Анализ олимпиады по литературному чтению в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В областном туре олимпиады 2010 г. по литературному чтению приняло участие 24 ученика:

Начальная школа 21 века

Семёнова Людмила Михайловна

Замятина Татьяна Андреевна

Перспективная начальная школа

Новикова Екатерина Михайловна

Начальная школа 21 века

Вторушина Надежда Андреевна

Перспективная начальная школа

Печёркина Ираида Викторовна

Начальная школа 21 века

Усольцева Галина Ивановна

Житникова Светлана Владимировна

МОУ СОШ №8 г. Ишима

Система Л.В. Занкова

Сандыкова Нина Викторовна

Артемьева Ольга Евгеньевна

Дёмина Лариса Александровна

Тюменский район МОУ

Коновалова Алёна Михайловна

Ярцева Светлана Николаевна

Перспективная начальная школа

Тюрина Татьяна Ионовна

Начальная школа 21 века

Ершова Людмила Михайловна

МОУ СОШ №1 г. Ялуторовска

Захарова Людмила Васильевна

Начальная школа 21 века

Копотилова Галина Петровна

Система Л.В. Занкова

Земцова Вероника Валентиновна

Бородина Елена Романовна

Начальная школа 21 века

Начальная школа 21 века

Полищук Любовь Кузьминична

Начальная школа 21 века

Кривогузова Валентина Алексеевна

В областном туре олимпиады по литературному чтению учащимся было предложено 8 заданий. Содержание заданий и оценка результатов представлена нами в таблице 1.

Задание №1. Отметь Х правильный ответ

В – любитель чтения

С – продавец книг

А – собиратель личной библиотеки

В – торговец старыми книгами

С – собиратель макулатуры

Антикварная книга – это…

В – авторская книга

С – древняя книга

А – любовь к книгам

В – ненависть к книгам

С – безразличие к книгам

В – любитель чтения

В – торговец старыми книгами

Антикварная книга – это …

С – древняя книга

А - любовь к книгам

Максимальное количество баллов за задание:

Задание №2. Укажи, из какого типа книг могли быть взяты эти тексты: художественное произведение, учебник, словарь. Тип книги запиши во второй столбик таблицы

1. Глобус, - а, м. Наглядное пособие - вращающаяся модель земного шара или другого сферического небесного тела. Глобус Луны, Небесный глобус (модель небесной сферы)

2. Все спали, и только соловей пел.

- Для кого ты стараешься? - спросила у соловья бабочка. - Ведь тебя никто не слышит.

- А ты? Я пою для тебя! - улыбнулся соловей.

С тех пор и появились ночные бабочки.

3. Лист бумаги и карандаш, стол и стулья были когда-то деревьями в лесу, а любые железные предметы пришли к нам из подземной кладовой - месторождения железной руды.

Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдает нам свои природные богатства.

Максимальное количество баллов за задание:

Задание №3. Твоему вниманию предлагается пять произведений Феликса Кривина. Отметь жанр произведения: басня, сказка, зарисовка. Запиши ответ в таблицу

- Почему вы не носите очки? - спросили у Муравья.
- Как вам сказать. - замялся он. - Мне нужно видеть солнце и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих друзей. Мелочи меня не интересуют.

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.
- Не все сразу, не все сразу, - недовольно скрипел Пень. – Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ - шагу без меня ступить не могут!

- Опять этот ветер! - сердито надувается Парус. - Ну разве можно работать в таких условиях?
Но пропадает ветер - и Парус повисает, расслабляется. Ему уже и вовсе не хочется работать.
А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:
- Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный. Добро бы еще хоть ветра не было.

Былинка полюбила Солнце.
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная.

Было тихо.
Было темно.
В темноте - сквозь окно - светились желтые зрачки звезд.
В тишине - за окном - притаились какие-то шорохи.
Мышка сказала:
- Когда я вырасту большой, я обязательно стану кошкой.

Максимальное количество баллов за задание:

Задание №4. Допишите стихотворение, заполнив пропуски:

…Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – __________________________________,

Есть слово с окошком – _______________________________.

Есть слово колючее – _________________________________,

Есть слово промокшее – _______________________________.

Есть слово упрямое – _________________________________,

Есть слово колючее – _________________________________.

Есть книжное слово – _________________________________,

Есть слово лесное – __________________________________.

Есть слово пушистое – ________________________________,

Есть слово веселое – __________ _______________________.

Максимальное количество баллов за задание:

Задание №5. Познакомьтесь со следующим текстом

- Раскрой (письменно) смысл заданной мальчиком темы для рисунка

Мальчик хотел показать свою страсть и интерес к книге. Девиз корабля говорит о том, что сколько бы книг у мальчика ни было, ему все – равно будет мало

Максимальное количество баллов за задание:

Мужик увидал – по реке плывет бревно. Он стал с берега топором доставать его. Топор зацепился за бревно и вырвался из руки. Погнался за топорищем, упустил топор. (Л.Н. Толстой)

Максимальное количество баллов за задание:

Задание №7. Укажи авторов данных произведений

Максимальное количество баллов за задание:

Задание №8. Ниже приведен текст стихотворения П. Синявского. Внимательно прочитай его. Ответь на вопросы. Записывай свои ответы во вторую колонку таблицы

Встретил жук в одном лесу

- Ах, какая модница!

Ну на сто з это похозе!

Вы не представляете,

Как вы сепелявите.-

И красавица оса

Улетела в небеса.

Жук с досады кренделями

По поляне носится:

Это ж надо было так

Как бы вновь не окажаться

В положении таком?

Нужно шрочно жаниматься

Перечисли главных героев этого текста

На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.

Озаглавь выделенные тобой части.

Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Жука.

Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Осы.

Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.

Какой литературный прием использует автор, чтобы донести главную мысль до читателя.

3. В тесте 2 части.

1)Встреча с осой.

2) Неожиданное решение.

5. Добродушный, тугодум.

6. Высокомерная, невоспитанная, грубиянка.

7. Нужно учиться говорить чисто и правильно, чтобы тебя понимали.

Максимальное количество баллов за задание:

Общее возможное количество баллов

В таблице 2 представлены результаты выполнения всех заданий олимпиады каждым участником и его рейтинг (место).

Рейтинг результатов выполнения заданий олимпиады по литературному чтению

Ф.И. участника тура

№ задания / оценка в баллах

Процент (%) выполнения задания

Средний балл качества выполнения олимпиадных заданий – 44,8%. Следовательно, если участник выполнил работу с качеством более 44,8 % - это хорошо, менее 44,8 % - результат ниже среднего.

Выше среднего по качеству выполнили работу следующие участники олимпиады:

- Григоренко Анжелика, ученица МОУ СОШ №18 г.Ишима, (учитель – Сандыкова Вера Викторовна);

Победителями Олимпиады - 2010 по литературному чтению стали:

Дадим краткую характеристику заданий и качеству их выполнения .

Из восьми олимпиадных заданий четыре (№1, №2, №3, №7) были направлены на выявление литературных знаний, другие четыре (№4, №5, №6,№8) выявляли качество сформированных умений. Рассмотрим группу заданий, направленных на выявление литературных знаний.

Задание 2 предлагало учащимся определить тип книги, из которой взят текст, на выбор: художественное произведение, словарь, учебник. С этим заданием справилось большинство участников олимпиады или 79 %.

Задание 3 выявляло у учащихся знание жанровых особенностей текстов на примере произведений Ф.Кривина. Прочитав текст произведения, ученики должны были в таблице отметить один из предложенных жанров: басня, сказка, зарисовка.

Учащиеся в курсе школьного литературного чтения часто работают с жанрами сказки и басни, поэтому не должно было возникнуть затруднений в их узнавании. Оставшиеся тексты ученики могли определить как зарисовки. Однако только один участник (Пиотровская

Задание 7 построено по типу викторины и предлагало учащимся назвать фамилии авторов известных им сказочных произведений. Парадоксально, но с заданием полностью ни один участник не справился. Из семи возможных баллов пять набрали два участника: Богомолова Анастасия, Велижанина Кристина.

Проанализируем группу заданий, в которых участникам предлагалось показать свои литературные умения.

У Гороховой Натальи:

…Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон ,

Есть слово с окошком – балкон .

Есть слово колючее – еж ,

Есть слово промокшее – вода.

Есть слово упрямое – упрямый ,

Есть слово колючее – елка .

Есть книжное слово – словарь ,

Есть слово лесное – деревья .

Есть слово пушистое – кот ,

Есть слово веселое – клоун .

У Казариновой Юлии:

…Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон ,

Есть слово с окошком – дом .

Есть слово колючее – еж ,

Есть слово промокшее – дождь .

Есть слово упрямое – нет ,

Есть слово колючее – ель .

Есть книжное слово – букварь ,

Есть слово лесное – слесарь .

Есть слово пушистое – мех ,

Есть слово веселое – смех .

Причин невыполнения задания, как минимум, может быть две. Первая – дети не знают особенностей стихотворного текста, что маловероятно: при наличии такого большого количества произведений стихотворного жанра в любом вариативном учебнике для начальной школы особенности стихотворного текста можно усвоить даже на интуитивном уровне. Вторая причина - неумение учащихся внимательно вычитывать задание к упражнению, понимать и принимать задачу. Другими словами – низкий уровень сформированности организационных общеучебных умений.

Полностью справились с заданием 12 участников, или 50%. Девять человек не смогли выполнить задание, но есть три работы, которые наглядно указывают на затруднения учащихся: в них есть попытка выполнения. Вот эта попытка и была оценена жюри в 1-2 балла в зависимости от степени выполнения.

Из приведенных примеров видно, что дети понимают суть экслибриса, но не могут правильно, полными связными предложениями высказать свою мысль.

Задание 6 предлагало учащимся составить рассказ по пословице. Это творческое задание. Оценивая работу участника, жюри обращало внимание на художественность текста ученика, оригинальность, целостность. Максимальная оценка задания – 6 баллов. Полностью справились с работой только 7 участников.

Приведем примеры. Богомолова Анастасия (6 баллов): «Однажды маленький тигренок встретил черепаху и стал над ней смеяться:

- Ха-ха-ха! Ты такая толстая и неуклюжая. Да еще и кастрюля какая-то на спине! Хи-хи! То ли дело я! Моя шкурка мягонькая и пушистая. И сам я ловкий и быстрый. Хи-хи-хи!

Черепаха посмотрела на него и ничего не сказала.

Тут они услышали звуки гонга и на них посыпались стрелы. Тигренок, петляя, побежал от них, а черепаха лишь втянула голову в панцирь. Когда охота закончилась, тигренок подошел к черепахе.

Третьякова Виктория (6 баллов): «Заказал один мужик семь пар сапог у портного, а сам дал кожи-то всего 40 см по всему диаметру.

- Ну,- говорит портной, - приходи через неделю.

Мужик пришел через неделю к портному:

А портной ему говорит:

- Да готово! Иди, забирай!

Он заходит, а сапоги-то налезут только на лапу собаки! Портной ему говорит:

Приведем в пример еще одну работу. В ней балл снижен за несоответствие ситуации, описанной в рассказе, предложенной пословице. Хотя, с другой стороны, рассказ девочки и оригинален (еще как!), и целостен, и не лишен художественности. За данным ребенком следует наблюдать, возможно, у нее есть талант писателя: настолько необычно, своеобразно, она смотрит на ситуацию. Лексика текста напоминает произведения К.Ушинского, Л.Толстого: молодой парень, не пригож, хворост, дикие собаки, загнали, маленькую девочку, взялся за дубинку, как ни кусали собаки парня. Рассказ эмоционален, разнообразен по структуре предложений.

Задание 8 предполагало выявление целого комплекса умений работы с текстом. В соответствии с ним и произведем оценку результатов выполнения задания.

Полностью показали умение (чел.)

Перечисли главных героев этого текста

Умение определять в тексте героев

Умение видеть в тексте средства (звукопись), с помощью которых автор характеризует своих героев.

Умение работать с названием стиха, видеть заключенный в нем смысл.

На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.

Умение выделять значимые части текста по смыслу.

Озаглавь выделенные тобой части.

Умение озаглавливать части текста

Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Жука.

Умение характеризовать (словесно описывать) героев произведения

Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Осы.

Умение характеризовать (словесно описывать) героев произведения

дают по одному слову. Анализ

Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.

Умение определять главную мысль (идею, замысел) произведения

Какой литературный прием использует автор, чтобы донести главную мысль до читателя.

Выделять, находить, видеть литературные приемы, которые автор использует в тексте для донесения до читателей своего замысла

Полностью с заданием №8 не справился никто. Больше всех баллов за это задание набрали Шаяхметова Лилия (11 б.) и Ережепов Мейрам (10 б.). Это беспокоит, потому что предложенные задания - привычные для учащихся начальной школы, а умения, представленные в таблице – это требования стандарта начального образования к литературному чтению.

Как показывает таблица, дети хорошо освоили умение находить в тексте героев и более или менее - умение работать с названием стиха, видеть заключенный в нем смысл. Остальные умения стандарта начального образования детьми не освоены, а ведь это олимпиада лучших учащихся территорий юга Тюменской области. Дети затрудняются самостоятельно разделить текст на части и озаглавить их; сформулировать главную мысль произведения; не определяют литературных приемов изображения, т.е. не видят особенностей лексики; не могут подобрать два-три определения (прилагательных) для характеристики героев, чаще дают только одно слово. Это говорит о бедном словарном запасе учеников.

Выводы и рекомендации для учителей:

Овладевать педагогическими приемами формирования у учащихся умения внимательно читать задание к упражнению, выявлять понимание читаемого, способность принимать задачу и рефлексировать по результатам выполнения, посредством возвращения к заданию и сравнения цели выполнения с результатом.

Чаще давать детям возможность письменно доказывать свою точку зрения, мысль, идею (задание №5). Затем анализировать это высказывание с позиций стилистики, лексики, орфографии. Собственное высказывание должно стать средством обучения, самообучения, рефлексии.

Ученики не справляются с заданием на составление собственных высказываний (7 человек из 24). Необходимо чаще предлагать детям задания типа №6. Результаты практических работ тщательно анализировать на соответствие жанру, требованиям текста, особенностям лексики, наличия эмоциональности, оригинальности. Работу по становлению умения сочинять строить с каждым ребенком индивидуально, работая над его личностными затруднениями в этом виде творческой деятельности.

Обратиться к требованиям стандарта начального литературного образования. Многократно упражнять детей в выполнении заданий прямо направленных на формирование представленных в стандарте умений.

Проанализировать аппараты учебников по литературному чтению выбранной учителем программы на предмет наличия системы заданий, направленной на формирование требований стандарта. При отсутствии таковой, создавать свою систему работы с текстом с целью достижения результата и приведения литературных умений учащихся в соответствие с требованиями государственного стандарта.

Настоятельно рекомендуем заниматься олимпиадным движением: проводить олимпиады на уровне класса, школы, муниципалитета, района. На областную олимпиаду должны приезжать лучшие в олимпиадном движении, а не случайно выбранные лучшие ученики в классе. Помните, областная олимпиада – это зеркало нашей педагогической работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по литературному чтению проводилась с целью выявления одаренных учащихся среди второклассников.

Из девяти олимпиадных заданий семь (№1, №3, №4, №5, №6, №8, №9) были направлены на выявление литературных знаний, два (№2, №7) выявляли качество сформированных литературных умений.

Рассмотрим группу заданий, направленных на выявление литературных знаний.

В олимпиадном задании:

- №1 необходимо было соотнести фамилии авторов и их произведения. С таким заданием полностью справились из 30 человек только 4, что составляет 13,3%;

- №3 необходимо было определить из предложенных вариантов имя и отчество отца Александра Сергеевича Пушкина. С таким заданием полностью справились из 30 человек только 10, что составляет 33,3%;

- №4 необходимо было определить из предложенных вариантов фамилию того, кто не является писателем. С таким заданием практически справились все. Из 30 человек -26, что составляет 86,6%;

- №5 необходимо было определить: какие произведения не принадлежат Н.Н. Носову и Г.Х.Андерсену. С таким заданием полностью справились из 30 человек только 13, что составляет 43,3%;

- №6 предлагалось отгадать литературного персонажа, разгадав загадку. С таким заданием полностью справился из 30 человек только 1, что составляет 3,3%;

- №8 необходимо было соединить начало и конец пословицы. С таким заданием полностью справились из 30 человек только 11, что составляет 36,6%;

- №9 необходимо было определить названия русских народных сказок, добавив гласные в буквосочетания. С таким заданием полностью справились из 30 человек только 11, что составляет 36,6%.

Рассмотрим группу заданий, направленных на выявление сформированности литературных умений.

В олимпиадном задании:

- №2 выявлялось умение определять название произведений, поменяв каждое слово в названии на противоположное ему по значению. С таким заданием полностью справились из 30 человек только 1, что составляет 3,3%;

- №7 выявлялось умение определять литературный жанр произведения. С таким заданием полностью справились из 30 человек 20, что составляет 66,6%.

Нарушения по процедуре проведения олимпиады не выявлены.

Для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады по литературному чтению можно сформулировать следующие рекомендации:

1.Стимулировать учащихся к обращению к художественной литературе.

2.Предлагать учащимся выполнение творческих заданий после прочтения произведения.

3.Усилить работу по определению жанра литературного произведени

4. Систематизировать на уроках литературного чтения работу со словарями: фразеологизмов, синонимов, антонимов, омонимов.

5. Проводить систематическую работу по подготовке к олимпиадам на уроке через задания олимпиадного уровня.

Краткие выводы по полученным результатам проведенной олимпиады

I этап (школьный). Основанием для анализа служит выявление положительных и отрицательных сторон при проведении школьного тура предметных олимпиад. Выявление ошибок и недочетов. Наметить пути их решения и исправления. Сделать выводы.

С 19 ноября по 21 ноября 2016 года в МБОУ СОШ № 17 проходил I тур Всероссийской предметной олимпиады обучающихся в целях выявления высокомотивированных в учебной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений, склонных к научной, исследовательской деятельности, имеющих творческие способности, создания условий для поддержки и продвижения одарённых школьников, пропаганды научных знаний среди обучающихся. Олимпиады проводились по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

Олимпиады проводились в письменном виде, большинство текстов олимпиад соответствуют требованиям ФГОС НОО и дают возможность выбора альтернативных и вариативных решений. Некоторые задания носят интегрированный характер и сбалансированность (теоретический, практический, творческий блоки).

Многие участники олимпиад показали глубокие знания по предметам, т.к. выбор участия в той или иной олимпиаде для детей был свободный (каждый писал ту олимпиаду, какую хотел).

В предметных олимпиадах приняли участие 688 человек, что составляет 188 % от общего числа учащихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

______________________________

___________________________________

_____________________________

4. Анаграмма “Литературные герои”. Отгадай литературного героя, укажи фамилию писателя, рассказавшего об этом герое:

Рак + слон = _______________________________________________

Лось + ас = ________________________________________________

Лига + ум = ________________________________________________

Куш + лоза =_______________________________________________

5. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

3) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

4) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

-Под лежащий камень вода не течёт.

6. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает. ________________________________

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

7. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетаниями.

Читайте также: