Кто из ученых является основоположником русской школы физиологов

Обновлено: 04.07.2024

Это признание разделяют и другие физиологи мира. В истории развития физиологии первое место занимает Иван Михайлович Сеченов. И. М. Сеченов считается отцом русской физиологии, как назвал его И в ан Петрович Павлов, другой великий физиолог — гордость русской науки. И. М. Сеченов, а затем и И. П. Павлов наметили основные идейные и методические установки, обеспечившие на протяжении ряда десятилетий приоритет русской физиологической науки. И. М. Сеченов и И. П. Павлов — эти два имени стали символом величия отечественной науки, оказавшей исключительное влияние на мировую культуру.

История физиологии в нашей стране, как и других естественных наук, восходит к тому яркому периоду в истории России, который связан с деятельностью Петра 1, основанием Петербургской Академии наук, подбором талантливых ученых. Первым русским физиологом является сподвижник Петра I доктор философии и медицины Петр Васильевич Посников (учился в знаменитом Падуанском университете, как и основоположник физиологической науки англичанин Вильям Гарвей).

Особенное развитие эта тема получила в трудах А. М. Филомафитского. В 1822 г. французский ученый Ф. Ма- жанди установил раздельное существование чувствительных и двигательных нервных волокон. К концу XVIII в. в России сложилась чрезвычайно ярко выраженная тенденция опытного (экспериментального) исследования явлений природы научными методами, которая прослеживается через всю историю русской физиологии и нашла свое конкретное выражение в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

И. М. Сеченов после окончания медицинского факультета Московского университета работал в физиологических лабораториях Западной Европы. Это были годы огромного интереса к физиологии в России и ее бурного развития, что привлекло к себе смелых и талантливых исследователей, среди которых был и И. М. Сеченов.

В 1858 г. приступил к заведованию кафедрой физиологии в Казанском университете замечательный русский ученый Ф. В. Овсянников, в дальнейшем академик и основатель физиологической школы. Он также успешно работал в физиологических лабораториях Европы.

При участии первых русских физиологов в западноевропейских лабораториях были выполнены многие выдающиеся работы, оставившие глубокий след в истории физиологии. И. М. Сеченов за короткий срок работы благодаря самостоятельной и оригинальной постановке проблем (наблюдение над флуоресценцией глаза, глубокое изучение распределения газов крови, конструирование новой модели прибора для выкачивания газов из крови и др.) завоевал себе авторитет крупного физиолога.

Развитие физиологии в России

Работы И. М. Сеченова явились отправным пунктом в создании учения об условных рефлексах И. П. Павловым.

Ранее И. П. Павлов (окончил Петербургский университет, работал в Петербурге) провел исследования по определению роли иннервации системы кровообращения. Он установил наличие усиливающего сокращение сердца симпатического нерва (1881), создал учение о трофическом влиянии нервной системы (1920). И. П. Павлов многие годы изучал физиологию пищеварения, разработал методы наложения постоянной фистулы поджелудочной железы, формирования изолированного желудочка, определил основные закономерности секреторной деятельности пищеварительных желез, роль симпатических и парасимпатических нервов в рефлекторной регуляции этой деятельности.

В начале XX в. И. П. Павлов целиком посвятил себя решению важнейших проблем, связанных с учением об условных рефлексах. Открытые им условные рефлексы пищеварительных желез были фундаментом, на котором он построил новое грандиозное здание — учение о высшей нервной деятельности.

Благодаря деятельности А. Ф. Самойлова в Казанском университете развернулись электрофизиологические исследования нервно-мышечной деятельности (1904). А. Ф. Самойлов был первым, кто поставил вопрос о химическом характере передачи возбуждения с соматического нерва на скелетные мышцы и в центральной нервной системе. В 1933 г. казанский физиолог А. В. Кибяко в доказал химическую передачу возбуждения от одного нейрона к другому в шейном симпатическом узле.

К. М.Быков с коллективом провел многочисленные исследования роли коры больших полушарий в деятельности внутренних органов. JI. А. О рбели развил учение И. П. Павлова о трофическом влиянии нервной системы. Основоположником возрастной физиологии является И. А. Арш авский, эволюционной физиологии — А. И. Карамян, экологической физиологии — А. Д. Слоним, учения о функциональных системах организма — П. К. Анохин.

Развитие физиологии в России

Значительные успехи отечественных ученых поставили Россию наравне с ведущими научными центрами, создали целую эпоху в мировой физиологии. Исследования, проводимые И. П. Павловым, чрезвычайно активизировали интерес врачей и ученых всего мира к российской физиологии, став основой некоторых современных ее направлений. В Россию стали приезжать для ознакомления с проблемами и методиками исследований молодые и известные ученые из разных стран: В. Гросс, О. Конгейм, Ф. Бенедикт, Дж. Келлог, Ч. Шеррингтон и др. Многие физиологи России успешно работали и в различных научных учреждениях других стран.

Исследования по физиологии в России активно продолжаются в институтах физиологии им. И. П. Павлова РАН (Санкт-Петербург), возрастной физиологии РАН (Москва), эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН (Санкт-Петербург), высшей нервной деятельности РАН (Москва), биологии развития РАН (Москва), физиологии Республики Коми научного центра УРО РАН (Сыктывкар), физиологии Сибирского отделения РАМН (Новосибирск) и др., а также на кафедрах и в лабораториях университетов, медицинских академий. Регулярно издаются физиологические и биологические журналы, проводятся конференции и съезды по вопросам физиологии.

Разработанные И. М. Сеченовым и И. П. Павловым принципы и методы физиологических исследований легли в основу развития физиологии сельскохозяйственных животных.

Под руководством И. П. Павлова впервые были проведены глубокие исследования с использованием фистульной методики секреторной деятельности слюнных желез и сычуга (Н. В. Рязанцев, 1898; В. В. Савич и И. П. Тихомиров, 1910; И. И. Бельчовский, 1912).

В Казанском ветеринарном институте начал свою деятельность К. Р. Викторов, внесший значительный вклад в развитие физиологии. В 1910 г. он стал заведовать кафедрой физиологии; довольно быстро и широко развернул лабораторную и исследовательскую работу. В годы СССР кафедра становится лучшей из физиологических кафедр ветеринарных институтов по многообразию изучаемых проблем и интенсивности их решения.

Оригинальные исследования по определению роли спинного мозга, мозжечка, коры больших полушарий головного мозга, особенностей пищеварения у лошадей проведены Н. Ф. Поповым на кафедре физиологии Московской ветеринарной академии.

Многие принципы и закономерности деятельности системы пищеварения и обмена веществ у сельскохозяйственных животных определены К. Р. Викторовым, П. И. Жеребцовым, В. Ф. Врак и ным, В. И.Георгиевским на кафедре физиологии Московской сельскохозяйственной академии.

Глубокие исследования процессов, обеспечивающих пищеварение у жвачных животных, провел Д. Я. Криницын на кафедре физиологии Омского ветеринарного института.

А. Д. Синещеков считается создателем учения биологии питания сельскохозяйственных животных. Г. И. Азимов изучил целый ряд вопросов физиологии желез внутренней секреции, высшей нервной деятельности, лактации; А. А. Кудрявцев — энергетического обмена, пищеварения, обмена веществ, анализаторов, высшей нервной деятельности.

Большую роль в формировании современного представления о физиологии пищеварения у жвачных животных сыграли работы Н. В. Курилова, А. П. Кротковой, Д. К. Куимова, Т. Е. Кости н ой, Е. Н. Павловского, П. Т. Тихонова, А. Я. Рябикова, П. Я. Гушина и др., у лошадей - П. С. Ионов а, В. И.Кузнецова, Н. В. Кури лова, Ф. А. Мещерякова, Т. П.Протасеня, Г. В. Федотова и др., у свиней — А. В. Квасницкого, А. Д. Синещекова, Е. 3. Ткачева и др..

у птиц — В. И.Георгиевского, А. А. Кудрявцева, Ц.Ж.Батоева, Г. Ф. Лаврентьевой, А.Ч.Ли, В. В.Ли, И. У. Полякова, Н. Н. Царикова, Н. П. Федоровского и др; обмена веществ и энергии — А. А. Алиева, Н.Т. Григорьева, А. ГГ Кош ар о в а, Н.А. Шманенкова, М. Ш.Кафарова, В. М. М артюшова, А. П. Костина, Е. А Надальняк, А. Ф. Солдатенкова, А. М. Емельянова, С. В. Стояновекого, К. Г. Сухомлина, Н. С. Шевелева, Б. Д. Кальницкого и др.; физиологии почек — В. Ф. Лысова, А. И. Кузнецова и др.; крови, кровообращения и дыхания — Н. У. Базановой, Л. Г. Карташовой, В.Н.Никитина, A. Л. Скворцовой, И.И.Хренова, М. П. Рощевского и др.; физиологии эндокринных желез — В. П. Р адченкова, B. И. Максимова, В. А. Матвеева и др.; лактации — И. А. Барышникова, И. И. Грачева, М. Т. 3акс, Э. П. Кориной, Г. Б. Тверского, Ю. Н. Шамберева и др.; высшей нервной деятельности — И. А. Барышникова, В. В. Науменко, Г. В. Паршутина, Е. Н. Павловског о, Т. В. Ипполитовой, А. А. Иванова и др.; физиологических особенностей молодняка — В. Ф. Лысова, В. И. Максимова и др.

Проблемы физиологии сельскохозяйственных животных успешно решаются в Научно-исследовательском институте физиологии, биохимии и питания животных РАСХН (Боровск), Институте животноводства РАСХН (Дубровицы), а также отраслевых иститутах по животноводству, на кафедрах физиологии сельскохозяйственных и ветеринарных вузов.

Источник. Физиология и этология животных. Под редакцией доктора биологических наук, профессора В. И. Максимова. Учебное издание.

Материал содержит информацию об основных этапах развития физиологии в России и отечественных ученых физиологах.

ВложениеРазмер
Отечественная школа физиологии 19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Отечественная физиология: развитие и достижения

В 2014 году российская общественность широко отмечает 185-летие со дня рождения И.М.Сеченова, и 165-летие со дня рождения И.П.Павлова, величайших русских физиологов, людей, глубоко преданных своему Отечеству, страстно любивших Россию и творивших для ее могущества. Будучи исключительными личностями и неутомимыми труженниками, они внесли неоценимый вклад в развитие нашей страны и судьбы людей, в развитие науки и образования.

Это послужило поводом для принятия решения об организации в нашей школе научных чтений, посвященных изучению и систематизации обширных данных о роли русских ученых в развитии отечественной науки, об исследовании их научных разработок, общественно-политических взглядов, социальной деятельности.

Прежде чем, мы продолжим знакомство с жизнью и деятельностью, научными достижениями И.М.Сеченова и И.П.Павлова, мне хотелось представить вашему вниманию небольшой исторический экскурс о развитии физиологии в России и условиях, которые этому способствовали.

Физиология - одна из древнейших естественных наук, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей в тесной взаимосвязи с окружающей природой. В одной из лекций, прочитанных в начале 20 века И.П.Павлов определяя цели и задачи физиологии, говорил: "Пределом физиологического знания, целью его является выразить это бесконечно сложное взаимоотношение организма с окружающим миром в виде точной научной формулы".

Первым русским физиологом и доктором медицинских наук был один из выдающихся сподвижников Петра I Петр Васильевич Посников, который ставил перед собой задачу - экспериментально изучить причину наступления смерти (слайд).

Многое сделал для развития физиологии и знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов. Он не только впервые сформулировал закон сохранения материи и превращения энергии, но и разработал научные основы процесса окисления, которые в дальнейшем были положены в основу учения о дыхании. (слайд).

Огромное влияние на формирование материалистических традиций в отечественной физиологии оказали работы революционных демократов 60-х годов XIX столетия. В своих произведениях они горячо пропагандировали достижения естественных наук и материалистическое мировоззрение (слайд).

В дальнейшем идеи русских просветителей-демократов были активно восприняты И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

В это время происходит зарождение физиологических школ в России, когда почти одновременно с Медико-хирургической академией в Петербурге, в Казанском и Харьковском университетах были созданы первые лаборатории для проведения физиологических экспериментов.

Именно в этот период русская физиология получила мировое признание. Если основатели первых школ - сформировались как физиологи в европейских лабораториях, то их ученики были воспитанниками собственных лабораторий. Основным фактором формирования научных школ на родной почве явился университетский Устав 1863 г., предоставивший университетам автономию и снабдивший лаборатории материальными средствами, усилив профессорско-преподавательский состав.(слайд).

В истории физиологии вообще и российской в том числе можно выделить два периода: эмпирический и экспериментальный, который можно подразделить на два этапа— до И. П. Павлова и после него.

В 1890 г. в России основан первый НИИ медико-биологического профиля – знаменитый Институт экспериментальной медицины, в физиологическом отделе которого были выполнены классические исследования И.П.Павлова по физиологии пищеварения, удостоенные в 1904 г. Нобелевской премии (И.П.Павлов стал первым русским лауреатом Нобелевской премии).

Будучи активным созидателем, И.П.Павлов не только создал физиологию пищеварения и учение о ВНД, мощнейшую в мире физиологическую школу, но и основал Физиологический институт РАН, Общество русских физиологов и Русский физиологический журнал, проводил научные заседания, вошедшие в историю как "павловские среды". Зарубежные физиологи активно приезжают в институт экспериментальной медицины – к Павлову – учиться новым методам исследования.

В конце XIX – начале ХХ вв. благодаря И.М.Сеченову формируется Московская школа физиологов, школа Н.Е.Введенского в Петербургском, В.Я.Данилевского в Харьковском, Н.А.Миславского (медицинский факультет) и А.Ф.Самойлова (физико-математический факультет) в Казанском университетах.

В 1935 г. в Ленинграде был блестяще проведен XV Международным конгрессом физиологов под председательством И.П.Павлова. Это был период расцвета советских физиологических школ, зарождения новых перспективных направлений в физиологии, обеспечивших разнообразие научных школ и расширение их географии.

В истории науки, как в зеркале, отразилась история государства. Ученые выделяют и драматический период – конец 40-х – начало 50-х годов ХХ в, вызванный исключительно политико-идеологическими и социальными условиями, парализовавший на многие годы деятельность ведущих физиологических школ.

Подтверждением тому служит один очень значимый факт: в 1947 году, прошел с успехом первый после Великой Отечественной войны Всесоюзный съезд физиологов, фармакологов и биохимиков, свидетельствующий о многообразии и богатстве, достижениях физиологических школ. А в 1950 году вопреки здравому смыслу была организована позорная совместная сессия АН СССР и АМН СССР, провозгласившая правомерность одного-единственного направления в физиологии – Павловского, – тем самым дискредитировав на многие годы имя великого Павлова.

На протяжении более полутора века физиологические школы служили главным фактором развития медико-биологических наук. Их достижения обусловили формирование самостоятельных дисциплин – экспериментальной патологии (патологической физиологии), биохимии и биофизики.

Прогресс физиологии в XX-XXI в. основан на успехах физики и химии, приложенных к исследованию функций организма и его химического состава. Это направление получило большое развитие.

Тонкие и чрезвычайно точные электронные приборы позволяют изучать функции отдельных клеток и даже отдельных клеточных структур. Например, микроэлектродной методикой непосредственно исследуют жизнедеятельность отдельных нервных клеток, мышечных волокон, рецепторов сетчатки.

Для микрофизиологических исследований, например для изучения передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую или с нервной клетки на мышечную клетку, применяют электронные микроскопы, обладающие разрешающей способностью в несколько единиц или десятков А.

В результате применения электронных приборов получены новые факты о функциях разных структур головного мозга, исследовано их участие в образовании условных рефлексов, в эмоциях. Глубоко изучена роль гормонов и медиаторов в деятельности разных отделов нервной системы.

Благодаря развитию тонких биохимических методов открыты ранее неизвестные медиаторы нервной системы, образующиеся в естественных условиях. В результате этих открытий возникла возможность направленно воздействовать на психику.

Таким образом, взаимодействие и взаимная связь физиологии с биологией, математикой, физикой и химией — основная тенденция ее современного развития.

Завершить свое выступление я хотела бы выдержкой из письма к молодежи, написанным И.П.Павловым в октябре 1934 года:

"Чтобы я хотел пожелать молодежи?

Прежде всего - последовательности.

Второе - это скромность.

Третье - это страсть".

Сегодня в нашем государстве вновь открываются большие просторы перед вами ребята, в том числе для осуществления исследовательской деятельности, для организации творческого и научного поиска. И я думаю, что для вас должно быть вопросом чести - оправдать те упования, которые возлагает на вас наше государство. Выбирайте себе достойные идеалы для подражания. Будьте страстны в любой даже самой маленькой вашей работе, в ваших исканиях.

Сын бывшей крепостной крестьянки, ставший доктором наук. Вероятный прототип персонажей романов Тургенева и Чернышевского. Первый переводчик одного из трудов Дарвина на русский язык. Все это – физиолог и просветитель Иван Михайлович Сеченов.

Истина в вине

Одним из ранних научных трудов Сеченова стало исследование, посвященное физиологии алкогольного опьянения. Вероятно, оно было основано на личном опыте: в молодости Иван Михайлович был завсегдатаем литературных встреч, которые организовывал Аполлон Григорьев. Одним лишь обсуждением поэзии эти встречи не ограничивались: по всей округе ходили слухи о том, как кутили молодые ценители литературы. Однако Сеченов направил опыт, приобретенный на этих мероприятиях, в нужное русло. Впоследствии его университетские работы, посвященные воздействию алкоголя на организм человека, выросли в полноценную диссертацию. Ее защита состоялась в 1860 году в Медико-хирургической академии в Петербурге.

Талантливый человек талантлив во всем

Преподавательская деятельность

Вероятно, именно из-за подобных отзывов прощание профессора с преподавательской деятельностью так и не состоялось: он все-таки продолжил читать лекции на Пречистенских курсах.


Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.

Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови.

Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Кроме того, он установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов

Содержание

Биография

Родился 1 августа 1829 г. в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово Нижегородской области).

Окончил Главное инженерное училище в Петербурге в 1848 г. и медицинский факультет Московского университета (1856 г.). В 1856—1859 г. работал в лабораториях Иоганна Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона и Ф. Хоппе-Зейлера в Берлине, О. Функе в Лейпциге, К. Людвига (Вена), Германа Гельмгольца в Гейдельберге.

Покинув в 1870 г. академию, в 1871—1876 гг. заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете в Одессе; в 1876—1888 гг. был профессором физиологии Петербургского университета, где также организовал физиологическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Бестужевских высших женских курсах, одним из основателей которых он был.

С 1889 г. приват-доцент, с 1891 г. профессор физиологии Московского университета. В 1901 вышел в отставку, но продолжал экспериментальную работу, а также преподавательскую деятельность на Пречистенских курсах для рабочих в 1903—1904 гг..

Труды учёного


Развитие физиологии

С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии Иван Михайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченов на пути создания научной школы.

Организованная учёным в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины.

Исследования головного мозга. Феномен центрального торможения

В Париже, в лаборатории Клода Бернара (1862 г.), Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки.

Сеченов и психология

Опираясь на достижения физиологии органов чувств и исследования функций двигательного аппарата, Иван Михайлович подвергает критике агностицизм и развивает идеи о мышце как органе достоверного познания пространственно-временных отношений вещей. Согласно Сеченову, чувственные сигналы, посылаемые работающей мышцей, позволяют строить образы внешних предметов, а также соотносить предметы между собой и тем самым служить телесной основой элементарных форм мышления.

Эти идеи о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия.

Сеченов отстаивает материалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современной физиологией и психологией.

Память

На родине Сеченова ему воздвигнут памятник; его имя присвоено в 1955 1-му Московскому медицинскому институту, который теперь называется Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова. Также его именем назван институт эволюционной физиологии и биохимии АН СССР (1956).

Читайте также: