Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей кратко

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. В статье рассматривается проблема самообразования студентов как одна из форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности, также условия и цели ее организации. Раскрывается сущность и роль самообразования в становлении будущего специалиста.

Современному обществу нужны конкурентоспособные, мобильные, креативные специалисты, которые должны осознать необходимость собственного професcиoнального и личнoстнoго рaзвития. Отсюда следует, что самообразoвание – это целенаправленная познавательная деятельность, где личность управляется сама собой в приобретении систематических знаний в разных областях науки. В педагогическом словаре мы находим, что на оснoве самообразoвания лежит интерeс занимающeгося в органическом сочетании с самоcтоятельным изучeнием материaла [2].

Проблемы самообразования рассматриваются в контексте непрерывного образования, которое дает возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

В исследованиях В.И.Андреева, О.Н.Козловой, П.Н.Осипова рассмотрены философские и методологические аспекты самообразования в связи с самовоспитанием и саморазвитием. Самообразование, с философской точки зрения, является процессом познания, результатом которого выступают новые знания.

В педагогике и психологии проблемой самообразования занимались такие ученые как А.К.Громцева, М.А.Данилов, Г.С.Закиров, Л.С.Колесник, Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин и др. В их работах мы находим результаты исследования сущности процесса самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью и др.

Отдельные стороны самообразования студентов высших педагогических учебных заведений изучены Ф.Н.Гоноболиным, С.Б.Елкановым, И.Л.Наумченко, В.А.Сластениным и др. [3].

По нашему мнению, качество подготовки к профессионально-педагогическoй деятельности во многом зависит от уровня самообразования самих студентов. Уровень самообразования студентов зависит от систематического и непрерывного совершенствования теоретических знаний и профессиональной компетентности.

Как считает Данилов Д.А., правильно поставленное самообразование студентов высших профессиональных учебных заведений имеет важное значение в решении образовательных и воспитательных задач: расширяет их кругозор, обогащает знаниями, стимулирует волю, целеустремленность, способствует развитию познавательных интересов, творческого потенциала и совершенствованию профессионального развития [1].

Для роста уровня самообразования создаются условия, способствующие развивать умения самостоятельно углублять и совершенствовать полученные познания, расширять круг научных интересов исследовательских проблем, применять их на практике. Так, например, в педагогическом институте СВФУ им. М.К Аммосова функционируют научные кружки, где студенты получают возможность свободно проявлять и развивать свою индивидуальность, интеллектуальное самообогащение, профессиональные компетенции. Также создание эвристических ситуаций на лекционных занятиях, инициирующих познавательную самостоятельность студентов, применение проблемных методов обучения и методов самоконтроля, интерактивных и традиционных активных способов обучения, при освоении способами самостоятельной познавательной дeятельности.

Целью профессионально-педагогического самообразования является личностное самосoвершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, личностного самоопределения, развивать возможности и способности, творческого потенциала, способности к диалогу, рефлексии, как важнейшей личностной характеристики.

Формами самообразования студентов становятся научно-методические семинары, круглые столы, встречи, прохождение практик в образовательных учреждениях, центрах, изучение и обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, подготовка и участие в научно-практических конференциях и др.

1. Данилов Д.А., Служение педагогической науке.-М.:Образование и информатика, 2007- С-384.

3. Развитие самообразования студентов педагогического колледжа в процессе обучения // Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ. Вып. 3, Казань, 2000-С.163.

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

По материалам моих лекций

Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.

Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые.

В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Как выбрать это направление, с чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определённой теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.

В качестве темы самообразования можно выбрать…

- одну из задач работы образовательной организации на текущий год;

- аспект профессиональной деятельности вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);

- тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).

Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога. Назовём основные условия эффективного самообразования педагога.

1. Владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта.

2. Реализация в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально-личностном саморазвитии.

3. Способность к рефлексии. Рефлексия представляет собой деятельность личности по осмысление собственных действий, чувств, состояний. Наличие у педагога рефлексивной способности – необходимое условие эффективного самоанализа, обеспечивающее постоянное оценивание своей деятельности, своих профессионально-личностных качеств.

4. Применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования. Это условие обеспечивает апробацию и выявление реальной практической ценности вновь приобретённых знаний и опыта, закрепление успешного опыта в профессиональной деятельности педагога.

Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя…

- изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания;

- участие в профессиональном обмене опытом: посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими педагогами; приглашение коллег на свои уроки, внеурочные занятия и мероприятия; участие в коллективном обсуждении проведённых и посещённых уроков и воспитательных мероприятий;

- периодический анализ своей профессиональной деятельности;

- совершенствование своих психолого-педагогических, методических и предметных знаний, развитие эрудиции в области наук, связанных с преподаваемым предметом;

- повышение общей эрудиции, общей и правовой культуры, осведомлённости в событиях общественной, экономической, политической и культурной жизни.

Результатами деятельности педагога по самообразованию могут быть…

- повышение качества своей педагогической деятельности, зафиксированное в конкретных показателях;

- разработка новых способов и средств педагогической деятельности (авторских форм и приёмов обучения и воспитания, наглядных пособий, презентаций, тестов и т.д.);

- подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования;

- выработка методических рекомендаций по применению педагогической технологии, изученной и внедрённой в ходе самообразования;

- публикация методических и учебных пособий, авторских программ, статей, методических разработок;

- проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;

- создание комплекса педагогических разработок, обновление учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины.

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попада­ют в новые условия, которые предъявляют к ним высокие тре­бования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Классификация — распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зави­симости от их общих признаков.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления ги­гиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятель­ность, чтобы оставалось время и для самообразовательной рабо­ты, и для культурного отдыха.

Анализ — метод научного исследо­вания путем разложения предмета на составные части или мысленно­го расчленения объекта путем ло­гической абстракции.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями ра­циональной организации учеб­ного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает:

Синтез — метод изучения предме­та в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

культуру мышления, прояв­ляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классифи­кации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные но­вые условия;

устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

рациональные приемы и ме­тоды самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленно­го отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отно­шений между ними с целью выяв­ления существенных признаков.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразо­вания учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Теоретико-методологические основы педагогики

Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания. Педагогика устанавливает правила для искусства об­разования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя. С.И.Гессен

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова "пай­дагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно - педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молит­вам, как сказано в одном "Житии": ". книги писати и учити учени­ки грамотные хитрости".

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогичес­кими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к дру­гому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Ябло­ко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, вы­полнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную со­циальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудо­вой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, уста­навливает причинные связи между явлениями. Она не столько описы­вает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогичес­кую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагоги­ческой ментальности и сегодня составляет основу научного педаго­гического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эм­пиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить грани­цы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изу­чает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысле­ние ее объекта и предмета.

Читайте также: