Обучение через деятельность в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

  • побуждающий, подводящий диалоги;
  • мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода.

Урок математики во 2-м классе.

Тема: “Деление с 0 и 1”.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

  • добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
  • что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
  • проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = …
6 : 2 = …
4 : 2 = .

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __

  • тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
  • при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
  • работать будем в группах;
  • какие правила работы в группах надо помнить?
1 гр. 2гр. 3гр.
0 : 2 = … 0 : 4 = … 0 : 6 = …
0 : 3 = … 0 : 5 = … 0 : 9 = …
0 :23 =… 0 : 17 =… 0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =…
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 2 =… 4 : 4 =… 8 : 8 = …
6 : 6 = … 5 : 5 =… 8 : 8 = …
3 : 3 =… 7: 7 =… 9 : 9 = …
Вывод: а : а =… Вывод: а : а =… Вывод: а : а =…
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
3 : 1 =. 4 : 1 =… 2 : 1 =…
5 : 1 =… 6 : 1 =… 9 : 1 =…
7 : 1=… 8 : 1 =… 5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =…
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 0 =… 5 : 0 =… 7 : 0 =…
4 : 0 =… 6 : 0 =… 9 : 0 =…
Вывод: а : 0 Вывод: а : 0 Вывод: а : 0
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
  • кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
  • как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
  • откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
  • сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
  • стр. 95 №3 – выполнить письменно;
  • как будете работать самостоятельно?
  • стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
  • какое открытие вы сегодня сделали?
  • как вы это узнали?
  • где можно применить новое знание?
  • что для вас было трудным?

Д.з.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностный подход в обучении младших школьников

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Что же представляет собой учение как деятельность?

Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся:

- игра, (различные виды игр);

- обучение через деятельность;

- групповая и парная работа;

Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций.

Компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Учитывая современную социально – экономическую ситуацию в развитии содержания образования, необходимо сказать, что становление системы начального образования невозможно без развития названных ключевых компетенций.

Что же означает деятельностный подход?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

ИСКАТЬ опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

ДУМАТЬ устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗАДЕЛО включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Принципы как составная часть деятельностного подхода.

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

  • принцип субъективности воспитания;
  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип со – трансформации;
  • принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Типология уроков

в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Цели, задачи уроков рефлексии.

Дидактические цели:

  • Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.
  • Формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Методические задачи:

  1. Проверить сформированность способа действия.
  2. Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.

Структура урока.

Этапы урока

  • I Рефлекторно-оценочный этап
  • II Ориентировочно-мотивационный этап
  • III Операционно-исполнительский этап
  • IV Творческий этап
  • V Самооценка работы

В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.

Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.

Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.

Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.

В процессе творческой работы над проектом дети получили глубокое удовлетворение от сделанного. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получили возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.

Наши дети -это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умение, касающиеся работы с информацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Современные методы обучения в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

Мицуля Елена Андреевна.

Понятие о методе обучения и их классификации….…….….…..

Классификация средств обучения ……………………………….

1.3. Классификация методов обучения по характеру

Практическое применение методов обучения по характеру познавательной деятельности на уроках в начальных классах……………..……………………..………………………….

«Метод обучения должен быть возведен в искусство.

Его надо поставить на столь твердые основы,

чтобы обучение наверняка шло вперед

Я.А. Коменский

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника.

Объект исследования - ребенок и учебный процесс.

Предмет исследования - современные методы обучения в начальной школе.

Цель работы – исследовать методы обучения в современной школе в начальных классах обучения.

рассмотреть теоретические основы методов обучения;

изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе;

Читайте также: