Особенности речевой деятельности у детей школьного возраста с дцп

Обновлено: 02.07.2024

Речевая недостаточность у детей с ДЦП может варьироваться от полного отсутствия речи (анартрия) до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Содержимое публикации

Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные:

Нарушения мозгового кровообращения;

Опухоли головного мозга.

У детей с ДЦП резко затормаживается общее развитие двигательных функций, нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей). Степень двигательных нарушений у детей различна в зависимости от локализации и тяжести поражения мозга. Некоторые испытывают полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.

Речевая недостаточность у детей с ДЦП может варьироваться от полного отсутствия речи (анартрия) до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Для детей с ДЦП характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками. У большинства наблюдается ретинопатия недоношенных.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебральным параличом значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни) . На втором году жизни даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2— 3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни, На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4—5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) идет ее интенсивное развитие.

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.

У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. У большинства детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания. Словарь формируется медленно, знания об окружающем низкие. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов.

Статья

Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП и интеллектуальные нарушения, имеет нарушения в формировании речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Основные речевые нарушения при ДЦП:

ЗРР - задержка речевого развития.

ЗПРР - задержка психоречевого развития

Дизартрия - неправильное звукопроизношение.

Алалия - абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

Рассмотрим современные проблемы развития речи детей с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями.

Проблема 1. Родители мало разговаривают с ребенком.

Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и ребенок, скорее всего, заговорит. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии оказывается некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье, формируется дефицит личного общения у ребенка с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями. Для формирования речи у малыша с ним необходимо просто постоянно общаться. Современные педагоги и психологи советуют разговаривать с детьми с самого их рождения. Так малыш начнёт узнавать голос близких людей и улыбается, когда вновь слышит голос родной мамы.

Проблема 2. Гаджеты и телевизор.

Проблема 3. Особенности нервной системы ребенка.

Дети с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха, ритуалы и правильное питание. Ведь речь – лишь одно из направлений развития ребенка. Как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система, и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.

Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.

Проблема 4. Отсутствие детских книг.

Проблема 5. Зацикливание на действиях с предметами.

Здесь присутствует обратная ситуация, когда ребенок с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями не нуждается в эмоциональном контакте с взрослыми, а также в общении с ними в принципе. Такие дети всегда самостоятельны в своих играх и занятиях, они молчат, не реагируют на просьбы, не проявляют эмоции, когда приходят родители, появляется новая игрушка. Их действия с предметами крайне однообразны. Создается ощущение, что ребенок похож на Кая, во власти Снежной Королевы.

Распространенной проблемой является также малый словарный запас у детей, которые не соответствуют возрастной норме.

В отдельных случаях встречается алалия – тяжелое поражение речи, которое заключается в неспособности говорить из-за патологии мышц речевого аппарата, в результате чего развитие речи ребенка может остановиться на стадии появления первых звуков.

Очень часто проблемы с речью возникают у ребенка вследствие причин органического или эмоционального характера, например, нарушение слуха у ребёнка, о котором до определённого времени родственники могут не догадываться, приводит к тому, что растущий ребёнок не может полноценно воспринимать и понимать речь взрослых, вследствие чего и сам ребенок не имеет возможности научиться правильно, говорить. С данной проблемой часто сталкиваются родители недоношенных детей или детей, перенёсших тяжёлое инфекционное заболевание и длительное лечение антибиотиками.

Проблемы с речью могут возникать у ребёнка также из-за эмоциональных переживаний, связанных с нездоровой обстановкой в семье (развод родителей, эмоциональный стресс, сильный испуг и т.д.), или из-за недостаточного общения с родителями. Для того, чтобы ребенок правильно развивался, у него всегда перед глазами должен быть пример для подражания. В данном случае, именно живое общение с близкими родственниками становится определенной моделью, на которую ориентируются растущие дети.

К сожалению, практически не бывает такого, чтобы ребенок с ДЦП совершенно не нуждался в помощи логопеда - и чем раньше начинается работа, тем больше шансов избежать вторичных интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем.

Прогноз развития речи чаще неблагоприятный при выраженном тетрапарезе с существенным ограничением функции рук и при тяжелой гиперкинетической форме ДЦП.

При сочетании дизартрии с алалией что-либо прогнозировать также сложно. Имея дело с перечисленными нарушениями, рано или поздно встает вопрос об альтернативной коммуникации при помощи чтения, письма, печатания, жестовой речи, карточек PECS. Подобные средства можно использовать как вспомогательные, но никогда как единственный выход из ситуации.

Нельзя опускать руки и терять надежду когда-нибудь услышать речь ребенка. Имея сохранный интеллект и выраженные волевые качества, даже в зрелом возрасте можно достичь определенных успехов, и тогда человек, овладевший различной коммуникацией, будет уже иметь выбор, какой из них в данной ситуации ему удобнее воспользоваться.

Список использованной литературы:

1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М. Проспект, 2014. - 398 с.

2. 1. Особенности речевого развития детей с церебральным параличом

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко, Е. Ф. Ар-хипова и др. ) .

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга) . Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Больные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд, При этом у ребенка не формируется потребность в речевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечебных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Постановка речи при ДЦП

Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
  • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Осложненная наследственность.
  • Резус-конфликт.
  • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
  • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Нарушения функции речи при ДЦП

Основные речевые нарушения при ДЦП:

  • ЗРР — задержка речевого развития.
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития
  • Дизартрия — неправильное звукопроизношение. — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

Читайте также: