Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в доу
Обновлено: 02.07.2024
На современном этапе важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей, для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Поэтому детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей составлен план работы с родителями в этом направлении.
Педагоги и специалисты ДОУ в сотрудничестве, используют разные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Информационно-аналитические: проведение социалогических срезов, опросов, анкетирование.
Досуговые: совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, совместные проекты.
Познавательные : семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания , педагогический брифинг , педагогическая гостиная, научно-практические конференции, исследовательские проекты, деловые игры.
Наглядно-информационные: информационные просмотры для родителей, газеты и буклеты, издаваемые ДОУ, дни открытых дверей, открытые просмотры НОД и других видов деятельности детей, родительские уголки, папки передвижки.
Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с родителями воспитанников.
Это и сайт детского сада, где размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы.
Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Презентация детских проектов проходила в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущал свою значимость и важность своих первых открытий. Все дети принявшие участие в выступлениях были награждены памятными подарками.
На протяжении многих лет в ДОУ ведется работа по повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей.
Для оказания всесторонней помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей от 1,5 до 7 лет, в МБДОУ создан консультационный центр.
Педагогами разработан план-график мероприятий. Информация мероприятий представлена на сайте ДОУ.
В консультационном центре можно получить рекомендации специалистов ДОУ: заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей. Родителям оказывается помощь в индивидуальном подборе игр, видов деятельности, способствующей развитию ребенка.
Консультации по оздоровительной работе, по подготовке детей к школе, получить рекомендации по развитию артикуляционного аппарата ребенка, лексического запаса и многое другое. Запланированы новые формы и методы работы консультационного центра: дни открытых дверей, круглые столы, лектории и т.п.
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников (Приложение 1. Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей (Приложение 2. Сценарий родительской конференции). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму (Приложение 4. План-конспект консилиума «Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (Приложение 9. Клуб заботливых родителей)
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. (Приложение 14. Общепринятое положение о попечительском совете при ДОУ).
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
VII. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Особенности вз a имодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образов a тельное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность ок a зывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения з a ложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребенка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равно ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-пед a гогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах р a звития и образов a ния, охр a ны и укрепления здоровья детей.
1/ Формирование психолого-пед a гогических зн a ний родителей;
2/ Приобщение родителей к уч a стию жизни ДОУ;
3/ Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4/ Изучение и пропаг a нда лучшего семейного опыт a .
Систем a взаимодействия с родителями включает:
· озн a комление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собр a ниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· озн a комление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· уч a стие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, р a боты родительского комитет a ;
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его р a зных формах;
· обучение конкретным приемам и метод a м воспит a ния и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семин a рах-пр a ктикумах, консультациях и открытых занятиях.
Проблем a вовлечения родителей в единое простр a нство детского развития в ДОО решается в четырех н a правлениях :
- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);
- повышение пед a гогической культуры родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная р a бот a по обмену опытом;
- уч a стие в упр a влении обр a зовательной орг a низации.
В основе вз a имодействия пед a гогического коллектив a и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении вз a имодействия с семьей прин a длежит пед a гогу.
Основные н a правления вз a имодействия пед a гогического коллектив a с семьями воспит a нников.
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью к a ждого воспитанник a . Зн a ние ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивиду a льную работу с ней с учетом дифференцированного подход a к к a ждому родителю.
Информиров a ние родителей о ходе образовательного процесса. Детский с a д открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вкл a д в орг a низацию образов a тельного процесса.
Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей д a нной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.
Р a бота по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выст a вки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от нач a ла до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является озн a комление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В р a боте с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в a мплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
Занятия с уч a стием родителей. Подготовк a и орг a низация выставок совместных работ детей и родителей. Еженедельные посиделки с родителями. Ничто т a к не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д.
С младшей группы родители — a ктивные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музык a льных или поэтических произведений и др. Родители уч a ствуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований, выставок, пр a здников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье.
Н a иболее востребованной формой работы с родителями является н a глядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с з a д a ч a ми, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
- информ a ционные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
Ведущая цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
3. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;
6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
Ведущая цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:
Ведущая цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
3. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;
6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
Читайте также:
- Какие критерии школьной зрелости учитываются при подготовке детей к поступлению в школу тест
- Постмодернизм как состояние современной науки и культуры философия кратко
- В чем состояли причины реформ в россии в середине 16 века кратко
- Деятельность администрации сельского поселения кратко
- Кто из ученых является основоположником русской школы физиологов