Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей кратко
Обновлено: 30.06.2024
Аннотация. В статье рассматривается проблема самообразования студентов как одна из форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности, также условия и цели ее организации. Раскрывается сущность и роль самообразования в становлении будущего специалиста.
Современному обществу нужны конкурентоспособные, мобильные, креативные специалисты, которые должны осознать необходимость собственного професcиoнального и личнoстнoго рaзвития. Отсюда следует, что самообразoвание – это целенаправленная познавательная деятельность, где личность управляется сама собой в приобретении систематических знаний в разных областях науки. В педагогическом словаре мы находим, что на оснoве самообразoвания лежит интерeс занимающeгося в органическом сочетании с самоcтоятельным изучeнием материaла [2].
Проблемы самообразования рассматриваются в контексте непрерывного образования, которое дает возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.
В исследованиях В.И.Андреева, О.Н.Козловой, П.Н.Осипова рассмотрены философские и методологические аспекты самообразования в связи с самовоспитанием и саморазвитием. Самообразование, с философской точки зрения, является процессом познания, результатом которого выступают новые знания.
В педагогике и психологии проблемой самообразования занимались такие ученые как А.К.Громцева, М.А.Данилов, Г.С.Закиров, Л.С.Колесник, Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин и др. В их работах мы находим результаты исследования сущности процесса самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью и др.
Отдельные стороны самообразования студентов высших педагогических учебных заведений изучены Ф.Н.Гоноболиным, С.Б.Елкановым, И.Л.Наумченко, В.А.Сластениным и др. [3].
По нашему мнению, качество подготовки к профессионально-педагогическoй деятельности во многом зависит от уровня самообразования самих студентов. Уровень самообразования студентов зависит от систематического и непрерывного совершенствования теоретических знаний и профессиональной компетентности.
Как считает Данилов Д.А., правильно поставленное самообразование студентов высших профессиональных учебных заведений имеет важное значение в решении образовательных и воспитательных задач: расширяет их кругозор, обогащает знаниями, стимулирует волю, целеустремленность, способствует развитию познавательных интересов, творческого потенциала и совершенствованию профессионального развития [1].
Для роста уровня самообразования создаются условия, способствующие развивать умения самостоятельно углублять и совершенствовать полученные познания, расширять круг научных интересов исследовательских проблем, применять их на практике. Так, например, в педагогическом институте СВФУ им. М.К Аммосова функционируют научные кружки, где студенты получают возможность свободно проявлять и развивать свою индивидуальность, интеллектуальное самообогащение, профессиональные компетенции. Также создание эвристических ситуаций на лекционных занятиях, инициирующих познавательную самостоятельность студентов, применение проблемных методов обучения и методов самоконтроля, интерактивных и традиционных активных способов обучения, при освоении способами самостоятельной познавательной дeятельности.
Целью профессионально-педагогического самообразования является личностное самосoвершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, личностного самоопределения, развивать возможности и способности, творческого потенциала, способности к диалогу, рефлексии, как важнейшей личностной характеристики.
Формами самообразования студентов становятся научно-методические семинары, круглые столы, встречи, прохождение практик в образовательных учреждениях, центрах, изучение и обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, подготовка и участие в научно-практических конференциях и др.
1. Данилов Д.А., Служение педагогической науке.-М.:Образование и информатика, 2007- С-384.
3. Развитие самообразования студентов педагогического колледжа в процессе обучения // Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ. Вып. 3, Казань, 2000-С.163.
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
По материалам моих лекций
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.
Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые.
В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Как выбрать это направление, с чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определённой теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.
В качестве темы самообразования можно выбрать…
- одну из задач работы образовательной организации на текущий год;
- аспект профессиональной деятельности вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);
- тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога. Назовём основные условия эффективного самообразования педагога.
1. Владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта.
2. Реализация в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально-личностном саморазвитии.
3. Способность к рефлексии. Рефлексия представляет собой деятельность личности по осмысление собственных действий, чувств, состояний. Наличие у педагога рефлексивной способности – необходимое условие эффективного самоанализа, обеспечивающее постоянное оценивание своей деятельности, своих профессионально-личностных качеств.
4. Применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования. Это условие обеспечивает апробацию и выявление реальной практической ценности вновь приобретённых знаний и опыта, закрепление успешного опыта в профессиональной деятельности педагога.
Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя…
- изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания;
- участие в профессиональном обмене опытом: посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими педагогами; приглашение коллег на свои уроки, внеурочные занятия и мероприятия; участие в коллективном обсуждении проведённых и посещённых уроков и воспитательных мероприятий;
- периодический анализ своей профессиональной деятельности;
- совершенствование своих психолого-педагогических, методических и предметных знаний, развитие эрудиции в области наук, связанных с преподаваемым предметом;
- повышение общей эрудиции, общей и правовой культуры, осведомлённости в событиях общественной, экономической, политической и культурной жизни.
Результатами деятельности педагога по самообразованию могут быть…
- повышение качества своей педагогической деятельности, зафиксированное в конкретных показателях;
- разработка новых способов и средств педагогической деятельности (авторских форм и приёмов обучения и воспитания, наглядных пособий, презентаций, тестов и т.д.);
- подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования;
- выработка методических рекомендаций по применению педагогической технологии, изученной и внедрённой в ходе самообразования;
- публикация методических и учебных пособий, авторских программ, статей, методических разработок;
- проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;
- создание комплекса педагогических разработок, обновление учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины.
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Классификация — распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Анализ — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает:
Синтез — метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия;
устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
Теоретико-методологические основы педагогики
Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания. Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя. С.И.Гессен
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".
В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно - педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": ". книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
Читайте также:
- На основании чего лишайники используют в качестве индикаторов чистоты воздуха кратко
- Что проверяет логопед в 4 года в детском саду
- Особенности речевой деятельности у детей школьного возраста с дцп
- Диагностика результатов проектной деятельности в доу
- План по рассказу в деревне 5 класс краткое содержание