План по рассказу в деревне 5 класс краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Чему учит рассказ "В деревне"
Рассказ учит любить Родину, любить родную природу, любить людей. Учит помогать другим людям, делать этот мир лучше. Учит радоваться жизни. Учит тому, что нет плохих времен года и каждое хорошо по-своему.

Отзыв на рассказ "В деревне"
Мне понравился этот позитивный рассказ, в котором все пронизано счастьем общения с природой. Мне понравилось, что мальчик так любит родную землю, что он радуется и снегу, и капели, и скорой весне. Он растет настоящим патриотом.

Пословицы к рассказу "В деревне"
Всякому мила своя сторона.
Своя земля и в горсти мила.
Много разных земель, а родная всех милей.
Не пугай, зима, весна придет.
У природы нет плохой погоды.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "В деревне"
I.
Когда мальчик был маленьким, он думал, что сразу за Рождеством придет весна. Декабрь казался ему настоящей зимой и он с нетерпением ждал святок.
Когда наступал долгожданный день, в дом приходил заснеженный папа и мальчик радовался. Он с нетерпением ждал завтрашнего путешествия в деревню и это было действительно веселое путешествие.
Поезд бежал среди заснеженных полей, показывалась одинокая станция и мальчик уже сидел в санях, а позади убегали две полосы от полозьев. Кучер сердито щелкал кнутом и догорал день. Когда совсем темнело, показывалась родная деревня и сани въезжали на сугроб перед теплым домом.
II.
В комнатах дома царил вечный полумрак из-за деревьев в саду и морозных узоров на стеклах. После чая мальчик отпрашивался у папы покататься, и бежал во двор. Отец называл мальчика вогулом и тот радовался этому слову.
Мальчик вставал на лыжи и убегал вглубь сада, в самую чащу. Ему было весело и радостно. Весело стряхивать снег и смотреть, как работники достают лед из пруда.
К обеду день разгуливался и с крыш начинала капать капель. Казалось, что весна совсем близко. И в таком веселье проходили все дни праздника.
III.
Когда мальчика снаряжали в город, отец предлагал ему не скучать, говоря, что еще каких-то два месяца и весна, а там лето. И обещал подарить мальчику жеребенка.
А мальчик говорил, что пахнет весной и что он очень любит весну.
Отец, улыбаясь, спрашивал его, любит ли он деревню. И мальчик охотно соглашался - люблю!
А отец говорил ему, что человек должен быть ближе к природе, любить родные поля и воздух. Говорил, что в деревне много бедности, но нужно помогать людям эту бедность преодолеть. И что хорошо жить в деревне.
И мальчик с ним охотно соглашался.
Он проезжал по селу и любовался деревенскими избами, чистыми и аккуратными, особенно кирпичными избами зажиточных крестьян. В таких избах всегда сыро и тепло, полно народу, и каждый занят делом. А бывалый портной работает и беспрерывно рассказывает что-то смешное. И всем весело.
Хозяин провожает мальчика, называя его барчуком и говорит, что теперь до весны в город. Мальчик отвечает, что весна близко и хозяин соглашается с ним.
Сани проезжают село и вновь выскальзывают в заснеженное поле. Чернеет тучами небо и мальчик думает, что пришли оттепели. Теперь весна действительно близко. И скоро придет март, загремят по оврагам полые воды, прилетят птицы, зазеленеют поля.
Хорошо в полях!

Глава 2

Глава 3

Дни мелькают быстро – пора возвращаться в город. Мальчик вдыхает запах весны – в городе его не будет. Обратно он приедет сюда только летом. Отец рад, что мальчик любит деревню, природу. Он говорит, что это хорошо – любить родное. Пусть деревня бедная, но в ней точно не скучно. Надо помогать деревенским людям, трудиться – тогда всем будет хорошо.

Сюжет

Мальчик любит проводить рождественские каникулы с отцом в деревне. Там весна чувствуется, там солнце, природа, простой работящий народ. Отец учит сына, что бедным надо помогать. На обратном пути мальчик представляет, как украсит деревню веселая, шумная весна.

Отзыв

Тема малой родины, семьи, любви и дружбы отца и сына. Главная мысль – любовь к родной природе, народу, труду. Деревня и город глазами ребенка. Весна чувствуется на свободе, в полях. Мальчик очарован спокойствием, красотой зимы в деревне. Рассказ учит любить свою семью, простую, здоровую жизнь, общение с природой и людьми-тружениками.

В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения. А на рынке было множество самих ёлок. В это время я ждал праздник и знал, что скоро отправлюсь в деревню на все каникулы. А, значит, начало весны буду встречать там.

Настал долгожданный день, когда приехал мой любимый папа, весь вечер я провёл рядом с ним. А засыпал в мечтах, что уже завтра мы отправимся в деревню.

Мне очень нравилось ехать на поезде мимо белоснежных полей. Вагон был полон людей, стоял шум.

Вот мы и прибыли на станцию. Дальше нас везла тройка лошадей. Вокруг было тихо. Я сидел в санях, откинувшись назад, и слышал лишь звуки колокольчика и стук лошадиных копыт. Лошади бежали быстро, а потом перешли на шаг. Кучер грозно махал хлыстом, и тройка снова ускорялась.

Настала ночь, и мы приехали в родную деревню. Я был доволен и наслаждался звёздным небом.

К обеду стало солнечно, я стал замечать капли с крыш. И думал лишь о том, что скоро весна. Я радовался природе, деревне, скорому наступлению весны! Все праздники я любовался деревней и приходом тепла.

Грустно было уезжать, но я знал, что скоро лето и я снова сюда вернусь. Папа говорил мне, что когда я вырасту, то пойму, что жить нужно ближе к природе, любить родную деревню и помогать деревенским людям в труде.

Когда мы проезжали по селу, я старался насмотреться на деревню. Я представлял, как весной даже простые избы будут выглядеть весело. Остановились, чтобы покормить лошадей, мы около кирпичного дома, где жила зажиточная семья. Мне нравилось входить в такие избы, ведь там особенная рабочая атмосфера, все трудятся.

Снова мы поехали по селу, а я всё любовался природой. Вот и выехали мы в поле. Я думал о том, что начались оттепели и представлял пробуждение природы от зимнего сна.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа В деревне Бунина

Популярные сегодня темы

На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя

Кутузов - один из персонажей в романе Война и мир Л.Н. Толстого. В истории он является русским главнокомандующим в Отечественной войне 1812 года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) Познавательные: выявление художественной идеи рассказа.

2) Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе; умение понять и принять на себя те чувства и мысли, которые вложил классик в произведение.

3) Развивающие: развивать способность чувствовать, видеть и понимать человека и мир; развивать навыки устной и письменной речи, навыки лексической работы, анализа художественного произведения.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку: покажите учебники, тетради. Проверьте наличие бейджиков.

II. Мотивация+Актуализация

Учитель: Ребята, знакомо ли вам имя Ивана Алексеевича Бунина?

Учитель: С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Учитель: Верно, на прошлом уроке вы познакомились с Буниным-лириком, сегодня же мы попытаемся познать Бунина-прозаика, но для этого нам надо вспомнить факты из биографии писателя, с которыми вы уже знакомы. Расскажите, что вам известно о Бунине.

Ученик: Бунин родился в Воронеже, долгое время проживал в Елецкой области. В гимназии он не доучился, т.к. семья жила очень бедно, поэтому он был на домашнем обучении. Дома обучал его старший брат. Бунин дружил с крестьянскими детьми. Много песен и сказок он слышал от дворовых людей и матери.

Учитель: Верно. Бунин в детстве целыми днями пропадал в поле, пас скот вместе с крестьянскими детьми. Как нам известно, детство-самая яркая пора в жизни человека. Из детства Бунин вынес любовь к русской природе и к русской деревне.

Учитель: Ребята, что вам было задано на дом?

Учитель: Хорошо, тогда давайте проверим, как вы его прочитали.

Учитель: От кого ведется повествование?

Ученик: От лица маленького мальчика

Учитель: Какие эпизоды, моменты рассказа показались вам наиболее интересными?

III. Целеполагание

Учитель: Попытайтесь определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учитель: А теперь, исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока.

Учитель: …, назови цели, которые ты записал.

IV. Основная часть

Учитель: Рассказ написан 1897 году взрослым человеком, который вспоминает свое детство и те ощущения, ту радость, которые остались в его душе. Писательская память воспроизводит картины природы и мельчайшие черты крестьянского быта. Давайте составим план, выделив основные эпизоды из жизни героя.

Учитель: Подумайте, что мы можем рассказать о герое исходя из того, что мы прочитали.

Ученик: Он гимназист, живет в городе, с нетерпением ждет Святок, чтобы поехать домой.

Святки-праздничные дни от Рождества Христова и до Крещения.

Учитель: Найдите слова и словосочетания, передающие цветовую гамму зимнего дня.

(Учитель и ученики вместе устно находят: сизый туман, серая погода, иней сиреневого цвета, солнца невидно, мутно-красная заря)

Учитель: Посмотрите на цветовую гамму и подумайте, какой представлена городская зима

Ученик: морозной, серой, солнца нет.

Учитель: Верно. Обратите внимание на то, что рассказчик очень точно замечает состояние природы. Подумайте, как это характеризует рассказчика?

Ученик: Рассказчик внимательный, наблюдательный, тонко чувствующий природу.

Учитель: Обратите внимание, ребята, что природа отражает состояние мальчика. Подумайте, какое у него настроение в начале главы.

Ученик: Он грустит, ему одиноко, он хочет домой.

Учитель: Подумайте и озаглавьте эту часть главы.

Учитель: По мнению рассказчика, настоящую весну можно увидеть только в деревне. Найдите подтверждение этому из 1 главы рассказа.

Учитель: Вы когда-нибудь были в деревне?

Учитель: Подумайте, согласны ли вы с тем, что настоящую весну можно почувствовать только в деревне?

Ученик: Да, т.к. деревня-это, в первую очередь, природа, которую нельзя увидеть в городе.

Подумайте, как можно озаглавить эту часть главы?

Учитель: Что видит наш герой во время путешествия?

Ученик: Герой видит снежную дорогу; овсянок, бесшумно перелетающих; звездное небо; чернеющие избы.

Учитель: Обратите внимание, что наш герой увидел не просто птицу, а овсянку. Подумайте, как это характеризует героя?

Ученик: Это значит, что он знает птиц, знает мир природы.

Учитель: Найдите цвета, которые использует рассказчик, чтобы воссоздать картину деревенского вечера?

Ученик: Лиловые тучи, посиневший снег, синие огоньки, чернеющие избы.

Ученик: Фиолетовый, сиреневый.

Учитель: Найдите изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор создает картину зимнего вечера.

Ученик: Эпитеты(тихий вечер, мертвое молчание, морозный воздух); олицетворение(задумчиво позванивает колокольчик; солнце ушло; молчание царит).

Учитель: Определите, с какой целью Бунин использует художественные средства выразительности? Сравните описание зимы в деревне и описание зимы в городе в самом начале главы.

Ученик: Изобразительные средства помогают создать картину зимнего вечера в деревне. Здесь дается более живописное описание по сравнению с зимним днем в городе. В городе какая-то суета, серость, а в деревне умиротворение и покой, даже зима не кажется ему такой суровой, потому что именно в деревне он ощущает приближение весны.

Учитель: Обратите внимание на репродукции картин известных авторов. Какая, по вашему мнению, больше подходит к описанию зимы, которую изобразил Бунин?

1. С каким настроением просыпается мальчик в детской? (Чувство радости наполняет его душу)

2. Где ему хочется побывать? (в сенцах, где стоят лыжи, покататься с ребятами)

Вогул-финское племя, которое занимается охотой, все дни проводит в лесу. Их жизнь связана с лесом, с природой.

Учитель: Сравните описание зимы в 1 главе с описанием зимы в деревне во 2 главе


Дни мелькают быстро – пора возвращаться в город. Мальчик вдыхает запах весны – в городе его не будет. Обратно он приедет сюда только летом. Отец рад, что мальчик любит деревню, природу. Он говорит, что это хорошо – любить родное. Пусть деревня бедная, но в ней точно не скучно. Надо помогать деревенским людям, трудиться – тогда всем будет хорошо.

Сюжет

Мальчик любит проводить рождественские каникулы с отцом в деревне. Там весна чувствуется, там солнце, природа, простой работящий народ. Отец учит сына, что бедным надо помогать. На обратном пути мальчик представляет, как украсит деревню веселая, шумная весна.

Отзыв

Тема малой родины, семьи, любви и дружбы отца и сына. Главная мысль – любовь к родной природе, народу, труду. Деревня и город глазами ребенка. Весна чувствуется на свободе, в полях. Мальчик очарован спокойствием, красотой зимы в деревне. Рассказ учит любить свою семью, простую, здоровую жизнь, общение с природой и людьми-тружениками.

Читайте также: