Внеурочная деятельность классного руководителя в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Мы хорошо знаем, что метапредметные результаты формируются не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Как грамотно спланировать расписание внеурочных занятий и какие пособия использовать, чтобы ничего не упустить? Рассказываем в нашем материале.

Чем характерна внеурочная деятельность?

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное

Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.

Программы курсов внеурочной деятельности

Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.

Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.

В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учеников.

При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.

Можно подбирать и использовать курсы внеурочной деятельности для того чтобы расширить круг изучаемого предмета, но важно понимать, что аудиторная нагрузка должна занимать не больше 50% от всего времени. И обязательно должны быть запланированы другие форматы — олимпиады, квесты, экскурсии и др.

Проектная деятельность в составе внеурочных занятий

Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.

Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.

Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы

lit.jpg

Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.

Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы

math.jpg

Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

Решаем нестандартные задачи:

  • комбинаторные;
  • логические;
  • задачи с величинами;
  • задачи с геометрическим содержанием;
  • арифметические ребусы.

Развитие математических способностей. 1-2 классы

Пособие предназначено для внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Задания представлены в занимательной форме через разные виды нестандартных задач (комбинаторные, логические, задачи с величинами, задачи с геометрическим содержанием, арифметические ребусы).

Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы

geom.jpg

Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.

Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.

В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.

По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.

Школа юного астронома

astro.jpg

Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.

Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.

Здорово быть здоровым.1-4-й классы

В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.

Автор: Савченко Ирина Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. М.А. Саксеева

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск

Внеурочная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом.

Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Для учащихся занятие внеурочной деятельностью - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность; это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий и т. д.

На одном из занятий осенью мы с детьми ходили на экскурсию. Дети собирали листья, а потом вместе мы сделали великолепные картины из листьев. Эти шедевры украшали некоторое время стены нашего кабинета. Осенью мы посетили городскую выставку цветов и оформили в классе фото-выставку.

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям). Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы внеурочной деятельности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Одной из главных наших задач является работа с родителями. Если мы сумеем убедить родителей, что занятия в наших кружках необходимы для дополнительного развития их малыша, то это 80 % успеха. Дети младшего школьного возраста, как правило, доверяют выбору и предпочтениям своих родителей. Увлеченные и убежденные родители приведут к нам своего малыша, а наша задача увлечь его.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. В новом ФГОС предполагается, что в начальной школе, изучая предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности. А участие родителей в жизни класса должно стать значимым и более активным. Уверенность родителей в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Система внеклассной работы должна быть направлена на развитие социальной активности младших школьников, которое возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий, мероприятий и методик работы создает условия для формирования социальной активности личности. Качественно организованное, продуманное и разработанное мероприятие способствует у младших школьников развитию познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей и умение находить самим необходимую информацию для организации мероприятий

Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности уже имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики - активные участники всех школьных и сельских мероприятий.

Список используемой литературы:

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
  2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
  3. Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 7. - С. 23-26.
  4. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.

Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный руководитель

в пространстве внеурочной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Новый стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов . Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее , исходя из своих интересов, мотивов.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Настоящий классный руководитель – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Классный руководитель ведёт внеурочную деятельность в рамках классного коллектива: это дни именинника, диспуты, походы, экскурсии, спортивные состязания в рамках класса, конкурсы, совместные мероприятия с родителями и т.д.

Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны для самого классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности как сейчас говорят.

Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны для самого классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности как сейчас говорят.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Большое значение во внеурочной деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, танцора, певца, актера и т.п. Неуспевающий ребенок в учебе, успевающий в творчестве. Какова же роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Прежде чем говорить о роли, надо сказать о цели.

На основе опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы в работе классного руководителя по организации внеурочной деятельности :

1. Подготовительный этап (май – сентябрь)

а) Проведение анкетирования родителей. В результате выявлены желаемые направления внеурочной деятельности.

б) Анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Учителями школы предлагаются возможные программы кружковых занятий.

в) Использование возможностей учреждений дополнительного образования.(ДК, сельская библиотека)

г) В сентябре классными руководителями проводится родительское собрание, на котором проходит презентация всех программ внеурочной деятельности.

В результате родители вместе с учащимися по желанию выбирают кружки и секции.

д) Так как внеурочная деятельность включает в себя занятия не только в школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений дополнительного образования.

е) Обработав результаты выбора, было составлено расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания кл.рук. учитывает, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого кл.рук. просчитывает нагрузку на каждого ученика.

ж) Итогом подготовительного этапа является: для каждого обучающего составлено индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью.

2. Основной этап (октябрь – апрель).

Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль , который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Наряду с функцией контроля важна функция организации , которая предполагает:

во-вторых, ведение совместно с учащимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) деятельности.

3. Заключительный этап (май)

Анализ результатов внеурочной деятельности:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

На основе этого кл.рук. разработывает индивидуальные маршруты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в следующем учебном году.

Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

К тому же, там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.

Творческое объединение в системе дополнительного образования детей – это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико, а также профориентации подростков – выбор специальности.

Внеурочная деятельность, является значительным стимул к развитию, обогащает образовательное пространство школы вместе с дополнительным образованием.

Роль школьного дополнительного образования необходимая и неотъемлемая часть внеурочной деятельности, способствующая гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать, как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

В заключении хочу сказать:

«Ребенок – росток человеческий.

В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.


Воспитательная деятельности является неотъемлемой частью образования. Эффективной она становится только тогда, когда актуальна для самих детей. В этом случае дети перестают быть объектом воспитания, а становятся его активными участниками.

Содержимое разработки

Система работы классного руководителя и родителей по организации внеурочной деятельности учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями. В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Воспитательная деятельность становится эффективной только тогда, когда события и явления актуальны для самих детей. В этом случае дети перестают быть объектами воспитания, а становятся его активными участниками. Взрослые должны стать активными помощникам, но опыт дети приобретают сами в конкретной разнообразной деятельности.

Главная цель организации внеурочной деятельности в школе:

создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами.

Кроме этого, школа ставит ещё ряд целей:

проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

развития интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Один из принципов организации внеурочной деятельности:

воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить следующие важные задачи:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку;

способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

предоставить возможность их реализации в различных видах деятельности.

Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы. В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы. К индивидуальным формам относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов и встреч. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей. Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с родителями. Тесное сотрудничество классного руководителя с родителями значительно расширяет сферу организованного воспитанного воздействия на учащихся.

Основные направления сотрудничества:

Классный руководитель и учитель-предметник должны давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей.

Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках.

Совместная работа учителя и родителей.

И учитель, и родители должны понимать, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

Комплексная методическая работа с родителями первоклассников начинается, как только сформирован класс. На первом родительском собрании выяснили, что все родители слышали о новых образовательных стандартах.

Результаты анкетирования проведенного в начале сентября показали заинтересованность родителей в сохранении здоровья, развития творческого и интеллектуального потенциала детей.

На первых порах велась просветительская работа. Затем была проведена работа по следующим направлениям:

Изучение семей обучающихся:

• пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

• диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

• диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

• пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

• психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

• индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

• родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”.

Следующим шагом нужно было привлечь родителей к организации внеурочной деятельности учащихся. На родительском собрании было проведено анкетирование по изучению запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся. В результате анкетирования выяснилось, что родители на первое место поставили развитие индивидуальных способностей ребёнка, второе место – укрепление здоровья и развитие физической культуры детей, на третьем месте – приобщение к культурным ценностям.

На основании этого родителям были предложены кружки по следующим направлениям:

В нашем классе межличностные отношения и совместная деятельность между педагогом, учащимися и родителями только формируются. Родители понимают, что главными в воспитании являются они, а мы, учителя, - помогаем - в силу своего предназначения и профессиональных возможностей.

Родителей я стараюсь включить во все дела, все замыслы школьной и классной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность. Они должны знать, чем живёт школа и в чём нуждается, а также, что они могут сделать для неё. Внеурочная деятельность позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса.

Родители вовлекаются в образовательный процесс, во внеурочную деятельность с помощью следующих форм деятельности:

- дней творчества детей и их родителей;

- открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

Когда проходят классные и школьные мероприятия, родители у нас становятся не просто зрители. Они задействованы вместе со своими детьми.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. В новом ФГОС предполагается, что в начальной школе, изучая предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности. А участие родителей в жизни класса должно стать значимым и более активным. Уверенность родителей в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.


-80%

Читайте также: