Кто из писателей создал школу написал азбуку и сам учил детей

Обновлено: 07.07.2024

Каждому из нас сегодня кажется, что грамотность сродни безусловному рефлексу, как чихание, кашель или отдёргивание руки от горячего чайника. Чтение и письмо входит в нашу жизнь естественно, как обыденный процесс, над которым мы даже не задумываемся. Между тем, ликвидацию безграмотности в Советском Союзе провозгласили лишь в 1959-м – всего 61 год назад. А за столетие до этой даты только-только начинались разговоры о необходимости реформ, которые будут направлены на просвещение детей крестьян, рабочих, разночинцев, мещан и другого простого сословия. Огромную роль в просветительском процессе тотально безграмотной страны, сыграли энтузиасты. Люди, которые задолго до введения всеобщего среднего образования взялись обучать детвору бедноты. Одним из таких людей был писатель, мыслитель, классик русской литературы, граф Лев Николаевич Толстой. В своём имении Ясная Поляна в 1859 году он организовал школу, педагогические приёмы которой впору осваивать и современным учебным заведениям.

Вопрос о всеобщей народной грамотности поднимался ещё в конце XVIII века, при Екатерине II. Её эксперимент по внедрению на огромной имперской территории народных училищ потерпел крах. В частности из-за недофинансирования, но в большинстве из-за банальной нехватки преподавательского состава. Не имели успеха и предпринятые реформы императора Александра I по разделению училищ на приходские, уездные, губернские (гимназии) и университеты.

Как свидетельствуют историки, самые нужные учебные заведение – приходские – не открывались вовсе. Причиной неудач можно считать несколько факторов: отсутствие субсидирования и квалифицированных кадров, бюрократия, казнокрадство. Но в большей степени процесс тормозило общественное мнение.

Поначалу местные отнеслись к бесплатному образованию с недоверием. В первый учебный день порог школы перешагнули лишь 22 ребёнка. Спустя пару недель добрая весть подтвердилась, и количество учеников увеличилось в три раза. Из дневниковых записей Софьи Андреевны Толстой (жены писателя) можно узнать, что детей в имение привозили аж за 50 вёрст. Что же это была за школа такая необычная? И почему её так полюбили сами ученики?

Лев Толстой на уроке в собственной школе. Ясная Поляна

Свобода равно ответственность. Начало занятий было плавающим – с 8 до 9 утра. Детям нужно было дать возможность дошагать несколько вёрст до имения. Полдень – перерыв на обед. Уходить с уроков домой было позволено в любое время, даже до перемены. Толстой понимал, что крестьянские дети обременены домашними обязанностями наравне с взрослыми. Рассадка в классе отсутствовала, каждый садился, где хотел – кто на лавку, кто на подоконник, а кто и вовсе на полу. Распределяли ребят не по возрасту, а по степени подготовленности – на младшую, среднюю и старшую группы. Атмосфера в классе царила непринуждённая. Каждый из учеников мог спросить учителя о чём угодно, мог советоваться с соседом, ребята заглядывали друг другу в тетрадки. Уроки напоминали скорее беседу, нежели лекцию. А иногда и увлекательную игру. Заданий на дом не задавали. Как мог маленький крестьянин делать уроки в переполненной тёмной избе?

Крестьянин Василий Морозов (справа), бывший ученик школы Л.Н. Толстого в имении Ясная Поляна. Портрет неизвестного художника

Учебная программа, опередившая время. Закон Божий, письмо да азы арифметики – это всё, на что могли надеяться крестьянские дети, обучающиеся у попа или дьячка. Толстой считал, что любой ребёнок должен иметь широкий кругозор. Он ввёл в программу 12 предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, арифметику, географию, природоведение, черчение, Закон Божий. А ещё были беседы из естественных наук, рисование и даже пение. В старшую группу постепенно вводили математику, физику и мировую историю, который Толстой, судя по дневниковым записям, любил преподавать лично. Подачу материала талантливый педагог варьировал в зависимости от постепенного развития подопечных. Чаще всего его уроки имели формат увлекательного рассказа, полного сравнительных примеров, эмоциональности и контраста.

Поощрял наставник и физический труд. Рядом с флигелем он выделил для ребят участок земли, на котором они выращивали овощи и злаковые, добиваясь высоких урожаев. С пользой проходили и перемены. Сегодня их можно было бы отнести к урокам физкультуры: Толстой учил ребят гимнастическим упражнениям, играл в городки, боролся с учениками, бегал наперегонки, летом все вместе плавали, зимой – ходили на лыжах или катались на коньках.

1) Этот писатель – Лев Толстой. Большую часть жизни он провел в своем имении под Тулой, в Ясной Поляне. Там он открыл школу для детей из крестьянских семей, обучал их грамоте, чтению, письму и счету. Он написал Азбуку, а также множество рассказов, сказок, басен для маленьких детей.

2) М. Лермонтов прожил короткую, но яркую и трагичную жизнь. Он родился в 1814 году и погиб на дуэли на двадцать седьмом году жизни, в 1841 году. Поэт оставил ряд прекрасных произведений, в которых отразились не только личные, но и философские, и гражданские мотивы.

К составлению учебника Толстого подвиг личный преподавательский опыт. В своём имении он организовал школу для крестьян, в которой занятия были бесплатными, а телесных наказаний не было. Не было также и домашних заданий, а уроки проходили весело, в непринуждённой обстановке, порою даже в форме игр.

В Яснополянской школе обучали письму, чтению и счёту. Были занятия по истории, пению, рисованию. Рассаживались дети, как хотели, учителя могли спросить о чём угодно и в любой момент, так что порою урок превращался в беседу обо всём.

Изучая греческую и восточную литературу, Толстой выбирал оттуда сюжеты, которые адаптировал для детей, также включал в свой учебник образцы различных жанров русского народного творчества.

В этом учебнике Лев Николаевич помимо рассказов, басен и сказок большое внимание уделяет пословицам. Их он обрабатывает настолько, что получаются небольшие миниатюры, объясняющие смысл народного изречения. Более того, в стиле народных он придумывает и собственные пословицы, а также пишет новые рассказы, отличительными особенностями которых становятся простора и выразительность, содержательность и доступность.

Кроме того, новый учебник был разбит на возрастные категории, каждой из которых были положены определённого размеры тексты и предложения: чем старше ученик, тем сложнее для него рассказ.

Задание 6. Превр ати слово бол ь в слово пыль, мен яя по одн ой букве.

Задание 7. К акой худож ественный прием или п риемы ис пользовали авт оры ?

Точно серебром._ ____________ ____________ ____________ _______

То заплачет, как д итя.__________ ____________ ____________ ______

Повязалася сосна. ____________ _______ _____________ ____________

В белёном сарафанчи ке, с платочками в карманчика х,

С красивыми заст ёжками, с з елёными серёжками. ____________ ______

Блестя на солнце, снег л ежит…___ ______________ _____ ____________

Задание 9. Вспомн и и запиши, что д елают люди э тих профессий :

1. Архитекто р ____________________ ____________ __________________ _______

2. Журналист_____ ____________ _____________ ____ _________________ ______

3. Фармацевт ______________ ______________ ______ _________________ ______

Ответы к олимпи аде по литератур ному чтению, 4 класс

2. Во что бы т ы ни стало - обяза тельно, любой ц еной . ( 1 балл)

4. Маленькое дело л у чше большого безделья. ( 1 балл )

Задание 3. Сос тавь из слов стихотворен ие и продолжи его.

Задание 4. Соедин и лини ями фамилию автора с именем отчеств ом и его

1. Кто из богат ырей род ился в Карачарове? Илья М уромец

3. На чем катались по Мос кве Хоттабыч и Волька ? На верблюде

открыл школу и сам у чил детей? Л.Толс той (по 1 баллу )

Задание 6. Превр ати слово б оль в слово пы ль, меняя по одной букве.

Задание 7. Как ой художественн ый прием и ли приемы использов али авторы ?

В белёном сарафанчи ке, с платочками в карманчика х,

С красивыми заст ёжками, с зелён ыми серё жками. Метафора, олице творение

Блестя на солнце, снег л ежит… Эпитеты (по 1 баллу за правиль ный ответ )

Задание 9. Вспо мни и запи ши, что делаю т люди этих пр офессий:

1.Архитектор – г лавный специалист по ст роительству.

2. Журнали ст - человек, зани мающийся н а профессиональ ной основе поиско м и

обработкой акт уальной инф ормации для дальнейш ей ее публик ации в С МИ.

( люди, которые пе чатают свой м атериал в газетах и журна лах… )

3. Фармацевт - спец иалист по и зготовлени ю и выдачи лекарс тв.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую — ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное — школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал наперегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

Читайте также: