Описать опыт педагогической деятельности своей школы или учителя

Обновлено: 04.07.2024

- определение программы, по которой будет организован опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования ,методического объединения по работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Методы изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

- рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
- доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
- отчёто педагогическом эксперименте (если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
- обобщение - описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
- письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта

педагогической деятельности.

Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.

При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач.

Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:

  • что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
  • для чего он это делает (с какой целью),
  • как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
  • какой результат после этой работы получается.

Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.

Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.

Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на цитаты, используют чужие мысли из готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.

В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.

При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте; раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.

5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):

  • обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
  • организовывать активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
  • применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
  • учить пониманию текста, работать с текстом,
  • создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
  • использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
  • создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.

Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.

7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  • Как можно доказать результативность моего опыта?
  • Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  • Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  • По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  • Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).

Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности

1. Педагоги выбирают для своего опыта:

2. При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.

3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,

Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.

Задачи:

  • Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
  • Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
  • Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.

4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.

6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.

7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.

9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.

10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.

11. Научные термины используются в работе без понимания их сути.

12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.

13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Литература

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2 2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение

2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение

4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________

(название учреждения образования)

Я, Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов ФСОШ №1. В 1999 г. окончила Курский педагогический университет по квалификации учитель начальных классов.

Стаж работы в должности – 20 лет. Имею высшую квалификационную категорию с 2008 г. Преподаю литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, технологию в начальных классах.

Мне по душе высказывание великого педагога К.Д. Ушинского: “Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”. Опыт моей восемнадцатилетней педагогической деятельности пусть и не очень большой, окончательно убедил меня в том, что учителю необходимо постоянно работать над собой,работать для профессионального роста, что позволяет идти в ногу с современными требованиями в области образования.

В межаттестационный период я приняла участие в различных формах методической работы. В последние два года повышаю свой профессиональный уровень через инновационные формы методической работы.В период с 2007 по 2012 год я работала над методической темой “Гуманно-личностный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста”. У моих учеников сформировалась устойчивая мотивация к учению, потребность в положительном поведении.

С 2010 года в системе российского образования произошли большие перемены: на смену стандарта первого поколения, ориентированного на содержание, пришли стандарты второго поколения, ориентированные на результат. Цели ФГОС второго поколения – научить детей учиться. Противоречия, вызванные, в первую очередь, несоответствием между программными требованиями, требованиями общества к уровню образования и реальным уровнем обучения побудили меня в 2012 году начать работу над методической темой “Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предметов в начальной школе через использование современных образовательных технологий, системо-деятельностного метода”. Цель: создать условия для формирования уст. познават. интереса к изучению предметов в нач.школе через исп-е современ. образ.технологий и сис-деят. метод. Для реализации целей методической работы передо мной поставлены следующие задачиФормирую у детей положительную мотивацию к учению через создание ситуации успеха, через инновационные методы работы.

Готовлю сценарии уроков и провожу их в соответствии с требованиями к урокам по ФГОС НОО с использованием системно-деятельностного метода. Адаптирую обучающихся к условиям своей педагогической деятельности. Ведущей педагогической идеей является максимальное помощь ученику в познании и самоутверждении посредством субъект-субъектных отношений.

Для реализации образовательных целей я использую современные инновационные технологии:

- технология деятельностного метода.

Я хочу познакомить вас с отдельными элементами системно-деятельностного подхода в рамках проведения уроков. Так, на уроках русского языка обучающиеся моего класса дают определение учебной деятельности, выступают в роли понимающего, а учитель – в роли автора.

Определяют свою цель: правильно понять автора, слушать и слышать, задавать вопросы. А я в свою очередь в роли автора точно передаю свою мысль, говорю понятно, отвечаю на вопросы понимающего. На уроках математики, в ходе выполнения пробного действия, обучающиеся сталкиваются с незнанием и сами находят способ, как это незнание решить,

ставят перед собой цель, составляют план действий, после чего следует повторное выполнение самостоятельной работы с наименьшим количеством ошибок.На уроках литературного чтения обучающиеся познакомились с новым качеством – любознательность. Его определением: с желанием, с любовью узнаю новое. В свою очередь значение понятия “новые знания” обучающиеся дают самостоятельно (это быть умнее, делать мир лучше).На уроках окружающего мира обучающиеся учатся высказывать свое мнение, давать совет, пожелание учителю в проведении учебного занятия.

Самостоятельная постановка цели, определение темы урока, работа в группах, а на этапе рефлексии определение уровня своих знаний и умений с помощью лесенки успеха – все это способствует формированию устойчивого познавательного интереса.

На уроках технологии – проектно-исследовательская деятельность как самостоятельная, так и в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Работа в рамках методической темы позволила мне достичь определенных положительных результатов:

- Одним из самых главных результатов своей работы я считаю сформированность у большинства обучающихся устойчивого интереса к обучению.

Мои 22 второклассника за 2 учебных года пропустили всего лишь 25 дней и ни одного дня по неуважительной причине. Здоровьесберегающие технологии я ставлю во главу угла. С каждым ребенком я работаю, как со своим собственным. Ставя себя в роль матери и учителя одновременно, я работаю над формированием интеллектуального психологического и физического развития. Наряду с уроками для повышения ученой мотивации провожу дополнительные занятия с обучающимися. Мне приятно отметить, что в нашем учебном заведении приветствуется и стимулируется дополнительная работа учителя.Наблюдается положительная динамика и повышенные результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах на различных уровня.В моем классе 22 обучающихся. Из них 10 девочек и 12 мальчиков. Все обучающиеся из социально благополучных семей.

Как классный руководитель использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Справедливое отношение к каждому ребенку, тесная связь с родителями помогают мне в формировании личности ребенка, его социализации. Распространяю опыт своей педагогической деятельности через участие в работе школьного, муниципального методических объединений, районных секций учителей начальных классов, во всероссийских конференций.

Имею персональный сайт в Социальной сети работников образования с 2013 года, публикации в областных сборниках (Педагогический поиск), Всероссийском журнале “Начальная школа”, дистанционных порталах работников образования.

В рамках работы методического объединения осуществлялось преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

На протяжении двух лет – руководитель ШМО УНК, организую работу учителей и межсетевое взаимодействие учителей начальных классов района.

В связи с введением ФГОС возникла потребность в дальнейшем формировании устойчивого познавательного интереса к предметам, преподаваемым в начальной школе инновационными педагогическими средствами.

Ожидаемые результаты в дальнейшей работе над методической темой:

- Создание такой ситуации, при которой ребенок чувствует себя личностью, находящейся в центре внимания учителя, одноклассников.

- В системе отслеживать динамику познавательной активности.

- Постоянно анализировать уровень интереса к предметам, способность к творчеству.

Модель выпускника начальной школы определена в программе развития школы на 2013-2016 годы.

Работу учителя совмещаю с общественной работой:

- Летний оздоровитетельный лагерь

Опыт моей работы отмечен на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (грамоты мои)

Опираюсь на опыт учителей, работающих по ФГОС второго поколения.

1. ПРОГРАММА надпредметного курса “МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1?4 классов общеобразовательной начальной школы

Научный руководитель - Л.Г. Петерсон д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000. ” АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Константинова Наталья Борисовна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1Краснодарского края г. Армавира

3. Программа “Психолого-педагогическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия в ОУ Фатежского района Курской области на период 2010-2015гг.” - Грибова Н.И. (село Верхний Любаж Фатежского района Курской области);

4. Р.В. Чаплыгина, Т.С. Чаплыгина- учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ “Фатежская СОШ №2" Фатежского района Курской области

ФГОСы, как ни странно, открыли во мне талант, конечно же не поэта, но человека, склонного к образному восприятию действительности. В 2012 году я написала и опубликовала во Всероссийском журнале “Начальная школа” стихи о новых стандартах. Они заканчиваются следующими словами:


В своей профессиональной деятельности использую технологии и методики, ориентированные на деятельность как основу реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. В течение отчетного периода успешно применяла в своей работе проектную, игровую, модульную и технологию развивающего обучения. Воспитательную работу строю на основных положениях этих технологий: дифференцированный подход к обучающимся, использование их индивидуальных возможностей, творческих способностей, личностного практического опыта с целью овладения обучающимися общих компетенций и универсальных учебных действий.

Содержимое разработки

Описание собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения, воспитания и развития

Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение воспитательного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры педагога. Внедрение новых технологий в процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся педагог, а теперь-обучающийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

В своей профессиональной деятельности использую технологии и методики, ориентированные на деятельность как основу реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. В течение отчетного периода успешно применяла в своей работе проектную, игровую, модульную и технологию развивающего обучения.

Воспитательную работу строю на основных положениях этих технологий: дифференцированный подход к обучающимся, использование их индивидуальных возможностей, творческих способностей, личностного практического опыта с целью овладения обучающимися общих компетенций и универсальных учебных действий.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Практикую творческие проекты, связанные с изучением российской и мировой культуры. В качестве итога диагностики применения данной технологии.

Игровая технология особенно необходима в воспитательной деятельности, так как помогает обучающимся организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Так изучение произведений культуры не возможен без ролевых игр, которые разработаны и проводятся по соответствующим направлениям воспитательной работы. Обучающиеся системы СПО это юноши и девушки подросткового возраста, у которых бурно развита фантазия, воображение, но при этом присутствует потребность в создании собственного мира, стремлении к взрослости, желание действовать самостоятельно. Поэтому игра ради игры им уже не интересна, им важно осознавать значимость игры и свою роль в этой игре. На этапе проведения игры в рамках занятия или внеурочной деятельности особое внимание отводится регламенту, который должен быть просчитан преподавателем на этапе подготовке. А соблюдение регламента достигается включением воспитателя как модератора или как непосредственного участника в процесс игры. Это может быть и в роли помощника обучающимся со слабым уровнем освоения знаний и умений, это направление путем предложения альтернатив, идей для решения поставленной игровой задачи; ссылка на раздаточный материал.

Во время игры обучающиеся могут выполнять отдельные роли или работать в группе. При групповой работе над заданием в практике используется мозговой штурм. Групповая работа обязательно предусматривает, в последствие, межгрупповую дискуссию: выступление групп, представление результатов, работа экспертов.

Обучение, ориентированное на действие, самая эффективная технология в моей работе. На уроках применяю метод кейсов, который позволяет на практике воплощать творческие идеи обучающихся.

Технология развивающего обучения— это принципиально иное построение учебной' деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие обучающихся. Данная технология представлена в практике нашей работы в виде обучающих кластеров. Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи изучаемой темы. Представление информации обучающимся в виде кластера способствует их творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания и практического применения.

Личностно-ориентированная технология – самая важная в воспитательной работе.

Ориентация на индивидуальность обучающегося её главный показатель.

Создание ситуации успеха.

Создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности.

Опора на переживания, чувства, эмоционально-волевую сферу обучающихся.

Использование дифференцированного и индивидуального подходов.

Воспитание у обучающихся стремления находить собственный подход к решению поставленных задач.

Используются следующие виды диагностики результативности применения ЛОО:

1. Диагностика изучения творческих способностей обучающихся.

2. Диагностика эффективности применения методов педагогики

3. Диагностика изучения индивидуальных особенностей мышления

4. Организация рефлексии обучающихся во внеурочной деятельности.


-75%

Эссе "Моя педагогическая деятельность" - анализ педагогической работы в школе. У каждого человека есть свой наставник в жизни, свой идеал. И со временем сам же становится в роли наставника, учителя, мастера. Этот путь во временном, деятельностном, аналитическом. во всех аспектах сложен и труден. Кому-то удается пройти с успехом, а кому-то . увы. Это умение работать над ошибками, над самим собой.

Содержимое публикации

научить наших детей

Эрнст Легуве

французский прозаик и драматург

Начиная писать эссе, невольно вспоминается волнующий момент моей жизни…1996 год, когда в руках диплом об окончании Бурятского Государственного Университета многообещающе зовет и жгёт новыми идеями в предвкушении открытий таинственного мира.

И отработав только месяц в школе-интернат, я с позором для себя бежала со слезами на горячих щеках после первой неудачи. Быстро закинув вещи в чемодан, поймав первую попутку, бежала. Ехала и плакала… Перешагнув порог дома, я упала в объятия сестры. Она не могла понять причину всех моих действий. В течение часа я не могла вымолвить ни слова, рыдала. Любовь Аркадьевна – сестра, мама, наставник, коллега. И только сейчас я осознаю, как тонко и умело она смогла успокоить душу мою и нацелить на всю жизнь для общения с детьми…И за это ей очень благодарна, ведь именно я – связующее звено, впервые перешагнувшего порог школы ребенка и семьи, где безопасно и надежно для малыша. И это очень стимулирует и подстегивает меня для новых побед в моей педагогической деятельности.

Вот уже 23-ий год я переступаю порог школы для того, чтобы увидеть светящиеся от любопытства глаза своих детей. Я – учитель начальных классов. И не просто учитель, а верный друг, мама, то есть та, которая умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя и быть успешным. В своих учениках стараюсь вложить трудные и непонятные для ребят понятия - честность, порядочность, целеустремленность, чтобы помочь каждому из них обрести веру в свои силы. Тем самым, как мне кажется, я вношу свою лепту в будущее нашей страны.

Основа моей работы заключается в том, что каждый ребенок – личность с разными способностями и возможностями. И эти способности ребенка нужно помочь найти в лабиринте души и раскрыть для дальнейшего развития. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя.

Каждая профессия имеет свои особенности. Но все мастера имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, вера в учеников, желание работать очень много и ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок. Именно мастером своего дела я вижу современного учителя.

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети, а если процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери такого воспитания невосполнимы.

Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя. Чтобы жить своей профессией нужно стать мастером своего дела. И я стремлюсь к этому!

А что значит для меня быть мастером своего дела, мастером педагогического труда?

– Это значит иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Для меня – это индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нем инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят во мне не только учителя не только наставника, но и друга, при этом не теряя уважения как к старшему и как к педагогу.

– Это постоянно искать пути наиболее удачного разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью.

– Быть мастером педагогического труда – это значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом с легкостью, быть в нем нужным и любимым для детей близким человеком, вселяющих в них радость, уверенность и оптимизм.

Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, я забочусь обо всём и делаю это с улыбкой на лице. А где же черпаю вдохновение? В самой себе, в детских глазах, смотрящих на меня, и выражающих целую гамму чувств.

Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования.

Современный учитель – учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учу детей и одновременно учусь сама, чтобы новое поколение чувствовало во мне человека, живущего их временем, их интересами.

Любимой работе, ученикам я посвящаю, конечно, большую часть своей жизни, но не забываю, что я мама, жена, сестра. С семьей мы любим активный отдых. Летом – отдых на природе, купание, походы, покорение горных вершин Саяны. И своим ученикам, личным примером прививаю навыки здорового образа жизни.

И я учусь учить.

Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.

Эта та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой взгляд, важное правило современного учителя. Я учитель, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений.

Я понимаю, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети. Чем больше я работаю, тем чаще приходит осознание того, что, все-таки, моя профессия – лучшая в мире!

Обучая и воспитывая детей, я всегда помню, что любовь воспитывается любовью, доброта – добротой. И я действительно, счастлива тем, что я – Учитель!

Читайте также: