Каким образом удалось реконструировать костюм людей бронзового века что он собой представлял кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одной из важных задач музеефикации археологических объектов является сохранение и восстановление внешнего облика сложных комплексов артефактов, которые лишь в совокупности отражают идею своего предназначения. Ярким примером таких артефактов-комплексов являются остатки женского костюма, в частности, сложные гарнитуры украшений. Такие гарнитуры достаточно широко распространены в урало-казахстанском регионе в эпоху средней – поздней бронзы.

Первые шаги к моделированию сложных вещественных объектов связаны с процессом реставрации их сохранившихся археологических остатков. Обычно комплексы украшений эпохи бронзы после их извлечения из погребений продолжают свое существование – в экспозициях, в фондах – в виде разрозненных мелких деталей. Нами была проведена реставрация нескольких гарнитуров, происходящих из могильника эпохи средней бронзы Степное 7[1]. Погребение (№ 17) с гарнитурами украшений относится к петровской археологической культуре.

Накосное украшение. In situ сохранилась лишь нижняя половина украшения. Длина сохранившейся части изделия составляет 27 см, общая длина по реконструкции – 50-55 см. В основе украшения четыре ленты, состоящие из сдвоенных низок пастовых бусин, которые перемежаются бронзовыми обоймами. Вверху сохранившейся композиции находятся две крупные обоймы пятиугольной формы и плоская (нашивная) полукруглая бляха. По бокам размещены две низки бронзовых бусин, верхние концы низок уходили кверху и, вероятно, крепились к начельнику (венчику). Ленты и обе боковые низки заканчиваются бронзовыми листовидными подвесками.

Внешняя сторона сохранившейся части украшения была расчищена в полевых условиях и фотофиксирована. Затем накосник был изъят из погребения в виде монолита на каркасно-гипсовой основе. Расчистка монолита проводилась в условиях лаборатории. В процессе расчистки были установлены и зафиксированы общая структура украшения и последовательность размещения его элементов. После этого все металлические детали были очищены от почвенных загрязнений и покрыты предохраняющим от коррозии составом. Остатки органики, обнаруженные в процессе реставрации, были собраны для анализа[2]. В деревянную рамку был вставлен лист прозрачного пластика, на котором затем были укреплены все элементы украшения в той последовательности, в которой они фиксировались (рис.1).

Челюстно-лицевая подвеска. Подвеска представляет собой закрепленные на кожаную основу плоские круглые бляхи, перемежающиеся рядами мелких бронзовых обойм. Дополнительный (верхний) ряд элементов представлен полушарными бляшками. Поскольку подвеска обрамляла череп погребенного, изъятие ее в виде монолита не представлялось возможным. Украшение было расчищено в полевых условиях и отфиксировано на фотопленку, каждый его элемент был пронумерован, а положение элементов зафиксировано на схеме. В лабораторных условиях была проведена очистка металлических элементов украшения от почвенных загрязнений, затем, как и в случае с накосником, всем элементам было придано предполагаемое первоначальное расположение на листе прозрачного пластика, вставленном в деревянную рамку (рис.2).

В результате проведенных мероприятий описанные объекты полностью подготовлены к экспонированию. Насколько нам известно, экспонатов подобного типа, т.е. полностью восстановленных сложных гарнитур украшений, на данный момент в музейных экспозициях, посвященных эпохе бронзы Урала и Казахстана, очень мало. Однако, поскольку оба описанных объекта являлись частью одного головного убора, посетитель музея все же не получит полного представления о женском головном уборе и костюме женщины эпохи бронзы. С целью более образно представить в экспозиции женский костюм, была предпринята попытка создания его достоверной современной копии. При изготовлении копии костюма стояла также задача проверить реконструируемые нами детали одежды, и весь костюм в целом, в плане их функциональности и эстетического восприятия, что подтверждало бы достоверность наших реконструкций.

Опыт репрезентации женского костюма эпохи бронзы в музейной экспозиции: реставрация и проблемы моделирования

Хотя остатки одежды в самих погребениях практически не сохраняются, большой материал для изучения текстильного производства, как известно, дают керамические сосуды, внутри которых часто сохраняются отпечатки ткани. Нами были изучены реплики отпечатков ткани с внутренней стороны сосудов петровской и алакульской культур. Все образцы представляли ткань с полотняным переплетением. Максимальная ширина полотнища, реконструируемая по отпечаткам на самых крупных сосудах, равнялась приблизительно 50 см, что в принципе соответствует той ширине, которую можно получить, работая на примитивном ткацком станке. Приведенные параметры учитывались при изготовлении ткани, предназначенной для пошива женского костюма[3]. В качестве основы для текстильного производства эпохи бронзы большинство исследователей признает растительное сырье (Галиуллина, 2000, с.102; Шишлина, 1999, с.34). Однако возможность использования шерсти в производстве тканей также нельзя исключать, учитывая широкое распространение овцеводства в эпоху средней бронзы. Некоторые из образцов тканей, сохранившихся в памятниках этой эпохи, действительно, шерстяные (см.например: Сосновский, 1934), но в большинстве случаев они представляют собой вязанные, а не тканые образцы. Поэтому при изготовлении ткани для реконструкции костюма мы использовали сырье растительного происхождения.

Некоторые из образцов ткани и кожи, изученные археологами в погребениях эпохи бронзы, были окрашены в красный цвет. Возможно, при окраске одежды использовались и другие цвета, но достоверно их наличие не зафиксировано. Таким образом, основным цветом в одежде, кроме естественного цвета неокрашенных тканей, по всей вероятности, был красный. Как показывают анализы, краситель был получен из корней растения семейства мареновых (Усманова, Логвин, 1998, с.16; Сальников, 1951, с.140; Чернай, 1985, с.106-107). Ткань, из которой мы создавали модель женского платья эпохи бронзы, также была окрашена нами в красный цвет, т.к. по всей вероятности, красители довольно широко использовались в этот период.

Находки нагрудников в нескольких погребениях (например: мог. Бозенген, к.8, п.3, мог. Улубай,к.2, п.9) позволяют связывать бляхи и другие украшения, находимые в районе груди погребенных, также с обшивкой нагрудников. Считается, что функцией нагрудников как детали костюма была маскировка вертикального разреза ворота (Травкин, 1999, с.40). Иногда встречаются одиночные украшения, располагающиеся между ключиц погребенных либо в верхней части груди по центру корпуса. По всей вероятности, в данном контексте они служили пуговицами, использующимися при вертикальном разрезе ворота.

После вычисления основных параметров платья, из ткани, изготовленной по образцам древних отпечатков и окрашенной в красный цвет, была сшита туникообразная рубаха с вертикальным разрезом ворота, длиной чуть ниже колена для молодой женщины среднего роста. Из подобной же ткани, но не окрашенной, были сшиты штаны. Наличие штанов представляется необходимой деталью данного костюма, поскольку вычисленная длина рубахи слишком коротка. Штаны как часть костюма являются необходимостью в условиях жизни в древности в степной зоне с ее достаточно резко выраженным континентальным климатом, К тому же наличие штанов фиксируется у многих народов, обитавших в сходных условиях – скифов, тюрков и пр. Поскольку со штанами не связано по большому счету никаких украшений и до сих пор не найдено их остатков, вычислить какие-либо детали кроя не представляется возможным. Поэтому за основу для шитья была взята выкройка, представленная О.А. Сухаревой как одна из наиболее простых и древних моделей штанов. Штаны подобного кроя с древнейших времен и по сей день носят народы Севера и Средней Азии (Сухарева, 1979, с.85). Подобно туникообразной рубахе, изготовление таких штанов даже не требует наличия ножниц, полотнища при крое можно разрывать.

Что касается общего набора украшений костюма, то изученные материалы показали отсутствие какого-либо стандарта в их сочетании. В более чем 60 изученных женских погребениях, содержащих украшения, не встретилось двух одинаковых наборов. Одним из наиболее часто встречающихся вариантов является костюм, содержавший украшения головного убора, браслеты и кольца, бусы на ногах (подвязки обуви) и украшения шеи (нагрудник либо пуговицу). Эту схему решено было взять за основу для создания копий древних украшений. Поскольку, как говорилось, сочетания украшений в костюмах довольно произвольны, было решено не брать за образец конкретное погребение, а создать некий средний вариант.

Из меди с приблизительным соблюдением древних технологий металлообработки были изготовлены копии браслетов и колец, бусы и детали накосника и челюстно-лицевой подвески[5]. К сожалению, полное соблюдение древних технологий производства украшений на имеющейся сегодня базе не возможно. Использовавшийся металл не вполне соответствует составу металла древних украшений. Использовавшиеся инструменты и методы изготовления украшений также подобраны приблизительно, поскольку археологических находок, связанных со сферой металлообработки и изготовления украшений очень не много. Накосник и подвеска были собраны на кожаную основу и закреплены на венчик (налобную повязку).

Таким образом, была создана модель женского костюма эпохи бронзы Южного Урала и Казахстана, которая как по составу, так и по технологии изготовления максимально близка изученным нами материалам. Модель может экспонироваться в музее и создает наглядное представление об облике женщины бронзового века.

Галиуллина М.В., 2000. К реконструкции сырьевой базы ткацкого производства на поселении эпохи бронзы Аркаим // Археологический источник и моделирование древних технологий. Челябинск. С.95-103.

Зданович Д.Г., 2002. Введение // Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Челябинск. С.7-16.

Сальников К.В., 1951. Бронзовый век Южного Зауралья. Андроновская культура // МИА. № 21. С.94-151.

Сосновский Г.П., 1934. Древнейшие шерстяные ткани Сибири // Проблемы истории докапиталистических обществ. №2. Л.

Травкин П.Н., 1999. Древний костюм Ивановского края. Иваново.

Усманова Э.Р., Логвин В.Н., 1998. Женские накосные украшения Казахстана. Лисаковск.

Чернай И.Л., 1985. Текстильное дело и керамика по материалам из памятников энеолита – бронзы Южного Зауралья и Северного Казахстана // Энеолит и бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Челябинск. С.93-110.

Шишлина Н.И., 1999. Текстиль эпохи бронзы Прикаспийских степей // Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей. Москва. С. 7-57.

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

На раннем этапе Эпохи Бронзы одежда народов проживавших на территории будущей Руси представлена на основе археологических материалов Катакомбной и Среднеднепровской культуры. Среднеднепровская культура занимала ценральную часть Украины и была юго-западной ветвью общекультурного сообщества Шнуровой керамики. Племена Катакомбной культуры заселяли южную, степную часть Украины. На этом этапе бронзовые украшения еще играли чисто декоративную роль. Дробные, разнообразные по форме подвески с стеклянными бусами надевали на на шею или на руки. Небольшие бронзовые кольца женщины вешали на очелья, более крупные использовали мужчины вплетая в них височные косицы. Пассивность комплекса бронзовых украшений в костюме возможно компенсировалось фактурным ткачеством с использованием геометрического орнамента. Возможно напоминающий узоры керамики этой эпохи. Напишіть у відповіді тут

каким образом удалось реконструировать костюм людей бронзового века? что он собой представлял?

На раннем этапе Эпохи Бронзы одежда народов проживавших на территории будущей Руси представлена на основе археологических материалов Катакомбной и Среднеднепровской культуры. Среднеднепровская культура занимала ценральную часть Украины и была юго-западной ветвью общекультурного сообщества Шнуровой керамики. Племена Катакомбной культуры заселяли южную, степную часть Украины. На этом этапе бронзовые украшения еще играли чисто декоративную роль. Дробные, разнообразные по форме подвески с стеклянными бусами надевали на на шею или на руки. Небольшие бронзовые кольца женщины вешали на очелья, более крупные использовали мужчины вплетая в них височные косицы. Пассивность комплекса бронзовых украшений в костюме возможно компенсировалось фактурным ткачеством с использованием геометрического орнамента. Возможно напоминающий узоры керамики этой эпохи.Напишіть у відповіді тут

Мужской костюм Бронзового века

Европейский северный мужской костюм эпохи Бронзового века нам известен по датским погребениям в дубовых гробах, в которых нередко сохраняются органические ткани, в т.ч. текстиль, кожа и волос. Реконструкция, которую мы здесь видим, включает тунику / килт с запахом, тяжёлых шерстяной плащ и высокий колпак, а также башмаки и пояс.

находка из Триндхёй (Trindhøj)

находка из Триндхёй (Trindhøj)

Туника, (или всё же килт?) основана на находке из Триндхёй (Trindhøj). Она состоит из одного куска шерстяной ткани более-менее прямоугольной формы, которая драпируется вокруг тела, перехватывается кожаным поясом и на плече закрепляется бронзовой фибулой (модель Kubbhaug). Какие-то очень похожие модели одежды (гораздо меньшей степени сохранности) встречаются в центральной части Европы. Вероятно, способы ношения более-менее соответствовали шотландскому килту и включали различные вариации.

Мужской костюм Бронзового века

Поверх туники носится тяжелый плащ из груботканой шерсти, незаменимая вещь при холодной погоде и для защиты от дождя. Представленный на реконструкции плащ основан все на том же погребении из Триндхёй. Не очень понятно, как этот плащ застёгивался, здесь используется крепление при помощи кожаного ремешка и двух бронзовых фибул (модель Muldbjerg).

Реконструкция

Реконструкция

Плащ из Борой Эшёй

Плащ из Борой Эшёй

Способ надевания плаща

Способ надевания плаща

Высокий колпак из Триндхёй был найден внутри берестяного короба, очевидно речь идёт о важной статусной вещи, к которой следовало относиться бережно. В данном случае колпак сделан из плотной шерстяной ткани, однако, нет сомнения, что такие колпаки могли валять из войлока, которому придавали форму по деревянной модели.

Мужской костюм Бронзового века

А так выглядела шапка, реконструкция

А так выглядела шапка, реконструкция

Обувь представляла собой простые поршни, т.е. кусок грубой кожи, обернутой вокруг ступни и зафиксированный на месте при помощи тесьмы. Несомненно, в холодное время года на ногах носили что-то вроде обвязок или леггинсов.

Мужской костюм Бронзового века

А здесь, просто праздник какой-то! Парень сделал подробную фотосессию, как все это добро надевается и носится. Жаль разрешение фото небольшое.

А здесь, просто праздник какой-то! Парень сделал подробную фотосессию, как все это добро надевается и носится. Жаль разрешение фото небольшое.

Наконец, пояс демонстрирует очень широкий спектр вариантов от простого ремешка из кожи до роскошных бронзовых поясов, которые носили вожди и воины. Несомненно, пояс, наряду с фибулами, был статусной вещью, которая давала представление о ранге того или иного человека.

Вот видео по теме:

Читайте также: