Основные направления деятельности дефектолога в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Направления работы учителя-дефектолога в работе с детьми с ЗПР, с ОНР, с РАС дошкольного возраста.

Работая в ДОУ(дошкольном образовательном учреждении), необходимо знать, что содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции(в данном случае- детям с ЗПР, с ОНР, с РАС ). Основные задачи, решаемые педагогическим коллективом и учителем-дефектологом: создание условий коррекционной учебно-образовательной системы, обеспечивающей восстановление и укрепление здоровья детей , их психического развития через интеграцию здоровьесберегательных технологий в коррекционно-образовательную деятельность:

- обеспечение интеллектуально-личностного развития детей через интеграцию дифференцированного подхода в коррекционном образовании детей;

- обеспечение целенаправленной социализации личности ребенка: введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передача ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитание умений подчинять свои интересы определенным правилам;

- совершенствование предметно- пространственной среды, обеспечивающей возможность коррекции психических процессов, социально-эмоциональное развитие и саморазвитие ребенка;

- подготовка к дальнейшему обучению в школе;

- координация усилий ДОУ и семьи для создания оптимальных условий развития ребенка.

Основной целью моей профессиональной деятельности является обеспечение организации коррекционно-образовательной деятельности детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей; создание условий для полноценного развития, укрепления и сохранения здоровья детей, подготовка их к обучению в школе. Дошкольный возраст – важный период для психического развития ребёнка – развития восприятия, внимания, памяти, мышления , речи, становления личности, когда закладываются все основные качества, формируются ответственности и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. А дети с ЗПР(задержкой психического развития),с ОНР(общим недоразвитием речи),с РАС (расстройствами аутического спектра) имеют очень короткий путь для навёрстывания знаний, умений, навыков чтобы достигнуть необходимый уровень развития к моменту поступления в школу. И учителю-дефектологу предстоит очень сложная работа в определении индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка , в выборе оптимальных путей и средств для достижения поставленных задач, в подборе и использовании методов и приёмов , обеспечивающих реализацию обходных путей обучения. Поэтому учитель-дефектолог является активным участником разработки и реализации годового плана учителя-дефектолога по основным направлениям, координатором дефектологической службы ДОУ, апробирует в своей работе инновационные методики и технологии, внедряет в образовательную деятельность собственные методические продукты и разработки. Поэтому основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога являются :

Диагностическое

Коррекционное

Аналитическое

Консультативно-просветительское

Организационно-методическое

Хочу указать на необходимость и важность каждого из направлений и предлагаю вам примерный годовой план учителя-дефектолога с направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, с ОНР, с РАС.

1.1.Определение критериев и показателей психолого-педагогического обследования

1.2.Комплексный анализ результатов обследования психофизического и познавательного развития детей

1.3.Заполнение диагностических карт

1.4. Текущая диагностика в образовательном процессе по запросам родителей

1.5.Обследование, диагностика и направление первичных детей

2.1Комплектование подгрупп с учетом данных диагностического обследования

2.2..Определение соответствия выбранной программы или индивидуально выбранного образовательного маршрута возможностям детей

2.3.Определение содержания ООД (организованной образовательной деятельности ) в групповой и индивидуальной формах работы.(Разработка перспективного и индивидуального планов работы)

2.4.Внедрение ИКТ в ООД с целью повышения эффективности образовательного процесса

2.5.Осуществление подгрупповой и индивидуальной ООД в соответствии с программными требованиями

2.6.Работа по организации учебно – воспитательного процесса в ДОУ

2.7.Определение условий для более успешного преодоления отклонения в развитии детей с ЗПР

3.1.Анализ состояния предметно - развивающей среды дефектологического кабинета; пополнение учебными пособиями ,дидактическими играми

3.2.Участие в работе ПМПК ДОУ : обсуждение результатов диагностики; разработка основных направлений индивидуального образовательного маршрута для детей с неблагоприятной динамикой развития

3.3.Взаимодействие со специалистами ДОУ:

- медицинские работники - изучение анамнеза заключения врачей (невролога, психиатра) для понимания и уточнения причин характера нарушений

- психолог - ознакомление с результатами обследования ,составление примерного прогноза относительно коррекции эмоционально- волевой сферы и психического развития детей

-воспитатели - ознакомление воспитателей с данными диагностического обследования; ведение журнала взаимосвязи

3.4.Взаимодействие с администрацией :

- участие в работе ПМПК ДОУ;

-обсуждение результатов диагностического обследования :уточнение списка детей;

3.5.Аналитический отчет о результатах работы за год

4.Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Работа с родителями:

4.2.Ознакомление с результатами диагностики и задачами коррекционного обучения

4.8.Коллоквиумы для педагогов и молодых специалистов; индивидуальные консультации

5.1.Участие в методической работе ДОУ (методобъединениях города)

5.2.Повышение профессиональной квалификации.

5.3.Выполнение перспективного плана работы по прохождению аттестации в рамках запланированных мероприятий.

Основные направления деятельности учителя-дефектолога и их содержание.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_-_kopiya.docx 21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Направления деятельности учителя-дефектолога

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ППк.

Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума.

Диагностическое направление работы включает в себя :

- первичное дефектологическое обследование;

- систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;

- проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития учащихся.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений, навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития.

Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ППк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности учащихся, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей учащихся запросу родителей (законных представителей), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

2. Коррекционное направление

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз расту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

- нормализация ведущей деятельности возраста;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- готовность к восприятию учебного материала;

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей учащегося, выделяется приоритетное направление работы с ним учителя-дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей учащихся, предоставление им дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин.

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности учителя-дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем учащегося, который предполагает:

- системный анализ личностного и познавательного развития учащегося, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений развития ребенка, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

- создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития учащегося;

- обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания;

- профилактику перегрузок учащихся;

- взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями учащихся. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ППк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, выступления на методических объединениях педагогов.

5. Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ТПМПК.

На каждого учащегося учителем-дефектологом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития учащегося для квалификации его нарушения.

С чего начинается работа учителя-дефектолога с учащимися?

  1. Работа учителя-дефектолога начинается с комплексной дефектологической диагностики, в процессе которой заполняется протокол дефектологического обследования с указанием заключения учителя-дефектолога и дальнейших рекомендаций по организации обучения и воспитания.
  1. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащегося, если вовремя не скорректировать нарушение, определяются возможные вторичные нарушения с целью организации своевременной работы по профилактике их возникновения.
  1. На основании проведенной дефектологической диагностики и выявления ближайшей зоны развития учащегося учителем-дефектологом составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  1. В соответствии с программным содержанием коррекционно-развивающих программ осуществляется сам коррекционный процесс в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  1. Параллельно с коррекцией осуществляется и динамическое наблюдение за всем учебным процессом учащихся, причем не только на дефектологических занятиях, но и на других уроках.
  1. Осуществляется тесное сотрудничество между учителями, узкими специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся с целью организации наиболее эффективного коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются:

Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии

В публикации представлен опыт педагогической работы по коррекции и профилактике дискалькулии у младших школьников.


Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога.


комплексный подход в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога

описание направлений работы учителя-дефектолога.


Направление деятельности учителя- дефектолога.

Данная презентация характеризует направления работы учителя- дефектолога.

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у.


Ахламова Ирина Владимировна

Педагогический стаж работы: 8 лет, в должности учителя-дефектолога – 6 лет

Образование: Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского. Дефектологический факультет.

Основные цели и задачи работы учителя-дефектолога


Направления деятельности учителя-дефектолога


Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;

5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей. Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, воспитателями.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога


1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

  • развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
  • развитие тонкости и целенаправленности движений;
  • развитие кинестетических основ движений;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие слухо-моторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

2. Развитие когнитивной сферы учащихся

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти;
  • развитие объема кратковременной зрительной и кратковременной слуховой памяти;
  • развитие логичности и гибкости мышления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие внимания (переключение, устойчивость, распределение, концентрация).

3. Нормализация ведущей деятельности возраста

· формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

· формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

· формирование желания довести работу до конечного результата;

4. Формирование пространственно-временных представлений

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

· развитие представлений об основных свойствах предметов;

· формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

· формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

· обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

· формирование понятия числа;

· формирование понятия числовой последовательности;

· формирование вычислительных навыков;

· формирование навыка решения задач разного типа;

· формирование понятия о геометрических формах и построениях.

7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

8. Обучение грамоте, чтению и письму

· заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;

· актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;

· развитие фонематического слуха и восприятия;

· развитие навыка копирования;

· развитие навыка работать по заданному образцу;

· формирование навыков чтения и письма;

· учить исправлять деформированные предложения.

Средства: различные игры и упражнения на заучивание букв, соотнесение буквы и звука; слуховые диктанты; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

9. Обогащение словаря и развитие связной речи

· формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

· формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

· формировать умение узнавать предмет по описанию;

· учить составлять предложение-описание;

· формирование умения составлять рассказ-сравнение по предметной картинке;

· формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Формы работы учителя-дефектолога


Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Документация учителя-дефектолога

• Годовой план работы учителя-дефектолога (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)

• Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий с учениками (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)

• Журнал учёта проведённых индивидуальных коррекционных занятий

• Журнал учёта проведённых групповых коррекционных занятий

• Журнал консультаций с педагогами и воспитателями

• Поурочные планы коррекционных занятий

• Материалы обследований (протоколы обследования учеников)

• Индивидуальные папки учеников, куда вносятся все данные о детях

• Материалы, отражающие динамику развития ребёнка (индивидуальная карта динамического развития ребенка)

• Аналитический отчет о проведенной работе за год

Кабинет учителя-дефектолога


Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность.

В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка – обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:

А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону



Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.


Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).


Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).


Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)


Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .


Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.

def_7_w220_h124.jpg

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

© Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", 2017 – 2022

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления:

Диагностическое направление работы учителя-дефектолога.

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения. Основная задача этого направления - прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже существующих проблем (определение уровня актуального и ближайшего развития).

Психолого-педагогическое обследование включает в себя:

• изучение уровня умственного развития ребенка;

• изучение уровня речевого развития ребенка;

• изучение уровня моторного развития ребенка;

• изучение уровня развития восприятия (цвет, форма, размер, пространство);

• изучение уровня сформированности ведущего вида деятельности.

Диагностическая деятельность учителя-дефектолога может решать разные задачи.В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика детей с ЗПР и умственной отсталостью.

Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений педагога заполняются в листе коррекционных занятий, в разделе – результативность обучения.

Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познавательных процессов кладется в основу соответствующего диагноза, определяет социальный статус ребенка и форму обучения. В свою очередь, правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым условием успешного применения коррекционного обучения и воспитания ребенка.

Характеризуя отклонения интеллектуального развития от нормы, необходимо более подробно остановиться на описании, как состояния задержки психического развития (ЗПР, так и умственной отсталости (УО) в разной степени их проявления.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги,но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики, и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается.

В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением ЦНС находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.

Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и поведения.

Исследования ученых (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Для олигофрении характерны две особенности:

1. тотальность нервно-психического недоразвития;

2. его иерархичность.

Тотальность означает, что при олигофрении недоразвитыми оказываются все нервно-психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие ВПФ, особенно таких, как мышление, речь.

Иерархичность недоразвития означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее грубо страдают ВПФ, в меньшей степени - базальные. Интеллект нарушается в большей мере, чем речь, а речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.

По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность – наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении, с которой чаще всего приходится сталкиваться при отборе детей во вспомогательные школы. В диагностическом отношении эта форма иногда представляет определенные трудности, так как интеллектуальный дефект здесь выражен негрубо. Имеются элементы способности к обобщению. В дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном – определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеются фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует приобретению и усвоению знаний предусмотренных программой вспомогательной школы. При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.

И, тем не менее дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

Власова и Певзнер выделяют два основных механизма формирования ЗПР:

1. недоразвитие эмоциональной сферы (неосложненный и осложненный психический и психофизический инфантилизм);

2. влияние нейродинамических, в первую очередь стойких астенических и церебрастенических, состояний.

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К. С. Лебединской (1980, разработанная на основе этиопатогенетического подхода.В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного генеза.

3. ЗПР психогенного генеза.

4. ЗПР церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития соматогенного генеза. Возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально – личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня возрастного развития.

Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно – психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.

Читайте также: