Организация управленческой деятельности в школе

Обновлено: 28.06.2024

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Вопрос повышения эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях развития современного общества является актуальным для каждого директора школы.

Шестнадцатый год я работаю директором муниципального общеобразовательного учреждения Шушенской средней общеобразовательной школы №1.

Именно инновационная и экспериментальная деятельность гарантирует высокое качество образования в нашей школе. Она и является причиной перевода управления школой и всеми внутришкольными процессами в новую плоскость, в основе которой - ориентация на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника и учителя, мотивация их на эффективную самоуправляемую и коллективную деятельность. И в быстро меняющихся современных условиях, я считаю, управление становится главным фактором дальнейшего развития школы. Оно должно быстро реагировать на изменения и предупреждать негативные моменты.

Анализируя собственную управленческую деятельность, мне хочется отметить актуальные для меня моменты, которые позволяют решать основную задачу - становление эффективной системы управления школой и образовательным процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе.

Понимание проблем и трудностей образовательного учреждения, необходимость применения адекватных мер для их решения ещё в середине 90-х годов привело меня к мысли, что основной управленческой технологией должно стать программирование и проектирование деятельности образовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса. Данный подход отличается от планирования работы школы, которое широко было распространено практически до последнего времени. Планирование не предполагало развития образовательного учреждения, а лишь повторяло набор мероприятий, которые были необходимы для обычного функционирования школы, то есть для выполнения государственного заказа. Но каждая школа уникальна и отличается от других тем, что имеет определённые условия, возможности, потребности, заказ конкретных родителей и школьников для организации и обеспечения образовательного процесса. И интенсивные инновационные процессы, которые были запущены в школе, потребовали от управленческой команды, которую возглавляет директор, совершенно иных решений. Главное, что в данном случае должен уметь делать директор и его команда, - это определять стратегию развития своего образовательного учреждении:

  • уметь видеть будущее школы (миссию школы), перспектив её развития;
  • определять цели и задачи своего образовательного учреждения;
  • уметь выбирать формы реализации стратегии;
  • уметь реализовать стратегический замысел;
  • уметь дать оценку реализации стратегии.

В связи с этим важное место в моей управленческой деятельности занимает анализ. Именно он позволяет выявить школьные проблемы. И чем он глубже, тем яснее вырисовывается перспектива. Увидеть, а затем прописать перспективы развития школы можно, если охватить аналитической работой всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, учеников и родителей. В нашей школе такая деятельность стала нормой.

В 2009 году была разработана Программа развития школы до 2012 года. Программа включает в себя несколько подпрограмм и проектов:

Но пространство между желаемым образом школы и фактическим результатом необходимо заполнить адекватными принимаемыми действиями по решению проблем и достижению результата. В данном случае моя позиция директора как управленца рассматривается с тактических позиций.

Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям развития школы (план действий прикладывается к программе развития). По окончании учебного года проводится мониторинг выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы, проводится необходимая корректировка программ. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года, по ходу выполнения программ. Одни из них решать нужно оперативно, другие влияют на процессы, происходящие в школе, и изменяют их. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.

Каков результат реализации Программы развития школы на данный момент?

Хочется сказать и о некоторых результатах выполнения других подпрограмм и проектов, запущенных в рамках Программы развития и образовательной программы школы, так как они работают на одну идею - обеспечивают индивидуализацию обучения и повышение качества в школе.

  • становление практики написания исследовательских работ в школе. Работает научное общество учащихся, четыре года в школе проводятся научно-практические конференции школьников. Должанская Софья, ученица 10 б класса, за достигнутые результаты в области естественных наук получила Премию Президента РФ – 2010;
  • развитие сотрудничества с ЗЕНШ (СФУ). Более 100 учащихся школы обучаются в заочной научной естественной школе, расширяя и углубляя предметные знания и компетентности.

Отслеживая динамику состояния здоровья учащихся, видно, что процент здоровых детей в 2009-2010 учебном году повысился по сравнению с прошлым годом на 0,9; а больных – снизился. Это говорит об эффективной, систематической, целенаправленной, всесторонней работе школы по укреплению здоровья учащихся.

Для меня, как для любого директора, важен не только процесс, но и его результаты. Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.

Со своей главной задачей - дать учащимся качественное образование - педагогический коллектив школы успешно справляется. Показатели обучения в школе выше среднестатистических по району. А показатели ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, математика, биология - выше краевых. Уровень сформированности ОУУН по школе равен среднему уровню. В среднем 70% выпускников поступают в ВУЗы на бюджетной основе.

Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? Обращаясь к своему опыту работы директора школы, особенно в последние годы, когда в образовании развернулись многочисленные инновационные процессы, я пришла к пониманию, что в этих условиях полноценное управление школой и учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление - это коллективная деятельность.

В настоящее время постоянный состав управленческой команды и управленческих семинаров состоит из администрации школы и учителей, которым делегированы административные полномочия на постоянной основе. Так, координатор по работе с одарёнными детьми - Сапрыкина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, ответственный за информатизацию школы - Берестина Елена Юрьевна, учитель информатики и т.д..

Совместная работа педагогического коллектива школы дала свои результаты. Наиболее значимые из них:

Школа отрыта для конструктивного диалога с родительской общественностью, с местным сообществом. В ноябре 2010 года Управляющий Совет школы утвердил очередной Отчётный публичный доклад школы за 2009-2010 учебный год. Текст доклада опубликован в СМИ, выставлен на школьном сайте. С ним может ознакомиться каждый родитель и ученик школы.

Управленческая команда постоянно проводит мониторинг удовлетворённости посредством анкетирования родительской общественности качеством образовательных услуг школы.

Школа - сложная многоуровневая система. И без решения хозяйственных и финансовых вопросов она не может функционировать и развиваться. А в условиях развития экономической самостоятельности школы повышаются и требования к директору, как главному менеджеру. Он должен научиться разбираться в новых экономических механизмах.

Я думаю, что главную свою управленческую задачу - становление в инновационной школе коллективного управления, при котором увлекает общая цель и решаются общие задачи школы, - я выполняю.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.

В любом образовательном учреждении центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это руководитель конкретного учреждения.

Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой — совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и управленческих функций.

Управление современным образовательным учреждением — это обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающего персонала, воспитанников, родителей в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла. Профессиональное, качественное осуществление каждого цикла имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности образовательного учреждения.

Управление современным образовательным учреждением включает в себя правильный обоснованный выбор целей и задач учреждения, изучение и анализа имеющегося уровня воспитательной и образовательной работы, систему планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с воспитанниками; контроля и проверки исполнения поставленных задач.

Содержание управленческой деятельности по содержанию многопланово. Социально-экономическая ситуация в современном мире предъявляет много требований и к субъекту управления — менеджеру и к объекту управления — каждой личности, группе людей, целой организации. Среди менеджеров образования специалисты, занимающиеся менеджментом в управлении, выделяют три группы.

К первой группе (это высший уровень) относится административный персонал образовательного учреждения и органы управления образованием.

Вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, правовых, финансово-экономических и иных служб системы образования.

Третью ступеньку этой иерархии занимает педагог как организатор управления образовательной деятельностью воспитанников.

Руководить педагогической деятельностью, образовательным процессом — сложная управленческая работа, ведь руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь возможностей работающих людей, их опыта, знаний и умений в их профессиональной деятельности, с другой — двигатель передового педагогического опыта работы как своего коллектива, так и коллег других образовательных учреждений, с другой – двигатель достижений педагогической науки и практики.

В современных условиях к управлению именно педагогическим коллективом предъявляются серьезные требования. Руководитель должен проявлять лояльность к работающим сотрудникам; создавать атмосферу, которая будет способствовать раскрытию способностей людей; использовать методы и приемы управленческой деятельности, обеспечивающих удовлетворенность людьми своей работой, обеспечивающими их стремление работать еще лучше, качественнее, повышать результат своей профессиональной деятельности.

Методы управленческой деятельности — это целая система способов и приемов воздействия руководителя учреждения на объект управления для достижения поставленных целей и задач. Многие авторы, изучающие менеджмент управленческой деятельности, говорят о существовании нескольких подходов к классификации методов управления, однако самая распространенная классификация, как они утверждают, включает в себя три группы.

Первую группу составляют экономические методы управления, связанные с социально-экономическими законами и отражают закономерности развития объективного мира — природы, общества; использование этих методов строится на системе экономических интересов личности и коллектива, и всего общества в целом.

Вторая группа - это социально-психологические методы управления. Эти методы основаны на формировании и развитии мнения общества относительно значимых нравственных ценностей — добра и зла, смысла жизни, нравственных устоев в обществе, отношений к личности, к людям, обществу и т. д.

Третья группа, группа, характеризующаяся организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Данные методы можно назвать административно-хозяйственными методами управления.

Основой административно-хозяйственных методов управления являются отношения внутри учреждения, они включают в себя права и обязанности всех работников образовательного учреждения, их ответственность за выполнение возложенной на них работы.

Управление современными образовательными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как целостный процесс, так как работа в учреждении идет по одному пути, к одной цели и это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Каждое из этих взаимосвязанных действий является процессом и называется функцией управления.

В настоящее время получил большое распространение подход, основанный на объединении всех основных функций, которые применимы ко всем образовательным организациям. Данный подход в процессе управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре функции управления связаны между собой процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.

Каждое действие в системе управления обязательно начинается с решения руководителя, но эти решения несут и материальную, и юридическую нагрузку, поэтому управленческое решение руководителя должно быть хорошо взвешенным, грамотным. Решения руководитель принимает при возникновении проблемной ситуации, и они выполняют ряд функций: направляющую (какова цель), обеспечивающую (нахождение путей и средств достижения поставленной цели), координирующую и организационную (определение системы контроля и корректировки деятельности работников), стимулирующую (меры поощрения, премирование).

Управленческие решения могут различаться по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.

Выделяются следующие условные группы:

1. Перспективные решения, они определяют пути развития дошкольного учреждения на сравнительно длительный период. К ним относятся нормативно-организационные решения, связанные с уставной деятельностью образовательной организации и локальными актами, регламентирующими деятельность всего учреждения в целом.

2. Текущие решения (на достижение целей, ближайших по времени). К данной группе относятся оперативно-распорядительные решения - распоряжения, приказы, касающиеся образовательной деятельности, а также финансовых и материальных проблем.

При принятии управленческого решения условно можно выделить четыре этапа:

1. Выявление проблем (проблемы) и определение цели (ближайшей, на перспективу и т.д.).

2. Четкое понимание сформулированной цели и задач, доведение цели и задач до правильного понимания коллективом или конкретного человека, разъяснение условий для исполнения целей и задач, четкое определение роли каждого сотрудника при выполнении управленческого решения.

3. Доведение решения до сведения работника (работников), грамотная мотивировка в необходимости его исполнения.

4. Корректировка решения в устной и письменной форме, официальный выход, издание приказа, распоряжения, организация их исполнения.

Решения в современных условиях, требующих творческого подхода руководителя, его видения на перспективу, не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения - это деятельность, направленная на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, самой важной и перспективной. Таким образом, принятие правильного решения — это выбор планирования, организации, мотивировки и контролирования всего процесса, на который поставлены цели и задачи учреждения.

B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целее направленности и организованности управляемых процессов.

Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций - это виды деятельности, которые осуществляет управляющий.

М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.

В настоящее время многие ученые считают, что содержание и последовательность функций в процессе управления одни и те же для всех управляемых систем. Основные функции управления отвечают на следующие вопросы:

• на каком уровне развития находится учреждение в данный момент;

• в каком направлении организации следует развиваться в будущем;

• как и каким образом будет происходить развитие.

Цель планирования будет заключаться в разработке плана на основе принятого решения.

План - основной документ, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и поставленных задач.

Организация деятельности — важная функция управления, она предназначена для создания целой системы ресурсов образовательной организации: людских и технических, финансовых, материальных и других. Эта система дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения поставленных целей и задач.

Функция мотивации состоит в том, чтобы все члены коллектива добросовестно и качественно выполняли возложенную на них работу в соответствии с должностными инструкциями и в соответствии с планом.

Особое положение занимает среди функций управления функция контроля, по его результатам может производиться коррекция деятельности, плана и т.д.

Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации. Информация играет важную роль в управлении, она необходима для принятия решения и реализации принятого решения.

Коммуникация - это связывающая функция управления. Управление современным образовательным учреждением не может происходить без данной функции, которая предполагает наличие разных видов коммуникации, охватывающих учреждение со всех сторон.

Таким образом, управленческая деятельность – это сложный многоплановый процесс управления организацией, людьми. Она должна быть направлена, прежде всего, на качественное достижение целей и задач образовательного учреждения, на получение конкретных значимых результатов, которые в целом приведут к положительному динамическому развитию образовательной организации, к поднятию спроса на учреждение на рынке образовательных услуг.

Проблема управления образовательной организацией является одной из ключевых в условиях новой стратегии образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

В общем, под управлением образовательной организацией понимают деятельность руководителя образовательной организации, направленную на обеспечение оптимального ее функционирования и переход на более высокий уровень развития [3, C . 2].

Практическая управленческая деятельность руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС основывается на интеграции в единый управленческий цикл функциональных звеньев управления, реализуемых в форме относительно самостоятельных видов деятельности .

Существует несколько функций управления образовательными организациями. Так, российский учёный в сфере психологии управления и образования, доктор психологических наук, профессор Валерий Семёнович Лазарев (род. 1947), выделяет планирование, организацию, руководство и контроль [2, С. 251]. Сформулированные В.С. Лазаревым функции управления справедливы не только в сфере образования, но и в общей теории менеджмента. Функции, более специфичные для управления образовательной организацией, были разработаны российским учёным в области педагогики , доктором педагогических наук, профессором Виталием Александровичем Сластёниным (1930-2010). В.А. Сластёнин относит к числу управленческих функций в образовательной среде педагогический анализ, целеполагание и регулирование [3, С. 3-4].

Основные характеристики перечисленных функций управления отражены в таблице 1.

Таблица 1  Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС1

Читайте также: