Объясните почему император николай 1 уничтожил автономию университетов кратко

Обновлено: 05.07.2024

- в 1827 г. был издан рескрипт царя министру просвещения А.С. Шишкову о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян, что закрыло для этой социальной группы доступ к полноценному образованию;

- в 1828 г. был издан "Устав гимназий и училищ уездных и приходских", вводивший принцип строгой сословности и ликвидировавший преемственность между училищами и гимназиями, что закрывало доступ к полноценному образованию для детей крестьян, купцов и мещан;

- в 1833 г. было издано постановление "О мерах против умножения частных пансионов и учебных заведений", значительно ограничившее возможность создания частных учебных заведений;

- университетский устав 1835 г. существенно ограничил автономию университетов, что негативно сказалось на университетской жизни и процессе преподавания;

Аргументы в опровержение:

- при университетах были введены подготовительные курсы богословия, математики, истории, словесности, древних и новых языков, естественных наук, призванные восполнить недостатки среднего образования для поступающих в университеты, что способствовало более эффективному обучению в университетах;

- при Николае I в университетах стало восстанавливаться упразднённое в 1821 г. преподавание философии;

- при Николае I было поднято значение университетского образования, учёных степеней и званий, что давало студентам дополнительный стимул для успешной учёбы;

- при Николае I был открыт ряд специальных учебных заведений: Технологический институт, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров и др.;

- при Николае I расширялось военное образование: была учреждена Военно-морская академия в Петербурге, открыты новые кадетские корпуса.

Источник: И. А. Артасов, О. Н. Мельникова: ЕГЭ 2021. История. 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ

Почему культуру первой половины XIX в. называют золотым веком русской культуры?

Что способствовало развитию российского образования и науки в первой половине XIX в.?

• Н. И. Лобачевский

• И. Ф. Крузенштерн

• Ф. Ф. Беллинсгаузен

1. Изменения в системе российского образования. Культура, как особое историческое явление, по-своему отражает те изменения, которые происходят в жизни и сознании общества в определённую эпоху, в то же время она хранит лучшие национальные традиции. Именно в культуре с наибольшей полнотой выражается национальный характер народа. Деятели русской культуры выступали против сословного неравенства (особенно против крепостного права), чиновничьего произвола, бесправия общества. Большое влияние на развитие самосознания русских людей оказала Отечественная война 1812 г. Эта тема нашла отражение в произведениях писателей и поэтов, художников и композиторов.


Литературное чтение. Художник К. Е. Маковский

В России происходил процесс демократизации культуры. Он выражался в том, что в первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться благами образования. Сначала это было среднее и мелкое дворянство, затем — разночинцы и отдельные представители низших сословий. Возрос интерес к литературе, искусству, театру, периодическим изданиям, наукам. Чтение журналов и книг, рассматривавшееся ранее как дань моде, становилось потребностью образованной части российского общества.


Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Художник Г. Р. Барановский

Александр I надеялся правильным воспитанием формировать нужное для власти общественное мнение. В стране сложилась стройная система высшего и среднего образования: средние школы, лицеи и высшие учебные заведения. В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения. В 1803 г. в стране создали шесть учебных округов, во главе с университетами; в 1804 г. число действовавших ранее вузов (Московский, Дерптский, Виленский) увеличилось (Петербургский, бывший прежде Педагогическим институтом, Харьковский и Казанский).

В 1803—1820 гг. открылись Демидовский лицей в Ярославле, Царскосельский (при Николае I переведён в Петербург и назван Александровским), Ришельевский в Одессе и Нежинский в Черниговской губернии. Лицеи представляли собой привилегированные учебные заведения гуманитарного направления. Здесь готовили дипломатов, чиновников для центральных государственных учреждений, юристов. Выпускникам лицеев присваивали определённые чины, что позволяло поступить на статскую или военную службу.

Все звенья системы образования находились под неусыпным контролем государства, поскольку власти опасались распространения оппозиционных идей среди молодёжи.

Новый университетский устав 1835 г. уничтожил автономию (независимость) университетов, полученную ими при Александре I. Затем число студентов в каждом университете уменьшили до 300, университетам запретили приглашать на работу иностранных профессоров, ввели для студентов обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.

Во второй четверти века было положено начало специальному высшему и среднему техническому образованию.

Общий уровень образования населения страны оставался низким — в начале XIX в. число учащихся в низших и средних учебных заведениях составляло 130 тыс. человек, в 1856 г. — 450 тыс. На этом фоне российские учёные и талантливые самоучки, совершая открытия порой мирового значения, продолжали развивать отечественную науку.

1. Какие факторы влияли на развитие российской культуры?

2. Какие новшества появились в российском образовании в первой половине XIX столетия по сравнению с Екатерининской эпохой?

3*. Объясните, почему император Николай I уничтожил автономию университетов.

2. Развитие науки и техники. Значительный вклад в развитие науки внесли учёные-естествоиспытатели. Один из них — Н. И. Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии. Его открытие, не оценённое современниками, оказало огромное влияние на развитие математики. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я. К. Кайданов и П. Ф. Горяинов. В конце 1830-х гг. академик В. Я. Струве основал Пулковскую обсерваторию под Петербургом.

В 1834 г. отец и сын Черепановы построили в Нижнем Тагиле первую в России железную дорогу с паровой тягой.

В 1838 г. академик Б. С. Якоби приспособил сконструированный им электромотор к лодке, а затем к железнодорожной тележке, т. е. попытался построить катер и электровоз. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К. М. Бэра. В 1842 г. профессор Казанского университета Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, используемого в качестве красителя в текстильной промышленности. Тогда же П. П. Аносов установил связь между строением и свойствами металлов. Это открытие помогло получить литую булатную сталь, не уступавшую по своим свойствам древнему кованому булату. Хирург Н. И. Пирогов уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом. Он первым в России применил обезболивание в военно-полевых условиях.


Н. И. Лобачевский. Художник Л. Д. Крюков


Н. И. Пирогов. Художник И. Е. Ренин

Важные проблемы, в том числе и эффективность крепостного хозяйства, обсуждались в экономической литературе. Работы Н. С. Мордвинова, Н. И. Тургенева, Ю. Ф. Самарина опровергали мнение о русском крестьянине как о нерадивом, ленивом хозяине. Продолжало свою научную и просветительскую деятельность Вольное экономическое общество, немало сделавшее для приобщения России к европейским достижениям.



В. И. Даль. Художник В. Г. Перов

1830—1840-е гг. — время систематического изучения народного творчества. Ценнейшие образцы фольклора, предметов одежды и быта собирали братья Аксаковы и П. В. Киреевский. Народные песни, записанные Киреевским, были опубликованы в 1860-е гг. Этот материал до сих пор служит источником для изучения народного творчества.

1. Какие учёные внесли заметный вклад в развитие русской и мировой науки?

2. Какие факторы повлияли на развитие российской науки?

В университетах империи получили образование латышские общественные деятели К. Вальдемар и К. Барон, армянский писатель X. Абовян и учёный С. Назарян, эстонские просветители К. Петерсон, Ф. Фельман и Ф. Крейцвальд.

В Харьковском и Киевском университетах успешно трудились филологи И. И. Срезневский, А. А. Потебня и М. О. Максимович, в Казанском — И. Хальфин, X. Файезханов, М. Гали Махмудов и М. Казембек. Позже Файезханова и Казембека пригласили в Петербургский университет лля преподавания восточных языков. В московском Лазаревском институте начинали творческий путь идеолог армянской демократии М. Налбандян и реформатор армянского языка X. Абовян.

Благодаря деятельности таких учёных и просветителей, как А.-К. Бакиханов, М.-Ф. Ахундов, Ш. Ногмов, Т. Багратиони, российское общество получило возможность познакомиться с историей и культурой народов Кавказа.

Успехи представителей национальной интеллигенции невозможно переоценить: они создавали национальную письменность там, где коренные народы её не имели, и на этой основе — национальную литературу.

Охарактеризуйте новшества в культуре народов Российской империи в первой половине XIX в.

Вопросы и задания

1. Какие изменения претерпела система образования в Александровское и Николаевское время?

Значение для развития науки

3. Какие факторы влияли на развитие системы образования и науки в России в первой половине XIX в.?

4*. Охарактеризуйте взаимовлияние культур народов, проживавших на территории Российской империи. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте список произведений выдающихся писателей и поэтов народов России первой половины XIX в.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Что способствовало развитию российского образования и науки в первой половине XIX в.?

A. Начало промышленного переворота.

Б. Улучшение материального благосостояния населения.

B. Потребность в кадрах врачей, учителей, инженеров.

Г. Приток иностранных студентов в Россию в связи с открытием здесь университетов.

Растолкуйте, почему правитель Николай I уничтожил автономию университетов.

  • Лариса Щинова
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-30 08:40:01
  • 1
  • 1

Новый институтский устав 1835 г. уничтожил автономию (независимость) институтов, полученную ими при Александре I. Потом число студентов в каждом институте уменьшили до 300, вузам воспретили приглашать на работу зарубежных профессоров, ввели для студентов обязательное исследование фортификационного и артиллерийского дела.


Николай I – третий сын императора Павла I, отец императора Александра II, брат Александра I.

Николай I не готовил себя к правлению. Великий князь Николай Павлович принял трон согласно воле Александра I.

Получил домашнее образование, хотя и не был старательным учеником. Признавал только технические дисциплины, военное дело, а гуманитарные предметы – игнорировал.

Пришёл к власти в период восстания декабристов 14 декабря 1825 года, именно с его подавления началось его правление.

С детства воспитывался в аскетическом духе. Став императором, отличался большим трудолюбием, собранностью, дисциплинированностью. Не случайно его готовили к военной службе, черты армейского офицера всегда были присущи его характеру.

С детства проявлялись такие черты, как надменность, самонадеянность, стремление к самовластию.

Восстание декабристов в Петербурге.

восстание Черниговского полка на Украине.

Создание 3-го отделения Канцелярии, корпус жандармов, политический сыск, во

главе – А.Х. Бенкендорф.

Разгром кружка братьев Критских в Московском университете.

Деятельность кружка в 1826-1827 гг.

Состав: разночинцы, дети чиновников, студенты.

Деятельность кружка Станкевича, Москва.

Деятельность кружка А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, Москва.

Утверждение официальной идеологии.

Автор – С.С. Уваров, министр образования в 1833-1849 гг..

Создание 5-го отделения Канцелярии для проведения реформы государственных крестьян.

Петербургский кружок В.Г. Белинского.

Деятельность кружка петрашевцев.

Петербург. Во главе - М.В. Буташевич- Петрашевский.

Члены кружка: учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодёжь, деятели искусства (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой; художник П.А. Федотов, композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн и др.

Обсуждались вопросы литературы, философии, политики.

Смерть Николая I.


С 1826 года - создание 6 отделений Собственной Его Императорского Величия канцелярии и усиление её влияния в государстве. Она фактически подменила собой официальные органы власти.

6 отделений Канцелярии:

I – контролировало исполнение распоряжений императора;

II – занималось кодификацией законов;

III – являлось тайной политической полицией, вело борьбу с любыми проявлениями инакомыслия;

IV – ведало благотворительными заведениями;

V – было создано в 1835 году для подготовки реформы государственных крестьян;

VI – руководило венными действиями на Северном Кавказе, управляло Чечнёй и Дагестаном.

1834 – утверждение официальной идеологии, предложенной министром просвещения Уваровым, составляющие части которой: самодержавие, православие и народность.

30-е годы 19 века – начало промышленного переворота в России.

1839-1843- проведение финансовой реформы министром Канкриным. Стабилизация рубля.

1837-1841 – проведение реформы государственных крестьян (вводилось волостное и местное самоуправление, отменена барщина для госкрестьян, их повинности зависели от доходности земель, создавались школы, больницы).

1842 – указ об обязанных крестьянах. По нему крестьяне получали землю не в собственность, а в пользование, несли повинности, размер которых определяло государство.

Стремление избежать размывания дворянства как сословия за чёт вхождения в его состав представителей других сословий и дробления поместий.

С этой целью в 1845 году издан Указ о новом порядке приобретения дворянства: потомственного – с 5 чина, а личного - с 9.

Жестокая расправа с декабристами.

Создание в 1826 году 3 отделения канцелярии – политического сыска в главе с А. Бенкендорфом.

1835 – новый университетский устав, ограничивающий автономию университетов и вводивший контроль администрации за их деятельностью.

Было открыто около трёх тысяч начальных школ для обучения крестьянских детей.

Учреждены Военная и Морская академия, открыто 11 кадетских корпусов.

Внешний облик Петербурга значительно изменился, благодаря строительству и возведению новых зданий и памятников: конной группе на Аничковом мосту, здания Сената, Синода, Дворянского собрания.

Период правления Николая I – это деятельность Н. Лобачевского, Н. Зимина, Н. Пирогова.

Характерная черта внутренней политики Николая I -

консерватизм, курс на стабилизацию и консервацию сложившихся в обществе отношений.

  • личные крайне консервативные взгляды Николая I;
  • обстоятельства его прихода к власти: восстание декабристов он воспринял как следствие излишнего либерализма Александра I.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Царствование Николая I – период расцвета абсолютной монархии в её бюрократической форме. Значительно усилился контроль со стороны государственной бюрократической системы за всеми сферами общественной жизни. Усиление бюрократического аппарата, поощрение слепого повиновения, строгого следования инструкциям и указаниям из центра, полицейские методы управления обществом.

Были сделаны попытки решения крестьянского вопроса. Император считал крепостное право злом и возможной причиной следующего бунта. Но, другой стороны, боялся недовольства дворян, а также того, что крестьяне не смогут воспользоваться свободой из-за своей необразованности. Поэтому разработка проектов улучшения положения крестьян велась в обстановке строжайшей секретности, а попытки претворить из в жизнь были весьма робкими. Немного улучшилось положение государственных крестьян, помещичьи же продолжали жить в тяжёлых условиях, потеряв даже право учиться в гимназиях и университетах.

Продолжалась продворянская политика. Николай I стремился сохранить привилегированное положение дворян, не допустить размывания сословия. Он усложнил получение дворянства представителями других сословий.

Николай I вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия, выступлениям против строя. Жестоко расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов.

Установление полицейско- бюрократического режима в стране привело к стабилизации внутриполитической обстановки, но одновременно законсервировало отставание России от передовых стран, что и продемонстрировала Крымская война.

Время Николая I называют Николаевской эпохой.

Эпоха имеет неоднозначные оценки.

Читайте также: