет Ратуши, Краков

Связанный Эрос


С другой стороны от Суконных рядов вы обнаружите странную скульптуру Игоря Миторая “Связанный Эрос” (Eros Bendato). Местных жителей она до сих пор продолжает шокировать и возмущать. Кажется, что она диссонирует своим новаторством со средневековым окружением. С другой стороны, голова похожа на обломок античной статуи. Может показаться, что она лежала тут, на излучине Вислы, уже тысячи лет. Она видела, как греки ходили на север за янтарём. И вот вокруг неё вырос город, таких диссонирующий с античными руинами.

На самом деле, её интерпретация достаточно прозрачная. Если присмотреться, то можно заметить, что вся голова перебинтована до самых глаз. Это метафора, что Любовь (Эрос) бывает слепой (бинты), и от неё теряют голову (нет остального тела).

восточный базар

Ослепительно яркие краски, веселая сутолока, разноязыкий гомон, бесконечные ряды, где торгуют, кажется, всем, что есть на свете, — таков был всегда базар на Востоке, но из множества исторических свидетельств о нем мы узнаем еще и о какой-то особенной неповторимой атмосфере рынков, о возникающем здесь своеобразном ощущении времени и пространства. В чем тут дело? Оказавшись на восточном рынке, человек сталкивался с целым миром вещей, слов и значений. Перед ним как бы расстилался цветастый ковер с изображением не только разных стран и народов, но и разных времен — здесь покупаются и продаются вещи новые и самые древние. Купив что-то; скажем, в Бухаре, человек мог мысленно очутиться и в Китае, и в Индии, и в Византии, и на Руси, и в далекой Эфиопии.

Покупка расширяла кругозор, она уводила в далекие пространства и стародавние времена, связывала его с иными мирами и народами, многое она могла рассказать любопытному и вдумчивому покупателю. Но не только купленные вещи уносили человека в неведомые ему пространства и времена. В базарных чайных собирались странники, исходившие полмира. От них можно было услышать слова понятные и веселые. Но произносились также речи загадочные — когда на базарах появлялись дервиши, члены тайных религиозных братств, носители скрытого знания.

Не только вещи и слова привлекали на базар городской и сельский люд. Здесь происходили различные поединки, здесь мог появиться монарх или его первый визирь, чтобы усевшись в центре рыночной площади, объявить высочайшую волю. Прямо на площади в торжественных случаях происходили богослужения, казни, карнавалы, ритуальные действа, вершился суд.

Особое положение базара в жизни Востока подтверждается и всей средневековой литературой — именно на базаре случаются самые интересные происшествия, начинаются интриги (вспомним библейскую, а потом уже и кораническую историю Иосифа Прекрасного, которого продают на рынке; этот сюжет — один из самых популярных у средневековых писателей и поэтов). В таких историях базар служит как бы точкой отсчета последующих событий.

С чем же было связано особое положение базаров? Почему рыночная площадь обладала какой-то притягательной силой? Почему именно здесь начинались карнавалы, происходили казни, воздвигались в древности статуи языческих богов и храмы, почему с описания базара начинали свои повествования писатели и рассказчики? Конечно, прежде всего, потому, что базар был скоплением множества людей и посему самым удобным местом для свершения важных дел. Но этого объяснения еще недостаточно. Чтобы понять роль рынка в жизни средневекового восточного города, надо знать, какое место занимал базар в миропредставлениях средневекового человека.

Во всех без исключения древних и средневековых городах Востока базар был средоточием их социальной, политической и культурной жизни. Он располагался на центральной городской площади рядом с дворцом правителя и главным культовым сооружением. Согласно традиционным представлениям, город был аналогом космоса, он олицетворял конструктивное, положительное начало, а то, что находилось за пределами городских стен, связано было с хаосом, с началом деструктивным и отрицательным. Жители окрестных сел во время нашествия неприятеля искали убежище в пределах городских стен и стен храмов, здесь был порядок, организованное пространство, противостоящее тому, откуда надвигался враг, который всегда был и остается символом хаоса и разрушения.

В соответствии с этими представлениями различные компоненты города наделялись особым смыслом — и городские ворота, и храмы, и дворцы правителей, и мемориальные сооружения, и, конечно, базары. Базарная площадь как бы символизировала центр мира, была его сакральной точкой. Знаменательно, что когда умирал правитель страны, распадались и базары: по вековой традиции, торговля здесь не возобновлялась до тех пор, пока на престол не всходил новый монарх. Базар был понятием, вмещающим в себя нечто большее, чем просто место для торга.

восточный базар

Что примечательного видим мы в этом отрывке? Трон царя устанавливался на рыночной площади, в ее пространство вписывался и зороастрийский храм огня, а потом и мусульманская мечеть. Рынок, таким образом, мог быть и местом проведения богослужений.

Иисус проганяет торговцев

На любом восточном рынке было множество хитрецов, насмешников, острословов. Сама карнавальная атмосфера рынков способствовала хитрым проделкам и уловкам. Эта характерная черта базарной площади нашла отражение в средневековой литературе. В арабской и иранской литературе есть несколько героев-плутов, которые действуют на рынках. И когда они появляются в романе — жди какой-либо смешной хитрости, необычного поворота дел, поскольку все происходит на рынке — месте, где обязательно должно случиться что-то неожиданное, авантюрное, чудесное, само рыночное пространство диктует правила поведения в нем. А образ базара был частью мифологической, религиозной, социальной, литературной мысли. Купленная на базаре вещь для покупателя превращалась в реальную частичку мира, символизировала его качества, связывала его с ним…

Автор: Шариф Шукуров..

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще помимо всего прочего именно на восточных базарах формировалась история развития рекламы, базарные зазывали были великими знатоками человеческой психологии и с большой тонкостью постигали особенности рекламных текстов, технологии манипуляции и продаж.

Площадь Главного Рынка, Краков

Итак, площадь Главного Рынка — самая большая средневековая площадь в Европе и имеет 200 х 200 метров! В таком виде она и была спланирована согласно городскому плану в 1257 года. По нему же — от каждой стороны Рынка должно было отходить по три параллельных улицы. И таким образом весь Краков был бы поделён на квадраты-инсулы подобно древнеримским городам!

Так появилось четыре квартала — Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский. Каждый из них одним своим углом заходил на Главный Рынок.

Сама площадь была огромнейшей и проектировалась с прицелом на дальнейший рост Кракова. А потому и сама быстро застраивается. Во-первых, Суконными рядами, которые разделяют площадь надвое и мешают оценить масштабы Главного Рынка. Во-вторых, ратушей. Сейчас саму ратушу разобрали, однако сохранили её башню.

Оставшаяся площадь тоже застраивается деревянными торговыми рядами. Соляным, угольным, рыбным, хлебным…

В начале XIX века Краков попадает под власть австрийцев и в превращается в Кракау. Подновляются здания Сукенниц и ратушной башни, реставрируются фасады домов, выходящих на площадь. Вокруг Мариацкого костёла убирают кладбище, а могилы переносят на только что образованное Раковицкое кладбище.

В наши дни жизнь с площади ушла, уступив место туризму. И возвращается лишь по праздникам и особенно во время рождественских ярмарок.

Сукеннице (Суконные ряды)

Сукеннице (Суконные ряды), Краков

Сукеннице (Суконные ряды), Краков

На самом деле по-русски они называются Суконными рядами, а по-польски Sukiennice. Учитывая, что оба языка славянские, то и наши туристы и гиды быстренько переименовали в Сукенницы. Так что же это такое? Обыкновенные торговые ряды, в которых торговали сукном. Почему именно сукном, вопрос для меня остаётся открытым.

Сукеннице (Суконные ряды) в дождь, Краков

Сукеннице (Суконные ряды) в дождь, Краков

В первом своей версии Суконные ряды появились в 1257 году при Болеславе V Стыдливом (Bolesław Wstydliwy), князе краковском и сандомирском. Затем здание много раз, как и полагается любому зданию с историей, горело и перестраивалось, и лишь в версии 1879 года мы его сейчас наблюдаем. Капители колонн для этой версии рядов рисовал сам Ян Матейко. Само же здание проектировал Томаш Прылинский.

Сейчас в рядах никаким сукном уже не торгуют, разве что сувенирным. Торгуют именно что сувенирами с бесконечными геральдическими орлами (символ Польши) и драконами (символ Кракова). Торговля идёт бойко! Думаю, что примерно такой же гвалт стоял здесь и триста лет назад, когда отмеряли столько-то локтей пурпурной материи, а не столько-то килограмм холодильниковых магнитиков.

Но рассматривая сувениры, не забывайте поднимать глаза вверх, чтобы увидеть подвешенный под потолком нож. Зачем он тут, никто конкретно не знает, но предполагают, что именно им один брат убил другого при строительстве башен Мариацкого костёла.

Петушок на маскароне, элемент декора Сукенниц (Суконные ряды), Краков

Петушок на маскароне, элемент декора Сукенниц (Суконные ряды), Краков

В рамках экскурсии можно посетить рыночные катакомбы. В 2005 году была реставрация Рынка и провели археологические раскопки. Экспонатов хватило для создания филиала Краковского исторического музея.

Суконные ряды внутри, Краков

Суконные ряды внутри, Краков

Макет Сукенниц, Краков

Макет Сукенниц, Краков

Памятник Адаму Мицкевичу

Адам Мицкевич, Рыночная площадь, Краков

Адам Мицкевич, Рыночная площадь, Краков

Памятник Мицкевичу установили по случаю столетия со дня его рождения 16 июня 1898 года. Автором скульптуры был Теодор Ригер. Отливала её итальянская фирма “Nelli” в Риме.

Во время фашисткой оккупации памятник был уничтожен, а уже после войны его обломки были найдены на свалке в Гамбурге. Вторичное открытие памятника Мицкевичу состоялось 26 ноября 1955 года в столетнюю годовщину смерти поэта.

Высота скульптуры составляет 10 метров. На постаменте кругом изображены аллегории родины, доблести, науки и поэзии.

Сам поэт при жизни не побывал в Кракове даже, однако его прах привезли сюда из Парижа и захоронили на Вавеле. Краковчане часто выбирают местом встречи около него, “У Адама”. Этим он аналогичен памятнику Пушкину в Москве или Вацлаву в Праге.

Вид на памятник Мицкевича и рождественскую ярмарку из аркады Сукенниц, Краков

Вид на памятник Мицкевича и рождественскую ярмарку из аркады Сукенниц, Краков

Башня городской ратуши

Башня ратуши, Рыночная площадь, Краков

Башня ратуши, Рыночная площадь, Краков

Без самой ратуши, которую разобрали по причине обветшалости, она смотрится сиротливо, но сама по себе 70-метровая башня очень красива.

Весь ратушный комплекс был построен в начале XIV века в готическом стиле. Однако в XVII веке в башню ударила молния и спалила шпиль. Восстановили уже с барочным шлемом, который мы можем видеть и сейчас. Разобрали же ратушу уже в XIX веке.

Лев у башни, Рыночная площадь, Краков

Лев у башни, Рыночная площадь, Краков

В 1960-х башню реконструировали. В частности привезли каменных львов из дворца Морстиновых в Плавовицах.

Сейчас на высоте 50 метров оборудована смотровая площадка, а в подвалах под башней есть уютное кафе и театр “Маскарон”.

Макет Ратуши, Краков

Макет Ратуши, Краков

Связанный Эрос


С другой стороны от Суконных рядов вы обнаружите странную скульптуру Игоря Миторая “Связанный Эрос” (Eros Bendato). Местных жителей она до сих пор продолжает шокировать и возмущать. Кажется, что она диссонирует своим новаторством со средневековым окружением. С другой стороны, голова похожа на обломок античной статуи. Может показаться, что она лежала тут, на излучине Вислы, уже тысячи лет. Она видела, как греки ходили на север за янтарём. И вот вокруг неё вырос город, таких диссонирующий с античными руинами.

На самом деле, её интерпретация достаточно прозрачная. Если присмотреться, то можно заметить, что вся голова перебинтована до самых глаз. Это метафора, что Любовь (Эрос) бывает слепой (бинты), и от неё теряют голову (нет остального тела).

Читайте также: