Рис. 3. Нотная запись того же MIDI-файла, что и на рис. 2 - но с неудачно выбранными параметрами
Все перечисленные проблемы показывают вам, по каким параметрам нужно выбирать нотный редактор. Если вы имеете дело с современной ритмичной танцевальной музыкой, то нет необходимости в сложном нотном редакторе. Если у вас сложная музыкальная пьеса с различными мелодическими украшениями, плавными изменениями темпа, и вам нужно, чтобы нотный текст удобно читался – приготовьтесь к изучению сложной программы со многими панелями, функциями и пр.
И, наконец, последнее немаловажное замечание. Почти все нотные редакторы имеют функцию печати, но не могут экспортировать свои файлы в обычные текстовые редакторы. Другими словами, если Вы получили нужный вид вашей пьесы в нотном редакторе, то вы не всегда сможете вставить его как картинку, скажем, в Word.
Для решения этой задачи можно пойти тремя путями. Во-первых, можно сначала отпечатать нужный нотный текст на бумаге. Затем отсканировать его обычным сканером и сохранить на хард-диске в файле изображения в подходящем формате (TIF, BMP, JPG или другом). И, наконец, вставить этот файл, как обычную картинку, в ваш текст. Этот путь довольно долог, предполагает наличие качественного принтера, сканера, кроме того, требует умения подбирать необходимые параметры и режимы для этих устройств.
В другом случае, вам необходима программа, которая может снимать изображение с экрана и сохранять его в виде графического файла прямо на хард-диск. Тогда не нужны как промежуточные звенья принтер, сканер и сам процесс проходит быстрее. Но в этом случае качество изображения зависит от режима, в котором работает ваш монитор (разрешающая способность), и от самой снимающей программы. Такой программой может быть Microsoft Camcoder или Lotus ScreenCam, или небольшая программа Clip’nSave фирмы Dynalink Technologies.
Результатом будет файл, который можно загрузить в подходящий графический редактор, например Corel Draw. Вы получите векторную картинку идеального качества, у которой абсолютно без потерь можно изменять размеры, а затем и вставить в любой текстовый редактор.
Нотный текст веками оставался единственным средством общения между музыкантами разных стран и поколений. С появлением звукозаписи многое в музыке изменилось. Пластинки, кассеты, компакт-диски могут передать в звуке все…
Кроме мысли - плана пьесы, структуры, того, как она делается.
Хороший музыкант окинет и оценит нотный лист одним взглядом, а звучать этот лист, может, будет минуты две.
И самое главное - не имея текста, можно рассказать анекдот, короткую историю, но уже нельзя поставить спектакль или снять фильм. Соответственно, музыка без нот - песни или сложенные из семплов компьютерные конструкции!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
МАСТЕР - КЛАСС
Использование компьютерной программы
Составитель:
преподаватель теоретических дисциплин -
Юлыманова Ирина Владимировна.
Дата : 8 декабря 2017 года.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Практическая значимость : Данные программы уникальны и универсальны. Их можно достаточно широко применять, как на уроках теории, вокала, а также на уроках специального инструмента: гитары, фортепиано, баяна и т.д. С помощью
этих программ легко усваивается нотная и метро - ритмическая запись, с большим интересом проходят уроки по музицированию, либо разделы по сольфеджио на творческие задания. Ученик быстрее учится анализировать музыкальные произведения, понимать их формы построения, использовать в своей практике.
познакомить участников семинара с планом проведения мастер-класса,
его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса упражнений, направленных на освоение практической части;
показать практическую значимость использования выше названных программ;
познакомить участников семинара со своими музыкальными сочинениями, написанными в этих программах, а также с творческими работами учащихся по классу теории;
убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на своих занятиях.
словесные: вступительная беседа о самой программе, её предназначении и возможностях. Ознакомление с принципом её работы.
методы наглядной передачи и зрительного восприятия: иллюстрация, демонстрация презентации и работ из методического фонда;
практические методы: применение теоретических знаний на практике (работа с программой), а также степени методы творческой самостоятельности (выполнение определенных заданий);
Продолжительность проведения семинарного занятия: 40 минут.
План проведения мастер- класса:
Вступительное слово о программе.
Ознакомление с принципом работы в ней.
Практическое занятие с участниками мастер – класса.
Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса).
Предполагаемый результат:
Участники семинара ознакомятся с программой, с принципом
Пробуют в ней работать: набор нотного текста, оформление
нотной записи, досочинение второго голоса, ритмического и гармонического аккомпанемента.
Обсудят возможности применения программы в своей практике.
Сопоставят свой уровень и формы работы с представленными
Пояснительная записка.
Содержание мастер – класса:
МАСТЕР - КЛАСС
на уроках сольфеджио.
Вступительное слово о программе (доклад + презентация):
Но для начала чуточку интриги… Предлагаю послушать музыкальный фрагмент. И Ваша задача определить вид исполнителей этого музыкального произведения. Итак, - фонограмма .
Кто же эти загадочные исполнители? (ответ участников семинара: Симфонический оркестр )
Сейчас вы видите реальный коллектив музыкантов Британского симфонического оркестра, в исполнении которого яко бы прозвучало произведение их соотечественника - композитора Ричарда Бёрдсэлла.
Но что касаемо звука, то здесь присутствует видеомонтаж, точнее звукомонтаж! В режиме реальный звук, на самом деле звучит виртуальный оркестр, максимально схожий с "живым" исполнением, выполненный в
Так в мультфильме "Рататуй" (2007, режиссёр Брэд Бёрд, композитор Майкл Джаккино) , получившему премию Оскар, музыка к мультфильму была
исполнена и записана симфоническим оркестром по нотам, изготовленным в данном компьютерном редакторе.
Благодаря встроенной поддержке SmartMusic вы можете создавать музыкальные аккомпанементы, аранжировки к своим мелодиям.
Самое интересное и привлекательное в этой программе, это то, что набранные нотные тексты можно распечатывать, таким образом, самим создавать авторские нотные сборники.
Вопросов было много, и, главное мне стало понятно, что для детей композитор – это некий инопланетянин, разговаривающий на своем языке, к сожалению, который они только частично понимают, но на равных с ним разговаривать пока не могут!
Это понимание придет тогда, когда ребенок сам окунется в атмосферу творчества, начнет сам осмысленно творить музыку, понимая её особенности построения, стиль, музыкальный язык!
Ребенок развивается в деятельности. И важно создать ему среду для творчества. И только тогда этот процесс будет сопровождаться его активным интересом, поиском, приобретения чего нового и полезного.
Век скучных уроков, зубрешки ушел в прошлое. И на смену пришли новые инновационные технологии, помогающие педагогу создать творческую атмосферу на уроках, подвигнуть учеников на создание их музыкальных шедевров и, главное, чтобы музыка навсегда вошла в их жизнь и не закончилась после окончания музыкальной школы тем, что инструмент больше ими не будет востребован….
Старая педагогическая практика делала упор на читку с листа музыкальных произведений, на точное воспроизведение нотного текста путем зубрешки. И зачастую ученики не представляли структуру музыкального произведения, которое они изучали в классе, не понимали принцип его построения. Вымуштрованные знания быстро улетучиваются, а общение с музыкальным инструментом от этого ближе, увы, не становится!
Мы должны растить настоящих музыкантов, а не запрограммированных роботов!
Как её применять в своей педагогической работе?
Я уже на первом уроке объясняю детям правописание нот на линейках. Чтобы
они быстро запомнили название нот, я придумала музыкальную сказку и сделала
её в форме мультфильма. Уже на первом уроке объясняю детям длительности:
Выглядит это так:
Чтобы заинтересовать ребят простым набором нот, предложите им сочинить песенку, как настоящий композитор! И записать её и прослушать в программе. Делая практически тоже самое задание, но с подсознанием, что они юные композиторы, ребята будут работать ещё более вдохновенно! Быстрое запоминание нот за один урок будет вам обеспечен!
На следующий урок Вы, закрепив пройденный материал, приступите к изучению нот между линеек. Так постепенно шаг за шагом, дети будут знакомиться с нотной грамотой, осваивать её и применять на практике.
Вообще на первом уроке настроив программу в тональности C dur в размере 2/4 , зная, что программа не допустит лишних нот в такте, предлагаю ребятам просто понабирать нотки в различных длительностях. Вот послушайте, что получилось в этом году у наших первоклассников:
Практически готовый рингтон для мобильного телефона.… Далее я их попозже научу, как конвертировать созданные мелодии и загружать в свои мобильные.
Работая с творческими заданиями в этой программе, дети с интересом
осваивают не только музыкальную грамоту, они учатся сочинять мелодии,
гармонизовать, сочинять мелодии по заданным формулам, выстраивать из них каноны, делать аранжировки, создавать первые свои партитуры маленьких оркестров.
Благодаря этой программе, процесс написания диктантов, стал любимейшим занятием! А сколько здесь вариантностей в самом процессе!
Мелодический (одноголосный, двух-трех голосный).
Ритмический (запись ритмического рисунка мелодии).
Фото – диктант (зрительный: увидел, проанализировал, запомнил, записал!). Но здесь ещё дополнительный фактор – ученик может прослушать свой
диктант, проанализировать, отредактировать его!
Эскизный диктант (пишется частями с предварительным анализом!)
Автодиктант (записать мелодию, исполняемую солистом, хором, музыкальным инструментом).
Диктант – досочинение (досочинить фразу, голос, каденцию и т.п.).
Диктант – анализ (сделать полный анализ диктанта).
Диктант – транспонирование .
Диктант – строитель (по заданным ступеням, длительностям собрать диктант в определенной тональности!)
Диктант – оркестр (создать аккомпанемент мелодии, выбрав музыкальный инструмент или целый оркестр!)
Диктант жанровый (изменить жанр мелодии, и соответственно размер,
Диктант – вариация (написать на мелодию 1-2 вариации, используя формы заготовки).
Диктант импровиз (импровизационно по очереди меняем каденции во
Безусловно, это ещё не полный список возможных работ с диктантом и над диктантом в этой программе! Надо отметить и пользу этой программы - ученики могут в данной программе работать и дома, музицируя, импровизируя или выполняя домашние задания по сольфеджио в этой программе! Проверять легко, домашняя работа может быть сохранена и принесена на флешке, либо распечатана.
с заданиями, как приложение к книге.
Узкие рамки времени не позволяют показать все в полном объеме, но некоторые виды заданий, я попробую показать.
Таким образом, старшеклассники могут понравившиеся мелодии из фильмов, вставить в программу и получить нотный текст! И получай двойное удовольствие при музицировании - любимая мелодия, свой труд и умение её исполнять на зависть своим сверстникам!
Создание документа через визард
Программа имеет простой и интуитивно понятный интерфейс. Открывая программу Finale , возникает окно запуска, где мы выбираем либо мастера настройки, либо обычный документ.
Вписываем в открытое окно название произведения. Указываем его автора (композитора, поэта).
Указываем размер бумаги: А4
Выбираем нужный нам музыкальный инструмент, либо сразу несколько (если пишем партитуру!)
Определяемся с размером музыкального произведения: 2/4, 3/4, 4/4 и т.д.
Указываем пульсацию метронома: 90, 120 и т.п.
Рабочая область и её подготовка.
Настраиваем стиль интерфейса, панели инструментов:
С помощью навигации, которая находится по бокам основного окна программы, выбираем необходимые нам инструменты (длительности нот, паузы, знаки альтерации) и начинаем работать, создавая свой музыкальный шедевр!
В программе Finale предусмотрено несколько способов ввода нот, и наиболее примитивный из них – ввод с помощью щелчков мыши в нужном месте нотоносца. Чтобы вводить ноты, таким образом, выберите режим простого ввода нот. При этом откроются две дополнительные панели инструментов – для выбора длительностей и пауз. Нужную длительность можно выбрать мышью и затем щёлкнуть в нужное место нотного стана. Для выбора некоторых длительностей используются цифровые
клавиши на клавиатуре компьютера.
Более продуктивным способом ввода нот является так называемый скоростной ввод с использованием MIDI- клавиатуры.
Чтобы ввести нотный текст, выберите в палитре инструментов режим
помощью вводим в текст знаки: динамические оттенки, штрихи и др.
Можно ввести текст, буквенные обозначения. И вообще всё, что встречается в
нотной грамоте.
Написанную музыку можно прослушать на специальной панели Playback Controls, в которой имеются кнопки проигрывания, остановки, перемотки.
В программе Finale можно ввести графические изображения, если вы, к примеру, желаете украсить заголовок пьесы.
Возможности программы Finale очень обширны. Только постоянная работа с
этой программой поможет всё больше и больше узнавать о ней.
Вот пример, созданного произведения в данной программе:
Практические задания для участников семинара направленных
Набор нотного текста мелодии;
Сочинение второго голоса к мелодии;
Запись текста к мелодии.
Осваивайте программу, используйте в своей педагогической работе с детьми! Творческих Вам успехов!
Список литературы
Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб.: Композитор · Санкт-Петербург, 2003. 208 с. | Lebedev S., Trubinov P. Russkaya kniga o Finale. SPb.: Kompozitor · Sankt-Peterburg, 2003. 208 s.
Nicholl M., Grudzinski R. Music Notation: Preparing Scores and Parts. Boston (MA): Berklee Press, 2007. 160 pp.
Purse B. The Finale Primer: Mastering the Art of Music Notation with Finale / 3rd ed. San Francisco: Backbeat Books, 2005. 275 pp.
Приложение к мастер – классу
Аудио и видео демонстрация музыкальных работ через программу Finale .
Читайте также: