Чем образование отличается от науки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Цели урока :

Что такое наука в современном обществе

Этика науки

Роль образования в современном мире

Попробуйте дать определение науки. Что это такое?

НАУКА – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний об окружающем мире.

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Какое определение вам кажется наиболее точным?

1-ое более лаконичное, общее;


В широком смысле – особая сфера человеческой деятельности, направленная на выработку новых знаний, а также совокупность этих знаний, особым образом упорядоченных и систематизированных.

Наука – это совокупность систематизированных знаний.

Назовите известные вам науки?

Ответ: математика, биология, медицина.
Какая главная задача у этих наук?

Ответ: изобретение новых средств лечения, измерения и т. д.

Поэтому, можно сказать, главная цель науки - получение новых знаний.

Функции науки:
1) практико-действенная
2) познавательная

Наука делится на:
1) фундаментальную (исследование универсальных законов природы, общества и мышления) - отсутствует прямая ориентация на практику
2) прикладную (поиск способов наиболее эффективного использования данных фундаментальной науки для решения насущных производственно-технических и гуманитарных проблем общественной жизни) - присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания.

приведите примеры

Ответ :

Фундаментальная - история
прикладная – химия

Научные знания являются систематизированными.
Выделяют несколько элементов современного научного знания:
естествознание (учение о природе, естественные науки)
технознание (технические науки)
обществознание (общественные науки)
человековедение (гуманитарные науки.

Но в рамках одной науки происходит дробление, например, в медицине объединяются более 300

Как вы думаете, что входит систему научного знания?

- научные факты, подтвержденные наблюдениями, экспериментами;

- законы и теории;

- методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

В современном обществе вся информация науки обрабатывается, накапливается с помощью современных информационных технологий.

Чем отличается наука от, например, искусства? Откуда мы знаем, что математика, например, это наука? В чем заключаются особенности науки?

Особенность науки – это стремление объяснить мир, используя особый язык.

Математика – цифры; химия, физика – формулы, условные обозначения. Язык науки - система категорий, понятий, принципов, законов.

В отличие от мифологии, наука предполагает доказательность и проверку полученных результатов.

А каковы функции науки ?

Познавательно-объяснительная (осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития).

Прогностическая (осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира).

Культурно-мировоззренческая (помогает человеку объяснить знания о мире и выстроить их в целостную систему).

Оценка места науки в жизни общества (это можно не давать или записать термин и сказать, что дома найти определение, выяснить, что он означает; или сказать, что такое сциентизм, а дома - антисциентизм).

Точные науки – высшая культурная ценнность.

Антисциентизм – исходит из принципиальной ограниченности науки в решении коренных проблем человечества, а в некоторых крайних формах даже видит в науке враждебную человеку силу, ведущую к дегуманизации человека, расщеплению его духовной целостности и встраиванию человека в созданный им техногенный мир в качестве носителя функции.

Из истории формирования науки.

С XVII века – наука самостоятельный социальный институт. Но сама наука начала создаваться еще в древние времена. Например: Древняя Греция – Академия, основанная философом Платоном в роще Академа.

Рубеж XIX-XX вв. – новое качества функционирования науки:

крупные научные институты и центры, лаборатории, оснащенные технической материальной базой.

Наука – разновидность современного индустриального труда.

Конец ХХ века – наука проникает во все сферы жизни общества. Наука - важнейший фактор социально экономического потенциала современного общества.

В современном обществе объединение ученых называют академией.
В современном мире создана научная инфраструктура: университеты, институты, лаборатории, испытательные станции, музеи, ботанические сады, библиотеки и т.д.

28 января 1724 г. По распоряжению Петра I была учреждена Российская академия наук. 21 ноября 1991 г. Указом Президента РФ воссоздана как высшее научное учреждение России. Российская академия наук (РАН) включает 9 отделения по областям наук, 3 региональных отделения (например, ДВО РАН) и 14 научных региональных центров. Президиум академии в Москве.

Наука в современном мире.

Кто из вас знает, что такое технопарк?

Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.

В чем смысл создания подобных технопарков?

Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Учёные могут в технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований. Управление технопарком осуществляет внешняя управляющая компания.

Международная ассоциация технологических парков дает свое определение объекту инновационной инфраструктуры. По мнению ассоциации, технопарк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками.

Кто-нибудь знает, где и когда возник первый технопарк?

Первый научно-производственный парк был организован в начале 50-х г. XX века в Стэнфордском университете, штат Калифорния.

А в России? Есть ли технопарки в России?

В 1956 г. В СССР в г. Новосибирске создан Академгородок, который на данный момент является образцом научного поселения, претворяя в жизнь принципы инновационных технологий.

В настоящее время в РФ в 25 регионах действует более 50 технопарков. В них размещено более 1000 инновационных предприятий.

ВЫВОД: Доминирует точка зрения, что НАУКА – способ человеческой деятельности, требующий, как и другие виды деятельности, постоянного совершенствования и согласования с интересами человека с потребностями общественной жизни.


Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Самая высокая - Нобелевская премия. НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ, ежегодные международные премии, названные в честь их учредителя, шведского инженера-химика, изобретателя и промышленника Альфреда Бернхарда Нобеля.

Назовите советских и российских нобелевских лауреатов. Можно дать на дом короткие выступления о некоторых из этих ученых или о Нобеле.

Павлов Иван Петрович, русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.
Мечников Илья Ильич, российский ученый, биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии
СЕМЕНОВ Николай Николаевич, российский ученый, один из основоположников химической физики, основатель научной школы.
Андрей Дмитриевич Сахаров российский физик и общественный деятель, академик АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР.
Петр Леонидович Капица российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества (1929), академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы.
АЛФЁРОВ Жорес Иванович, российский ученый-физик, вице-президент Академии наук СССР (с 1990, с 1991 РАН), специалист в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники
ПРОХОРОВ Александр Михайлович российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН.

Пастернак, Черенков, Тамм, Франк, Ландау, Басов, Шолохов, Солженицын, Канторович, Горбачев, Абрикосов, Гинсбург, Новоселов, Бунин (не имел гражданства).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, занимающийся наукой?

Настоящие ученые – это не просто образованные, талантливые люди, это люди с высокими моральными принципами .

Где прививаются человеку эти качества?

Наука и образование тесно связаны между собой . Без образования нет науки.

Функции образования:
1) компенсирующая –восполняет пробелы в общем образовании
2) адаптивная –помогает ориентироваться в быстро меняющемся мире
3) развивающая—для саморазвития, творчества

Сейчас мы учимся в школах бесплатно. Но, к сожалению, не все могут продолжить обучение после завершения школы.

Задание( в тетрадях)
Каким, по вашему мнению, должно быть обязательное(школьное) образование в России?
Что бы вы изменили в действующем законодательстве?

В Японии обязательным считается 2 высших образования. Как вы на это смотрите?




Для понимания особенностей вхождения традиционных цивилиза­ций в мировое сообщество, мировую культуру и науку важным являет­ся вопрос о том, как идет трансляция ее специфики, как она воспро­изводится в деятельности сменяющих друг друга поколений. Ответ на этот вопрос философы ищут, обращаясь к характеристике социокода, в котором усматривают своеобразный механизм культурного наследо­вания, и в понятии повседневности - базовой категории, объясняющей механизмы поддержания и воспроизводства общественной жизни.

Культура европейского типа в качестве носителя и транслятора ин­формации использует универсальный логико-понятийный язык, спо­собный выразить логически стройное, упорядоченное представление о картине мира. Способность к обобщениям, абстрагированию, соз­дание на базе естественного языка искусственных языков различных областей знания — важнейшие особенности европейского социокода.

А теперь зададимся вопросом, всякий ли язык способен кодиро­вать данные современной науки, её терминологию? Ответ может быть только отрицательным. Характерно, что проводившиеся исследования российских ученых показали, что дети чукчей, эвенков, обучающие­ся в школах-интернатах и не говорящие на русском языке, с трудом

осваивают научную информацию, даже если делаются попытки пере­давать ее на родном языке. Это связано с тем, что понятийный аппарат науки не согласуется с языком этих народностей и не содержит по­нятий, способных аутентично заменить понятия, передаваемые рус­ским языком. А дети, владеющие русским языком наряду с родным, свободно овладевают научными знаниями, преподаваемыми в школе. Это показывает реальные трудности образования и распространения научных знаний, имеющиеся в различных регионах мира.

Как элемент культуры наука участвует в образовательном процес­се, обеспечивая его не только содержательно, но и обоснованными методическими, психологическими и другими рекомендациями. Под влиянием науки наращивается процесс секуляризации, и религиозно­мифологические представления уступают место научному мировоз­зрению.

4. Культура и формирование стиля научного мышления

Стиль обладает свойствами иерархичности и системности. Иерар­хичность стиля означает наличие в нем некоторых доминант, которые обусловливают его качественную определенность. Доминанты сооб­щают стилю его системность, хотя главное, что определяет систем­ное качество стиля, - его принадлежность определенной культуре, обусловливающей его подчинение более глобальному целому. Вну­треннее системное единство стиля, таким образом, определяется как координацией норм, участвующих в его формировании, так и нали­чием системообразующего начала, т. е. социокультурной доминанты. Системный характер стиля проявляется и в том, что появление новых элементов в стиле научного мышления неминуемо ведет к перестрой­ке всей его структуры в целом. В науке в качестве такой доминанты может быть, в частности, парадигма, которая формирует не только определенные установки теоретического исследования, но и в неяв­ном виде содержит принципы, образцы решения научных задач. Как формируется эмпирическое знание, как оцениваются его результа­ты, как осуществляется обобщение и систематизация эмпирических данных — все это в значительной мере определяется стилем научного мышления определенной эпохи.

Для понимания особенностей вхождения традиционных цивилиза­ций в мировое сообщество, мировую культуру и науку важным являет­ся вопрос о том, как идет трансляция ее специфики, как она воспро­изводится в деятельности сменяющих друг друга поколений. Ответ на этот вопрос философы ищут, обращаясь к характеристике социокода, в котором усматривают своеобразный механизм культурного наследо­вания, и в понятии повседневности - базовой категории, объясняющей механизмы поддержания и воспроизводства общественной жизни.

Культура европейского типа в качестве носителя и транслятора ин­формации использует универсальный логико-понятийный язык, спо­собный выразить логически стройное, упорядоченное представление о картине мира. Способность к обобщениям, абстрагированию, соз­дание на базе естественного языка искусственных языков различных областей знания — важнейшие особенности европейского социокода.

А теперь зададимся вопросом, всякий ли язык способен кодиро­вать данные современной науки, её терминологию? Ответ может быть только отрицательным. Характерно, что проводившиеся исследования российских ученых показали, что дети чукчей, эвенков, обучающие­ся в школах-интернатах и не говорящие на русском языке, с трудом

осваивают научную информацию, даже если делаются попытки пере­давать ее на родном языке. Это связано с тем, что понятийный аппарат науки не согласуется с языком этих народностей и не содержит по­нятий, способных аутентично заменить понятия, передаваемые рус­ским языком. А дети, владеющие русским языком наряду с родным, свободно овладевают научными знаниями, преподаваемыми в школе. Это показывает реальные трудности образования и распространения научных знаний, имеющиеся в различных регионах мира.

Как элемент культуры наука участвует в образовательном процес­се, обеспечивая его не только содержательно, но и обоснованными методическими, психологическими и другими рекомендациями. Под влиянием науки наращивается процесс секуляризации, и религиозно­мифологические представления уступают место научному мировоз­зрению.

4. Культура и формирование стиля научного мышления

Стиль обладает свойствами иерархичности и системности. Иерар­хичность стиля означает наличие в нем некоторых доминант, которые обусловливают его качественную определенность. Доминанты сооб­щают стилю его системность, хотя главное, что определяет систем­ное качество стиля, - его принадлежность определенной культуре, обусловливающей его подчинение более глобальному целому. Вну­треннее системное единство стиля, таким образом, определяется как координацией норм, участвующих в его формировании, так и нали­чием системообразующего начала, т. е. социокультурной доминанты. Системный характер стиля проявляется и в том, что появление новых элементов в стиле научного мышления неминуемо ведет к перестрой­ке всей его структуры в целом. В науке в качестве такой доминанты может быть, в частности, парадигма, которая формирует не только определенные установки теоретического исследования, но и в неяв­ном виде содержит принципы, образцы решения научных задач. Как формируется эмпирическое знание, как оцениваются его результа­ты, как осуществляется обобщение и систематизация эмпирических данных — все это в значительной мере определяется стилем научного мышления определенной эпохи.

Многие из нас задаются вопросом о том, что такое наука. Обычно под самим этим термином понимается нечто очень серьезное, приносящее человечеству пользу. Рассмотрим понятие науки и ее значение в мире людей.

Определение

Традиционно под наукой понимают область человеческой деятельности, направленную на получение объективных фактов реальной картины мира. Наука основывается на знании и доказательстве ее истинности. Она оперирует целым категориальным аппаратом, куда входят методы, методологические подходы, предмет и объект познания, цели и задачи и прочее.

Наука на основе полученных данных формирует определенные теории или аксиомы развития мира природы или мира культуры.

что такое наука

Методы научного познания весьма разнообразны. В разных сферах науки предлагаются разные методы. Если мы изучаем гуманитарные науки, то там ведущими методами будут анализ и синтез, сбор эмпирических данных, наблюдение, беседа, эксперимент. Естественные науки более всего опираются на экспериментальные исследования, однако и они используют наблюдение и анализ.

История возникновения феномена науки

Вопрос о том, что такое наука, задавали еще люди древнего мира. По мнению историков, первые научные знания наши предки получали в ходе естественного наблюдения за миром природы. Благодаря появлению письменности эти знания стали передаваться по наследству. Накапливаясь, знания рождали новый опыт, который потом лег в основу науки.

Зародилась наука одновременно в разных точках нашей планеты. Можно говорить об античной науке (физике, геометрии, математике, языкознании) и о науке стран Востока (арифметике, медицине и прочее). Считается, что родоначальницей науки стала философия. Поэтому древнегреческие мыслители, пытавшиеся узнать первооснову материального мира, и стали первыми учеными на земле (Фалес, Демосфен и т. д.).

наука изучающая

Широкое развитие наука получила в эпоху Возрождения в Европе благодаря стечению нескольких обстоятельств: во-первых, было уже достаточно накоплено знаний и мире природы, мире вещей и деятельности людей, а, во-вторых, в отличие от мусульманского востока, накладывающего запрет на познания творения Аллаха, христианская Европа стремилась к активному преобразованию мира.

Кто такие ученые?

Поставив пред собой проблему о том, что такое наука, нельзя обойти стороной вопрос о ее основных созидателях – ученых. Ученый – это человек, профессионально занимающийся наукой, создающий объективную картину мира, работающий в сфере созидания новых знаний. Профессия ученого, как и другие профессии социально активного типа, предполагает определенное служение человека своему делу. В данном случае подразумевается, что новые знания могут помочь человечеству облагородить себя и дадут новый толчок для технического прогресса.

В современном мире профессиональный путь ученого лежит через обучение в высших учебных заведениях, работу в институтах и университетах, получение ученых степеней. Ученый самостоятельно или в группе других своих коллег работает над какой-либо темой в течение долгих лет, а иногда и всей жизни. Он может защищать по этой теме диссертации, а также осуществлять публикации своих работ. Сегодня критерием успешности ученого является его цитируемость (в мировом научном сообществе есть так называемый индекс Хирша, учитывающий внешние ссылки на работы того или иного ученого).

российская наука

Основные научные направления

В настоящее время выделяется несколько ведущих научных направлений. Это неудивительно, ведь наука, изучающая социальные отношения людей, отличается от естественной или технической науки.

Науки принято подразделять следующим образом:

  1. Фундаментальные науки. Сюда входят исследования глубинных основ бытия человечества на земле, законов природы, особенностей того или иного явления и т. д. Фундаментальные науки не могут дать мгновенного практического результата, порой такой результат необходимо ожидать целыми десятилетиями. К нам относятся исследования, которые, с одной стороны, используют достижения фундаментальной науки, а с другой - помогают созданию новых технологий.
  2. Научно-исследовательские разработки. Сюда включаются все виды научных исследований, которые нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе.

министерство науки

Философское понимание науки

Благодаря тому что сама наука, изучающая объективные законы мироздания, вышла из философии, то вопрос о связи науковедения и философии до сих пор остается открытым.

Сегодня существует раздел философии, изучающий само понятие научного знания, границы научной деятельности, вопрос о соотношении этики и научного прогресса, методологию науки. Этот раздел носит название философия науки.

министерство образования и науки

Среди основных направлений данного раздела можно выделить такое философское учение, как позитивизм (Бэкон, Гегель), основывающийся на вере в науку, на то, что рациональные знания являются высшей ценностью, они же способны придать развитию человечества новый импульс.

Уже в 20 столетии позитивизм был переосмыслен в работах теоретиков постпозитивизма К. Поппера и Т. Куна. Эти авторы стали первооткрывателями нового направления в науке, изучающей ее как объект познания. Это направление получило определение науковедения.

Российская наука: история возникновения

Наука в нашей стране стала активно развиваться в 17 веке. Нельзя сказать, что до этого времени активные наблюдения за миром природы не велись, они были, однако, знания, как правило, передавались устным путем, что тормозило процесс их научного осмысления.

Некоторые научные знания Русь получила еще от Византии, однако из-за падения великой империи и утраты связи с западным миром часть этих знаний не использовалась, а часть была утрачена. Однако в целом развитие науки в нашей стране совпало с этим же периодом на Западе.

При Петре Великом наука начинает активно развиваться, Петр создает множество учебных заведений, благоговейно относясь к точным наукам, имеющим прикладное значение. В 1724 году в Петербурге открывается первая Российская Академия наук. Позже благодаря деятельности русского ученого М. В. Ломоносова, немало сделавшего для развития отечественного научного знания, открывается и Московский университет.

С тех пор российская наука прочно входит в ряд западноевропейских, ничем не уступая им.

Классификация науки

С 19 столетия до наших дней было предложено множество классификаций различных наук. Например, Ф. Бэкон разделял их на три большие группы:

  • теоретические (математика и физика);
  • естественные и гражданские;
  • поэтические (включавшие в себя искусство и литературу).

Позже были предложены иные классификации.

Ученый Б. М. Кедров считает, что современная наука включает в себя три большие группы, разделяющиеся, в свою очередь, на некоторые подгруппы:

  • общественные и гуманитарные науки (педагогика, религиоведение, психология и т. п.);
  • технические науки (геофизика, механика, робототехника и т. п.);
  • естественные науки (зоология, экология, химия и т. п.).

современная наука

Наука сегодня

Сегодня наука представляет собой одну из важнейших отраслей жизни людей. Она имеет хорошую структуру и организованность. Так, во всех государствах есть министерство науки, отвечающее за развитие научного знания, организацию научных лабораторий, современные разработки в области высоких технологий и т. д.

Собственно говоря, без науки сейчас невозможно прожить ни одному государству, ведь научно-технический прогресс неумолим, технологии постоянно обновляются (особенно в военной сфере), и если страна не будет уделять им должное внимание, то окажется перед военными угрозами со стороны своих противников.

В нашей стране существует министерство образования и науки, отвечающее не только за развитие научной отрасли в целом, но и за всестороннее воспитание и образование подрастающего поколения.


В чем сходство и различие обычаев и законов?

В чем сходство и различие обычаев и законов?


В чем сходство и различее понятий мораль и право?

В чем сходство и различее понятий мораль и право.


В чем сходство и различие национализм и патриотизма?

В чем сходство и различие национализм и патриотизма?


В чем сходство и различие знания и информации?

В чем сходство и различие знания и информации.


Сходства и различия флегматика и сангвиника?

Сходства и различия флегматика и сангвиника.


Менеджр и предприниматель сходства различия?

Менеджр и предприниматель сходства различия.


В чем различия между детьми и взрослыми и сходства?

В чем различия между детьми и взрослыми и сходства.


В чем сходства и различия между взрослыми и детьми?

В чем сходства и различия между взрослыми и детьми.


Сравните две ступени образования : среднее общее и высшее профессиональное?

Сравните две ступени образования : среднее общее и высшее профессиональное.

Назовите черты сходства и различия.


В чем сходство и различие между нацией и народностью?

В чем сходство и различие между нацией и народностью.


Речь У человека гортань расположена в горле ниже, чем у шимпанзе. Эта особенность позволяет человеку говорить. У наших предков она развилась около 350 тысяч лет назад. Тогда же нам досталась и подъязычная кость. Уникальность этой подковообразной ..



Я счтаю, что реформа более благоприятна для общества. Реформа это преобразование, изменение общественной жизни, она пройдет с меньшими потерями для народа. Революция же понесет за собой экономические проблемы, а как следствие социально - экономичес..


В первую очередь выведите из нее людей ; Позвоните в пожарную охрану по телефону спасения и сообщите о пожаре соседям ; Обесточьте квартиру, отключите электроэнергию ; Если это возможно, попробуйте потушить пожар самостоятельно : водой, мокрой тканью..


Если позволяет время, нужно сказать, кто звонит, назвать номер своего телефона и четко ответить на вопросы диспетчера. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить. Если это телевизор, компьютер, утюг — прежде всего, выдерните ..


Мне очень нравится рисовать потому что это меня вдохновляет, успокаивает. Мне это нравится делать. Это мой талант, И я без него не могу жить. Рисование - это жизнь, не каждый может взять обычный карандаш или кисть и нарисовать с душой как я.


2. Получение практически полезного результата. Предположим, что трудовая деятельность - монотонная работа на стройке. Варианты 1, 3, 4 сразу отпадают. Зато результат есть - дом построен.


Что в каждое время с каждым поколением люди меняются и перестают быть похожими на предков или родителей.


Социум, в котором живут люди, оказывает на них гораздо большее влияние, чем их семья, ну то есть отцы.


Мифологическое мировоззрение связано с образным восприятием мира.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: