Какое значение для христиан имело принятие символа веры кратко

Обновлено: 03.07.2024

Символ веры – это краткое перечисление главных догматов Православной Церкви. Несмотря на то, что Символ веры есть в любом молитвослове, его не следует считать обычной молитвой. В нём нет прославления Всевышнего или обращений к Богу, Божьей Матери или святым. Для христианина Символ веры – это публичное обозначение своего религиозного мировоззрения и жизненных принципов, основанных на Православном вероучении. Это настоящее Кредо православного христианина.

Само слово символ означает образ, соединение.

Символ веры: толкование

Чтобы лучше понять, что такое Символ веры в Православии, необходимо ознакомиться с его структурой. Символ веры составляют 12 предложений, членов, и каждый являет собой выражений истины, догмат Православной веры. Это догматы о Боге Отце, Боге Сыне, Боге Святом Духе, о Церкви, Крещении, Воскресении мёртвых и Вечной жизни. Всё это основополагающие понятия Православия.

Большинство членов, а именно со 2-го по 7-й, посвящены Богу Сыну, Искупителю грехов человечества. Далее приведём толкование каждого члена этого священного текста.

Второй член гласит, что Иисус Христос – вторая ипостась Святой Троицы. Он был рождён Богом-отцом в вечности и равен Ему. Чтобы опровергнуть ересь арианства, подчёркивается, что Иисус Христос является не сотворённой Личностью, а рождённой.

Третий член: Господь принял человеческое естество и явился в мир, чтобы спасти наш род. У Него были человеческие тело и душа, но Он одновременно был и Богом. Иисус Христос был зачат непорочно, без участия семени, Святым духом.

Строки четвертого члена призваны напоминать нам, что Иисус Христос был реальной исторической фигурой, жившей в конкретный исторический период. Он умер в страданиях и его погребли, как человека. Его Жертва была проявлением высочайшей Любви к человечеству.

Пятый член: как и предсказывалось в ветхозаветных пророчествах, а также самим Иисусом Христом, Он воскрес на третий день после казни. Христианство основано именно на вере в воскресение Христа.

Шестой член: до искупительной Жертвы Спасителя души всех умерших, в том числе и праведников, находились в аду. Спаситель победил смерть и грех, вызволил души праведников из ада и вознёсся на Небеса ко Своему Отцу, проложив туда путь и нам. Иисус Христос совершил обновление нашего порабощённого грехом естества, показал путь Истины и Спасения. Благодаря Христу мы теперь тоже можем победить смерть и воскреснуть для Вечной жизни. Слова о том, что Спаситель воссел в Царствие Небесном справа от Бога Отца, указывают на Их равность в качестве ипостасей Святой Троицы.

В седьмом члене говорится, что Иисус Христос вновь придёт на землю в конце человеческой истории, но уже в качестве судьи. Откроются дела и прегрешения всех людей. Бог оставит грешников, а праведников возьмёт в своё Царство, в Вечную Жизнь. Именно Сын Божий будет вершить суд над людьми, потому как Он ещё и Сын Человеческий, освятивший человеческую природу.

Восьмой член гласит, что третья ипостась Троицы – Святой Дух. Христианам нужно поклоняться и славить Святого Духа, дающего жизнь и благодать, без которой невозможно спастись. Святой Дух говорил и наставлял устами пророков, а также сошёл на апостолов в виде огня через 50 дней после Воскресения Христа. Так апостолы получили дар проповедовать по всему миру и совершать чудеса.

В девятом члене верующие говорят, что почитают основанную Господом Святую Церковь, хранительницу Христового учения. Апостольское преемство хранится в Церкви уже две тысячи лет, передаваясь через рукоположение. Все, кто исповедует Христа, составляют Соборную Церковь. Спастись вне Церкви для христианина невозможно.

Десятый член: христиане верят, что Крещение смывает с человека все грехи, обновляет, перерождает его, делает членом Святой Церкви. Благодать, которую Господь даёт при Крещении, помогает в духовной борьбе и ведёт человека ко спасению души.

Одиннадцатый член: мы все созданы для бессмертия и, умирая для этой жизни, переходим в Вечность. В Судный день Господь воскресит всех умерших людей и отделит праведников от грешников. В Вечной жизни наши души будут иметь новые, обновленные тела. Православные христиане ждут воскресения мёртвых и вечную жизнь.

Символ веры нужно знать наизусть каждому христианину. Эти торжественные и священные строки произносятся человеком в Таинстве Крещения, чтобы исповедовать свою готовность стать частью Святой Церкви. На каждой Литургии Символ веры соборно поётся всеми верующими. Также Символ веры входит в ежедневное утреннее молитвенное правило.

Символ веры

1 Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

2 И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.

3 Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася.

4 Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.

5 И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.

6 И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

7 И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

8 И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

9 Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

10 Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

11 Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12 и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

символ веры молитва и толкование

Символ веры

Кто написал Символ веры

В раннем христианстве, в первые века нашей эры, использовались краткие прообразы Символа веры. Они служили для христиан напоминанием основ их веры. Известны такие ранние версии как Староримский Символ веры, Апостольский Символ веры и др. Со временем начали возникать ереси, то есть искажённые учения о Боге, и появилась необходимость составить наиболее точный и полный Символ веры для всех христиан.

С этой целью в 4 веке были проведены два Вселенских собора – собраний христианских иерархов со всего мира. Первый провели в 325 году в городе Никея (территория современной Турции), на этом соборе были составлены первые 7 членов Символа веры. На Втором соборе приняли следующие 5 членов. Второй собор проходил в Константинополе в 381 году.

Утверждённый окончательный Символ веры Православной Церкви был назван Никео-Цареградским. Большинство положений было унаследовано из Апостольского Символа веры. Также на этих соборах были осуждены некоторые ереси, среди которых арианство, отвергавшее догмат Единосущности Бога Отца и Бога Сына.


Си́мволом ве́ры назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, состав­лен­ное и утвер­жден­ное на 1‑м и 2‑м Все­лен­ских Собо­рах.

Символ веры – не молитва (а испо­ве­да­ние веры). Ибо он не содер­жит обра­ще­ний к Богу, Анге­лам, Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым.

Весь Символ веры состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

1‑й член гово­рит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены гово­рят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Кре­ще­нии, 11‑й и 12‑й – о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

Текст Сим­вола веры

В цер­ков­но­сла­вян­ском языке нет буквы “ё”, все “е” нужно читать как “е”.

1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца не́бу и земли, види­мым же всем и неви­ди­мым.

Верую во един­ствен­ного 1 Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

2‑й. И во еди́наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, еди­но­сущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во един­ствен­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Един­ствен­ного, рож­да­е­мого от Отца в веч­но­сти; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не создан­ного, одного суще­ства с Отцом, через Кото­рого все сотво­рено;

3‑й. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спа­се­ния сшед­шего с небес, при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком;

4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна;

Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного;

5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писа­нием;

И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­ни­ями (про­ро­че­скими).

6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И вос­шед­шего на небеса и сидя­щего справа от Отца;

7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мерт­вым, Его́же Цар­ствию не будет конца.

И опять име­ю­щего прийти со славою судить живых и мерт­вых, цар­ству Кото­рого не будет конца.

8‑й. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Животворя́щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, гла­го­лав­шаго про­роки.

(Верую) и в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, исхо­дя­щего от Отца, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно со Отцом и Сыном, гово­рив­шего через про­ро­ков.

9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

(Верую) и во Един­ствен­ную, Святую, Собор­ную (Все­лен­скую) и Апо­столь­скую Цер­ковь.

10‑й. Испове́дую еди́но Кре­ще­ние во оставле́ние грехов.

Испо­ве­дую одно Кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.

11‑й. Ча́ю воскресе́ния мерт­вых.

Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых.

12‑й. И жизни буду­щаго века. Аминь.

И жизни буду­щего века. Истинно так.

Верую – верю, я убеж­ден; Еди­но­род­наго – един­ствен­ного; прежде всех век – прежде вся­кого вре­мени, от веч­но­сти; еди­но­сущна Отцу – име­ю­щего оди­на­ко­вую сущ­ность (при­роду, есте­ство) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотво­рено; вопло­тив­ша­гося – при­няв­шего на Себя тело чело­ве­че­ское; воче­ло­веч­шася – сде­лав­ше­гося чело­ве­ком, подоб­ным нам, но не пере­ста­вая быть Богом; вос­крес­шаго – ожив­шего: по Писа­нием – согласно со Свя­щен­ным Писа­нием, где про­роки пред­ска­зали, что Он вос­крес­нет из мерт­вых в третий день; вос­шед­шаго – воз­нес­ше­гося; одес­ную – по правую сто­рону Бога Отца, Слова седяща одес­ную, то есть сидя­щего с правой сто­роны (эту фразу сле­дует пони­мать в том смысле, что Иисус Хри­стос имеет оди­на­ко­вое могу­ще­ство и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мерт­вых – умер­ших, кото­рые тогда вос­крес­нут; Его же Цар­ствию не будет конца – после суда наста­нет бес­ко­нечно цар­ство Его; Живо­тво­ря­щаго – даю­щего жизнь; спо­кла­ня­ема и ссла­вима – Духу Свя­тому сле­дует покло­няться и про­слав­лять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Гла­го­лав­шаго про­роки – Дух Святой гово­рил через про­ро­ков; Собор­ную – соглас­ную, еди­но­душ­ную, охва­ты­ва­ю­щую людей со всей все­лен­ной; испо­ве­дую – открыто при­знаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни буду­щаго века – наста­нет после все­об­щего суда вечная жизнь.

Когда появился Символ веры?

С апо­столь­ских времен, хри­сти­ане поль­зо­ва­лись так назы­ва­е­мыми “сим­во­лами веры” для того, чтобы напо­ми­нать самим себе основ­ные истины хри­сти­ан­ской веры. В древ­ней церкви суще­ство­вало несколько крат­ких сим­во­лов веры. В 4‑м веке, когда появи­лись ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, воз­никла необ­хо­ди­мость преж­ние сим­волы попол­нить и уточ­нить.

На Первом Все­лен­ском Соборе были сфор­му­ли­ро­ваны первые семь членов Сим­вола, на Втором – сле­ду­ю­щие пять. Первый Все­лен­ский Собор состо­ялся в городе Никее в 325 г. по Рож­де­стве Хри­сто­вом для утвер­жде­ния апо­столь­ского учения о Сыне Божием против непра­виль­ного учения Ария, счи­тав­шего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не явля­ется истин­ным Богом. Второй Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле (Царь­граде) в 381 г. для утвер­жде­ния апо­столь­ского учения о Святом Духе против лже­уче­ния Маке­до­ния, отвер­гав­шего Боже­ствен­ное досто­ин­ство Духа Свя­того. По двум горо­дам, в кото­рых состо­я­лись эти Все­лен­ские соборы, Символ веры носит назва­ние Никео-Царе­град­ского.

На каких бого­слу­же­ниях совер­ша­ется чтение или пение Сим­вола веры?

Символ веры про­из­но­сится при­ни­ма­ю­щим Кре­ще­ние (“огла­шен­ным”) во время совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния. При кре­ще­нии мла­денца Символ веры про­из­но­сится вос­при­ем­ни­ками. Кроме того, Символ веры соборно поется веру­ю­щими в храме за Литур­гией, чита­ется еже­дневно в составе утрен­него молит­вен­ного пра­вила, входит в состав Полу­нощ­ницы, Изоб­ра­зи­тель­ных и Вели­кого пове­че­рия.

Почему Символ веры полу­чил именно такое назва­ние?

Как же свя­заны древ­ние таб­лички с нашим Сим­во­лом веры?

Гос­подь дал нам веру, мы её при­няли, и она должна соот­вет­ство­вать вере хри­сти­ан­ской, а не пред­став­лять из себя что-то аморф­ное или само­дель­ное. То, что мы гово­рим, думаем, делаем, испо­ве­даем должно соот­вет­ство­вать тому, что запо­ве­дал Спа­си­тель, тому, что сохра­нено в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви.

Содер­жатся ли в Библии какие-либо ана­ло­гии Сим­вола веры?

Как выучить Символ веры наизусть?

Доста­точно совер­шать еже­днев­ное чтение утрен­него молит­вен­ного пра­вила (впро­чем, как и вечер­него), где содер­жится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участ­во­вать в Литур­гии, где также совер­ша­ется пение Сим­вола веры. Через неко­то­рое время вы заме­тите, как Символ веры есте­ствен­ным путем войдет в вашу память.

Никео-Царе­град­ский Символ веры

8. И в Духа Свя­таго ( Быт.1:2 , Мф.3:16 , Ин.3:5-8 , Деян.13:2 ), Гос­пода ( Деян.5:3-4 ), Живо­тво­ря­щаго ( Ис.11:1-3 , Ин.3:5 , 1Кор.3:16 , Рим.8:14-16,26 ), Иже от Отца исхо­дя­щаго ( Ин.14:16,26, 15:26 ), Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима ( Мф.28:19 , Ин.16:13-15 , Пс.32:6 , Деян.5:3-4 , 1Кор.12:3 ), гла­го­лав­шего про­роки ( 1Пет.1:12 , 2Пет.1:21 ).

— краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

— краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

По-церковнославянски

По-русски

Икона

Валаамский хор

Толкование на Символ веры

О Символе Веры

Протоиерей Александр Шмеман

протопресвитер А. Шмеман

1. Введение

Исторически Символ веры возник из подготовления новообращенных, т. е. вновь уверовавших, готовящихся ко вступлению в Церковь, к таинству крещения. В древности принимали крещение, главным образом, взрослые. Как и в наши дни, люди приходили к вере, принимали Христа, желали вступить в Церковь, стать членами церковной общины -каждый в итоге своего особого пути. Ибо всякое обращение, всякая встреча человека с Богом — есть тайна благодати Божией, проникнуть в которую нам не дано. Одни приходят к Богу в страдании и горе, другие в радости и счастье. Так было, так будет всегда.

Христианская жизнь новоуверовавшего начиналась, таким образом, с того, что его приводили к епископу местной Церкви, и тот начертывал рукою крест на лбу нового христианина, как бы ставя на нем метку Христову. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь, однако, надлежит ему узнать содержание веры. Он становится учеником его начинают, как говорится в церковных книгах, оглашать. Ибо христианство — это не эмоция, не просто чувство, нет, это — встреча с Истиной, это — трудный подвиг приятия ее всем существом. Как человек, страстно любящий музыку, для того, чтобы исполнять ее, должен пройти через трудное обучение, так и поверивший во Христа, полюбивший Христа должен теперь осознать содержание своей веры и то, к чему она обязывает.

С тех пор вселенский Символ веры поется или читается в Церкви на каждой литургии. Он есть всеобщее, для всех обязательное выражение Церковью своей веры. И потому всякий, желающий узнать, во что верит Церковь, в чем наша вера, в чем та Истина, которую несет христианство миру, — ответ на это находит в Символе веры.

2. Верую…

Остановимся на том слове, с которого начинается Символ веры. Слово это — верую. Оно определяет собою всю тональность Символа веры, его духовную исключительность и единственность. Поэтому, хотя слово это кажется знакомым и понятным, в него нужно вдуматься, его нужно заново открыть и постоянно открывать для себя каждому из нас.

Таким образом, очевидно, что слово верую относится только к тому, что во мне и вне меня — лишено очевидности. К тому, иначе говоря, что лишено и чувственной очевидности, и очевидности рациональной, и, наконец, очевидности фактической.

3. Во единого Бога Отца…

Поэтому провозгласить, исповедать единого Бога — значит утвердить примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл каждого явления жизни.

Мир создан любовью. И если отпадает от любви, то это именно падение, а не сущность мира.

4. И во единого Господа, Иисуса Христа…

И именно этот титул не признавали за императором христиане, не боясь ни смерти, ни преследований, утверждая, что у мира один Господь, один носитель. Божественной власти и что Господь этот — Иисус Христос. И за это, за этот отказ, Римская Империя на протяжении двухсот лет преследовала христиан. Но потому с этого слова и следует начать объяснение христианской веры во Христа.

От всех этих религий христианство отличается тем, что, одновременно с чистейшим монотеизмом, т. е. верой во единого Бога, оно той же верой обращено ко Христу: к Человеку, по имени Иисус, жившему в Палестине около двух тысяч лет тому назад, жизнь которого: пришествие, учение, смерть — записаны в книге, называемой Евангелием — т. е. благой и радостной вестью, составленной четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Христос. Произнося это слово, мы привычно соединяем два имени — Иисус Христос, и забываем, что если первое имя – Иисус – есть действительно человеческое имя, довольно частое в Палестине той эпохи, то второе — Христос — титул, означающий Помазанник. Слово это переведено с древне — еврейского Мессия. Через все книги Ветхого Завета проходит пророчество о том, что Бог пошлет в мир Мессию, Помазанника, т. е. Человека, которого Он, Бог, облечет божественной властью, наполнит Своим духом и пошлет для того, чтобы возвестить людям свою волю, спасти их от греха и зла, соединить навек с Собою.

Как царей и пророков помазывали елеем, символом духовной силы, так и этот Божественный посланец будет Мессией. Ожидание Мессии особенного напряжения достигло как раз в эпоху, описанную в Евангелии. Первое утверждение Евангелия в том и состоит, что Человек Иисус, начавший проповедь Свою в Палестине, и есть Мессия, Помазанник Божий — Христос. Тот, Кого ждали, о ком молились и кого провозглашали все пророки, пришел. Человек Иисус — есть Христос. Таково начало христианской веры.

5. ….И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божьего единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, имже вся быша…

И, наконец, последнее, все собою увенчивающее, все обнимающее откровение: этот Господь, этот Христос, Которого послал Бог в мир, как Свою любовь и Свое спасение, — есть Сын Божий Единородный. Я нарочно говорю — откровение. Ибо все остальные слова: Господь, Христос, Помазанник — мы находим в истории спасения, они все еще могут быть ограничены человеческим, тварным.

Но явить во Христе Сына Своего Единородного может только Бог, только Отец. И в день, когда Иисус Христос приходит креститься у Иоанна Предтечи, в смиренном послушании Богу, Бог открывает эту тайну нам:

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского
И крестился от Иоанна во Иордане,
И когда выходил из воды, увидал Иоанн разверзающиеся небеса.
И духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас с небес: Ты сын мой возлюбленный,
В котором Мое благоволение.

Да, изнемогает наш ум, наш падший и ограниченный рассудок. Изнемогает перед глубиной, величием и – по-человечески — непостижимостью этой тайны. Но именно эту тайну возвещает нам Христос: совсем другое, новое для нас и неслыханное учение о Самом Боге. И вот на это Церковь не перестает утверждать, что Христос — «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного.

Поэтому с приятия именно этой тайны и начинается христианская вера, и в вечном углублении в нее состоит христианская жизнь.

6. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес…

7. И воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившегося…

8. Распятого за нас при Понтийском Пилате…

Каков смысл этого упоминания в кратком перечислении всего того, во что верит Церковь, — Пилата? Почему одно это имя упоминается в связи с распятием смертью и воскресением Христа, одно имя среди бесчисленных имен людей, участвовавших в Осуждении и мучении невинного Учителя? На вопрос этот нужно дать два ответа одинаково для нашей веры важных, существенных центральных.

Первый ответ таков: имя Пилата упоминает потому, что, называя его, Церковь утверждает историчность тех событий, в которых исповедует она спасение мира и человека.

9. Распятого…

10. Страдавшего…

По-человечески — мы все еще хотим от Бога, от Христа прекращения, а не претворения страданья, хотим того, чего хотели от Него люди, видевшие во Христе только целителя, только Того, кто может уничтожить страданье. Но Христос не уничтожил страданья ни для себя, ни для нас. Христос счел нас достойными неизмеримо большего:

11 . Погребенного…

Всем нам предстоит войти в смерть, умереть. Но словом Символа веры Церковь утверждает что в смерти мы встречаем Христа, что Он смерть превратил во встречу с собою, в преддверие воскресения.

12. И воскресшего в Третий день по Писаниям…

Итак, для того, чтобы ощутить смысл христианской веры в воскресение, нам нужно начать не с него, а с тела и смерти, с христианского их понимания. Именно тут корень недоразумения даже внутри христианства.

13. Бессмертие

14. И восшедшего на небеса…

15. И паки грядущего…

16. Его же Царствию не будет конца…

17. И в Духа Святого…

18. Глаголавшего пророки…

Почитайте ветхозаветных пророков. Они пишут о событиях: войнах, переворотах, убийствах, завоеваниях, в мировой перспективе, каких-то маленьких государств, о людях и событиях давно всеми забытых и с точки зрения наших современных проблем, современного знания — в сущности, ничтожных. Все эти царства истории, войнам которых между собою посвящена огромная часть Библии, сегодня можно облететь на самолете в два-три часа. Почему же мы должны все это не только знать и помнить, но еще признавать священным, Боговдохновенным Писанием, Словом Божиим? да потому что пророки — в этих малых событиях — сами видят и нам раскрывают — волю Божию, уже не об этих только народах и событиях, а о самом человеке, о самой жизни, о самом мире. для них, пророков, все становится знаком, откровением, призывом, уроком. Через малое раскрывается во всем своем неизреченном величии замысел Божий о нас. Замысел не только о том, что совершается сейчас, но также, и прежде всего, о конечной цели мироздания. В этом смысле пророчество обращено и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

19. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь…

И это так потому, что учение Христа целостное, и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни

20. Во едино крещение…

Именно в свете этих слов, а также в свете смысла слово крещение, как оно употребляется в Евангелии, мы и должны постараться понять крещальное исповедание Символа веры.

Все время приходят люди ко Христу, слышат Его голос, отдают Ему свое сердце, свою любовь, свою жизнь. Эта самоотдача Христу и есть крещение. Отдав себя Ему, получают они от Него Его жизнь, Его самоотдачу нам. И эта самоотдача Христа нам — есть крещение.

21. Чаю воскресения мертвых…

Символ веры на старославянском

Что такое Символ веры?

Как и почему был составлен Символ веры?

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

— Значение Символа веры — сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это — единства Церкви.

Когда произносится Символ веры?

— Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера — это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

— Это значит веровать, что Господь Иисус Христос — это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он — Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он — Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

— Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — стал Богочеловеком.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей — Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

— Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

— Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки — опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

— Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

— Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение — это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

— Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю — ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир — из тленного обратится в нетленный.

Символ веры. Что и почему он нам говорит?

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым

Эта тенденция восходит к теософской доктрине. Применительно к христианству она нашла свое выражение в экуменической идее объединения всех христианских конфессий в одну Церковь. Суперэкуменизм уже открыто проводит в жизнь идею единства всех религий.

Символ веры. Что и почему он нам говорит?

Церковь земная и небесная

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша

Вопрос о Христе приобретает всё более дискуссионный характер… На ассамблее ВСЦ в Кении в 1975 году один докладчик представил варианты современных представлений об Иисусе Христе. Они разные — от Сына Божьего, Мессии до талантливого проповедника, идеалиста, экстрасенса, революционера. В общем — чего только нет.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася

Достаточно указать хотя бы на некоторые отличия этого христианского догмата от языческих идей о воплощениях богов, чтобы убедиться в его уникальности.

Боговоплощение относится только ко Второй Ипостаси Бога — Логосу, но не к Богу, как это естественно было для античной мифологии.

Христос — не еще одно античное божество, явившееся в человеческом образе (докетически), но реальная историческая Личность. Он однажды родился, жил, страдал, умер и воскрес, не как языческие боги, которые сколько угодно могли менять свои маски.

Он воплотился по любви к человеку (Ин 3:16), «чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими через соединение с Собою” (прп. Максим Исповедник), а не для каких-либо земных наслаждений и целей. У Него нет аватар, Он не перевоплощается.

Он чист от всякой страсти — в отличие от языческих божеств (например, у Кришны, по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тысяч наложниц, от которых он имел 180 тысяч сыновей).

Символ веры. Что и почему он нам говорит?

Рождество

4-5. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием

Такое количество очевидцев Воскресшего и их последующее непоколебимое исповедание этого факта перед лицом страшных пыток и смертной казни является более чем достаточным доказательством воскресения Христова.

Христос же воскрес единожды. Его Воскресение явилось началом обóжения человечества и источником всеобщего воскресения. Такого язычество никогда не знало (ср.: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян 17:32).

Воскресение Христово — это краеугольный камень христианской веры. Апостол Павел писал: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:14,17). Потому за эту веру страдали миллионы людей.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца

Как много говорит этот факт для христианского понимания человека! Вознесением Христовым в полноте открывается истина о высшем достоинстве человека — он первый (одесную) у Бога! Такой славы не имеют даже высшие ангелы.

Символ веры. Что и почему он нам говорит?

Предвечный совет

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца

Этими словами исповедуется сразу несколько основополагающих истин человеческого бытия.

Прежде всего, говорится о событии, завершающем земную историю человечества, — о Втором славном пришествии Христовом.

Далее — о Последнем суде. Во время всеобщего воскресения произойдет соединение души с обновленным телом и полное восстановление человека. Здесь возвратится человеку воля, утраченная со смертью, и он получит возможность до конца осознанно определить свое отношение к Богу. Ибо на этом суде, который часто именуется страшным, на основе опыта земной жизни, опыта посмертного состояния души и открывшегося видения любви Христовой и Его Царства, которому не будет конца, произойдет окончательное самоопределение каждой личности.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки

9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь

Церковь — это единство в Духе Святом всех, свободно следующих воле Божией, выраженной в Евангелии и заповедях Христовых. Ибо только свободно и осмысленно можно войти в этот Богочеловеческий Организм Христов — Тело Его (Еф 1:23). Поэтому Церковь одна.

Церковью называется и общество людей, объединенных единством веры, канонов, иерархии, таинств. В этой видимой Церкви-общине хранится Священное Писание, творения святых отцов, совершаются Таинства и прочее, что открывает верующему возможность спасения. В ней рождаются и члены Тела Христова. Однако видимая Церковь — это лишь оболочка, видимая организация, община, в которой может состоять кто угодно: и крещеный преступник, и величайший святой.

Наконец, Церковь именуется апостольской не только потому, что апостолы явились ее основанием, но и потому, что она всех своих членов призывает к апостольской миссии — и словом, и примером жизни свидетельствовать о Христе Спасителе.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов

Поэтому сейчас в нашей Церкви вводятся обязательные огласительные беседы перед Крещением.

Символ веры. Что и почему он нам говорит?

Вхождение праведной души в Рай

11. Чаю воскресения мертвых

12. И жизни будущаго века. Аминь

О жизни будущего века открыто лишь, что она вечна. Но понятие вечности не связано со временем, это разные категории. Поэтому и в Священном Писании, и у святых отцов о вечной участи человека находим, с одной стороны, ясные высказывания о блаженстве праведников и мучениях грешников, с другой — сами эти мучения рассматриваются то как вечные-бесконечные, то как вечные, но имеющие окончание.

Отсюда и Писание, и Отцы говорят и о вечности, и о конечности страданий грешников. Поскольку о последнем менее известно, то приведу несколько свидетельств.

Свят. Григорий Нисский: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота”.

То есть, по мысли этих Отцов, жизнь будущего века — это не вечный дуализм добра и зла, рая и ада, но, как пишет апостол Павел: будет Бог все во всем (1 Кор 15:28).

Читайте также: