Культурологический ценностный подходы в педагогической деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Культурологический подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на использовании комплекса средств и методов, способствующих практической реализации содержания образовательной деятельности и создании специальных педагогических условий, ориентированных на рассмотрение учащегося в качестве субъекта культуры и наделение его культурными ценностями и принципами культурного поведения.

Характеристики культурологического подхода в образовании

Культурологический подход к организации образовательного процесса можно охарактеризовать следующими аспектами:

  1. В основе данного подхода лежат культурные традиции. Они определяют содержание образовательного процесса: он реализуется с учетом культурных норм и ценностей конкретного народа, населяющего регион и его менталитета.
  2. Учащийся выступает субъектом культуры: он наделен духовно-нравственными основами социального поведения, способностью к культурному развитию и культурному самовыражению, реализации своего творческого потенциала средствами культуры.
  3. Культурологический подход помогает приблизить образовательный процесс к жизнедеятельности учащегося, сделать их тесно связанными и взаимодействующими компонентами.
  4. Осуществляется учет национальной идентичности, религиозных верований, исторического наследия учащихся в системе образования.
  5. В воспитательной и образовательной деятельности используется опыт семьи и социокультурного наследия учащегося. Процесс обучения базируется на знакомстве учащегося с его культурной идентичностью, семейными ценностями, укладом, традициями и обычаями. Это активизирует познавательный интерес и пробуждает эмоциональное восприятие учащимся образовательной деятельности.
  6. Данный подход нацелен на интеграция в образовании культурного наследия, национальных традиций, этнической идентичности и социально-педагогического достояния, обеспечения их преемственности и взаимосвязи.
  7. Содержание образования ориентируется на развитие культурной личности, наделенной духовными свойствами и нравственными ориентирами деятельности.
  8. Данный подход является фундаментом познания учащимся основ устройства окружающего мира и законов его функционирования.
  9. Разные варианты культур, многообразие культурных традиций определяет разнообразие методов и технологий реализации образовательной деятельности.
  10. Происходит изменение ценностей обучения и воспитания и уход от узкоспециализированного научного теоретического познания.
  11. Культурологический подход выступает ориентиром личности на творческую и развивающую деятельность, на осмысленный подход к собственному обучению и развитию.

Идеология культурологического подхода

Культурологический образовательный подход базируется на трех китах: личность, образование и культура. Он предполагает гуманную направленность образования и гуманистическое становление личности учащегося в ходе освоения культурного наследия.

Основные идеи культурологического подхода:

  1. Расширенное понимание логики становления и развития той сферы культуры, которая не входит в содержание учебной программы и изучения конкретной дисциплины;
  2. Рассмотрение культуры в качестве системы, целостной структуры, функционирующей и развивающейся по конкретным законам и принципам;
  3. В основе познания лежит принцип уважительного отношения к чужим взглядам, ценностным установкам, идеям, убеждениям, мнению;
  4. Исследование конкретных знаний и научных теорий реализуется при их рассмотрении в качестве исторических процессов, развивающихся и изменяющихся по ходу развития культуры общества и отдельных народов.

Формы реализации культурологических идей

Образовательная деятельность, основанная на применении культурологического подхода, основывается на использовании нескольких вариантов форм его практического воплощения. В ходе практической деятельности осуществляется реализация идей культурологического подхода. Они воплощаются в следующих формах:

Как отличить культурологический урок от урока, в котором просто использовано культурное наследие планеты? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать – какие принципы лежат в основе культурологического урока. Сегодня мы с вами рассмотрим три основные позиции, формирующие культурологическое пространство урока, их реализацию на отдельных предметах. А также попытаемся разработать модель культурологического урока на примере литературного чтения.

Оценить 1385 0

Цель: дать представление об особенностях культурологического аспекта в образовании, как средства формирования культурного поля обучающихся, воспитания гармоничной личности.

1) показать возможную реализации основополагающих принципов культурологического подхода в преподавании разных дисциплин;

2) рассмотреть один из принципов культурологического урока через практическую работу с группами.

В настоящее время культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя. В условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания культурологическая подготовка учителя является особенно актуальной. Современный учитель должен обладать системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.

Сегодня культурологические дисциплины являются обязательным компонентом высшего образования. Кроме того, многообразные курсы по изучению культуры являются необходимым элементом профильного обучения в общеобразовательной школе.

Уроки культурологической направленности способны возбудить интерес учащихся к урокам, а значит сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.

Как отличить культурологический урок от урока, в котором просто использовано культурное наследие планеты? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать – какие принципы лежат в основе культурологического урока. Сегодня мы с вами рассмотрим три основные позиции, формирующие культурологическое пространство урока, их реализацию на отдельных предметах. А также попытаемся разработать модель культурологического урока на примере литературного чтения.

Принцип 1. Работа с неадаптированными материалом.

Не секрет, что практически все тексты в учебниках так или иначе методические обработаны, с одной стороны – это значительно упрощает процесс познания, но с другой стороны, работа с такого рода текстами не увлекает детей. Если спросить ученика, помнить ли он о чем был текст упражнения по русскому языку, узнал ли он для себя что-то новое, то ответ, скорее всего, будет неутешительным.

В тоже время, работа с неадаптированными текстами может легко перерасти в увлекательную дискуссию во время занятия.

Примером работы с неадаптированным материалом такого рода будут, нетрадиционные тексты, написанные самим учителем или иным автором.

Такие тексты можно сделать содержательными не только с точки зрения орфографии и пунктуации, но и точки зрения формирования культурного пространства обучающегося. Например:

Вилкой сейчас никого не удивишь. Но до семнадцатого века люди на Руси чай пили из чашки, а пищу брали всегда руками. Вилку использовали только в приготовлении еды. Часть людей попробовала есть вилкой! Но их приняли за чудаков!

Пришла Аня в Эрмитаж. Какая кругом красота! Как много старинных и удивительных экспонатов. Устала Аня, подошла к большому креслу и присела отдохнуть. Но вдруг подошел дежурный и вежливо попросил девочку встать. Оказалось, что это трон Петра І!

Петропавловская крепость строилась в Петербурге на маленьком острове. Зайцев в ту пору на нем было много.

По легенде, Петр І приплыл туда проверить строительство крепости. Когда он выходил из лодки, один заяц прыгнул ему на сапог. Это очень развеселило царя. А остров получил свое интересное название.

Семья – это мастерская, в которой живут радости и горести, успехи и неудачи, но главное – это взаимная любовь и уважение. Традиции создают атмосферу нашего дома…

Опять пять ребят нашли у пенька по пять опят.

Вопрос: сколько опят наши ребята? (5 ∙ 5 = 25 опят)

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – ещё позавчера.

Вопрос: сколько трещоток потеряли сороки? 3 ∙ 3 ∙ 3 = 27 трещоток)

Пошел Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Зацепился за прут

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

Вопрос: сколько лопат купит Ипат за 4 дня? (5 ∙ 4 = 40 лопат)

Сколько лопат пропадут за неделю? (5 ∙ 7 = 35 лопат)

Или прогулка по историческим местам нашего города.

С обору огромному равного нет.

Его возводили почти ____ лет!

К акой многотрудной

должна быть работа,

Чтоб стали вокруг _________колонн

И купол в лучах засверкал золотой!

Н о кто ж архитектор? Известен вам он.

Построил в столице собор-великан

Зодчий великий Огюст ____________.

Чтобы узнать, сколько лет строился собор, определи, используя таблицу ниже, чему равен каждый фрукт и ягода, и реши пример:

Чтобы определить, сколько колонн использовано при строительстве собора, отгадай загадки и подставь ответы в соответствующие клетки.

Палочка, но с завитком,

Как кочерга — такая же на вид.

Эта цифра первая во всём,

И в счёте впереди других стоит!

На стебелёк она похожа,

Стоит почтенно, как вельможа.

Прямая, ровная всегда,

После нуля идёт она.

Лебедь плавает в тетрадке,

Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка,

Цифру эту получай-ка.

Чтобы узнать фамилию скульптора, построившего собор, реши ребус.

Если ты не смог разгадать загадку и узнать название собора, реши примеры и подставь нужные буквы в клетки.

Такие факторы, как увеличение глобализации процессов и размеры современной экспансии приводят к таким результатам:

  • Нивелирование национальных культур.
  • Актуализация проблем необходимости существования таких национальных культур.
  • Мотивация к усилению культурологического процесса как наиболее значимого в системе образования.

Современные подходы к пониманию культурологического подхода

Нет единого определения культурологического подхода в современной научной литературе.

Существует три мнения к определению культурологического подхода.

Культурологический подход – это образовательный, воспитательный и культурные процесс, который происходит в образовательной культурной среде.

Второе определение культурологического подхода – это комплекс теоретических и методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, которые направлены на передачу и создание культурных ценностей в сфере образования.

Культурологический подход – это изучение личности в взаимодействии с культурной моделью, в контексте её культурологического существования.

Основные положения культурологического подхода в педагогике

Выделяют такие основные положения культурологического подхода в педагогике:

  • Ученик является актёром или субъектом обучения, который может культурно развиваться и способен на саморазвитие.
  • Педагог выступает посредником между учеником и культурной моделью. Педагог знакомит обучаемого с культурными особенностями, уникальностью, самобытностью, помогает определить личность и сформировать систему культурных ценностей.
  • Образование является культурным процессом. В его формировании важную роль играют личные смыслы, общение всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью культурного развития.
  • Учебное учреждение является целым культурно-образовательным пространством, где создаются культурные образцы, события, которые влияют на дальнейшее развитие культуры.

Культурологический подход в педагогике – это реализация всех положений и подготовка специалиста-носителя национальной и профессиональной культуры.

При реализации вышеперечисленных положений возможна культурная идентификация личности ученика, осознание к какому этносу он относится, культурной модели, принятие ценностей, понимание организации социальных отношений, особенности которой объясняются спецификой отдельных национальных культур.

Практическая имплементация культурологического подхода к воспитанию и образованию абсолютно меняет представление об обучении как процессе, который направляется на накопление только информационных, познавательных ценностей. Также существенно увеличивает культурные основы образовательного процесса.


В настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию и которое представляет иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культурологический подход в образования, никоим образом не противоречащий, а дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования. Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования личности в культуре дано в трудах С.И. Гессена [3, с.7]. Исходным для него является признание множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора – адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед личностью как путь ее бесконечного развития. Точнее, это иерархия целей, стоящих перед человеком. Осуществление первых – практических – лишь необходимое средство для выполнения целей второго порядка, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т.е. задачи наивысшего порядка, открывающие путь для бесконечного развития личности.

Выработанные в культуре ценности только тогда могут быть органично восприняты индивидом и присвоены им на личностно-смысловом уровне, если они пережиты личностью, приняты ею эмоционально, а не только поняты и усвоены рационально. Отличаясь по самой своей сути от знаний, выражая межсубъектные отношения, ценности предполагают иной способ распредмечивания - процесс духовного общения, при котором и происходит приобщение другого к тем или иным ценностям. Ценностями личность овладевает самостоятельно, а не усваивает в готовом виде. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса воспитания [5, с.284].

Всестороннее развитие личности младшего школьника не может получить, если у него не будет сформировано определенных ценностей, норм, правил поведения. Учитель, именно в начальной школе, должен привить и закрепить в детях эти составляющие их внутреннего мира, т.к. нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека в будущем. Все люди должны придерживаться норм поведения — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Детям нужно объяснять что такое гуманизм, патриотизм, для чего нам нужен труд и многое другое. Ребенок должен знать все эти вещи с самого детства для своего всестороннего развития.

Культурологический подход – это, прежде всего, принципиальная нравственная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом [6, с.227]. С помощью культурологического подхода личность младшего школьника приобретает разнообразные знания, умения, навыки и качества, такие как: любовь к Родине, уважение к старшим, чувство долга, вины, доброта, честь, ответственность и т.д.

Таким образом, культурологический подход является одной из основных составляющих всестороннего развития личности младшего школьника.

Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. - Минск: Наука и техника, 1985. – 184 с.

Гессен С.И. Основы педагогики М., 1995. – 7 с.

Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. – 328 с.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. – 284 с.


-75%

Читайте также: