Анализ стихотворения ярким солнцем в лесу пламенеет костер кратко
Обновлено: 07.07.2024
Данное стихотворение было написано в 1859 году. Его автором является Афанасий Фет (он умер в 1892 году). Главными темами данного стихотворения становится — любовь, природа и творчество. В этом произведении автор высказывает свое мнение относительно этих вещей. Стихотворение насыщено яркими эпитетами и сравнениями.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Человек и природа – одна из тем, угадываемых сразу.
Мир человеческой души, малейшие её движения – постоянная тема лирики Фета – раскрываются и в этом стихотворении. Ещё одна тема, раскрываемая в этом лирическом произведении, - противопоставлении фантазии и реальности.
Таким образом, стихотворение многопланово, многозначно, символично, имеет скрытый подтекст, в котором прочитываются две темы: тема смысла человеческого бытия и тема творчества.
Попытаемся проследить, как раскрываются эти темы в стихотворении, как происходит движение образов, мыслей, чувств.
Размеренная, уравновешенная строка четырёхстопного анапеста начинается ярким и праздничным сравнением:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…
Солнце – это тепло; внутреннее тепло – это любовь, согревающая сердце, дающая жизнь душе.
Во второй строке, написанной трёхстопным анапестом, от зрительной и зрелищной картины пламенеющего костра поэт переходит к его звуковому образу:
И, сжимаясь, трещит можжевельник…
Природа вокруг костра враждебна человеку:
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Сравнение ельника с толпой пьяных гигантов многопланово и содержит несколько смыслов.
Огромные ели кажутся лирическому герою злобными чудовищами, мрачными великанами, подобными мифическому циклопу, не ведающему законов гостеприимства и жестоко расправляющемуся со спутниками Одиссея.
Земную жизнь пройдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу…
Вторая строфа показывает изменение внутреннего состояния человека, который от тоски и отчаяния переходит к надежде, обретению смысла человеческого бытия:
Я и думать забыл про холодную ночь, –
До костей и до сердца прогрело;
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму улетело.
И лениво и скупо мерцающий день
Ничего не укажет в тумане;
И холодной золы изогнувшийся пень
Почернеет один на поляне.
Композиция стихотворения кольцевая. Последние три строки повторяют первую строфу, но картина уже даётся не в настоящем, а в будущем времени:
Но нахмурится ночь – разгорится костёр,
И, виясь, затрещит можжевельник,
И, как пьяных гигантов столпившийся хор,
Покраснев, зашатается ельник.
Ст-е "Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…"
опубликовано в журнале "Русский вестник" в 1859 году.
Это произведение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной
рифмой, написанных трёхстопным анапестом.
Жанр-пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы.
Стихотворение имеет бесконечное множество смыслов,
прочитывается по-разному, и в этом можно считать А. Фета
предшественником символистов.
Основная тема - смысл человеческого бытия и тема творчества.
Изображённая в стихотворении ситуация является метафорой
сложной и запутанной человеческой жизни.
Лес, ночь, день, зола, одинокий пень, костер, туман - все это
звенья метафоры, даже символы.
Свет, противопоставленный тьме.
Фантазия, противопоставленная реальности. Поэзия - прозе.
Всё стихотворение – это развёрнутая метафора.
Ключевой образ стихотворения-ярко пылающий костер в
ночном лесу. Воображение поэта подкрепляет этот образ
метафорическим сравнением еловых деревьев с хором
"пьяных гигантов". Образ уже в I строфе приобретает зримые и
слуховые очертания.
II строфа начинается с личного местоимения я.
- Я - это поэт и лирический герой. Они настолько
неразрывны, что говорить о них по отдельности- значит нарушить
композиционный и идейный замысел поэта.
Ключевой образ строфы - сам поэт.
На фоне холодной ночи раскрепощается его душа, до его сердца
вдруг доходит живительное тепло костра.
- Третья строфа рисует резкую смену во времени:
прошла ночь, занимается заря, гаснет костер, лишь огоньки его
углей теплятся "скупо, лениво".
- Четвертая строфа довершает картину мерцающего дня,
который разрушает игру воображения поэта, и "хор" вековых елей
уступает место реальному "пню у холодной золы".
- Заключительная строфа это- мечта:
снова придет ночь, заполыхает костер и наполнит жизнь
героя высоким смыслом, откровением и радостью.
Стихотворение удивительно сюжетно.
Главные выразительные средства создания образов
Образ костра - солнце в ночном мраке. Метафора подкреплена
эпитетом "пламенеет" образ получается ярким, убедительным.
- Пламя костра рождает в воображении поэта образ ельника.
Гиперболическое сравнение качающихся деревьев с хором
пьяных гигантов усиливает грандиозность и величие картины:
глаголы столпившийся, раскрасневшись, шатается
позволяют увидеть, услышать, ощутить необузданность,
праздничность и великолепие ночи.
-Сравнением во II строфе, поэт передает свои ощущения,
которые он испытывает в минуты душевного и творческого
подъема: словно уносящиеся в небо искры, покидают его
тоска, холод и разочарование.
Во II строфе фразеологизм "продрогнуть до костей" закрепляет
отрадное впечатление от холодной ночи.
Поэт противопоставляет картины ночи.
Если ночь ассоциируется с праздником, пиром, торжеством
( эпитет "пьяных гигантов"), то день - холоден, скучен, слишком
реален, лишен вдохновения, свежих красок и таинственных звуков.
Олицетворение в начале V строфы и знак препинания тире
знаменуют собой долгожданный итог: "нахмурится ночь-разгорится
костер". Метафора "костер-солнце" отступает, потому что глагол
нахмурится передает более одухотворенное действо ночи.
Исчезает одна из ярких красок в палитре стихотворения:
пламенеет костер"-"разгорится костер". Замена глагола пламенеет
на нейтральное разгорится обусловливает устремленность поэта
в будущее. Этому замыслу подчинены все глаголы строфы,
употребленные в будущем времени: нахмурится, разгорится,
затрещат, зашатается.
Финал стихотворения открывает еще один временной план-
устремленность в будущее, в вечность.
Творчество, как и жизнь, - бесконечно: на смену блеклому дню
придет полная таинства ночь и игра воображения повторится.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Орлецы Кировской области Нагорского района
Венгренюк Ольга Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшая категория
Афанасий Афанасьевич Фет.
Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Я и думать забыл про холодную ночь, -
До костей и до сердца прогрело;
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.
Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок
Над золою замрёт сиротливо;
Долго-долго, до поздней поры огонёк
Будет теплиться скупо, лениво.
И лениво и скупо мерцающий день
Ничего не укажет в тумане;
У холодной золы изогнувшийся пень
Прочернеет один на поляне.
Но нахмурится ночь – разгорится костёр,
И, виясь, затрещит можжевельник,
И, как пьяных гигантов столпившийся хор,
Покраснев, зашатается ельник.
I . Слово учителя:
Мы не ставим перед собой цели полного анализа этого стихотворения.
Цель нашей работы:
увидеть сложность мира лирического произведения, сконцентрировав внимание на его смысловой стороне.
Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения
У вас есть всё, что необходимо для работы:
- этапы урока с поставленными задачами
- и, конечно, ваши светлые головы.
II . Анализ стихотворения с точки зрения смыслового содержания.
1. Итак, познакомимся со стихотворением А.А.Фета и сразу первая задача:
- представить то, о чём рассказывает автор.
А сейчас опишите то, что вы представили.
Послушаем, что получилось.
Перед нами не что иное, как первая смысловая ступень стихотворения (внешняя).
2. Обратимся к образам стихотворения: день, ночь и костёр. Найдите слова, которыми автор рисует эти образы. Работаем с таблицей.
Ночь, день - холод
Ярким солнцем.. пламенеет
лениво и скупо мерцающий день
До костей и до сердца прогрело
Что смущало…умчалося прочь
холодной золы изогнувшийся пень
Раскрасневшись, шатается ельник
- Как можно назвать эти образы?
- С одной стороны – реальное, которая, как вы сказали, характеризуется холодной золой, изогнувшимся пнём, мерцающим днём.
Итак, противопоставление реального и фантастического – это вторая ступень. Как вы думаете, где лирическому герою уютнее, теплее? Напишите.
3. Переходим на третью ступень:
Задача: представьте себя на месте лирического героя (ночь, лес, костёр), опишите свои чувства.
Третья смысловая ступень – это противопоставление человека и природы.
Трагическая интонация: вечная вражда человека и природы, и вечный помощник человека в этом противостоянии костёр.
Как поэт передаёт это противостояние? Работа с таблицей.
Точно пьяных гигантов столпившийся хор
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.
думать забыл про холодную ночь
4. Выходим на четвёртую, глубинную, смысловую ступень.
Мы знаем, что любое лирическое произведение – это рассказ автора о своих чувствах, переживаниях. Неужели А.А.Ф. хотел рассказать нам только о ночи, проведённой в лесу?
Конечно, нет! Образы стихотворения – это символы.
Задача: объяснить звенья метафоры – символы:
5. Следующая задача: наблюдение: слова-действия; какое состояние передают?
А сейчас делаем вывод: всё стихотворение – это развёрнутая метафора.
Ну что ж, а сейчас вернёмся к цели нашего урока. Сделаем вывод.
IV . Вывод . Мы отделили четыре смысловые ступени друг от друга, но стихотворение Фета существует как единство, как целостность, в которой эти ступени существуют одновременно, проникая одна в другую, взаимно поддерживая одна другую. В сущность, они нерасторжимы. Поэтому у Фета так усилена конкретная материальность изображённого:
…сжимаясь, трещит можжевельник.
Прочернеет один на поляне.
Этим уроком мы завершаем разговор о поэзии А.А. Фета. Стихотворение по выбору: наметить смысловые ступени.
Читайте также: