Развитие педагогической системы школы посредством освоения новой образовательной модели

Обновлено: 30.06.2024

Моделирование инновационного развития как метод научного исследования. Характеристика моделирования как условия инновационного развития. Развитие педагогической системы школы посредством рационализации труда учителя.

Развитие педагогической системы школы посредством освоения новой образовательной модели.

Проектировочный подход к развитию педагогической системы школы. Программно-целевой подход к развитию школы.

Субъекты инноваций в образовании. Коллективный субъект инноваций. Общество как субъект инноваций. Педагогический коллектив как субъект инновационной деятельности.

До экзамена будет проведено тестирование

Вопросы к экзамену

1. Цель и задачи государственной инновационной политики в образовании.

2. Инновационная педагогика и её основные характеристики.

3. Инновационная педагогическая среда.

5. Структуры инновационного процесса.

6. Типы нововведений в школе.

7. Оценка идей развития школы.

8. Источники идей развития школы.

9. Законы и закономерности протекания инновационного процесса в образовании.

10. Субъекты инновация в образовании. Коллективный субъект инноваций. Общество как субъект инноваций.

11. Педагог-инноватор – центральная фигура инновационного образования. Инновационная культура педагога и её духовно-нравственная составляющая.

12. Специфика инновационных средних общеобразовательных учебных заведений и их конкурентные преимущества.

13. Организационные формы инновационной деятельности учителей.

14. Психологические установки, барьеры, защиты и риски в инновационной деятельности учителя.

15. Технология внедрения инноваций в средней общеобразовательной школе.

16. Планирование инновационной деятельности в среднем общеобразовательном учебном заведении.

17. Управление педагогическим коллективом в инновационном общеобразовательном учреждении.

18. Методы управления инновационными проектами.

19. Педагогическое проектирование, его сущность, виды и назначение.

20. Логика организации проектной деятельности (этапы проектирования).

21. Уровни и принципы проектирования в образовании.

22. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования.

23. Требования к участникам педагогического проектирования.

24. Содержание инновационной деятельности учителя. Структура инновационной деятельности учителя и ее компоненты.

25. Рефлексия как компонент инновационной деятельности учителя и ее виды.

26. Способы ограничения, блокирования и стимулирования инновационной деятельности учителя.

27. Индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя.

28. Инновационные характеристики школы. Группировка школ в зависимости от преобладающего типа инноваций.

29. Режимы жизнедеятельности школы. Развитие школы как инновационной системы (философия, политика, миссия школы).

30. Роль авторских и экспериментальных школ в развитии инновационного движения учителей. Современные подходы к определению типов авторских школ. Общие черты авторских школ и специфика их инновационной деятельности.

31. Экспериментальные школы, их виды и содержание деятельности. Организация экспериментальных школ как один из приоритетов государственной инновационной политики России. Назначение и виды экспериментальных школ.

32. Специфика управления педагогическим коллективом в инновационных школах.

33. Проектное управление инновационной деятельностью школы. Уровни педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности.

34. Логика организации проектной деятельности (этапы проектирования). Виды педагогических проектов.

35. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности учителя.

36. Каковы стили поведения школ в изменяющейся среде и характеристики инновационных школ.

37. Законы и закономерности протекания инновационного процесса в образовании. Принципы реализации подходов в развитии инновационных процессов.

38. Функции и структура инновационной системы школы. Уровни и показатели её развития.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект "Модель инновационной образовательной системы "

1. Краткая справка-аннотация по проекту

Наименование
проекта

Модель инновационной образовательной системы общеобразовательного учреждения

Основная идея инновационного развития образовательного учреждения

Создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию, с другой стороны

Цель проекта

Способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий

Задачи проекта

Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.

Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов посредством внедрения модели инновационной образовательной среды.

Воспитывать высокоразвитого гражданина, способного к активной жизни, к труду, к творчеству на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.

Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Укреплять ресурсную базу школы.

Ожидаемые результаты проекта

высокий уровень учебного процесса;

повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся;

введение профильного обучения в 10,11-х классах;

рост возможностей социализации после окончания ОУ;

создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;

активное внедрение учителями в практику инновационных технологий; обработка технологий внедрения исследовательских программ;

доведение научно-методических материалов учителей до научно-методических разработок, готовых к публикации;

создание банка дидактических материалов в рамках инновационного подхода;

усиление у школьников мотивации учебной деятельности;

внедрение модели деятельности администрации и педагогического коллектива по мотивационному управлению образовательной системой

систематическая диагностика и мониторинг учебной успешности;

устойчивое существование системы работы с одаренными детьми, увеличение количества участников данной программы;

повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

наличие единой образовательной информационно-аналитической среды формирование положительного общественного мнения о деятельности школы;

улучшение материальной базы ОУ

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация школы, руководители служб, лабораторий, методических объединений, педагогический коллектив, учащиеся, родители

2. Описание проекта

Цель: способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий.

Основные задачи:

Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.

Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения модели инновационной образовательной среды.

Воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству.

Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.

Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Укреплять ресурсную базу школы.

Условия реализации проекта:

выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;

обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;

совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;

регулярное диагностирование всей работы школы, ее прогнозирование и корректировка;

организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Срок реализации

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Показатели эффективности проекта:

высокий уровень учебного процесса, повышение качества образования, развитие способностей каждого ученика;

сохранение и укрепление здоровья учащихся;

коллектив – главная сила развития школы: имеет высокую степень мотивации инновационной деятельности;

развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, пополнение молодыми специалистами, владеющими новой инновационной системой образовательного учреждения;

усовершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;

повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.

Продуктивность реализации проекта:

Показатели результативности

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

формулировка цели программы, определение задач и создание программы развития;

внедрение программ предпрофильного обучения;

наличие дидактического обеспечения к программам, ориентированным на внедрение инновационных технологий обучения и воспитания; создание единого календарно-тематического планирования, ориентированного на новый БУП;

организация научно-методического спецкурса;

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся;

введение профильного обучения в 10,11-х классах;

усиление у школьников мотивации учебной деятельности;

внедрение модели деятельности администрации и педагогического коллектива по мотивационному управлению образовательной системой;

систематическая диагностика и мониторинг учебной успешности;

развитие единой образовательной информационно-аналитической среды;

сохранение и укрепление здоровья;

рост возможностей социализации после окончания ОУ;

формирование положительного общественного мнения о деятельности школы;

повышение уровня воспитанности обучаемых;

активное внедрение учителями в практику инновационных технологий;

создание банка дидактических материалов в рамках инновационного подхода;

вовлечение учащихся в досуговую деятельность, ориентированную на повышение общей культуры и интеллектуальной активности;

систематизация работы с одаренными детьми;

обработка технологий внедрения исследовательских программ;

доведение научно-методических материалов учителей до научно-методических разработок, готовых к публикации

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

высокий уровень учебного процесса;

создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;

устойчивое существование системы работы с одаренными детьми, увеличение количества участников данной программы;

повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

улучшение материальной базы ОУ;

наличие единой образовательной информационно-аналитической среды МОУ КСОШ

3. Научно-методическое обеспечение проекта

В процессе реализации проекта-концепции в рамках деятельности школы предполагается развитие и осуществление нескольких исследовательских, инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами:

личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;

гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе.

Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости.

В число инновационных и опытно-экспериментальных направлений программы входят следующие:

Гуманизация и гуманитаризация образовательных программ, расширение общекультурной составляющей образования.

Переход в перспективе к универсально-профильному образованию повышенного уровня. Оказание педагогической помощи учащимся старшего концентра обучения с учетом образовательных услуг, проектирования жизненного самоопределения и выбора профессий на основе специализации по профилям.

Выделение универсальной составляющей в программах учебных предметов. Поиск в предметном содержании той части, которая является не подготовкой к изучению того или иного предмета как науки, а его общеобразовательной и общекультурной составляющей.

Продолжение работы, направленной на демократизацию процесса обучения через создание нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов образовательного процесса (ученик, родитель, учитель).

Продолжение работы в следующих направлениях:

Поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное (научное) исследование, расширение спектра работы. Совершенствование направления диагностической работы и развития творческой одаренности учеников.

Дальнейшее развитие интегративного характера образовательного процесса. Обогащение содержания образовательных дисциплин, использование современных технологий в работе учителя.

Совершенствование механизма осуществления перехода непрерывного образования на всех ступенях обучения.

Определение уровня обязательных достижений учащихся в различных предметных областях подготовки школьников.

Совершенствование программы педагогического мониторинга и формирование банка данных диагностического материала по каждой дисциплине, широкое внедрение компьютерных технологий. Создание информационно-аналитического центра с целью пролонгированной диагностики и прогнозирования развития личности учащегося, наблюдение за его мотивацией, личным опытом, развитием и здоровьем.

Дальнейшая работа, направленная на всестороннее изучение личности учащегося, условий его жизни, уровня интеллектуального развития, нравственной воспитанности, реальных учебных возможностей, познавательных интересов, способностей, коммуникабельности.

Представления о выпускнике определяют необходимость построения такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов.

Конкурентные преимущества школы:

значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;

квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

качественная подготовка учащихся, результативность;

преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;

интеграция основного и дополнительного образования.

Однако анализ результатов работы образовательного учреждения выявил следующие проблемы:

снижение учебной мотивации;

слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

недостаточность новых форм социализации для решения индивидуальных задач;

отсутствие возможности самоорганизации;

отсутствие единой образовательной информационно-аналитической среды.

В связи с этим, администрация школы и педагогический коллектив будущее школы определяют в реализации следующих аспектов:

Существенное повышение качества образовательной подготовки школьников.

Усиление мотивации учебной деятельность.

Введение профильного обучения в старших классах.

Повышение индивидуализации общеобразовательного процесса, рост возможностей образования по выбору.

Профессиональная готовность учителя взаимодействовать с личностью ученика, формирование взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.

Дифференциация и индивидуализация обучения путем организации нетрадиционных уроков, практикумов, творческих проектов, презентаций, развитие исследовательских способностей.

Организация методической работы школы, направленной на рост социально-предметной и психолого-педагогической компетентности.

Высокая информатизация образовательной среды и подготовленность участников образовательного процесса к работе в данных условиях.

В перспективе школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;

развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;

происходит обучение на уровне, достаточном для дальнейшего продления образования;

в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;

не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

Таким образом, процесс развития школы будет обеспечиваться приоритетными нововведениями, которым придается интенсивный характер и которые выведут образовательное учреждение на стратегический путь развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий преподавания и обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития образовательного учреждения определить реализацию следующих проектов:

Создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию, с другой стороны

Цель проекта

Способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий

Задачи проекта

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов посредством внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина, способного к активной жизни, к труду, к творчеству на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Ожидаемые результаты проекта

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация школы, руководители служб, лабораторий, методических объединений, педагогический коллектив, учащиеся, родители

2. Описание проекта

Цель: способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий.

Основные задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Условия реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Срок реализации

Цель этапа

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Показатели эффективности проекта:

  • высокий уровень учебного процесса, повышение качества образования, развитие способностей каждого ученика;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • коллектив – главная сила развития школы: имеет высокую степень мотивации инновационной деятельности;
  • развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, пополнение молодыми специалистами, владеющими новой инновационной системой образовательного учреждения;
  • усовершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.

Продуктивность реализации проекта:

Этапы

Цель этапа

Показатели результативности

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

  • формулировка цели программы, определение задач и создание программы развития;
  • внедрение программ предпрофильного обучения;
  • наличие дидактического обеспечения к программам, ориентированным на внедрение инновационных технологий обучения и воспитания; создание единого календарно-тематического планирования, ориентированного на новый БУП;
  • организация научно-методического спецкурса;
  • создание НОУ

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

  • высокий уровень учебного процесса;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
  • устойчивое существование системы работы с одаренными детьми, увеличение количества участников данной программы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • улучшение материальной базы ОУ;
  • наличие единой образовательной информационно-аналитической среды МОУ КСОШ

3. Научно-методическое обеспечение проекта

В процессе реализации проекта-концепции в рамках деятельности школы предполагается развитие и осуществление нескольких исследовательских, инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами:

  • личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
  • гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе.

Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости.

В число инновационных и опытно-экспериментальных направлений программы входят следующие:

Представления о выпускнике определяют необходимость построения такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов.

Конкурентные преимущества школы:

  • значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;
  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • качественная подготовка учащихся, результативность;
  • преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
  • интеграция основного и дополнительного образования.

Однако анализ результатов работы образовательного учреждения выявил следующие проблемы:

  • снижение учебной мотивации;
  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
  • недостаточность новых форм социализации для решения индивидуальных задач;
  • отсутствие возможности самоорганизации;
  • отсутствие единой образовательной информационно-аналитической среды.

В связи с этим, администрация школы и педагогический коллектив будущее школы определяют в реализации следующих аспектов:

  1. Существенное повышение качества образовательной подготовки школьников.
  2. Усиление мотивации учебной деятельность.
  3. Введение профильного обучения в старших классах.
  4. Повышение индивидуализации общеобразовательного процесса, рост возможностей образования по выбору.
  5. Профессиональная готовность учителя взаимодействовать с личностью ученика, формирование взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
  6. Дифференциация и индивидуализация обучения путем организации нетрадиционных уроков, практикумов, творческих проектов, презентаций, развитие исследовательских способностей.
  7. Организация методической работы школы, направленной на рост социально-предметной и психолого-педагогической компетентности.
  8. Высокая информатизация образовательной среды и подготовленность участников образовательного процесса к работе в данных условиях.

В перспективе школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

  • формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  • происходит обучение на уровне, достаточном для дальнейшего продления образования;
  • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

Таким образом, процесс развития школы будет обеспечиваться приоритетными нововведениями, которым придается интенсивный характер и которые выведут образовательное учреждение на стратегический путь развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий преподавания и обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития образовательного учреждения определить реализацию следующих проектов:

1 Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО Сочи-Магдебург)


1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности // Вопросы образования, 2008. – №1. – С. 65–86.

2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.

Мир стремительно ускоряется и усложняется. И даже более того – мир стремительно видоизменяется. Существующие технологии, равно как и методы решения задач встающих перед государством, бизнесом и образованием оказываются недостаточно эффективными, а иногда и просто уже не подходящими.

Мы осознали необходимость строительства новой образовательной организации (школы) для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики; отраженной в следующих ключевых документах:

• в других источниках:

• в докладах экспертов в области развития образования;

• в ключевых источниках в области стратегического и проектного менеджмента;

• в журнальных публикациях ведущих специалистов в области развития образования.

• разрушение антропологической рамки – идеала человека, определяющего смысл, цели образования:

• пошатнулось убеждение в возвышающей человека силе образования;

• образование перестало выполнять функцию социального лифта; для молодежи развитых стран более важны, как средства социального продвижения, включенность в сети корпоративных и родовых связей, в различные сообщества, а также личные достижения;

В результате действия перечисленных факторов:

• резко снизилась мотивация учащихся (студентов) к образованию, реализуемому в его традиционных институтах и форматах, с традиционным содержанием;

• формирование (развитие) взглядов на новую образовательную парадигму на базе постнеклассической методологии когнитивной деятельности активизируется достаточно медленно [1].

В этот переломный момент чрезвычайно важно не следовать инерции прошлого, но вводить совершенно новые принципы образования. Такие, которые были бы соразмерны масштабным изменениям социокультурного и техно-промышленного уклада, ожидаемым через двадцать и более лет.

Косметические изменения советского образования или механическое заимствование западных образцов, суть одно и то же, с точки зрения инерции прошлого. Необходимо создавать будущее на очередные 400–500 лет вперед, отталкиваясь от понимания базовых принципов системы Коменского и их несоответствия современным условиям.

Наиболее радикальными среди изменений в образовательных организациях с точки зрения экспертов [2], являются:

В основе новой модели развития образовательных организаций лежит синтез: инновационной методической работы, новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, профессионального развития учителей.

Особо мы выделяем функцию формирования людей нового техно-промышленного уклада [3].

Она связана с целым рядом других функций:

• с включением учащихся в процессы обновления знаний;

• с формированием у учащихся соответствующих способностей и компетентностей;

• с обеспечением самоопределения учащихся к перспективным типам занятости;

• с институциональной конвергенцией процессов развития образования, науки и промышленности.

• функция проектно-социального и коммуникативного общественного действия;

• функция формирования способности к диалогу;

• функция организации жизненного самоопределения;

• функция формирования российской идентичности;

• функция воспитания ответственности за собственное здоровье и освоение на протяжении всей жизни возрастных практик оздоровления;

• функция включения учащихся в экологические практики.

Переход к новой модели развития образовательных организаций (школ) – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления учителей об учебной работе в образовательной организации (школе).

Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без:

• формирования у каждого члена педагогических коллективов общего для всех нового видения образовательной организации (школы);

• тщательного планирования процесса изменений;

• систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь.

По сути дела, это радикальный практико-ориентированный инновационный проект, который включает в себя:

• интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательной организации (школы);

• их взаимоувязанное внедрение, освоение и использование;

• проверку доказательной результативности полученной модели.

Этот проект требует поддержки всех членов местного сообщества:

• а также активного вовлечения в него самих учащихся.

Идейная доминанта проекта: целью проекта выступает развитие личности.

Задача заключается в том, чтобы описать образовательную организацию (школу) нового поколения как школу, задающую другую философию, а, значит, принципиально новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к образовательной организации (школе) существующего типа.

Вместе с тем, образовательная организация (школа) нового поколения – это:

• образовательная организация (школа), которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих образовательных организаций (школ) и в инновационной деятельности наиболее талантливых учителей;

• образовательная организация (школа), которая реально формировалась на протяжении последних двадцати лет в деятельности самых разных учителей,

Задача заключается в том, чтобы:

• распознать и поддержать уже существующие ростки этой образовательной организации (школы) нового поколения;

• на этом основании создать организационные условия для того, чтобы образовательная организация (школа) нового поколения:

• стала более отчетливым фактом российской образовательной жизни;

• чтобы наметки и предположения этой образовательной организации (школы) реализовались в формате некоего организационно оформленного целого;

• стали основой создания некоторых системных прецедентов такого рода образовательной организации (школы);

• в конечном итоге, основой для возникновения принципиально нового школьного мироустройства и миропорядка.

По сути дела речь идет о смене образовательной парадигмы:

• о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров,

• и на этом основании о смене суммы тех видов деятельности, из которых сплетается ткань ее образовательной повседневности.

Тем самым ставится вопрос:

• о смене представлений о нормах образовательной эффективности;

• о выработке принципиально новых ориентиров и измерительных процедур, позволяющих вести речь об образовательной эффективности.

Но самое главное – это определение тех принципиальных образовательных приоритетов, тех образовательных акцентов, наличие и реализация которых позволяет говорить о том, что мы на самом деле имеем дело со школой нового поколения.

Таким образом, система образования подходит к порогу, за которым смена модели работы школы становится и возможной, и желательной.

Сегодняшним школьникам предстоит:

• работать по профессиям, которых пока нет;

• использовать технологии, которые еще не созданы;

• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в наступающем десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.

Читайте также: