Почему ребенок дома решает а в школе получает двойки

Обновлено: 03.07.2024

Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития

К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.

Кто бы меня похвалил

В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.

Учитель не похож на лидера

Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.

В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.

Двоечником быть круто

Назло родителям

Я требую внимания!

Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.

Переоценка возможностей

Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.

Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.

Как победить тревожность у ребенка, не прибегая к ругани и ремню.

Вспомни, как работает тревога. Предположим, ты должен сделать доклад со слайдами перед аудиторией. До этого ты выступал перед публикой лишь раз, произнося тост на свадьбе лучшего (по крайней мере, до того самого тоста) друга. И вот вместо триумфа ты уже настроился на фиаско, и все твои силы тратятся на дрожь в коленях, а психологические ресурсы уходят на волнение и ожидание неудачи. При этом дома перед зеркалом у тебя вышло неплохо, отражение тебе даже поаплодировало. У ребенка все происходит точно так же, однако есть и разница: старый психологический трюк — представить, что учительница голая, после чего смело начать отвечать — школьнику не подойдет.

Прелесть успеха состоит в том, что, даже если свою первую пятерку ребенок получит по пению, положительное влияние оценки (и уверенность в себе) скажется и на всех остальных предметах. Кроме того, важно разобраться в изначальной причине тревоги. Обычно ее порождаешь ты, предъявляя завышенные требования. Особенно велики шансы развиться в тревожную личность, по ошибке родившись в семье строгих и крикливых родителей (это же касается и школьников, попавших в класс с авторитарным учителем).


Не все дети радуют родителей своей успеваемостью. Более того, когда ребёнок внезапно приносит домой из школы двойку, мамы и папы теряются и не знают, как правильно нужно себя вести. Отругать, пожалеть или сделать вид, что ничего страшного не произошло?

Сегодня мы поговорим о проблеме школьной неуспеваемости, её причинах и путях преодоления, узнаем о том, как сами дети относятся к своим оценкам, и разберёмся, стоит ли ругать ребенка за плохую учёбу и нужно ли помогать с домашними заданиями.

Содержание:

Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей


Об этом важно помнить и родителям, и педагогам.


Проблема плохой успеваемости учеников была актуальна всегда.

Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в 2020 году около 22% учеников 7-9 классов были признаны потенциально неуспешными.

У ребят были выявлены серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.

Педагоги жалуются, что ученики приходят в школу психологически неподготовленными, с низкими познавательными способностями, а родители сетуют на то, что у детей нет интереса к учёбе, их постоянно приходится контролировать и заставлять делать домашние задания.

Действительно, проблема снижения успеваемости ребёнка – это и психологическая, и педагогическая, и семейная проблема. Когда сын или дочь начинает плохо учиться, значит, ему требуется помощь и поддержка со стороны взрослых.

О хороших и плохих оценках

Вы удивитесь, но педагоги, родители и дети по-разному относятся к одной и той же школьной оценке.

Оценки глазами родителей


Как воспринимают отметки в дневнике сына или дочери родители:

Приносит радость только в том случае, если её получил стабильный троечник. В противном случае родители либо относятся к ней равнодушно, либо испытывают разочарование, когда от ребЁнка ожидалась более высокая оценка.

Тоже воспринимается по-разному. Если её появление неожиданно, она вызывает у родителей недоумение и огорчение. А если такая оценка – обычное дело для ребёнка, все относятся к ней достаточно спокойно.

Глазами ребёнка

ребенок плохо учится в школе

Если школьник – круглый отличник, избалованный похвалой взрослых, он рано или начнёт считать себя умнее и лучше других детей. Появление четвёрок и троек в дневнике он воспримет как катастрофу и падение со своего пьедестала.

Глазами учителя


  • насколько хорошо ученик усвоил ту или иную тему;
  • как он умеет применять свои знания на практике;
  • насколько развиты его мыслительные навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и т.д.

Как мы видим, школьные оценки не всегда могут отражать реальную ситуацию с учёбой ребёнка, поэтому родителям нужно быть внимательным не только к отметкам в дневнике сына или дочери, но и к его психологическому и физическому самочувствию.

Причины снижения успеваемости школьников


Причин низкой успеваемости достаточно много. Их можно разделить на 4 группы.

Физические причины

Первая группа – это физические причины. К ним относятся:

  • общая ослабленность организма, хронические заболевания;
  • нарушения слуха и зрения;
  • нервно-психические расстройства.

Такие дети не всегда учатся в специализированных школах или классах, чаще их можно встретить в массовых школах. Конечно, им тяжело получать знания в общем потоке детей, отсюда – сниженная успеваемость, неусидчивость и проблемы с поведением.

Психологические причины

ребенок плохо учится

Вторая группа – психологические причины. Это:

Отсутствие интереса и мотива к обучению

Невнимательность и рассеянность, низкий уровень познавательных способностей

Повышенная тревожность

Тревожных детей в классе легко заметить. Им свойственно чрезмерное беспокойство, но чаще не из-за самого события, а из-за его ожидания. Тревожный ученик боится всего: плохой оценки за контрольную работу, неверного ответа у доски, насмешек одноклассников из-за промаха в игре в баскетбол и т.д.

Ребёнок настолько сосредоточен на том, какие неприятности могут с ним произойти, что не способен думать ни о чём другом.

Возрастные особенности


В подростковом возрасте у школьников повышается потребность в общении со сверстниками, а учёба отходит на второй план. Им важнее заслужить внимание понравившейся девочки или мальчика, чем получить пятёрку в дневник.

Личностные особенности ребёнка

Застенчивость, леворукость, тип темперамента и др.

Случаи из практики

Психолог рекомендовала маме обратить внимание педагогов на особенности девочки, а также чаще создавать для Киры ситуации успеха, в которых она могла бы проявить свои лучшие качества.

Педагогические причины


Третья групп причин – педагогические. К ним относятся:

Чрезмерная нагрузка

Часто родители после школы загружают детей всевозможными кружками и секциями. В результате у ребёнка после насыщенного учебного дня и посещения курсов английского языка и занятия в художественной школе совсем не остаётся сил на домашние задания. Как итог – падение успеваемости и ухудшение самочувствия.

Отсутствие у педагога индивидуального подхода к каждому ученику

Да, учителю-предметнику действительно сложно держать в голове, что Галя из 9Б боится отвечать у доски, но хорошо справляется с письменными заданиями, а у Коли из 8В недавно развелись родители, и ему сейчас совсем не до учёбы.

Но недостаточное внимание педагогов к потребностям учеников ведёт к появлению школьных трудностей и психологическому неблагополучию у тех детей, которым особенно необходима поддержка со стороны взрослых.

Социальные причины

почему ребенок плохо учится

И четвёртая группа причин школьной неуспеваемости – это социальные. Они включают в себя:

Конфликты с одноклассниками и учителями

Иногда причина неуспеваемости связана с напряжёнными отношениями с одноклассниками или педагогом. Ребёнок не может радовать родителей хорошей учёбой, если мысли о школе вызывают у него гнев, злость, обиду и страх.

Тем более, если школьник подвергается буллингу, он может совсем забросить учёбу и начать прогуливать уроки.

Недостаток родительского внимания

Кроме того, на учёбу ребёнка могут повлиять и внешние факторы: переход в новую школу или класс, новый педагог, развод родителей и др.

О чём ещё может говорить отставание в учёбе?


Случай из практики

Школьная неуспеваемость не всегда говорит о неуспешности ребёнка. Может быть и обратная ситуация. Ребёнок настолько подготовлен к школе, что занятия становятся ему неинтересны, и он перестаёт стремиться к хорошим оценкам.

Что делать в такой ситуации родителям:

Как помочь ребёнку, если он стал плохо учиться?

10 правил повышения успеваемости

Важно расспросить ребёнка об его отношении к школе, одноклассникам и учителям, школьным урокам. Узнать, какие предметы ему нравятся, а с какими он испытывает сложности. Начать помогать именно с них.

Не пытайтесь подкупить ребёнка материальными благами. Не нужно обещать новый смартфон за пятёрку по математике. Это не самая лучшая мотивация для повышения успеваемости.

Для успешной учёбы у школьника должны быть созданы все условия: отдельное рабочее место, полноценный сон, правильное питание и чёткий распорядок дня.

психологические причины неуспеваемости школьников

Вместо того, чтобы мучить сына или дочь пересказом параграфа из учебника, лучше посмотрите интересные видео на эту тему, сходите на выставку или в интерактивный музей.

Научите школьника планированию своего времени и своих задач. Большое дело можно разбить на маленькие и несложные задания. Это умение пригодиться ребёнку в течение всей его последующей жизни.

Возможно, причина школьных трудностей кроется где-то глубо, и ребёнку сейчас важно быть рядом с тем, кто может выслушать, понять и помочь. Покажите, что вам важны не оценки в дневнике, а сам ребёнок – такой любимый и родной.

причины неуспеваемости школьников

Известный психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и говорит о том, что, если мы вынуждаем ребёнка испытывать боль и страх, то в его душе точно не останется места ни для раскаяния, ни для сожаления, ни, тем более, для любви и интереса к учёбе.

На самом деле есть третий вариант – повышать мотивацию.

Рёбенок должен чётко знать, зачем ему нужно учиться, что это даст в будущем и как он сможет применить полученные в школе знания.

Не бывает так, что школьнику совсем ничего не интересно. Может быть, его привлекает робототехника или ведение собственного блога, а может, он увлекается походами и спортивным ориентированием.


Главное, поощряйте все увлечения ребёнка и помогайте ему понять, что для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, нужны именно знания и навыки, полученные в школе. За успехи – хвалите, а в случае неудач не давайте волю своим отрицательным эмоциям.

Если школьник никак не может усвоить материал, постарайтесь объяснить его более доступным и простым способом. Если он допустил ошибку в самостоятельной и контрольной работе, вместе разберитесь, в чём ошибка заключается и как избежать её повторения.

Ещё раз о домашних заданиях

психологические причины школьной неуспеваемости

Если ребёнок начинает плохо учиться, у многих родителей закономерно возникает вопрос – а стоит ли помогать сыну или дочери делать домашние задания?

Давайте разбёремся, как это правильно сделать.

Не обязательно устраивать доскональную проверку, достаточно просто увидеть, что ребёнок написал задание в тетради, и с помощью пары вопросов удостовериться, что он знает материал.

неуспеваемость в школе

Как мы с вами поняли, школьная неуспеваемость может быть вызвана множеством причин. И не всегда в этом виновата лень и нежелание ребёнка учиться.

Не зацикливайтесь на хороших оценках сына и дочери.

5 советов психолога, что делать, если ребенок приносит плохие оценки?

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.


Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Читайте также: