Что проверяет логопед в 4 года в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Девочки, дефектологи, логопеды и кто с этим сталкивался, какие умения проверяют у ребенка в 4-4,5 года при плохой речи?

1. Ориентация в пространстве: лево, право, верх, низ, вперед, назад?

2. Цвета: какие? или сколько?

3. Части тела: совсем все должен знать? Типа мочки уха или бровей?

5. Счет: до скольких? просто помнить порядок или понимать суть?

6. Выбрать лишнее?

8. Что еще отличает ребенка с задержкой развития от ребенка с задержкой речи?

Liska

Комментарии к записи

Только участники группы могут комментировать.

Татьяна О.

Вот тут есть хорошая статья на эту тему Все разложено по полочкам, по разделам, Вам будет легко сориентироваться.

Liska

А я в данный момент и не ищу Я спросила, что конкретно смотрят логопеды и дефектологи в конкретном возрасте, мне конкретно ответили.

Сандра

Сандра

про ярлыки это в точку, были случаи с тяжело обучающимися в саду плюс поведение ужасное, а другого педагога ребенок старается, работает, пусть не идеально , но сам не из-под палки, вот у других удивление как это ты его заставила. Принимать ребенка без ярлыка, с уважением, заинтересовывать, а не заставлять

Оксана

Как логопед могу сказать, что в Украине логопед, который работает в логопедическом садике, обязан раз в год ходить в обычные сады, закрепленные за ним, для обследования детей средних групп, а вот где будет проводиться это обследование решает директор садика: в группе, в медкабинете и т.д., логопед на это не влияет. Хотя я ходила в группу и там дети по одному подходили. Что проверяет:
а) как ребенок выговаривает звуки
б) фонематические процессы(напр., "покажи где трава, а где дрова, коса-коза", повтори за мной "па-ба-па" и т.д.)
в)цвета, формы (назвать)
г) обобщающие названия (яблоко, груша - это. ), антонимы, один-много(одна машина, а много-. ), род(он, она, оно), части предметов, наличие глаголов, правильность употребления существительного с числительным, наличие союзов, предлогов и т.д
д) профессии
е)составить рассказ по картинкам и рассказать знакомую сказку
счет не проверяли.
Всего не напишешь, но это кажеться что много, а так когда знакомлюсь с ребенком, спрашиваю про подружек, любимые игрушки и т.д и сразу слышно, какие проблемы есть + обследование по книжке. Конечно, ни один ребенок не знает всего, надо смотреть на масштабность проблем.
У ребенка с задержкой развития нарушены почти все психические процессы: память, мышление, внимание, ему трудно, напр., разложить картинки по цвету или форме, найти лишнее, или недостающее, а ребенок с задержкой речи выполняет эти задания, но озвучить не может.

Татьяна О.

Я уже давно с вами общаюсь, слежу за вашими публикациями, не сочтите за навязчивость, просто совет специалиста. Если у вас будет такая возможность, оставьте своего сына в средней группе на два года, если будете видеть, что вы не дотягиваете до сверстников. Я часто видела мам, которые не хотели отрывать от сверстников в саду, но потом в школе очень сильно мучались.

Liska

У нас нет нужны оставаться в средней группе два года, со своей группой Олег попадает в школу в 7 лет 11 месяцев.

Татьяна О.

Весна

Очень рекомендую книгу Вилена Гарбузова "Нервные и трудные дети" (не пугайтесь названия, просто в этой книге вы найдете не только ответы на вопросы, которые Вас волнуют, но и много практических рекомендаций, в Инете ее не видела, покупала в книжном магазине). Например, он пишет, . Чем бы вы не занимались с ребенком, обучение, научение - второе. Первое - развитие интереса, любознательности, сосредоточенности внимания, ориентация в людях и в жизни. . еще цитата. Давая родителям рекомендации по преодолению задержки развития, я убедился в том, что многие из них принимают за ум эрудицию, раннее освоение чтения и письма, счета, хорошую память, А НЕ УМЕНИЕ ДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ.
Лично у меня эта книга настольная, это не занятное чтиво, возможно, некоторым не понравится, но эта специальная литература, причем написана она человеком, который полвека вел массовый прием детей.

Liska

А хоть намекнула в каком направлении думать? Я (вроде человек сообразительный), подвисла бы на таком вопросе. Иногда просто не понятно, что у тебя спрашивают.

Весна

Намекнула В целом атмосфера была положительная, но немного была похожа на экзамен. Детей нужно было проверить много, на то, чтоб установить контакт времени не было, ребенок стоял (не сидел) посреди кабинета, мама в углу (за спиной ребенка), логопед и психолог задавали вопросы ребенку, а у меня, как у мамы было чувство, что проверяют меня

Ирина Владимировна

у меня то же самое чувство. неприятно, будто они все винят, что чего то недодала. в моем случае все это происходило еще и в присутствии свекрови. первый раз я очень переживала, потом забила на эти переживания.

Весна

Очень важно, как и где проверяют, главное "зачем?". Если вы пришли с ребенком к логопеду, потом что есть жалобы, то это одно, а если проверяют всех подряд "для галочки", совсем другое. Когда моего ребенка в саду проверял логопед, то нарушили практически все правила проверки, привели всю группу детей в незнакомое помещение к другой группе, потом по одному при всех вызывали ребенка к столу и проводили обследование. В результате такого "обследования" у моего ребенка совершенно странный были получены результаты, кроме того, что действительно "р" не выговаривает. Написали, что и категориями не владеет, не может составить рассказ по рисунку, при том, что в обычной обстановке делает это прекрасно. Я была в шоке, когда прочитала характеристику. Потом обьяснение нашлось этого явления: чтоб группа была логопедическая, должно быть не меньше 15 детей с речевыми проблемами. На ваш вопрос я не ответила, но, привела пример того, что оценивание по "средним" нормам очень проблематично.

1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

Чем режут бумагу?

2. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________

Кормит _________поливает _________одевается_________

3. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________

5. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________

6. Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары ___________Где гриб, где грибы_____________

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Кто как голос подает (реальные игрушки)

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________

2. Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла кукла машина

б) Части тела и лица: голова руки ноги живот нос глаза рот уши

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина

г) Картинки одежды: куртка рубашка платье

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

4. Глагольный словарь опорой на картинки )

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик) _________Играет (что делает мальчик)__________

Читает (что делает дедушка) __________Рисует (что делает дядя) _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

5. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой маленький Красный синий

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

6. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

Кто как голос подает:

кошка корова собака

петух утка лягушка

(не называет, называет, называет с ошибками)

7. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

три открытых слога

сапоги молоко корова

односложные без стечения согласных

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка мишка туфли

7. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушкимишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топа­ет. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. На­зови, что делает мишка.

(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукопо­дражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________

8. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.

Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.

Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.

1. Обследование звукопроизношения.

Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова: сова, сено, зонт, зебра, цапля, шапка, жук,щука, чай, лук, лев, рак, река, юла, яблоко, попугай. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.

Далее оцените результаты:

Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.

2. Обследование фонематического слуха.

Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.

3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.

— Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?

— Покажи, где коза? А где коса?

— Покажи, где усы? Где уши?

Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.

Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Далее оцените результат:

Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.

3. Обследование слоговой структуры слов.

Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).

Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве высотного дома.

Далее оцените результат:

Нарушение слоговой структуры слов может быть незначительным, когда ребенок допускает очень мало ошибок.

4. Обследование словарного запаса.

Если ребенок мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи (когда нарушено не только звукопроизношение, но и грамматический строй речи и связная речь). Детки с таким нарушением имеют словарный запас слов в пределах 2 тысяч слов, когда в норме к 5 годам словарь ребенка должен содержать не менее 5 тысяч слов. Родители, которым интересно узнать, правильно ли развивается их ребенок, мы предлагаем провести обследование его словарного запаса.

1) Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок (книга, стол, часы, пальто, кастрюля, нож, лопата, свеча, крокодил, прищепка, перо, колесо, сито, карандаш).

2) Взрослый показывает на какую либо часть тела и просит ребенка сказать, как это называется:
для детей 4-5 лет: голова, рука, пальцы, уши, шея, нос;
для детей 5-6 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
для детей 6-7 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо.

3) Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):
для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль; самолет – крылья, окна, двери;
для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;
для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

4) Предлагается назвать по картинкам детенышей животных.
Для детей 4-5 лет: котята, зайчата, козлята, щенки.
Для детей 5-6 лет: котята, зайчата, козлята, щенки, лисята, волчата, медвежата.
Для детей 6-7 лет: те же и жеребята, поросята, ягнята.

5) Предлагается ответить на вопрос по картинкам: — Что делает? (моет, причесывается, с 5 лет — шьет, стирает, подметает, трет, вешает белье, вяжет).

6) Подбор прилагательных (определений) к слову.

Предложите ребенку сказать: небо – какое?, снег – какой?, солнце – какое?, конфета – какая?

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

8) Побеседуйте с ребенком по вопросам (знание таких времен года, как осень и весна проверяем с 5 лет):

— Какое сейчас время года? А как ты догадалась(ся)? А что бывает в это время года? А какие времена года ты знаешь? Что идет после осени (зимы)?

— Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом:

Платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки — …одежда;
Земляника, малина, крыжовник, смородина, вишня — …ягоды;
Помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа — … овощи;
Яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин — …фрукты;
Тарелка, чашка, чайник, кастрюля, вилка, ложка — …посуда;
Кошка, корова, собака, коза, лошадь, свинья — …домашние животные;
Лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось – дикие животные;
Тапочки, сапоги, туфли, ботинки, валенки, галоши — …обувь;
Стул, стол, кровать, диван, кресло, шкаф — …мебель;
Грузовик, трамвай, поезд, самолет, автобус, корабль — …транспорт.

5. Обследование грамматического строя речи.

Родители, попробуйте сами определить, нет ли у вашего ребенка лексико-грамматического недоразвития речи или общего недоразвития речи.

1) Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

Для детей 4-5 лет допускается неумение использовать предлог из-за, все остальные предлоги ребенок с нормальным речевым развитием должен использовать верно.

3) Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).

Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный шар, красные шары, красная машина и т.д.)

Картинки: шар, шары, машина, флажок, платье, звезда, пальто, брюки.

При обследовании детей до 5 лет берем только числительные 1, 2.

Далее оцените результат:

6. Обследование связной речи.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

Детям 4-5 лет необходимо составить 2-3 простых предложения, детям 5-6 лет – 3-5 предложений (из них 1 сложное), детям 6-7 лет – 5-6 предложений (из них не менее 2-х сложных).

Рассмотрите серию сюжетных картинок (с 5 лет 2-3 картинки, с 6 лет 3-4 картинки), разложенных в правильной последовательности. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребенку разложить картинки правильно и рассказать, что было сначала, а что потом.

Далее оцените результат:

Если ребенок не может связно, логически последовательно описать увиденное на картинке, не может правильно разложить серию картинок, с ним очень важно проводить специальные занятия по развитию связной речи. На логопедических занятиях с такими детьми уточняется и расширяется словарный запас, формируются практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые и сложные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. В результате такой работы дети учатся передавать впечатления об увиденном, о каких-либо событиях, последовательно излагать содержание картин или серий картинок, составлять красивые рассказы – описания.

Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.


Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова


Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.


Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации


Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Читайте также: