Школа нравственности программа внеурочной деятельности 10 класс
Обновлено: 04.07.2024
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;
- во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач:
- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации;
- изучать профессиональные интересы и склонности;
- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным воспитателем следующих основных функций:
- создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
- корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.
Задачи программы: создать условия для:
Основные направления программы- формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;
- формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;
- развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;
- реализации креативных способностей учащихся;
- развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;
- формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.
Нравственность и интеллект
Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.
Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.
Здоровый образ жизни
Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.
Условия реализации программы
Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом школы, учреждениями дополнительного образования города, храмом Рождества Иоанна Предтечи и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.
Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.
Результаты реализации программы
Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гарионично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.
Ученик ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с классом, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.
Тематический план к программе
“Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время”
2. Праздничная программа для жителей микрорайона, концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и труда ко Дню пожилого человека;
3. Деловая игра “Школа добрых дел”.
2. Беседа “Человек и его предназначение”.
3. Экскурсии в храм.
- моральный закон каждого;
- добро и зло в жизни человека;
2. Тест, беседа “В силах ли я искоренить зло в самом себе?”.
2. Беседа-размышление “Мой Бог” - моя совесть”.
- правила жизни в семье;
2. Деловая игра “Генеалогическое древо”.
3. Литературный этюд “Традиции моей семьи”.
2 .Беседа-размышление “А если это любовь?”.
3. Ролевая игра “Я+ТЫ”.
- правила собственной безопасности;
как не стать жертвой преступления;
- духовное и физическое здоровье;
2. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка.
3. Деловая игра “Как обеспечить свою безопасность?”.
4. Театр нестандартных ситуаций.
5. Беседа-тест “Здоровый образ жизни”.
6. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”.
2. Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность”.
3. Деловая игра “Я гражданин России”.
2. Беседа (тест) “Конфликтный человек”.
3. Продуктивная игра “Договор”.
2. Круглый стол по проблемам экологии.
- роль труда в жизни человека;
2. Деловая игра “Труд в жизни человека”.
В течение года был проведён ряд наблюдений и мероприятий, которые позволили определить уровень воспитанности учащихся, их интересы, а также психологический климат в коллективе. Так, результаты тестирования показали, что уровень самооценки у 7% занижен, завышен – у 13% учеников, 80% имеют адекватный уровень. Такие всесторонние исследования членов классного коллектива позволяют увидеть полный психологический портрет класса, так как только знание реального положения дел в совокупности с методичным процессом реализации программы помогает получить спрогнозированный результат.
Заключение
В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
- Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
- Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
- Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
- Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому воспитателю – практику подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.
3. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.
4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.
5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.
7. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.
8. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.
9. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.
10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.
11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.
12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
14. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994.
15. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.
16. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988
17. Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая педагогика,1992.
18. Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.
-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.
-учащиеся имеют представления о национальных ценностях;
-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;
-сформировано представление о истории страны, религиях России;
-у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;
-учащиеся имеют представления о отрицательном влиянии СМИ;
--сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
- у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям;
-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;
-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
-у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.
-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека
-у учащихся развит интерес к природе;
-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.
-учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;
-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;
-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.
В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием уроков на 2020-2021 учебный год по программе 35 часов.
В связи с праздничными и выходными днями количество часов сокращено на 1 час.
Раздел программы, тема
Основное содержание курса
Характеристика основных форм организации и видов деятельности
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Воспитать человека
Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике
Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
• осознавать свои личные качества, способности и возможности
• осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
• овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
• научиться контролировать собственное агрессивное поведение
• осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
• учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
-осознавать свои личные качества, способности и возможности;
-осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
-овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
-научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
-осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;.
-учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
• учиться строить взаимоотношения с окружающими
• учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
• учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
• учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
• формулировать свое собственное мнение и позицию
• учиться толерантному отношению к другому человеку
Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения. Её содержание структурировано в виде разделов-модулей, отбор проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.
При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Программа адресована учителям истории и обществознания, классным руководителям.
Пояснительная записка 4
Информационные источники 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:
Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.
Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.
Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.
Таким образом, реализация программы духовно-нравственного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам внеурочной деятельности, тематический план, календарно-тематическое планирование, содержание программы.
Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Воспитывать уважение к культурному многообразию российского общества как важнейшему национальному достоянию.
Прививать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.
Воспитывать толерантность у обучающихся.
Развивать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
Развивать готовность к нравственному поведению, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром.
Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Развивать твёрдую личностную позицию в социуме и лидерские качества, применяя их в процессе деятельности.
Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:
Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.
Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.
При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер.
Методы, используемые при проведении занятий:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой);
наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов);
практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений);
метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой);
репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
эвристический;
проблемный.
Особенностью программы является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературы), обществознание и естествознание (уроки истории, обществознания, биологии), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).
Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся о нравственных основах поведения в обществе и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Сроки реализации: 2020–2021 гг.
1-й этап – подготовительный: 2020 г.
2-й этап – внедренческий: 2020–2021 гг.
Планируемые результаты воспитания и развития школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании;
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление взаимопомощи;
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
сформированность самоконтроля и самооценки: действие контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодёжи;
сохранение патриотического и культурного наследия.
Личностные результаты предусматривают умения:
формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами;
рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;
представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;
рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности;
применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.
Предметными результатами являются представления:
об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок;
о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;
о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;
о правах и обязанностях гражданина России.
Программа ориентирована на обучающихся 8–9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
Литература согласно тематике курса.
Электронные пособия по курсу.
Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.
Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу.
Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие.
Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Рабочая программа включает в себя 135 занятий (1 час в неделю) и рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Пояснительная записка
Рабочая программа включает в себя 135 занятий (1 час в неделю) и рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Сегодня в новом тысячелетии мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении отечественного педагогического наследия. Необходимо оглянуться на пройденный путь. Его изучение определяется необходимостью научного познания прошлых традиций духовно-нравственного воспитания детей, возможностью практического использования этого опыта для анализа и реформирования современной системы воспитания и образования. Великий опыт поколений стучится в сердце. Но нет никакой безвыходности, жива еще вера и надежда человека. Она - в воссоздании законов нравственной жизни, в возрождении духовности в детской среде, в обретении святая святых души человека - голоса совести, в раскрытии положительных человеческих способностей и качеств.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников; воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.
1. Развивать у ребенка духовно-нравственное чувствование, формировать духовно-эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни и предметам искусства
2. Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.
3. Развивать активное культурное сознание и волю для практической реализации нравственных норм и правил.
4. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах, взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
5. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
6. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
7. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Содержание курса
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6 ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10 ч)
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 ч)
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5 ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2 ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3 ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч)
Заповеди. Дал слово- держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 ч)
Раздел 4: Понять другого (10 ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7 ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 ч)
Раздел 2: Самовоспитание (7 ч)
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 ч)
Читайте также: